Занятие по грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком [3]»
Занятие по грамоте (подгот. гр.)
Тема: «Звук З»
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка сравнивать слова по звуко-слоговому составу.
2. Уточнить правильное произношение звука [3];
3. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.
4. Формировать правильное слуховое восприятие звука З.
5. Обогащение, активизация словаря словами со звуком З
6. Продолжать знакомить с предлогами за, из-за, упражнять в их употреблении. Продолжать учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги, а также путем преобразования деформированной фразы.
1. Присоединение
Взрослый внятно произносит три слова, а затем просит определить, на какое из названных слов больше похоже четвертое;
мак — дом — ветка (сетка, ком, бак, метка, клетка, лак)
2. Знакомство со звуком [3].
Упражнение «Доскажи словечко». Какой звук в отгадке стоит первым?:
Мчится без оглядки, Просыпаюсь утром рано,
Лишь сверкают пятки. Вместе с солнышком румяным
Мчится что есть духу, Заправляю сам кроватку,
Хвост короче уха. Быстро делаю … (зарядку).
Живо, угадай-ка,
Кто же это … (зайка).
3. Объяснение правильной артикуляции.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [3]:
губки в улыбке;
зубки сближены;
широкий кончик языка за нижними зубками;
холодный воздух идет по центру язычка;
горлышко «работает».
Символ звука: муха звенит: 33333...
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение; синий квадрат с колокольчиком.
4. Фонетическое упражнение.
Комар летит и звенит: 333333... (произносить длительно на плавном выдохе ведя по лабиринту палец).
5. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [3]»:
Среди звуков: 3,м б, в, з...;
Слогов:за, ба, га, зы...;
Слов: зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
6. «Назови слово со звуком З»
Объясняем, что звук З может жить в начале и в середине слова. А в конце слова звука З быть не может.
- Придумываем и называем слова:
В начале слова, в середине слова
7. Знакомство с предлогами за, из-за.
Найти в предложениях предлоги:
Девочка стоит за кустом. Девочка вышла из-за куста.
Вставить нужный предлог в предложения (за, из-за):
Машина заехала... дом. Машина выехала... дома.
Составить из слов предложение, назвать предлог:
Коза, стоять, куст, за. Зина, дом, выйти, из-за.
8. Ига «Звукоедик» (закончить слово слогами):
ЗА: ва..., ро..., гла..., гро...; мимо…
ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...
Подобрать слово к его началу:
ЗА: ...мок, ...бор, ...вод, ...гадка.