Доклад «Педагогические технологии и личностно-ориентированная дидактика, используемые на уроках письма и чтения у учащихся с ОВЗ»
«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов, детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся
в трудной жизненной ситуации».
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа» (04.02. 2010 г. Пр.-271)
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
В 2013 учебном году школа-интернат г. Татарска продолжила реализацию регионального проекта по инклюзивному образованию. Инклюзия- процесс обучения детей, имеющих особые потребности, в общеобразовательных школах. Согласно методикам обучения, инклюзивное образование исключает какую-либо дискриминацию учеников и дает возможность абсолютно всем детям, даже при наличии у них различных неврологических или психических заболеваний, полноценно учиться и достигать успехов.
Коллектив учреждения поставил перед собой главную задачу – создание условий для успешного обучения и социализации детей.
В школе созданы необходимые условия: материально-технические, нормативные, кадровые. Имеется мебель для детей с ДЦП, пандусы, лингводидактический комплекс; организовано питание на первом этаже для детей-инвалидов, оборудована сенсорная комната.
На данный момент в школе обучается 147 учащихся, из них 45% - дети с ОВЗ, которые занимаются по программам специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида. Из общего числа обучающихся 68 детей обучаются инклюзивно. Каждый ребёнок обучается по индивидуальному образовательному маршруту, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою индивидуальную траекторию развития. Имеется документация на каждого ребёнка (заключение ПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, индивидуальный план развития учащихся, материалы по диагностике и коррекции знаний с учётом индивидуальных особенностей детей). В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог и медицинский работник.
Узкими специалистами проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учениками данной категории. Вся работа с детьми идёт под контролем психолого-медико-педагогического консилиума. Т.ж.в школе ведется работа с семьёй, с самим ребёнком, со сверстниками, среди которых он учится. Специалисты узкого профиля проводят консультации для родителей, которые обращаются к ним.
Перед началом работы каждый педагог составляет адаптированную программу с учетом рекомендаций ПМПК.
В последнее десятилетие в специальном образовании тоже произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, специализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья. Личностно-ориентированный подход стал одним из ведущих и в методике коррекционного образования.
Вся система моей коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в умственном развитии к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, развить в достаточной мере его личностные качества, помочь включиться в трудовую и общественную жизнь.
Личностно-ориентированный подход предусматривает в первую очередь - установление эмоциональных связей.
В планировании и организации учебного процесса главное место отвожу активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного похода на уроке, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
При планировании и проведении своих уроков, я учитываю индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и использую:
игровые технологии;
личностно-ориентированные технологии, в школе - интернате они направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности ребенка в себе, ответственности за свой выбор.
Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
На учебных занятиях стараюсь широко применять технологии арт - терапии(музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия ). Эффективность использования арт - педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• повышается уровень мотивации учения;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Я- концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
В моих классах одновременно обучаются дети с легкой умственной отсталостью ( 1 вариант) и умеренной умственной отсталостью ( 2 вариант), поэтому мною широко используется индивидуальный подход – согласно ему в процессе учебно-воспитательной работы с группой я взаимодействую с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Для наших детей характерна повышенная утомляемость, поэтому при появлении первых признаков утомления они особенно нуждаются в проведении физкультминуток, на каждом уроке провожу динамические паузы, при необходимости дети могут посетить комнату психологической разгрузки.
Особое внимание в своей работе уделяю совершенствованию навыков чтения и развития речи. При проведении уроков на этапе «актуализации знаний и развития речи» провожу следующую работу:
Артикуляционная разминка.
Чтение блоков – слитное прочтение слогов, слоговые пирамидки.
Отработка дикции - работа с чистоговорками, скороговорками.
Развитие оперативной памяти в чем мне очень помогают зрительные и слуховые диктанты, предложенные И.Т.Федоренко.
Интонационная разминка– интонирование предложений, постановка логических ударений.
Дидактические игры на подбор синонимов, антонимов, нахождение общего и различий.
На уроках русского языка и чтения использую таблицы Шульте, Швайко, которые хорошо развивают поле зрения.
На уроках русского языка и чтения обучающиеся учатся передавать (выражать) свои мысли, чувства при говорении и письме, а также воспринимать чужие мысли, переживая при слушании и чтении. Таким образом, решается важная задача по обучению понимания смысла высказывания и выражения своих мыслей в соответствующей форме.
У обучающихся старших классов коррекционной школы 8 вида должны сформироваться следующие умения:
1) Осознать замысел высказывания (зачем говорю);
2) Выражать и развивать мысль (что говорю);
3) Целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю);
4) Учитывать условия речевой ситуации, специфики устного и письменного общения.
На уроках русского языка мы часто оставляем небольшие тексты повествования, описания и рассуждения. С каждым годом задачи усложняются: обучающиеся старших классов должны уметь выразить своё отношение к предмету описания, дать оценку поступку героя произведения, как его поступки могут повлиять на ситуацию, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Не реже 1-2 раз в четверть провожу уроки делового письма, на которых учащиеся учатся оформлять деловые бумаги: писать заявление, расписку, доверенность, грамотно составлять автобиографию, объяснительную записку. Также они учатся составлять тексты для телеграммы, поздравительной открытки, писать письма. Все эти знания пригодятся им в дальнейшей жизни.
Оценивание выполненной учащимися работы производится мною с точки зрения субъективных возможностей ученика, с тем, чтобы осуществлялось его стимулирование к дальнейшей активной учебной деятельности. А также реализовывался принцип индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
В результате всего вышесказанного наблюдается положительная динамика качества знаний по письму и чтению. Уровень обученности во всех классах стабилен, отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников.
Наши дети не только получают образование, адекватное их возможностям, но имеют широкие возможности для занятия творчеством, досуговой деятельности, общения со сверстниками, а значит – для социализации. Дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в играх и конкурсах, т.е. являются не зрителями, а именно участниками. Результативность моей работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах.