12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семерьянова Татьяна Викторовна1657

Проект урока с использованием LEGO-технологий

6 класс

Тема урока

Землетрясение

Цель урока

Создать условия для:

  • объяснения, обобщения и углубления знаний о причинах возникновения землетрясений;
  • развития географического мышления школьников, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности детей;
  • воспитания интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • объяснять, что такое землетрясение и причины их возникновения;
  • определять силу землетрясений и место их возникновения;

Метапредметные:

  • сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по теме.

Личностные:

  • проявляют интерес к новому содержанию через проведение опытов, работу с конструктором, просмотр видеоролика, выбор дополнительного домашнего задания.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Оборудование

Технические средства

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Документ-камера

Географические карты

  1. Физическая карта полушарий
  2. Сейсмические пояса Земли

Толковый словарь

  1. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. Даль. - Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. - М.: Цитадель, 1998. - 26 см.
  2. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. - 1375 с.
  3. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.

Опыт 1

Коробки (плиты), картон - «земную поверхность», город - дома, деревья, машины, люди.

Опыт 2

Стеклянная чаша, наполненная водой, небольшой камень.

Для работы со шкалой измерения силы землетрясений

Альбомные листы, маркеры для скетчинга

Видеофильм

«Апокалипсис 2011 год. Япония»

Конструктор

  1. LEGO WeDo 2.0
  2. Конструктор из дерева «Лесовичок»

Подготовительная работа

  1. Сборка города (дома, деревья, машины, люди) для опыта
  2. Сборка симулятора землетрземлетрясений.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на учебную работу

Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте? Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение и позитивный настрой на работу. Присаживайтесь на свои места.

2. Мотивация

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Чтобы определить тему урока будем работать в паре. Прочитайте факты. (На каждом столе лежит текст, в котором дано описание явления) О каком явлении идет речь?

  1. Каждый год на нашей планете происходит около миллиона _________, но большинство из них слишком слабы, чтобы представлять какую-либо угрозу.
  2. _________ могут быть вызваны как естественными причинами, так и искусственными, например, подземными взрывами при горных работах.
  3. Перед _________ в водоёмах и каналах может появиться необычный запах. Это вызвано высвобождением подземных газов. Температура подземных вод может повыситься.
  4. _________ на океанском дне может стать причиной разрушительного цунами.
  5. Сейсмические волны от глубинного _________ под дном Охотского моря в 2013 году достигли Москвы, где и были зарегистрированы сейсмографами.
  6. Одно из сильнейших _________ в истории произошло в 1139 году на территории современного Азербайджана, в результате чего гора обрушилась в реку и перегородила её русло, породив тем самым озеро Гёйгёль.
  7. Подземные толчки часто становятся первопричиной других опасных явлений природы, таких, как цунами и извержения вулканов.
  8. Среднестатистическое _________ продолжается около минуты.
  9. Животные, например, крысы, могут каким-то образом заблаговременно чувствовать угрозу _________.
  10. От других природных катастроф _________ отличаются тем, что их невозможно спрогнозировать, они всегда происходят внезапно.
  11. В Северном полушарии Земли происходит больше _________, чем в Южном.
  12. Около 80 процентов крупных _________ на Земле происходит возле «Огненного кольца» – области в Тихом океане в форме подковы, где встречается множество тектонических плит. Вторая по мощности область землетрясений называется «Средиземноморский складчатый пояс», который включает страны, такие как Турция, Индия и Пакистан.
  13. _________ никогда не бывают одиночными. Вслед за первыми толчками всегда приходят афтершоки, повторные удары. Иногда они бывают даже сильнее первых.
  14. _________ обычно вызваны геологическими нарушениями, но их причинами также могут быть оползни, испытание ядерного оружия и вулканическая активность.
  15. Трещины на земле или асфальте при __________ могут распространяться быстрее, чем способен бежать человек.

3. Целеполагание

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

- Что мы будем изучать на уроке?

- Откройте тетради. Запишите число. Тему урока.

- Что вы знаете о землетрясениях?

- Что вы не знаете о землетрясениях?

- Сформулируйте цель на сегодняшний урок. Проговорите ее друг другу в парах. Зафиксируйте цель в виде схемы в рабочих тетрадях.

4. Планирование

Цель: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Чтобы достичь цели «Я буду узнавать о землетрясениях», на какие вопросы нам нужно ответить?

- Какой первый вопрос зададим себе при планировании своего движения к цели? (Что такое землетрясение?)

- Что будем делать потом? (Сначала узнаем, причины землетрясений; потом силу и прогноз землетрясений)

- Составьте план изучения темы.

Предполагаемый вариант плана:

  1. Что такое землетрясения.
  2. Причины образования землетрясений.
  3. Шкала измерения силы землетрясений.
  4. Прогноз землетрясений.

- Какой план поможет достигнуть цели?

5. Реализация плана

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации, умения ее применять при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов.

- Ребята, что мы будем узнавать сначала, согласно нашему плану?

- Как вы думаете, что такое землетрясение?

- Чтобы ответить на вопрос, выполним работу в паре. Три пары работают с толковыми словарями. Другие прочитают текст на странице 75.

- Закончили работу в паре.

- Что такое землетрясение? Чем отличаются определения термина «землетрясение» в словарях и учебнике? Изобразите в тетради определение термина «землетрясение» с помощью символов и знаков.

- Выполнили первый пункт плана? Можем перейти ко второму пункту плана?

Опыт 1

Я установила коробки (плиты), на которые расположила «земную поверхность». На установленной земной поверхности сымитировала город. Сначала слегка потрясла коробки, имитируя толчки в II балла. Произошло небольшое покачивание предметов. Затем, сотрясая коробки более интенсивно, имитирую землетрясение VIII баллов. Дома, деревья попадали, машины переворачивались, люди получили травмы. 

- Почему произошло землетрясение? (Землетрясение – это следствие тектонических движений, которые происходят под землей на большой глубине. Они имеют опасный и разрушающий характер, превращая земную поверхность с домами и иными архитектурными сооружениями в обвальные ямы. Речь идет не только о разрушении построек, но о гибели людей)

- Какие еще причины могут вызвать землетрясения?

Виды землетрясений

  1. Вулканические
  2. Обвальные
  3. Техногенные
  4. Искусственные
  5. Наведенные
  6. При ударе космических тел
  7. Моретрясение

Опыт 2

Бросаю в стеклянную чашу, наполненную водой, камень. Во все стороны от места падения идут волны.

То же самое происходит и в земной коре, если в ней возникает очаг землетрясения. Место, где происходят нарушения, называют очагом землетрясения. Во все стороны от очага распространяются колебания. Там где эти колебания достигают земной поверхности, и происходит землетрясение.

- Где будут наиболее сильно ощущаться подземные толчки? (Чем ближе к очагу, тем сильнее будут ощущаться подземные толчки)

- Какая точка поверхности Земли ближе всего расположена к очагу? (Точка, которая лежит точно над очагом)

- На самом деле это не точка, а целый район – эпицентр. В этом районе могут быть самые сильные разрушения.

- Переходим к 3 пункту плана.

Землетрясение имеет силу. Сила землетрясения – степень проявления землетрясений на земной поверхности – разрушение построек, нарушение природной среды. Силу землетрясений измеряют в баллах. В большинстве стран принята международная 12-бальная шкала.

- Продолжаем работу в паре. (Каждая пара получает по описанию землетрясений разной силы) Прочитайте описание землетрясения. Нарисуйте схематично разрушения вызванные землетрясениями разной силы. Запишите главное слово, которым шифруется сила землетрясения (например, слабое, разрушительное).

Сила землетрясения по 12-бальной шкале

Сила в баллах

Характеристика землетрясения

1

He ощущается. Отмечается только специальными приборами: сейсмографами.

2

Очень слабое. Ошущается только очень чуткими домашними жи­вотными и некоторыми людьми в верхних этaжах зданий.

3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясе­ние от грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качают­ся люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий.

6

Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7

Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается шту­катyрка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи.

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, иногда ломаются. Разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разру­шаются многие крепкие здания. Ha почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.

11

Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются. Разру­шаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12

Сильная катастрофа. Разрущаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. Ha поверхно­сти грунта видны земляные волны.

Внимание ребята! Переходим к представлению результатов. (Рисунок прикрепляют на доску с помощью магнитов) Просьба к выступающим: говорите громко и четко, так как ученики записывают нужную информацию (силу в баллах и главное слово). Если у вас возникнут вопросы к выступающему, задайте их.

