Адаптированная рабочая программа обучения для детей с умственной отсталостью по физкультуре для начальных классов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования»_ Протокол № _ от | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных
|
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету « Адаптивная физическая культура»
для
на 2020-2025 учебный год
для « 1 -4 классов»
Составитель: Жамсуева Лариса Сергеевна
учитель первой категории
Улан-Удэ
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа адресована обучающимся коррекционных классов с 1 по 4 ГБОУ «Республиканский центр образования». Рабочая программа для учащихся разработана в соответствии с их реальными возможностями, исходя из особенностей развития, образовательных способностей и рекомендаций РПМПК.
Программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
-- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой ( Москва «Просвещение» 2014 года).
Устава ГБОУ «Республиканский центр образования» (далее ОУ);
Учебного плана ОУ на 2020 -2025 уч. г.,
Адаптированной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на 2020-2025 уч. г., которая является нормативно-управленческим документом данного образовательного учреждения и характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (Российский Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Ст.2 п.28);
Положения об адаптированной рабочей программе, направленной на реализацию АОП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ГБОУ «Республиканский центр образования»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социальной компетентности. Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами.
Целью ГБОУ «Республиканский центр образования» является включение в активную учебную и социальную жизнь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами информационных и коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения, Интернета.
Физическое воспитание направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач и осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Физическая культура занимает одно из ведущих мест в подготовке обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду; способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
ЦЕЛЬ:
Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций. Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств АФК физических и психических способностей школьника с нарушениями в развитии и содействие всестороннему и полноценному их развитию.
ЗАДАЧИ:
-формирование системы знаний о физической культуре;
-развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности обучающихся;
-воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности; формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
-развитие опыта межличностного общения;
-коррекция нарушений общего физического развития психомоторики;
-воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
-формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
-воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
В основе обучения физическими упражнениями должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
-комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Уроки физического воспитания направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движения детей.
Программа по физкультуре адресована обучающимся 1 по 4 классы
Срок реализации рабочей программы по физической культуре – 5 лет .
Итого 68 ч .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Физическая культура - важный общеобразовательный предмет, который направлен на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств обучающихся. В процессе занятиями физической культурой у обучающихся корригируются недостатки в физическом и психическом развитии, воспитываются морально – волевые качества и навыки культурного поведения.
Учитывая тот факт, что у многих детей имеются нарушения моторики, планирование и проведение уроков строится с учетом уровня развития двигательных возможностей и характера двигательных нарушений обучающихся.
Материал представлен следующими разделами: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры».
Физические упражнения позволяют воздействовать на различные звенья опорно – двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригируют недостатки развития. Обязательным элементом урока являются упражнения на построения и перестроения. Выполняются упражнения с исходным положением сидя и стоя, лежа, которые оказывают положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы. В самостоятельный раздел вынесены общеразвивающие и корригирующие упражнения, так как способствуют коррекции нарушений дыхания. В связи с затруднениями в пространственно- временной дифференцировке и значительными нарушениями точности движений детей с интеллектуальными нарушениями включены упражнения на коррекцию и развитие этих способностей, а также с предметами: гимнастическими палками обручами и скакалками.
Основная форма занятий – урок, который состоит из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
-словесные –объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация;
-практические – упражнения; игры.
Ведущими на уроках являются объяснение, упражнения; игры.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
Основные типы уроков:
Комбинированные
Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью
Уроки с преимущественно воспитательной направленностью
Уроки с преимущественно образовательной направленностью
Вводные уроки
Уроки изучения нового материала
Смешанные (комплексные) уроки
Контрольные уроки
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации работы на уроке:
Фронтальная
Поточная
Посменная
Индивидуальная
Групповая
Элементы образовательных технологий:
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Республиканский центр образования» рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (0.5 час в неделю)
Класс | Количество часов | |
В неделю | В год | |
1 | 0.5 | 16 |
2, 3, 4 | 0.5 | 17 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностными результатами освоения учащимися коррекционной школы содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
представления о двигательных действиях;
знание основных строевых команд;
подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия на уроке физкультуры.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики,
легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;
участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя:
бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений, знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия на уроках физкультуры
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура - важный общеобразовательный предмет, который направлен на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств обучающихся. В процессе занятиями физической культурой у обучающихся корригируются недостатки в физическом и психическом развитии, воспитываются морально – волевые качества и навыки культурного поведения.
Учитывая тот факт, что у детей нарушения моторики, планирование и проведение уроков строится с учетом уровня развития двигательных возможностей и характера двигательных нарушений обучающихся.
Материал представлен следующими разделами: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры».
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно – двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригируют недостатки развития. Обязательным элементом урока являются упражнения на построения и перестроения. Выполняются упражнения с исходным положением сидя и стоя, лежа, которые оказывают положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы. В самостоятельный раздел вынесены общеразвивающие и корригирующие упражнения, так как способствуют коррекции нарушений дыхания. В связи с затруднениями в пространственно- временной дифференцировке и значительными нарушениями точности движений детей с интеллектуальными нарушениями включены упражнения на коррекцию и развитие этих способностей, а также с предметами: гимнастическими палками обручами и скакалками. На занятиях гимнастикой обучающиеся овладевают навыками лазания и перелазания, которые способствуют развитию координации.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание мяча. Особое место уделяется метанию мяча, так как этот вид упражнений способствует развитию меткости и глазомера.
Раздел «Подвижные игры» включает подвижные игры, коррекционные игры, игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом и прыжками, игры с бросанием, ловлей и метанием. Они включаются в каждый раздел в соответствии с тематикой. Игры направлены на развитие физических качеств детей, на развитие внимания, памяти, восприятия, пространственных и временных ориентиров. Физическая культура рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи. Содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как биология, чтение, математика и изобразительное искусство.
При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это касается прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
1 класс (16 ч)
Тема | Содержание учебной программы | Характеристика формируемых базовых действий |
Гимнастика 4 ч | ОРУ и корригирующие упражнения без предметов Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища. ОРУ и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах Упражнения с гимнастическими палками, со скакалками, с набивными мячами | Координация, общая моторика Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости. практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчѐта при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
Упражнения на скамейке. 4 ч | Наклоны к ноге, поставленной на высоте колена, бедер. Сгибание и поднимание ног в висе поочередно и одновременно. Различные взмахи. Простые и смешанные висы Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя ногами (низкая перекладина); передвижение в висе, махом назад соскок. Девочки: махом одной и толчком другой переворотом в упор . | |
Подвижные и спортивные игры. 4 ч | Коррекционные игры Игры на внимание, развивающие, тренирующие наблюдательность. Игры с элементами ОРУ Игры с элементами волейбола и баскетбола | |
Легкая атлетика 4 ч | Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Бег по виражу. Ходьба Продолжительная ходьба (20-30 мин.) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба «змейкой». Ходьба с различными положениями туловища (наклоны, присед). Бег на месте | |
| | |
2,3,4классы (17 ч)
Тема | Содержание учебной программы | Характеристика формируемых базовых действий |
Гимнастика 4 ч | Теоретические сведения ОРУ и корригирующие упражнения без предметов Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища. ОРУ и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах Упражнения с гимнастическими палками, со скакалками, с набивными мячами | Координация, общая моторика Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости. практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёты при выполнении общеразвивающих упражнений. совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; знание и применение правил бережного обращения с инвентарѐм и оборудованием в повседневной жизни; соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
Упражнения на скамейке. 4 ч | Наклоны к ноге, поставленной на высоте колена, бедер. Сгибание и поднимание ног в висе поочередно и одновременно. Различные взмахи. Акробатические упражнения Стойка на руках, переворот боком (для мальчиков). Простые и смешанные висы Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя ногами (низкая перекладина); передвижение в висе, махом назад соскок. Девочки: махом одной и толчком другой переворотом в упор . | |
Подвижные и спортивные игры. 4 ч | Коррекционные игры Игры на внимание, развивающие, тренирующие наблюдательность. Игры с элементами ОРУ Игры с элементами волейбола и баскетбола | |
Легкая атлетика 5 ч | Теоретические сведения Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Основы кроссового бега. Бег по виражу. Ходьба Продолжительная ходьба (20-30 мин.) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба «змейкой». Ходьба с различными положениями туловища (наклоны, присед). Бег на месте |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения |
1. 2 | Правила утренней гигиены и их значение для человека. Самоконтроль и его основные приёмы. | | |
Правила поведения во время игры, ТБ (теоретические сведения). Подвижные игры | | | |
3 | Значение физических упражнений для здоровья человека. Комплекс ОРУ на месте. | | |
4 | Повороты на месте и в движении. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя | | |
5 | Значение и основные правила закаливания. Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки стоя | | |
6 | Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц | | |
7 | Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки | | |
8 | Понятия о предварительной и исполнительной командах. Повороты в движении направо, налево стоя Комплекс ОРУ на расслабление мышц. | | |
9 | Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Дыхательные упражнения стоя). | | |
10 | Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Комплекс ОРУ со скакалками стоя | | |
11 | Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц | | |
12 | Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных. Передача мяча стоя | | |
13 | Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками стоя | | |
14 | Понятие о начале ходьбы и бега; Комплекс ОРУ со скакалками стоя (сидя). | | |
15 | Ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя (сидя). | | |
16 | Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.( теоретические сведения) Передача мяча с ударом об пол стоя | | |
17 | Контрольная работа. Работа над ошибками. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения |
1.
2. | Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Самоконтроль и его основные приёмы. | | |
Правила поведения во время игры. Тест | | | |
3 | Чистота одежды и обуви. Комплекс ОРУ на месте. | | |
4 | Понятия о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте и в движении. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя | | |
5 | Значение и основные правила закаливания. Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки стоя | | |
6 | Контрольная работа (теория). Комплекс ОРУ на сохранение осанки стоя | | |
7 | Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки | | |
8 | Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Повороты в движении направо, налево стоя Комплекс ОРУ на расслабление мышц. | | |
9 | Понятия: колонна, шеренга, круг Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Дыхательные упражнения стоя). | | |
10 | Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Комплекс ОРУ со скакалками стоя | | |
11 | Тест. Обычная ходьба в умеренном темпе | | |
12 | Правила поведения на уроках легкой атлетики. Передача мяча стоя | | |
13 | Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Комплекс ОРУ с Гимнастическими палками стоя | | |
14 | Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Комплекс ОРУ со скакалками стоя (сидя). | | |
15 | Правила игр. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя (сидя). | | |
16 | Элементарные сведения по овладению игровыми умениями. Передача мяча с ударом об пол стоя | | |
17 | Контрольная работа. Работа над ошибками. | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения |
1. 2. | Правила поведения на уроках физической культуры Самоконтроль и его основные приёмы. | | |
Правила поведения во время игры. Тест | | | |
3 | Правила утренней гигиены и их значение для человека Комплекс ОРУ на месте. | | |
4 | Чистота одежды и обуви Повороты на месте и в движении. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя | | |
5 | Чистота зала, снарядов. Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки стоя | | |
6 | Контрольная работа (теория). Упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; | | |
7 | Значение физических упражнений для здоровья человека. Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки | | |
8 | Предупреждение травм во время занятий. Повороты в движении направо, налево стоя Комплекс ОРУ на расслабление мышц. | | |
9 | Значение и основные правила закаливания. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Дыхательные упражнения стоя). | | |
10 | Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Комплекс ОРУ со скакалками стоя | | |
11 | Тест. Упражнения для расслабления мышц; мышц шеи. | | |
12 | Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Передача мяча стоя | | |
13 | Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками стоя | | |
14 | Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Комплекс ОРУ со скакалками стоя (сидя). | | |
15 | Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя (сидя). | | |
16 | Элементарные сведения по овладению игровыми умениями . Передача мяча с ударом об пол стоя | | |
17 | Контрольная работа. Упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения |
1. 2. | Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Самоконтроль и его основные приёмы. | 1 1 | 7.09 21.09 |
Правила поведения во время игры. Тест | 1 | 5.10 | |
3 | Правила утренней гигиены и их значение для человека. Комплекс ОРУ на месте. | 1 | 19.10 |
4 | Чистота одежды, обуви, зала, снарядов. Повороты на месте и в движении. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя | 1 | 9.11 |
5 | Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки стоя | 1 | 23.11 |
6 | Контрольная работа (теория) Упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота | 1 | 7.12 |
7 | Значение физических упражнений для здоровья человека. Ходьба в различном темпе, направлениях. Комплекс ОРУ на сохранение осанки | 1 | 21.12 |
8 | Значение и основные правила закаливания. Повороты в движении направо, налево стоя Комплекс ОРУ на расслабление мышц. | 1 | 11.01 |
9 | Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Дыхательные упражнения стоя). | 1 | 25.01 |
10 | Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Комплекс ОРУ со скакалками стоя | 1 | 8.02 |
11 | Тест. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног | 1 | 22.02 |
12 | Понятия: колонна, шеренга, круг. Передача мяча стоя | 1 | 15.03 |
13 | Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Комплекс ОРУ с Гимнастическими палками стоя | | 22.03 |
14 | Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Комплекс ОРУ со скакалками стоя (сидя). | | 12.04 |
15 | Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Комплекс ОРУ с набивными мячами стоя (сидя). | | 26.04 |
16 | Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Передача мяча с ударом об пол стоя | | 10.05 |
17 | Контрольная работа. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; | | 24.05 |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя:
Учебно-методический комплекс:
1.Физическая культура . Учебник для общеобразовательных организаций под ред. М.Я.Виленского – М.: Просвещение, 2017.
