Проектно-исследовательская работа «Путешествие по « Книжкиной неделе» с остановкой на станции «Библиотека»»

12
2
Материал опубликован 29 June 2017 в группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Паспорт педагогического проекта

«Путешествие по « Книжкиной неделе» с остановкой на станции «Библиотека»».

Авторы проекта:

Воспитатели: Ефимова Алла Ивановна.

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшей группы, родители.

 

Март 2015


Паспорт педагогического проекта: Проект «Книжкина неделя»

Тип проекта: краткосрочный,

Срок реализации: 2 недели.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид проекта: художественно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги – энциклопедии; буквари; азбуки; сказки );

- дидактические игры;

- подбор мультфильмов; презентаций по теме;

- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Необходимые условия для реализации проекта:

- заинтересованность родителей и детей;

- методические разработки.


 

Актуальность данного проекта В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям - любовь к книге - начиная с дошкольного возраста. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Данным проектом хотелось бы помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения.

Цель проекта: Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Задачи проекта:
Создать условия для развития творческих способностей детей.
Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
Познакомить детей с различными жанрами книг.
Дать детям знание о роли библиотеки.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Побуждать детей к сочинительству.
Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь
.

Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».

Методы проекта:

 - игровые : дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;

- словесные : чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;

- практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,

- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

Знаем ,что есть книги.

Знаем, что они бывают разные .

Как появилась книга?

Где хранятся книги?

Какие, бывают книги?

Что такое библиотека?

И многое – многое другое…

Поход в библиотеку;

спросим ответ у взрослых; будем читать литературу.


 

Задачи по работе с родителями:

- Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.

- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемый результат:

- выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…);

- совместные работы родителей и детей;

- речевое творчество детей;

- дидактические игры и пособия;

- НОД .

- игра – драматизация детей.

- игра – драматизация родителей.

- называют любимые произведения;

-  могут пересказывать небольшие тексты, сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют самостоятельно;

- умеют правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.

- дети узнали о значении книги в жизни человека;

- владеют понятием « Библиотека»;

- знают о том, что нужно беречь книгу;

- умеют самостоятельно изготавливать книги.
 

Этапы проекта:

Перед проведением «Книжкиной недели» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные книжки», «Книжки – малышки»,  «Волшебные сказки», «Моя любимая книга», проводилась беседа о предстоящем празднике.

Детям и родителям было дано домашнее задание:

перечитать любимые книжки,

изготовить иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик».

1 этап – подготовительный (срок 16.03.2015 – 31.03.2015г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.

Задачи:

- определить актуальные знания детей о книгах;

- вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Формы организации работы 1 этапа:

- планирование проектной деятельности по теме «Книги. Библиотека» опираясь на методическую литературу;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных;

- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий ,через интеграцию разных видов детской деятельности.

Задачи:

- создание проблемной ситуации;

- развивать выразительность речи;

- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;

- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;

- воспитывать аккуратность при работе с книгой.

Формы организации работы 2 этапа:

- Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)


 

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Тематические беседы:

- Ситуативный разговор: « Нужно ли беречь книгу?»

- Беседа: «Из чего состоит книга?»

- Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

- Беседа «Книга-наш друг».

- Беседа «Хочу все знать!» 

- Беседа «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

- Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).

- Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

- Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского.

- Показ презентации-викторины «Угадай сказку».

- Опрос детей: «Моя любимая книга».

Изготовление Книжки-самоделки тема: «Весна - идет, весне – дорогу»;

«Цветик – семицветик»

Знакомство с пословицами:

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Испокон века книга растит человека.

Кто читает, тот много знает

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения «Доктор Айболит" с использованием звуковых эффектов.

«Муха - цокотуха».

« Цветик – семицветик».

 Русских народных сказок, стихов, рассказов, изученных стихов, энциклопедий.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша»

Слушание песен на сказочную тематику.

Художественно – продуктивная деятельность:

- Изготовление пригласительных билетов к сказке: «Теремок на новый лад»;

- лепка «Мой любимый герой сказки»;

- аппликация  «Закладка для книг»;

- рисование «Мои любимые книжные герои»»;

- рисование «Обложка любимой книги».

Театрализованная деятельность: Игра – драматизация «Муха-цокотуха»

Интеллектуальная игра-викторина  «Путешествие в страну сказок» 

Консультации для родителей:

«Как научить ребёнка любить книги», «Читаем ребёнку вслух», «Чтобы ребёнок любил читать. Советы психолога В.С.Юркевич»,

Анкетирование: «Какие книжки читают дома».

Анкетирование:«Приобщение ребёнка к художественной литературе»,

Подборка детских произведений:

- «Теремок»;

- «Муха – цокотуха»;

- «Цветик – семицветик».

 

 

Дидактические игры: «Собери сказку», « Закончи предложение»,«Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Как вести себя с больным?»; Сложи картинку» игра  «Из какой сказки герой?»;

Оформление выставки детских энциклопедий«Самые умные книги» 

Сюжетно-ролевые игры:

« Библиотека», «Книжный магазин»

Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».

Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и промолчи». «Мы веселые ребята»;

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»

Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности;

 

 

Системная «паутинка» проекта

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседы: : «История книги»; «Что такое библиотека»; «Нужно ли беречь книгу?»; «Книга – наш друг»; «Из чего состоит книга?».

НОД по сказке: «Цветик – семицветик»

Конструирование: «Строим библиотеку»;«Собираем книжную полку, шкаф».


 

Дидактические игры: «Собери сказку»;«Собери картинку»; «Из какой сказки герой »;« Закончи предложение»;«Разрезные картинки;

Чтение: «Айболит»; «Муха - цокотуха»; «Теремок»; «Цветик - семицветик» .


 

« Закладка для книги» - аппликация;

« Обложка любимой книги» - рисование;

«Мои любимые сказочные герой» - рисование;

«Любимый сказочный герой» - лепка.


 

Гимнастика после сна.

Подвижная игры: «Путаница»; «Кто быстрее»; «Найди и промолчи».

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Выход в библиотеку.

Задачи:

- развивать творческие способности;

-развивать интерес к чтению книг;

- развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;

- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности

- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.


 

В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были достигнуты:

-  В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

- Дети научились узнавать  на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

- Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

- Были организованы для детей тематические выставки.

- Дети научились ремонтировать книги.

- Детьми были созданы творческие  работы по прочитанным произведениям.

- Дети  посмотрели спектакли по прочитанным произведениям .

- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.


 

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.

Рекомендации для воспитателей и родителей

«Как организовать домашнее чтение»

- Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.

- В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

- Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой.

- Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

- Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

- Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

- Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Консультация для родителей: «Как научить ребенка любить книги»

Огромные богатства для формирования личности дается в детской книге. Яркими живыми образами воздействует она на чувства ребенка, показывает, что хорошо, а что плохо, заставляет сочувствовать отважному, самоотверженному герою, ненавидеть жадных и злых.   Сколько нового, интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о  жизни и приключениях их сверстников, о людях, о невиданных странах, о незнакомых городах и родных селах, о животных наших лесов и о зверях в зоопарке.

Книга заставляет ребенка думать, размышлять, переживать чужое горе и смеяться от души, радует метким словом, звонкой рифмой.

 В приобщении ребенка к искусству слова, к литературе, к книге, должна быть некая система. Если ребенок воспитывается в семье, то это ежедневное рассказывание, а затем чтение и разговор о прочитанном. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент будущего взрослого талантливого читателя, литературно  образованного человека.

   Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Самый маленький ребенок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним чудесный мир, увлекает его своим содержанием, помогает воспитанию чувств, характера, отношения к людям и явлениям окружающей жизни.

   Книжка для ребенка – дошкольника должна быть интересной и занимательной. А как дети любят сказки! Сказка издавна привлекает внимание ребенка, волнует и радует его, она подлинно занимательна. 

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, выбирайте истории, достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при этом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

Та ли эта книга, которая понравится именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

Обладает ли эта книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимым остаются такие, которые близки ему эмоционально.

Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, и не только к ее значению.

Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть больше оснований, что это понравится и ребенку.

А что делать, если ребенку вообще не нравится книги и он не хочет сидеть и слушать?

- Пробуждайте интерес ребенка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержит много иллюстраций, и если ребенок достаточно ими заинтересуется, то естественно, начнет и слушать. Найдите такие книги, которые нравятся ребенку больше других и побеседуйте о них.

