Адаптированная дополнительная образовательная программа по предмету «Нравственное направление»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено
на заседании м/о заместитель директора на заседании директор Казанской школы №76
учителей нач.кл. по воспитательной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.
протокол № 1 ______ Спиридонова А.А. протокол № 1
от «27» 08 2018 г. от «29» 08 2018 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (УМЕЛЫЕ РУЧКИ)»
Рахматуллина Марата Ильдусовича
4 класс
Вариант I
Казань – 2019
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная образовательная программа по предмету «Нравственное направление (Умелые ручки)» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной дополнительной образовательной программы (далее - АДОП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76» и УМК «Технология (Ручной труд)», 4 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида. Санкт – Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2014
Адаптированная дополнительная образовательная программа по предмету «Нравственное направление (Умелые ручки)» рассчитана на 34 недели, 34 часа в год (1час в неделю): I четверть – 8 часов, II четверть – 7 часов, III четверть – 11 часов, IV четвертрь – 8 часов.
Цель программы «Умелые ручки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Работа по программе «Умелые ручки» предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
К концу года обучения учащиеся могут знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: патриотизма -через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.; -творческого отношения к учению, труду, жизни;
_ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов,
организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные
направления, среди которых: интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных
действий;
-формирование информационной грамотности современного школьника;- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Многие задания во внеурочной деятельности предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, игры и праздники. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Содержание программы.
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Аппликация из деталей оригами Бумага, картон
Прорезная аппликация Картон, различные материалы
Моделирование из картона. Рамочка
Работа с пластическими материалами
Раскатывание и обрубовка пластилина .
Выпуклая аппликация из пластилина.
Торцевание на пластилине Пластилин, гофрированная бумага
Разрезание слоеного пластилина Пластилин, проволока
Лепка из теста.
Секреты бумажного творчества
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Скручивание в жгут. Аппликации. Бумага гофрированная
Скатывание в комок. Мозаика Бумага гофрированная и цветная
Соединение различных техник
в одной работе
Работа с бумагой и картоном
Объемные изделия в технике оригами
Объемное конструирование из деталей оригами
Симметричное вырезание
Игрушки из картона с подвижными деталями .
Работа с разными материалами
Календарно – тематическое планирование по предмету «НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (УМЕЛЫЕ РУЧКИ)» в 4 классе 1 вариант. | |||||||||||
№ | Тема урока | Тип урока. Вид деятель-ности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата проведения | |||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | План | Факт | ||||||
1 четверть-8 часов | |||||||||||
1 | Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. | Комбинированный 1 | Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
2 | Складывание простых форм из различных геометрических фигур. | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
3 | Работа с тканью. Технологические операции. | Комбинированный 1 | Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях; | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
4 | Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка» | Комбинированный 1 | Первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
5 | Изделие «Салфетка с аппликацией». | Комбинированный 1 | Первоначальные навыки трудового сотрудничества | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
6 | Работа с бумагой и картоном. Игрушка «Цыплёнок в скорлупе». | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
7 | Игрушка из бумажных кругов «Попугай». | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
8 | Конверт для писем с клеевым соединением деталей. | Комбинированный 1 | Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
9 | Конверт для писем без клеевого соединения деталей. | Комбинированный 1 | Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
2 четверть-7 часов | |||||||||||
1 | Работа с бумагой. Аппликация с геометрическим орнаментом. | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
2 | Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос» | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
3 | Работа с тканью. Изделие «Салфетка-прихватка» | Комбинированный 1 | Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
4 | Работа с металлом. Изделие «Дерево» | Комбинированный 1 | Воспитание трудолюбия, элементарные представления о различных профессиях. | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
5 | Работа с бумагой и картоном. Изделие «Объёмное ёлочное украшение» | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
6 | Игрушка «Птица» | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
7 | Изделие «Снежинка» | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
3 четверть-11 часов | |||||||||||
1 | Работа с бумагой. Летающая модель «Планёр» | Комбинированный 1 | Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
2 | Летающая модель «Самолёт» | Комбинированный 1 | Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
3 | Работа с нитками. Аппликация «Цветок из ниток» | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
4 | «Помпон из ниток» | Комбинированный 1 | Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
5 | Работа с проволокой Изделия «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков» | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
6 | Изделия из проволоки, бумаги и ниток «Муха», «Паук» | Комбинированный 1 | Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
7 | Работа с бумагой. Изделие «Коробочка» | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
8 | Работа с древесиной. Что ты знаешь о древесине? | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
9 | Аппликация из карандашной стружки «Цветок» | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умение координировать свои усилия с усилиями других | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |||
10 | Аппликация из древесных заготовок «Дом» | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Задавать вопросы, сотрудничать, не создавая проблемных ситуаций | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | |||
4 четверть-8 часов | | ||||||||||
1 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Умеет организовать рабочее место и следовать предложенному плану. | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | | ||
2 | Пришивание пуговиц с ушком. | Комбинированный 1 | Знает и выбирает требуемые материалы и выполняет с ними действия. | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Способен выполнять посильные задачи при направляющей помощи учителя. | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | | ||
3 | Аппликации с использованием пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка». | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, раскладывает требуемые материалы в необходимом порядке и выполняет с ними действия под руководством учителя | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Умеет следовать предложенному плану | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | | ||
4 | Изготовление и пришивание вешалки. | Комбинированный 1 | Выполняет элементарные действия последовательно организованные учителем | Навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя | Способен выполнять посильные задачи при направляющей помощи учителя. | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | | ||
5 | Картонажно-переплётные работы. Записная книжка- раскладушка с переплётной крышкой, «Блокнот». | Комбинированный 1 | Выполняет инструкции учителя, использует по назначению учебные материалы. | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Следует предложенному плану | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | | ||
6 | Ручные швейные работы. Изделие подушечка для игл. | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, раскладывает требуемые материалы в необходимом порядке и выполняет с ними действия под руководством учителя | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Способен выполнять посильные задачи при направляющей помощи учителя. | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | | ||
7 | Мягкие игрушки – подушки «Рыба», «Девочка». | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, раскладывает требуемые материалы в необходимом порядке и выполняет с ними действия под руководством учителя | Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов | Умеет следовать предложенному плану | Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | | | | ||
8 | Итоговый урок. | Комбинированный 1 | Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой способности. | Развивать образное мышление, воображение, фантазию, техническое мышление, творческие способности | Умеет организовать рабочее место и следовать предложенному плану. | Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи | | | |