Конспект ООД по социально бытовой ориентировке «Транспорт» (Старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 24 «Теремок» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Конспект ООД по социально бытовой ориентировке
"Транспорт"
в старшей группе компенсирующей направленности №11
подготовила: учитель-дефектолог Бабенко Н.А.
Мелеуз
2022г.
Цель: закрепить и обобщить знания о видах транспорта.
Задачи:
- образовательные:
расширять словарный запас детей по теме "Транспорт";
обобщить понятия "наземный", "водный", «воздушный» транспорт;
умение образовывать сложные слова из двух слов;
выделять звуки на улицах города, шум машин, работающий мотор, сирены специального транспорта, шум реки;
формировать навыки активности, умения работать в команде
- развивающие:
развивать фонематический слух;
продолжать развивать познавательные процессы детей (внимания, мышления, памяти);
развивать зрительное и слуховое восприятия;
развивать мелкую моторику рук.
- воспитательные:
воспитывать самостоятельность, доброжелательность.
-коррекционные:
учить понимать словесные указания на пространственную ориентировку; упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения.
Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта;
разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом;
изображения воды, неба, дороги.
Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание картин, чтение стихов, рассказов о транспорте, экскурсия «Улицы города», сюжетные игры «Прогулка по городу».
Деятельность детей:
выкладывание картинок;
работа с картой
Ход занятия:
I часть.
Организационный момент
Вос. : - Здравствуйте! Ребята, посмотрите на картину, что на ней нарисовано?
Что вы слышите? (шум города, машин).
Как можно назвать все эти машины одним словом? (транспорт)
Как называется транспорт, который едет по дороге? (наземный)
IIчасть.
Дидактическая игра «Угадай по звуку?» (интерактивная доска)
3-4 машины угадали звук, нашли картинку (на интерактивной доске или просто) попросить детей определить по звуку, какой транспорт движется по дороге.
( скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина)
- Звуки, каких машин вы слышите? (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина) Это служебный, специальный транспорт, который нам очень помогает.
Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.
А, вы любите загадки? Я знаю одну необычную загадку. На одной ладошке у меня слово сам, на другой – слово катится. Давайте сложим их, соединим два слова, откроем и подуем. Какое слово получилось? (самокат)
Мне интересно узнать, почему у некоторых машин необычные названия.
Вездеход - ...
Самосвал - ...
Самокат - ...
Мусоровоз- …
Молоковоз – …
Цементовоз - …
Бензовоз - …
Ребята, я буду говорить предложения, а вы попробуете закончить его одним словом.
Ночью в гараже спят … (машины)
Их заправляют … (бензином)
В темноте машины включают … (фары)
У машин не ноги, а … (колеса)
Налили бензину.
Завели…(машину).
Сели мы в машины,
Зашуршали…(шины)..
Нажимаю на педаль
И машина мчится…(вдаль).
Вот бежит, поднявши пыль,
По шоссе… (автомобиль).
Дороги бывают разные, предлагаю проехать вот по такой дороге, будьте внимательны.
- Я буду говорить, вы будете выполнять действия, вам нужно будет продолжить предложение, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),
Во двор … (заехали), вот и … (приехали).
Вос: - Профессия водителя очень трудная. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. А, что помогает регулировать движение на дорога. (Светофор и правила дорожного движения)
Вос: Теперь мы водители. Во время поездки, будем соблюдать правила дорожного движения.
Физминутка «Машина»
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота,
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы хоть куда.
Возвращаются (садятся)
Работа с картиной «Река» (водный транспорт)
Слушаем шум реки.
- Послушайте звуки и скажите, что движется по реке
Слушаем звуки парохода, катера и лодки, находим картинку.
Как называют транспорт, который плавает по воде?
( водный транспорт)
Д\у «Наоборот»
Корабль плавает далеко, а лодка…
Корабль плывет быстро, а лодка…
Корабль просторный, а лодка…
Корабль длинный, а лодка…
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки сложу
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья-
Это лодочка моя.
И по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Работа с картиной «Небо».
Послушайте, вам знакомы эти звуки? (Звуки самолета, вертолета).
Найдите картинку с изображением ….. и выложите. Как называется транспорт, который летает по воздуху? (Воздушный транспорт)
Физкультминутка «Самолет»
Я построю самолёт
(руки в стороны)
Шлем надену и в полёт
(руки на голову, руки вперед)
Сквозь волнистые туманы
(руки изображают волну)
Полечу в другие страны
(руки в стороны)
Над морями и лесами
(руки изображают волну, пальцы в стороны)
Над горами и полями
(пальцы рук вместе)
Облечу весь шар земной
А потом вернусь домой
(медленно поднимаем руки через стороны вверх, указываем на себя)
III часть.
Вос: давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте)? Назовите виды транспорта (наземный, водный, воздушный) Я, предлагаю вам, выложить из палочек и геометрических фигур транспорт, тот который, вам больше всего запомнился.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Выложи транспорт».