Методическая разработка урока «Мы — многонациональный народ» (5–6 классы)
Тема урока: «Мы – многонациональный народ»
Цель урока:
Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства
Задачи:
1. Формирование представления о многонациональном характере нашего государства как результата объективного исторического развития.
2. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура.
3. Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов.
4. Воспитание уважительного (толерантного) отношения к людям иной нации, религии, взглядам.
Оборудование: раздаточный материал - кроссворды, пословицы; учебник – «Обществознание. Под ред. Л.Боголюбова.6 класс», мультимедийный проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
План урока:
1. Мы - многонациональный народ.
2. Многонациональная культура России.
3. Что такое национальность.
I.Организационный момент:
Деление класса на 4- 5 групп (принцип – по расположению парт в рядах)
II. Актуализация знаний:
Несколько уроков вы изучаете главу, которая называется «Родина», вы познакомились с государственными символами, с основными правами и обязанностями, с административно- территориальным устройством РФ. Прежде чем продолжим изучение этой главы, мы должны вспомнить основные понятия, факты прошлых уроков. Так как эти знания нам понадобиться сегодня на уроке. Каждая группа получит кроссворд, вы можете использовать любые источники – словари, учебники, Интернет записи в тетрадях. На решение кроссворда даётся 10 минут. Важно не только качественно выполнить это задание, но и быстро.
Проверить кроссворды.
- Какое слово вы прочитали в выделенных клетках – народ.
- Давайте посмотрим в словарях значение этого слова.
Народ – 1.население государства, жители страны. (Российский народ) 2.Нация, национальность или народность (Русский народ)
-Сидящих в классе мы можем назвать народ?( 2 значения)
-жители России;
-русские, татары, чуваши. Родственники другой национальности.
Следовательно, мы, россияне – многонациональный народ.
-Эта тема нашего урока( Слайд) .
Физкультминутка. Глаза.
-Открыли тетради, записали число, тему, значение слова «народ» (Слайд )
- К концу урока мы должны будем ответить на вопрос :
-А какое значение имеет многонациональный характер нашего государства для её народа? (Слайд 3.)
III. Изучение нового материала:
1.Итак, мы с вами установили, что мы - многонациональный народ. Найдите, пожалуйста, в тексте гимна РФ строчки, которые подтверждали бы этот факт. ( стр. 171.) (Братских народов союз вековой)
Да, действительно, в нашей стране проживает более 100 народов (перепись 2002 г.) (Слайд ).
Среди них есть и многочисленные, и малочисленные. Малочисленными считаются народы, проживающие на исторической родине своего обитания, численностью меньше 50 тысяч человек. (Материал из Википедии )
Основная часть – русские. Русский народ – создатель и строитель России. Из истории вы знаете, что ещё в IX веке стало складываться Древнерусское государство, и с самого начала на его территории проживало много разных народов.
- А какие это племена? (финно-угорские, тюркские).
Часть этих народов осталась жить вместе со славянами, принимая порой их веру, язык, культуру, или сохраняя свою собственную
Страна продолжала расти и расширяться. В 14-16 веках вокруг Москвы сложилось единое Русское государство. В16-19 веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И Жившие там народы, вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась всё больше и больше.
Вывод: Как расширялась территория государства?
-По приглашению русских царей.
- После войн.
- Процесс глобализации ( интеграция)
Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая Русская культура- язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура. Культурный человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чехова; он должен знать, кто такой М.Ломоносов, какую Музыку написал Чайковский, какие картины – Репин или Суриков.
Русский язык - государственный язык. Не только потому, что русских больше среди россиян. Это язык межнационального общения. Россиянам приходиться вместе работать, учиться, служить в армии, заниматься наукой.
Вывод. Русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.
2.Даже малочисленный народ имеет свою культуру.
-А что такое культура? Значений много, но когда говорят о культуре народов, то под культурой понимают - язык, фольклор(сказки, песни, танцы), религия, обычаи ,обряды, национальная кухня, одежда, домашняя утварь и пр.(Слайд ).
Вместе с русской культурой национальные культуры России составляют неисчерпаемое духовное богатство Родины
Работа с учебником стр.184. (как складывается многонациональная культура)
На примере пословиц и национальной кухни. 1 – 3 группы подберут к пословицам народов России русские пословицы
4-5 группы за 1 минуту составит список блюд народов России, которые мы готовим.
Выводы по пословицам – единые ценности.
Вывод по кухне – обогащение.
Общий вывод – разнообразие, богатство.
Мы один многонациональный народ России. У нас единая судьба.
Работа с учебником « Два единства». Ф. Тютчев.
-Прочитать
-О каких путях говорится в тексте 1) железом и кровью 2) Любовь, дружба
- Какое национальное единство будет более прочным?
Великая Отечественная война. (Слайд ) – национальный состав Героев Советского Союза
Освоение Космоса (Слайд ) - (А.Николаев, Н. Бударин, М. Манаров)
Вывод: Мы вместе – в этом наша сила.
3. Что такое национальность.
Работа с учебником.
Национальность – принадлежность человека к той или иной нации.
Нация – 1) сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединила общая историческая судьба, язык, духовная культура, территория, экономика.
2) всё население страны, согражданство, народ. (Слайд )
- А кто определяет национальность? ( сам человек и его родители. Человек должен сам чувствовать к какой национальности он принадлежит.)
«Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.
Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий — нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия — географические, экономические, исторические, культурные. Само же развитие общества, а значит, и наций — явление объективное, не зависящее от наших желаний и прихотей. Вот почему унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.
Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.
А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом».
IV. Подведение итогов:
Давайте вернемся к вопросу, на который мы должны были найти ответ в ходе урока:
- Какое значение имеет многонациональный характер нашего государства?
1.Мы разные - в этом наше богатство.
2. Мы вместе - в этом наша сила.
3. Для того, чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно гордиться не только своей национальностью, но и уважать чужую национальность.
- А какую роль играет русская культура? (способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.)
Домашнее задание: § 18 читать, рубрика “В классе и дома” – задание 2.
Литература
1.Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений .6 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М., «Просвещение»,2008.
2.Обществознание.Поурочные разработки.6 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- - М., «Просвещение»,2009.
3.Толковый словарь русского языка.- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова – М.,1999.
4. http://694.ru/today/singl_news.php?id=848
Материалы к уроку:
Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Терпимость – социально-психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.
-
«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».
«Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему».
«поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».
Сначала свари слово, потом вытащи изо рта (тат.).
Близкий сосед лучше далекого родственника (арм.).
Горькая правда лучше сладкой лжи (каракалп.).
Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить (монг.).
У каждого свое горе (уйгур.).
У труса в глазах двоится (узб.).
Ружье убило одного, а язык тысячу (чечен.)
Вместе тесно, врозь трудно (осет.).
Ищи не дом, а соседей (азерб.).
С коротким языком жизнь длиннее (туркм.).
Старое новое бережет (чуваш.).
Дерево красиво листвою, человек одеждой (казах.).
Дома и дерюга мягка, на чужбине и шелк грубее дерюги (монг.).
Когда видишь у человека недостаток, помни, что у тебя их несколько (кор.).
У доброго хозяина и пустой суп вкусен, у злого и жирный плох (башк.).
Светлана