Занятие внеурочной деятельности «Тайны Кремлевского сада» (5–6 классы)
Тема занятия «Тайны Кремлевского сада»
Цель: создание условий для развития естественно-научной грамотности у детей.
Задачи:
1. формировать умение ориентироваться на местности, совершенствовать умение определять и называть местоположение;
2. формировать навыки безопасного поведения в окружающем мире природы
3. развивать наблюдательность;
4.закрепить представление детей о растительном мире ближайшего природного окружения;
5. познакомить детей с названиями деревьев, растущих на территории Кремлевского сада;
6. закреплять представления детей об изменениях в природе;
7.формировать умения наблюдать за погодой;
8.воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе своего края.
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает обратить внимание на предметы на столе перед занятием, предположить: о чем пойдет речь. | Изучают предметы, в ходе беседы предполагают, что тема будет связана с парком Вологды |
Выполнение задания 1 Задает вопрос: как добраться до Кремлевского парка? | Выполнение задания 1 Определение своего местонахождения, направление перемещения к Кремлевскому парку. |
Выполнение задания 2. Разделить объекты природы в 2 группы: живая или неживая природа. | Выполнение задания 2, обсуждение результатов |
Выполнение задания 3. Назвать правила поведения в парке | Выполнение задания 3. |
Выполнение задания 4. Определение растений разного яруса | Выполнение задания 4. |
Выполнение задания 5. Игра «Отгадай растение» | Играют. Выполняют задание5. |
Выполнение задания 6 «Осенние явления в природе» | Выполняют задание 6, проводят наблюдение за погодой |
Предлагает выполнить задание 7 | Отвечают на вопросы |
Подведение итогов экскурсии, рефлексия, предлагает поиграть. | Играют, отвечают на вопросы, подводят итоги. |
Перед началом занятия педагог обращает внимание на то, что лежит на столе (высказывания детей)
Дети замечают компас, план, картинки Кремлевского сада
- Интересно, что это такое? (дети высказывают свои предположения)
- Может, мы посмотрим? (педагог и дети называют предметы на столе, рассматривают план, фотографии парка)
Читаем «История Кремлевского сада»
По данным исследователей, нынешний Кремлёвский сад был заложен не позднее 1688 года при Архиерейском подворье. Изначально в саду росли яблони, которые приживались плохо и не плодоносили. Поэтому в 1770-м их частично вырубили, а освободившееся место засадили липами. При этом засыпали рвы и разобрали остатки вологодской крепости, построенной при Иване Грозном. Последняя башня, Пороховая, была снесена в 1823 году. В саду остатки рва не засыпали, а превратили их в пруды, которые постоянно меняли конфигурацию»
- Ребята, вы хотели бы побывать в этом интересном парке? (ответы детей)
- Значит, мы отправляемся на экскурсию.
- «Итак, дорогие ребята! Я приглашаю вас прогуляться по осеннему Кремлевскому саду Вологды, полюбоваться осенней природой»
- Ну, что, пойдём? А в каком направлении пойдем? Где располагается Кремлевский парк? Как определим? Что нам нужно? (возьмем план города Вологды и определим направление движения, по каким улицам пойдем – определяют маршрут движения)
Задание 1. Определить направление по плану, в какую сторону двигаться от лицея. По каким улицам лучше пройти?
- Ребята вот мы и пришли в наш удивительный парк, посмотрите вокруг. Мы с вами пришли не просто в Кремлевский сад, а в прекрасное царство природы.
- Что нас окружает? (называют «природа»)
- Что такое природа? (Облака, пруд, Солнце, животные…)
-Какая бывает природа? (Живая и неживая)
Задание 2. Детям предлагается назвать объекты живой и неживой природы
Неживая | Живая |
Солнце, воздух, вода | Растения, животные, человек |
- Пройдемся по парку. Ребята, здесь объявление «Не мусорить!» (изучают знак)
- Долгое время человек не задумывался о том, что богатство растительного мира не вечно, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите. Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось на самих растениях. Одни из них погибли, другим грозит гибель.
-Ребята, какие правила нужно еще соблюдать в парке? (называют правила)
Задание 3. Правила поведения в парке (называют правила - что можно делать и что нельзя делать людям)
Наш Кремлевский парк дружелюбно принял нас в свои владения. Давайте рассмотрим, как же растения располагаются в нем. В Кремлевском парке высажено 16 пород деревьев и 11 видов кустарников. Наиболее высокие - тополь берлинский, липа мелколиственная, лиственница сибирская, есть береза бородавчатая и вяз гладкий. Спирея дубравколистная, сирень обыкновенная, бузина, бересклет - растения пониже. Хохлатка плотная, медуница неясная, гусиный лук, чистяк весенний, ветреница лютичная появляются и радуют своим цветением весной.