- Искушайте ребенка чтением. Выберете книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в стороне и громко читайте себе. Только надо сесть в таком месте, чтобы ребенок мог присоединиться к вам.

- Попробуйте использовать технические средства. Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записями, и покажите ребенку, как включать магнитофон. Если ребенку это понравится, то вы сможете записать или приобрести и другие тексты.

    При чтении книги возникает много возможностей для того, чтобы подтолкнуть к более активному участию, чем просто слушанье. Бывает забавно сделать в чтении паузу и поговорить о картинках, найти в них что-нибудь странное или нелепое. Похоже, что иной раз оформители книг бывают не прочь пошутить. Может быть какая-то деталь подскажет , например, мышка, которая остается печальной среди всеобщего веселья. Попробуйте пойти дальше надписи к рисунку своими замечаниями вроде: «Кто это там живет на этом дереве, хотелось бы знать? Как ты думаешь, куда спешит эта машина?»

    Даже при первом чтении книги в некоторых местах удастся предвидеть, что будет на следующей странице. Если вашему ребенку нравится отгадывать загадки, попробуйте прервать чтение посреди книги и придумывать вместе с ним продолжение.

    Поскольку взрослые могут читать книгу, а ребенок нет, ребенку может показаться, что его проверяют, разговаривая о ней. Чтобы смягчить ситуацию, можно воспользоваться куклой. Пока вы читаете, кукла, т.е. вы за нее, вмешивается со своими вопросами и комментариями.

         По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой.

   Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

Прежде чем взять книгу, проверить чистые ли у тебя руки.

Книгу читают и рассматривают за столом.

Берегите книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится.

После того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место.

Правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте – в шкафу или на полке, а не среди игрушек.

Если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

Стихи о книге. "Книжкина неделя".   
 Праздник книги по стране-
Книжкина неделя Книга - лучший друг тебе,
С нею веселее.
Ведь от книги никуда Нам с тобой не деться.
С книгой мы почти всегда, С ней проводим детство.
В школе верный друг она,
В радости, в печали. Удивительна страна!
Необъятны дали!
Так пускай не будет дня
 В жизни без страницы,
 Над которой ты склонясь,
 Не мог бы удивиться.
Больше, больше ты читай!
 В жизнь иди смелее.
 С доброй книгою шагай-  Станешь сам добрее.
 

Длятся только день единый именины у людей,

А у книжки именины целых семь веселых дней!

Именины! Именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек? Нет!

У наших детских книжек!

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей…

Посмотрите сколько сразу

Собралось у нас гостей!

Это праздник, в самом деле

Как его ребята ждут!

Длятся целую неделю

Именины там и тут!

 

Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят.

По-весеннему сегодня

Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Загадки о книгах

Кто говорит молча?

(Книга)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями,

В строчках, на листочках,

Где станции на точках.

(Книга)


Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)


Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
(Книга)

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках.
 
Где станции на точках. (Книга)

Любит Ирочка читать,
В сумочке лежит опять
Что-то интересное,
Всем давно известное.
На обложке - бегемотик,
На страницах - лев и котик.
(Книга)
Сама мала, а ума придала. (Книга)

Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу.
(Книга)

Есть листок, есть корешок. А не куст и не цветок. Нету лап, нету рук. А приходит в дом, как друг. На колени к маме ляжет, Обо всем тебе расскажет. ( Книга)

Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней.
(Книга)

Открыть свои тайны, любому готова . Но ты от нее, не услышишь ни слова. (Книга)

Поможет новое узнать,
Перенесет нас в джунгли мигом.
С ней можно кем угодно стать.
Конечно, это друг наш — ...

(Книга)

Склеена, сшита, Без дверей закрыта. Кто ее открывает. Многое знает. (Книга)

Поселились мудрецы. В застекленные дворцы. В тишине, наедине. Открывают тайны мне. (Книги)

У бумажных Птиц Сто крылышек – страниц. ( Книги)

На полках Сестры, платья пестры. Платьица – обложки, потертые немножко. Потому что малыши В них не чаяли души. (Книги)

Тихони – малыши, живут в тиши. Беседуют беспечно, в тиши библиотечной. Беседуют ладком. Шелестят говорком. ( Книги)

Щеголяет красками. Набита сказками. Если разлохматится, Чини клеем платьице. (Книга)

Языка не имеет, а у кого побывает – тот много знает. (Книга)

Снаружи смотришь – дом, как дом. Но нет жильцов обычных в нем. Стоят рядами тесными. В нем книги интересные. На длинных полках, вдоль стены. Вместились сказки старины. И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай… Как называют этот дом? Попробуй, угадай! (Библиотека)

Легенда, преданье народное, Ребята ее обожают. Родители, если свободные. Ее тебе на ночь читают. ( Сказка)


Пословицы и поговорки о книге.