2..Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 176 с.:
Интернет – ресурсы:
http://www.pandia.ru/text/78/077/99825.php -программа по ЛФК
http://www.pedlib.ru/Books/5/0075/5_0075-156.shtml -программа для детей по АФК
Оборудование:
Мячи: резиновый, волейбольный. Скамейка, коврик. Теннисная ракетка, воланы, сетка. Гимнастические палки.
Контрольные работы.
2 класс
Тест №1
1. На любом уроке должна быть…?
А) шум и гам
Б) дисциплина
В) ссора
Г) крики
Зачеркни лишний предмет
А. Б. В.
3. Зачем нужно заниматься физкультурой?
А. Чтобы не болеть
Б. Чтобы стать сильным и здоровым
В. Чтобы быстро бегать
4. Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
5. Что поможет тебе правильно распределять время:
А. Часы
Б. Режим дня
6.Чтобы осанка была правильной нужно:
А. Заниматься физкультурой
Б. Развивать все мышцы тела
В. Плавать
7. Назовите команды во время бега:
А. На старт! Внимание! Марш!
Б. Встань! Наклонись! Беги!
Ответы:
1. Б.
2. В.
3. Б.
4. В.
5. Б.
6. Б.
7. А
Тест №2
1. Что такое физическая культура?
А. Прогулка на свежем воздухе
Б. Занятия физическими упражнениями, играми, спортом
В. Выполнение упражнений
2. Что помогает проснуться нашему организму утром:
А. Будильник Б. Утренняя зарядка В. Завтрак
3. Заниматься физкультурой нужно?
А. Чтобы не болеть
Б. Чтобы стать сильным и здоровым
В. Чтобы быстро бегать
4. Физические качества человека - это:
А. Вежливость, терпение, жадность
Б. Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость
В. Грамотность, лень, мудрость
5. Для чего нужны физкультминутки?
А. Снять утомление
Б. Чтобы проснуться
В. Чтобы быть здоровым
6. Обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
7. Правильное распределение времени на занятия и отдых – это …
А. Режим питания Б. Режим дня
В. Двигательная активность
3 класс
Тест№1
1. Лучший отдых-это:
А. Движение
Б. Просмотр телевизора
В. Рисование
2. Выбери физические качества человека:
А. Доброта, терпение, жадность
Б. Сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость
В. Скромность, аккуратность, верность
3. Для чего нужны физкультминутки?
А. Снять утомление
Б. Чтобы проснуться
В. Чтобы быть здоровым
4. Подвижные игры помогут тебе стать:
А. Умным
Б. Сильным
В. Ловким, метким, быстрым, выносливым
5.Какие высказывания не относятся к гигиене?
А. Чистить зубы
Б. Не мыть руки перед едой
В. Мыться перед сном
6. Виды построений на уроке физической культуры?
А. Линейка
Б. Квадрат
В. Шеренга, круг, колонна
7. На любом уроке должна быть…?
А. Шум и гам
Б. Дисциплина
В. Ссора
Г. Крики
8. Что обязательно при выполнении кувырков?
А. Группировка
Б. Страховка
9. Можно носить портфель на одном плече или в одной руке или нет?
А. Можно. Потому что я сильный.
Б. Нет. Нарушается осанка.
Ответы:
1. А.
2. Б.
