Материал на проверке

Адаптация детей с ОВЗ (ЗПР) к Школе

0
0
Материал опубликован Вчера в 03:29

Адаптация детей с ОВЗ к Школе

Подготовила Черентаева Ж.С учитель-дефектолог МАОУ СШ №1

Петропавловск-Камчатского городского округа.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом этапе жизни.

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира.

Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях бывает и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей медленнее формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

Школьная дезадаптация у ребенка с ОВЗ чаще всего проявляется в трудностях обучения по адаптированной программе в соответствии с его способностями, нарушениях поведения, конфликтах со сверстниками и педагогами, повышенном уровне тревожности. Всё это повышает вероятность появления психосоматических заболеваний.

Основные причины, вызывающие у обучающихся с ОВЗ трудности адаптации к школе:

Несформированность «внутренней позиции школьника».

Слабое развитие произвольности.

Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.

Подчинение новым для него правилам школьной жизни.

Общение с учителем.

Принятие учебной задачи.

Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.

Отношение к себе.

Как завышенные, так и заниженные требования со стороны родителей.

Состояние здоровья и уровень физиологического развития.

Соматическая ослабленность детей.

Гиперактивность.

Леворукость.

Нарушение эмоционально-волевой сферы.

Рекомендации родителям:

Развивайте внутреннюю мотивацию детей. Самый мощный стимул – отмечать и хвалить любые достижения ребёнка в процессе обучения. («У тебя получилось!»). Отсутствие этого стимула означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет результата, то внутренняя мотивация будет расти.

Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения, поддерживайте веру в себя.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что  он хуже других.

Отвечайте по возможности честно и терпеливо на  любые вопросы ребенка.

Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

Не добивайтесь успеха силой.

Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

Будьте последовательны в своих действиях и требованиях.

Признавайте право ребенка на ошибки. Относитесь с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу.

Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

Рекомендации педагогам:

В классном коллективе постараться создать доброжелательную атмосферу безусловного принятия каждого ученика, чтобы снизить страх самовыражения.

Поддерживать учеников, хвалить даже за малейшие успехи, чаще обращаться по имени, повышать уверенность в себе.

Необходимо обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком с ОВЗ. При возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать особенности развития психических процессов обучающегося, о чем можно проконсультироваться у педагога-психолога.

Процесс адаптации ребёнка с ОВЗ в школе является одним из самых важных для обучения, так как от того, как ребенок адаптируется, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.



Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Постарайтесь определить пределы его выносливости и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.

Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д.

Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

Литература:

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей.

Готов ли ваш ребёнок к школе?/М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова,

Н.Я. Головнева. – СПб: «Дельта», 1998.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.