Книга - лучший подарок.

Книги читать не семечки щелкать.

Книги не говорят, а правду сказывают

Всю жизнь живи, всю жизнь читай, всю жизнь учись.

Читай сначала, а не с конца.

Книга книгой, но и своим умом раскидывай.

Смотрю в книгу, вижу фигу.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, да ума придала.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книги читать - зла не плутать.

Одна книга тьму людей учит.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книга- зеркало жизни.

Книга для ума - что теплый дождик для всходов зерна.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел новую книгу, встретился с другом.

Хорошая книга - лучший друг.

Книга мост в мир знаний.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

С книгой поведешься - ума наберешься.

С книгой жить - век не тужить.

Книга- источник знаний.

Хорошая книга- первый друг человека.

Ум человека нельзя наполнить знаниями, он сам должен их усвоить: человеку нельзя сообщить знания, их можно только предложить, но овладевать ими он может только в результате собственной деятельности.        А.Дистервег

Книги суть реки, наполняющие вселенную, источники мудрости, в них - несчетная глубина.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга хороша, да начетчики плохи.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Книги читать – не в ладушки играть.

Испокон века книга растит человека.

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибает.

Дом без книги – день без солнца.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Хорошая книга – мой спутник и друг, с тобой интересней бывает досуг.

Пословицы народов мира:

Хорошая книга – искренний друг: Когда она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь, она тебя не обманывает.(турецкая)

Я впервые прочел хорошую книгу – это удовольствие приобрести нового друга; я прочел уже прочитанную книгу – это свидание со старым другом. Недочитанная книга – не пройденный путь до конца.(китайская0

Перо острее меча.( азербайджанская)

Слово – ветер, бумага – грунт. (белорусская).

 

ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ. КРАТКАЯ БИОГРАФия.

 Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса.

     Но из гимназии будущего поэта исключили по причине "низкого" происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

     Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете "Одесские новости". Он писал статьи на самые разные темы – от философии до фельетонов. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни.

     В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу – стал корреспондентом газеты "Одесские новости", куда отправлял свои материалы из Петербурга. Наконец, жизнь вознаградила его за неиссякаемый оптимизм и веру в свои способности. Он был командирован "Одесскими новостями" в Лондон, где соврешенствовал свой английский язык и познакомился с известными писателями, в числе которых был Артур Конан-Дойль и Герберт Уэллс.

     В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В конце 1905 он организовал (на субсидию Л. В. Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". За смелые карикатуры и антиправительственные стихи он даже подвергался аресту. А в 1906 году стал постоянным сотрудником журнала "Весы". К этому времени он уже был знаком с А. Блоком, Л.Андреевым А. Куприным и другими деятелями литературы и искусства. Позднее Чуковский воскресил живые черты многих деятелей культуры в своих мемуарах ("Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания", 1940; "Из воспоминаний", 1959; "Современники", 1962). И ничто, казалось, не предвещало, что Чуковский станет детским писателем. В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях "От Чехова до наших дней", в 1914 - "Лица и маски".

     В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства "Парус". Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга "От двух до пяти", которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием "Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы" и только в 3-ем издании книга получила название "От двух до пяти". Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

     Однажды Чуковскому надо было составить альманах "Жар-птица". Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки "Цыпленок", "Доктор" и "Собачье царство", Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил" , опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

     Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения : "Мойдодыр" (1923 г.), "Тараканище" (1923 г), "Муха-цокотуха" (1924 г. под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925 г.), "Федорино горе" (1926 г.), "Телефон" (1926 г.), "Айболит" (1929 г., под названием "Приключения Айболита"). А замечательную сказку "Чудо-дерево", написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.

     Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными.

     В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!"