Задание от Лунтика 

26 августа 2012 г. в Тихом океане у берегов Центральной Америки произошло землетрясение магнитудой 7,4. Эпицентр землетрясения находился в 125 км к югу от побережья Сальвадора, а его очаг был расположен на глубине 50,6 км. Интенсивность землетрясений оценивается в баллах по 12-балльной шкале. Магнитуда характеризует энергию, выделившуюся при землетрясении, и определяется по шкале Рихтера. Интенсивность землетрясения в баллах тем больше,

1) чем больше его магнитуда и чем глубже его очаг

2) чем больше его магнитуда и чем ближе к поверхности его очаг

3) чем меньше его магнитуда и чем глубже его очаг

4) чем меньше его магнитуда и чем ближе к поверхности его очаг

Магнитуду можно считать синонимом таких русских слов как «величина», «степень», «размер» или «сила».

- Узнали о силе землетрясений? Узнаем, где происходят землетрясения.

- Посмотрите на карту «Сейсмические пояса Земли». Сравните с физической картой полушарий. В каких районах планеты происходят землетрясения?

Сейсмические пояса Земли (греч. seismos - землетрясение) - это пограничные зоны между литосферными плитами, которые характеризуются высокой подвижностью и частыми землетрясениями, а также являются областями сосредоточения большинства действующих вулканов. Протяженность сейсмических областей составляет тысячи километров. Данные области соответствуют глубинным разломам на суше, а в океане - срединно-океаническим хребтам и глубоководным желобам. В настоящее время различают два огромных пояса Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.

- Можно ли предсказать землетрясение?

Землетрясения «рождаются» в глубинах недр Земли. И ученые до сих пор не могут заблаговременно определять место, время и силу вероятного землетрясения. Специальные станции ведут наблюдения за поведением земной коры с помощью сейсмографа.

В настоящее время известно около 70 видов животных, зарекомендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений. Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Замечено: симптомы аномального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Просмотр фильма «Апокалипсис 2011 год. Япония»

- Какие первые чувства возникли при просмотре фильма? (Страх, ужас, беспомощность перед стихией, жалость к тем кто был там, растерянность, и т.д.)

- Чем оно опасно для человека и природы? (Смерть, разруха, потеря близких, потеря имущества, инвалидность, психические расстройства, пожары, уничтожение растительности и животных, изменений территории: провалы земной коры, трещины, сход снежных лавин, оползней, грозы, обвалы в горах, образование гор и т.д.)

- Что нужно уметь делать, чтобы уменьшить количество жертв при землетрясениях? (Разные варианты ответов)

- Ребята, сегодня вы строители. Конечно же, строить мы будем не из кирпича, а из конструктора. Давайте вспомним технику безопасности при работе с конструктором.

Техника безопасности при работе с конструктором

  1. Работу начинать только с разрешения учителя.
  2. Не отвлекайся во время работы.
  3. Работай с деталями только по назначению.
  4. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.
  5. Не разъединяй детали, соединенные вместе зубами.
  6. Не стучи деталями по столу, пластмасса может треснуть.
  7. При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдай её учителю.
  8. Детали конструктора и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
  9. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
  10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  11. Детали собираем только на подложке.
  12. Если уронили какую-либо деталь, то ее сразу нужно поднять.
  13. Детали складываем строго в определённую для него ячейку.

- Работать будет 5 бригад. Послушайте, что нужно сделать:

- Изучите дополнительную литературу (она лежит на столах), используйте собственные знания, поработайте с терминами.

- Постройте домик из конструктора. Проявите творческие способности.

1 бригада - кирпичный домик

2 бригада - деревянный домик

3 бригада - домик на рельсовой платформе

4 бригада - домик на пружинных амортизаторах

5 бригада - домик с маятником

- Внимание ребята! Строительство домиков окончено. Переходим к тестированию (начинаем со слабого землетрясения, постепенно увеличиваем его силу).

1 бригада - кирпичный домик

Под воздействием сильных толчков кирпичная кладка растрескивается, крошится и может обрушиться. Современные кирпичные здания усиливают бетонными и стальными накладными рамами, которые укладывают по фасаду. Следует помнить, что старые кирпичные здания практически беззащитны перед землетрясениями.

Самая хрупкая часть каждого здания - стекла. В Японии есть нормативный стандарт,  по которому количество окон не должно превышать определенную площадь, для каждого здания эта норма рассчитывается индивидуально. Также в Японии используют стекла с тонкой стальной нитью внутри, которая предотвращает образование крупных осколков.

