Адаптация детей с ОВЗ (ЗПР) к Школе
Адаптация детей с ОВЗ к Школе
Подготовила Черентаева Ж.С учитель-дефектолог МАОУ СШ №1
Петропавловск-Камчатского городского округа.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом этапе жизни.
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира.
Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях бывает и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей медленнее формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.
Школьная дезадаптация у ребенка с ОВЗ чаще всего проявляется в трудностях обучения по адаптированной программе в соответствии с его способностями, нарушениях поведения, конфликтах со сверстниками и педагогами, повышенном уровне тревожности. Всё это повышает вероятность появления психосоматических заболеваний.
Основные причины, вызывающие у обучающихся с ОВЗ трудности адаптации к школе:
Несформированность «внутренней позиции школьника».
Слабое развитие произвольности.
Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
Общение с учителем.
Принятие учебной задачи.
Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
Отношение к себе.
Как завышенные, так и заниженные требования со стороны родителей.
Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
Соматическая ослабленность детей.
Гиперактивность.
Леворукость.
Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Рекомендации родителям:
Развивайте внутреннюю мотивацию детей. Самый мощный стимул – отмечать и хвалить любые достижения ребёнка в процессе обучения. («У тебя получилось!»). Отсутствие этого стимула означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет результата, то внутренняя мотивация будет расти.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения, поддерживайте веру в себя.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
Отвечайте по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
Не добивайтесь успеха силой.
Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.
Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу.
Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Рекомендации педагогам:
В классном коллективе постараться создать доброжелательную атмосферу безусловного принятия каждого ученика, чтобы снизить страх самовыражения.
Поддерживать учеников, хвалить даже за малейшие успехи, чаще обращаться по имени, повышать уверенность в себе.
Необходимо обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком с ОВЗ. При возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать особенности развития психических процессов обучающегося, о чем можно проконсультироваться у педагога-психолога.
Процесс адаптации ребёнка с ОВЗ в школе является одним из самых важных для обучения, так как от того, как ребенок адаптируется, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Постарайтесь определить пределы его выносливости и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.
Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д.
Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.
Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!
Литература:
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей.
Готов ли ваш ребёнок к школе?/М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова,
Н.Я. Головнева. – СПб: «Дельта», 1998.