-Как располагаются растения в нашем парке? (называют - ярусами)
-Сколько ярусов выделяется? (3)
-Какие растения составляют 1 ярус? (Называют: «Деревья». Поясняют: растения с твёрдым одревесневшим стеблям, от которого отходят тонкие ветки с листьями)
-Какие растения составляют 2 ярус? (Называют: «Кустарники». Поясняют: у этих растений сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно, да и по высоте они уступают деревьям.)
-Какие растения составляют 3 ярус? (Называют «Травы». Поясняют: у них мягкий травянистый стебель.)
Мы видим, что расселение растений в парке происходит по этажам (ярусам). При подобном расселении каждому растению достается столько света, сколько оно любит. Основу парка, как и леса, составляют деревья и кустарники, которые занимают первый и второй ярусы. Самый нижний ярус – травянистые растения.
Задание 4. Распределите растения по ярусам. (Выбирается экскурсовод-ребенок, который называет растение, другие ребята называют ярус, в котором он расположен)
-Куда бы мы не посмотрели, в Кремлевском саду, всюду увидим разнообразные растения. Обратите внимание на любое самое обычное растение, и ты увидишь, что оно по-своему красиво. (Рассматривают растения, называют отличия)
-Скажите, есть ли отличия во внешнем виде деревьев? (Называют «Есть лиственные и хвойные деревья)
- Как они отличаются? (Называют отличия)
- Найдите хвойные деревья? Найдите лиственные деревья? (Подходят к деревьям, рассматривают и описывают деревья)
- Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Отвечают)
(Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных растений. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз ( Показать на деревьях). Поэтому даже небольшие массы снега легко соскальзывают.)
-Необычное хвойное дерево – лиственница. Оно сбрасывает свою хвою осенью, как все лиственные деревья.
Задание 5. Игра «Отгадай растение».
Учитель показывает осенние листья, дети отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист.
- Ребята, скажите, какое время года сейчас (Называют «Осень»)
- Что такое осень? (Отвечают «Время года, природный ритм»)
-Природный ритм – равномерное чередование явлений в природе. Смена времен года – природные ритмы. Их можно назвать сезонными.
-Почему меняются сезоны года (Называют «Следствие орбитального вращения Земли»)
- Как узнать осень?
- Какие осенние явления в природе можно увидеть?
-Календарная осень - сентябрь открывает осень. Календарная осень уже наступила. Пришла ли фенологическая осень? Определим… Фенологическая осень определяется на основе наблюдений за природой. (Проводят наблюдения за природой)
Задание 6 .Проводят наблюдения за природой:
Цвет неба
Место нахождения на небе Солнца (сравнивается высота Солнца летом и осенью)
Частота дождей
Солнце утром, в полдень, вечером, заход Солнца
Долгота дня и ночи (день длиннее ночи)
- Дважды в году день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Назовите эти дни? (23 сентября и 21 марта)
-Основным признаком прихода фенологической осени являются полностью пожелтевшие листья на березах.
Листва деревьев (изучают цвет листьев) Дети видят на березе
(Определяют наступление фенологической осени).
Явления осенью.
Какие осенние явления в природе вы знаете? (Называют, можно показать картинки явлений)
(Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
Туман - это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.
Листопад - замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время)
- Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, листопад, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.
Задание 7. Наблюдение за птицами и насекомыми.
- Ребята, видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?
- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Отвечают: «У насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколки.)
- Обратите внимание, много ли в саду птиц? Чем питаются птицы? (Отвечают: «Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях становится мало плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм»)
- Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут? (Отвечают: «По-прежнему видят синиц, воробьёв, ворон. Эти птицы перебираются поближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых»)
Вот и закончилось наша экскурсия. Думаю, она была увлекательной и запомнится вам надолго. Пора возвращаться.
Рефлексия.
-Какие тайны Кремлевского сада мы раскрыли сегодня? Какие наблюдения провели? Что больше всего запомнилось? Какие чувства вызвала экскурсия? Хотели бы вернуться сюда еще и провести исследования? (ответы детей)