     В 1952 году Чуковский опубликовал монументальный литературоведческий труд "Мастерство Некрасова", который был удостоен Ленинской премии. А в 1962 году стал почетным доктором литературы Оксфордского университета.

     В 1969 году писателя не стало.



ЧУДО - ДЕРЕВО.

Как у нашего Мирона 
На носу сидит ворона! 
А на дереве ерши 
Строят гнезда из лапши... 
Сел баран на пароход 
И поехал в огород. 
В огороде-то на грядке 
Вырастают шоколадки. 
А у наших у ворот 
Чудо-дерево растет! 
Чудо-чудо-чудо-чудо 
Расчудесное! 
Ни листочки на нем, 
Ни цветочки на нем, 
А чулки да башмаки 
Словно яблоки. 
Мама по саду пойдет, 
Мама с дерева сорвет 
Туфельки-сапожки, 
Новые калошки. 
Папа по саду пойдет, 
Папа с дерева сорвет 
Маше - гамаши, Зинке - ботинки, 
Нинке - чулки, 
А для Мурочки - такие 
Крохотные, голубые, 
Вязаные башмачки, 
И с помпончиками! 
Вот какое дерево, 
Чудесное дерево! 
Эй, вы, ребятки, голые пятки, 
Рваные сапожки, драные калошки, 
Кому нужны сапоги? 
К чудо-дереву беги! 
Лапти созрели, валенки поспели, 
Что же вы зеваете, их не обрываете? 
Рвите их, убогие, рвите, босоногие, 
Не придется вам опять по морозу щеголять 
Дырками - заплатками, голенькими пятками!




ОБЖОРА 

Была у меня сестра,
Сидела она у костра
И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр
Хитёр
И снова нырнул в костёр.

И осталась она голодна,
Без обеда осталась она.
Три дня ничего не ела,
Ни крошки во рту не имела.
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят,
Да десяток цыпляток,
Да утяток десяток,
Да кусок пирога
Чуть побольше того стога,
Да двадцать бочонков
Солёных опёнков,
Да четыре горшка
Молока,
Да тридцать вязанок
Баранок,
Да сорок четыре блина.
И с голоду так исхудала она,
Что не войти ей теперь
В эту дверь.
А если в какую войдёт,
Так уж ни взад, ни вперёд.



ПОРОСЕНОК 

Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.

Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький,
Не утёнок,
Не цыплёнок,
А курносый поросёнок.




СКРЮЧЕННАЯ ПЕСНЯ 
Английская песенка

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она.
Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.




СВИНКИ


Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,
И похрюкивают:
"Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!"




КОТАУСИ И МАУСИ 
Английская песенка

Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.




ЗАКАЛЯКА 

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать. 
"Это - ёлочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я её боюсь!"




ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".




БЕБЕКА
Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
"Я - Бебека,
Я - Мемека,
Я медведя
Забодал!"

Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.

А лягушка у болотца
Заливается, смеётся:
"Вот так молодцы!"




БАРАБЕК 
Английская песенка

(Как нужно дразнить обжору)

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит!"




БАРМАЛЕЙ 
I

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке
И кушает детей -
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям говорят:

"Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!"

Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка - в Африку бегом,-
В Африку!
В Африку!

Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Оседлали носорога,
Покаталися немного,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:

"Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?"

"Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!"

Испугалася акула
И со страху утонула,-
Поделом тебе, акула, поделом!

Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
"Ну и брюхо,
Что за брюхо -
Замечательное!"

Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт,

Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовёт:

"Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!"

II

Таня-Ваня задрожали -
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:

"Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!"

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
"Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!"

Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:

"Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!

Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!"

Но ответил людоед:
"Не-е-ет!!!"

И сказала Таня Ване:
"Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!"

Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:

"Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!"

Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
"Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!"

А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!

III

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
"Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!"

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
"Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!"

Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
"О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!"

Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
"Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!"
Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает,-
И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
"Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!"

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
"Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.

А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!"

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

 несколько книжных полок; книжный шкаф; стеллажи с книгами; другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

 да; нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

 каждый день; каждый вечер перед сном; когда попросит; иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

 5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

 6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

 да; нет; иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

 да; нет; не знаю.

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

 да; нет; не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

 да; нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

 да; нет.

Благодарим за сотрудничество!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный материал, спасибо.

3 July 2017

От всей души благодарю Вас Екатерина Витальевна!!!

3 July 2017