3. А.
4. В.
5. Б.
6. В.
7. Б.
8. А.
9. Б.
Тест №2
1. Здоровый образ жизни направлен на:
А. сохранение и улучшение здоровья;
Б. развитие физических качеств;
В. поддержание высокой работоспособности.
2. Выберите правильные ответы. В двигательный режим школьника входят:
А. зарядка;
Б. уроки физической культуры;
В. прием пищи;
Г. чтение книг;
Д. работа за компьютером;
Е) просмотр спортивных телепередач;
Ж. прогулка
3. Выберите правильные ответы. Что относится к процедурам закаливания:
А. питье холодной воды;
Б. прогулка под дождем;
В. обливание водой;
Г. прохладный душ;
Д. солнечные ванны;
Е. держание ног в тазу с горячей водой;
Ж. выполнение физических упражнений.
4. Выберите правильные ответы. К личной гигиене относится:
А. чистка зубов;
Б. чистка ковров;
В. смена постельного белья;
Г. мытье рук и тела;
Д. расчесывание волос.
5. Продолжи пословицу: «В здоровом теле …»
А. Красивая осанка
Б. Умная голова
В. Здоровый дух
6
Какую команду выполнили ребята?
А. Равняйсь!
Б. Вольно!
В. Смирно!
Г. Становись!
7.Как называется расстояние между ребятами?
А. Шеренга
Б. Дистанция
В. Колонна
Г. Интервал
8.На какой картинке изображена техника прыжка в длину с места ?
А.
Б.
В.
9.Назовите зимние виды спорта_______________________________________________
10.Назовите летние виды спорта_____________________________________
11. Самый умный вид спорта?
А. шашки
Б. домино
В. шахматы.
12.Вид спорта в котором игроки забрасывают мяч в корзину?
А. футбол
Б. волейбол
В. баскетбол
Г. гандбол
13. Чтобы предотвратить заболевание зубов их необходимо чистить зубной щеткой:
А. два раза в день утром и вечером;
Б. три раза в день утром, днем и вечером;
В. каждый раз после еды в течение дня;
14. Руки необходимо мыть с мылом:
А. перед приемом пищи;
Б. после посещения туалета;
В. после прогулки;
Г. все перечисленное.
15. Всемирный день здоровья считается:
А. 23 июня;
Б. 21 ноября;
В. 7 апреля;
Г. 1 августа
Ответы
1.а
2.а б ж
3.в г д
4.а в г
5.в
6.а
7.б
8.в
11.в.
12.в
13.а
14.г
15.в
Контрольная работа по физической культуре. 4 класс
1.Раскройте значение режима дня в жизни человека. ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ | ||||||||||
2. Расставь правильную последовательность выполнения утренней зарядки . | ||||||||||
3.Назови общие правила закаливания ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ | ||||||||||
4.Подбери каждому упражнению физическое качество, которое оно развивает. Варианты соедини стрелками.
| ||||||||||
5. Назови технические элементы соответствующие каждому рисунку _______________________________________________________________ 2.___________________________________________________________ | ||||||||||
6.Подпиши этапы выполнения опорного прыжка через гимнастического козла
1.__________________________________________ 2.__________________________________________ 3 __________________________________________ 4. ____________________________________________ 5. ___________________________________________ | ||||||||||
7. Опиши акробатическую комбинацию по рисунку И.П. ___________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ И.П. 8. Соотнеси с помощью стрелок переносимость физических нагрузок с ощущениями во время занятий.
| ||||||||||
9. Напиши правила безопасности при игре в подвижные и спортивные игры __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ | ||||||||||
1 0.
1. ________________________________ 2. ________________________________ 3. _________________________________ 4. __________________________________ 5. __________________________________
|
Тест №2
1.Гимнастика включает в себя:
А) прыжки, ЛФК, ОРУ
Б) ритмическую, художественную, спортивную
В) акробатику, бег, зарядку
2. ОРУ используют для:
А) зарядки
Б) отдыха
В) соревнований
3.Физкультминутка это:
А) комплекс упражнений для зарядки
Б) комплекс упражнений для фитнеса
В) комплекс упражнений для снятия усталости
4.Акробатика включает в себя:
А) кувырок, стойку на лопатках
Б) наклон туловища, упражнение «мост»
В) кувырок, подтягивание