2 бригада - деревянный домик

Одно из самых безопасных мест, где можно было бы переждать землетрясение - это добротно построенный малоэтажный дом с деревянным каркасом. В новых домах стены и полы бывают сочленены с помощью специальных металлических коннекторов, в домах более ранней постройки часто можно увидеть следы профессионально сделанной реконструкции - болтовые соединения. Благодаря этому во время землетрясения весь каркас здания двигается как единое целое. Старые деревянные дома сами по себе являются наиболее безопасными во время сильных землетрясений, так как при разрушении образуют большие полости.

3 бригада - домик на рельсовой платформе

Во время землетрясения они плавно ездят, а не раскачиваются. 

4 бригада - домик на пружинных амортизаторах

Сейсмостойкость зданий достигается с помощью пружинных амортизаторов, которые гасят колебания и стремятся вернуться в положение равновесия.

5 бригада - домик с маятником

Сейсмостойкость зданий достигается с помощью маятников, которые гасят колебания и стремятся вернуться в положение равновесия. Так сейсмостойкость небоскреба Тайбэй 101 на Тайване, который находится в сейсмоопасной зоне, для защиты от землетрясений  оборудован двумя маятниковыми подвесками, весом по 660 тонн. 

«Парящие» дома в Японии (рассказ учителя)

Япония находится в сейсмически активной зоне, поэтому часто страдает от землетрясений, которые наносят практически невосполнимые потери, как, например, на АЭС Фукусима-1. Возможно, именно после такой крупной аварии, японские инженеры и технологи задумались о том, как сохранить конструкции во время землетрясений.

И решение действительно было найдено! Буквально через год компания AirDanshin первая опробовала на практике новую технологию лавирования здания в воздухе. «Парящие» дома имеют особенную конструкцию, они оснащены сенсорами, которые фиксируют подземные толчки и активируют систему поднятия здания над землёй. Мощные компрессоры нагоняют воздух в подушку, которая расположена между зданием и фундаментом. И происходит это всего за 5-7 секунд!

Здание поднимается всего на 3-4 см, но этого уже вполне достаточно, чтобы сохранить ему целостность. Воздушная подушка полностью компенсирует подземные толчки, здание будто парит в воздухе и лишь слегка покачивается в разные стороны при амплитуде более 5,5 балов. Когда угроза проходит, датчики снимают режим опасности и здание плавно опускается на фундамент.

6. Контроль

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление.

- Вспомните, что мы узнавали на уроке?

- Мы нашли ответы на поставленные вопросы?

- Проверим. По пунктам плана задаю вопросы.

Заполните пропуски

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями в _________. Зона, в которой зарождается землетрясение - _________, а район, расположенный на поверхности Земли, в котором подземные колебания особенно сильны и заметны, называется __________________________.

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их происходит в определенных районах планеты. Эти районы называют _______________________. Самые крупные из них - _________________ и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от _________________ до _______________.

Взаимопроверка по критериям.

Кто выполнил задания на «5»? «4»? «3»?

7.Оценка

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности

- Успешно ли ты справился с заданием?

- На сколько вы удовлетворены своей работой?

8. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Дополните облако «тегов»

  1. Сегодня я узнал...
  2. Было трудно…
  3. Я понял, что…
  4. Я научился…
  5. Я смог…
  6. Было интересно узнать, что…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…

9. Домашнее задание

Цель этапа: создать условия для выбора учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей.

Домашнее задание предлагаю вам выбрать самим:

Обязательное задание:

§12, ответить на вопросы.

Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «Землетрясения»;

б) составить кроссворд по теме «Землетрясения»;

в) изготовить модель «Очаг и эпицентр землетрясения»;

г) составить памятку «Правила поведения в случае землетрясения».

Источники информации

  1. https://faktrus.ru/35-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85/
  2. https://www.infoniac.ru/news/20-udivitel-nyh-faktov-o-zemletryaseniyah.html
  3. https://madeinjapan3.blogspot.com/2012/09/blog-post.html
  4. https://zen.yandex.ru/media/moydomik/letaiuscie-doma-v-iaponii--spasenie-ot-zemletriasenii-5e40432351f5346faab5055e
  5. https://pochemuu.ru/pochemu-sluchayutsya-zemletryaseniya/
  6. https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan/zemletryasenie_3#:~:text=%D0%97%D0%95%D0%9C%D0%9B%D0%95%D0%A2%D0%A0%D0%AF%D0%A1%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%BA%D0%B8,%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%2C%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82%20%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%8F%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  7. https://education.lego.com/ru-ru/product-resources/wedo-2/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9
  8. https://legko-shake.ru/moc/wedo-unsorted/unsorted/ST-10080







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.