Адаптированная дополнительная образовательная программа по предмету «Нравственное направление»

0
0
Материал опубликован 1 November 2020 в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено

на заседании м/о заместитель директора на заседании директор Казанской школы №76

учителей нач.кл. по воспитательной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.

протокол № 1 ______ Спиридонова А.А. протокол № 1

от «27» 08 2018 г. от «29» 08 2018 г.






АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (УМЕЛЫЕ РУЧКИ)»



Рахматуллина Марата Ильдусовича

4 класс

Вариант I












Казань – 2019


Пояснительная записка


Адаптированная дополнительная образовательная программа по предмету «Нравственное направление (Умелые ручки)» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной дополнительной образовательной программы (далее - АДОП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76» и УМК «Технология (Ручной труд)», 4 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. Санкт – Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2014

Адаптированная дополнительная образовательная программа по предмету «Нравственное направление (Умелые ручки)» рассчитана на 34 недели, 34 часа в год (1час в неделю): I четверть – 8 часов, II четверть – 7 часов, III четверть – 11 часов, IV четвертрь – 8 часов.

Цель программы «Умелые ручки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

     Работа по программе «Умелые ручки» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;


Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

К концу года обучения учащиеся могут знать:

название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов;

уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

выполнять работу, используя художественные материалы;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»


Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма -через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.; -творческого отношения к учению, труду, жизни;

формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов,

организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные

направления, среди которых: интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных

действий;

-формирование информационной грамотности современного школьника;- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Многие задания во внеурочной деятельности предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, игры и праздники. Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.


Содержание программы.


Аппликация и моделирование

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Аппликация из деталей оригами Бумага, картон

 Прорезная аппликация Картон, различные материалы

 Моделирование из картона. Рамочка

 

Работа с пластическими материалами

Раскатывание и обрубовка пластилина .

 Выпуклая аппликация из пластилина.

Торцевание на пластилине Пластилин, гофрированная бумага

 Разрезание слоеного пластилина Пластилин, проволока

 Лепка из теста.

Секреты бумажного творчества

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

 Скручивание в жгут. Аппликации. Бумага гофрированная

 Скатывание в комок. Мозаика Бумага гофрированная и цветная

 Соединение различных техник

в одной работе


Работа с бумагой и картоном

Объемные изделия в технике оригами

 Объемное конструирование из деталей оригами  

 Симметричное вырезание

 Игрушки из картона с подвижными деталями .

 

 

Работа с разными материалами










Календарно – тематическое планирование по предмету

«НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (УМЕЛЫЕ РУЧКИ)» в 4 классе 1 вариант.



Тема урока

Тип урока.

Вид деятель-ности

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата проведения


Личностные УУД

Познавательные

УУД


Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


План

Факт

1 четверть-8 часов

1

Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата.

Комбинированный

1

Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



2

Складывание простых форм из различных геометрических фигур.

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



3

Работа с тканью. Технологические операции.

Комбинированный

1

Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях;

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




4

Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»

Комбинированный

1

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.


Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



5

Изделие «Салфетка с аппликацией».

Комбинированный

1

Первоначальные навыки трудового сотрудничества

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




6

Работа с бумагой и картоном. Игрушка «Цыплёнок в скорлупе».

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



7

Игрушка из бумажных кругов «Попугай».

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




8

Конверт для писем с клеевым соединением деталей.

Комбинированный

1

Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



9

Конверт для писем без клеевого соединения деталей.

Комбинированный

1

Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



2 четверть-7 часов

1

Работа с бумагой.

Аппликация с геометрическим орнаментом.

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



2

Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос»

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




3

Работа с тканью.

Изделие «Салфетка-прихватка»

Комбинированный

1

Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



4

Работа с металлом.

Изделие «Дерево»

Комбинированный

1

Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях.

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




5

Работа с бумагой и картоном.

Изделие «Объёмное ёлочное украшение»

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



6

Игрушка «Птица»

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




7

Изделие «Снежинка»

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



3 четверть-11 часов

1

Работа с бумагой.

Летающая модель «Планёр»

Комбинированный

1

Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



2

Летающая модель «Самолёт»

Комбинированный

1

Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




3

Работа с нитками.

Аппликация «Цветок из ниток»

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



4

«Помпон из ниток»

Комбинированный

1

Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




5

Работа с проволокой

Изделия «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков»

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



6

Изделия из проволоки, бумаги и ниток «Муха», «Паук»

Комбинированный

1

Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




7

Работа с бумагой.

Изделие «Коробочка»

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



8

Работа с древесиной.

Что ты знаешь о древесине?

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




9

Аппликация из карандашной стружки «Цветок»

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Умение координировать свои усилия с усилиями других

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи



10

Аппликация из древесных заготовок «Дом»

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.




4 четверть-8 часов


1

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Умеет организовать рабочее место и следовать предложенному плану.

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.





2

Пришивание пуговиц с ушком.

Комбинированный

1

Знает и выбирает требуемые материалы и выполняет с ними действия.

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Способен выполнять посильные задачи при направляющей помощи учителя.

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи




3

Аппликации с использованием пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка».

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, раскладывает требуемые материалы в необходимом порядке и выполняет с ними действия под руководством учителя

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Умеет следовать предложенному плану

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.





4

Изготовление и пришивание вешалки.

Комбинированный

1

Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем

Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя

Способен выполнять посильные задачи при направляющей помощи учителя.

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи




5

Картонажно-переплётные работы.

Записная книжка- раскладушка с переплётной крышкой, «Блокнот».

Комбинированный

1

Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы.

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Следует предложенному плану

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.





6

Ручные швейные работы.

Изделие подушечка для игл.

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, раскладывает требуемые материалы в необходимом порядке и выполняет с ними действия под руководством учителя

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Способен выполнять посильные задачи при направляющей помощи учителя.

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.





7

Мягкие игрушки – подушки «Рыба», «Девочка».

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, раскладывает требуемые материалы в необходимом порядке и выполняет с ними действия под руководством учителя

Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

Умеет следовать предложенному плану

Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.





8

Итоговый урок.

Комбинированный

1

Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности


Умеет организовать рабочее место и следовать предложенному плану.

Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации