Раннее профессиональное самоопределение детей посредством промышленного туризма, как одна из наиболее эффективных технологий в условиях реализации ФГОС
Анализ и обоснование эффективности технологии раннего самоопределения детей посредством промышленого туризма на примере Ярославской области и МОУ ДО "Детский морской центр" и .
Выполнила: Майорова Мария Александровна, пдо
Вступление: Изучая педагогические технологии школьного и дополнительного образования детей и выполняя задания в ходе обучения на ППП, хотелось бы подобрать технологию нового поколения (ФГОС), которая пригодиться в стенах МОУ ДО «Детский морской центр». Это связанно с нашей спецификой дополнительного образования: узкая профориентирующая специализация, обширные связи с различными средними и высшими учебными заведениями, предприятиями, а самое главное резкое «омоложение» контингента учащихся. Так же хотелось бы ориентировать подрастающее поколение не только на военные специальности (сейчас это очень популярное направление в выборе наших выпускников), а на гражданские специальности, связанные с речным и морским флотом. Изучая различные технологии, нашла одну, которая частично уже в ДМЦ реализуется, но не всегда хватает знаний и опыта.
Примеры реализации даной технологии в МОУ ДО "Детский морской центр"
рис. 1. Посещение курсантами ДМЦ Ярославского судостроительного завода. Экскурсионная программа и мастер-класс от работников завода.
рис. 2. Экскурсионная программа "Один день из жизни курсанта Ярославского высшегго военного училища ПВО". Занятия с офицерами училища.
Отмечу, что не все курсанты ДМЦ решают связать свою жизнь с военной специальностью, по разным причинам — здоровью, семейным обстоятельствам, идеологии или просто за отсутствием желания. В нашем учреждении активно ведется и профориентация на гражданские речные и морские специальности. Каждый год мы ездим в г.Рыбинск, на слет, который проводит Рыбинское речное училище, где курсанты могут познакомится с особенности данного учебного заведения. Прибывая в Рыбинск обязательно посещаем Рыбинский судостроительный завод "Вымпел", порт, Рыбинскую гидро-электро станцию и др.
Активно взаимодействуем с представителями государственной инспекцией по маломерным судам МЧС ЯО и не раз были у них в гостях на дебаркадери, видели работу спасателй изнутри. Принимали участия в показательных выступлениям "Спасение людей на воде" и посещали музей Министерства черезвычайных ситуаций.
рис.3-4. Экскурсия на дебаркадер ГИМС МЧС ЯО
Что же такое "Технология раннего профессионального самоопределения детей посредством промышленного туризма" ?
Авторы технологии.
- Гудым Светлана Сергеевна, педагог, менеджер по туризму;
- Хохлов Владимир Александрович, педагог, руководитель центрасемейного досуга «Вместе».
Цель и задачи, решаемые в процессе использованиятехнологии.
Цель: содействие раннему профессиональному самоопределениюдетей на примере существующих предприятий и организаций Ярославскойобласти.
Обучающие задачи:
- расширение представление о многообразии профессиональныхвозможностей на территории Ярославской области;
- предоставление опыта присутствия и наблюдения во времявыполнения специалистами предприятий своих трудовых действий;
- предоставление опыта выполнения конкретных трудовых действий врамках стандартов производственных процессов на предприятиях;
- обучение основам охраны труда на производствах;
- предоставление дополнительных возможностей примененияполученных в школьной программе компетенций в будущейпрофессиональной ориентации детей.
Развивающие задачи:
- развитие навыков практического применения знаний, полученных вшколе;
- развитие познавательного интереса;
- развитие потребности в профессиональном самоопределении
- развитие потребности в самообразовании и саморазвитии.
Воспитательные задачи:
- формирование уважения к труду;
- формирование позитивного отношения к профессиям рабочейспециализации;
- формирование ценности развития различных личностных качеств,
требуемых для тех или иных профессий: трудолюбия, ответственности иисполнительности, наблюдательности, саморегуляции, критическогомышления, заботливости и т.д.);
- формирование бережного отношения к результатам человеческого
труда.
Целевая аудитория: дети в возрасте от 7 до 14 лет.
Обоснование идей, на основе которых создана технология.
Основной идеей технологии является интеграция образовательной организации с различными предприятиями и организациями, работающими на территории Ярославской области. Учитывая, что в регионе присутствуют предприятия, работающие в различных отраслях народного хозяйства, образовательный потенциал такой интеграции просто огромен: начиная от мелкого ремесла и предпринимательства и заканчивая лидирующими предприятиями региона. Каждое предприятие обладает уникальным опытом работы, своей историей и может привнести в процесс профессиональной самоориентации детей множество наглядных примеров, способствующих развитию интереса детей к тем или иным профессиям. Одно дело, когда ребенку рассказывают о профессии кузнеца словами, показывают картинки, изделия или видеоматериалы, и совсем другое, когда ребенок надевает рукавицы и маску, берет молот в свои руки и пробует сковать изделие из железа, когда он лично ощущает жар от раскаленного металла, прилагает усилия, держа изделие специальными щипцами, самостоятельно при помощи мехов раздувает огонь. Он видит, в каких условиях работает мастер, как хранятся заготовки. Такой деятельностный подход обеспечивает наиболее глубокое понимание работы кузнеца, уважение к этой профессии. Таким образом, интерактивное действие во время посещения предприятий является наиболее эффективным с точки зрения целей и задач технологии. Кроме этого, ребенок как бы «примеривает» на себя эту профессию, запоминая собственные ощущения, которые впоследствии повлияют на его профессиональное самоопределение. Помимо этой идеи, консолидация и систематизация опыта, впечатлений и знаний, полученных школьниками на таких производственных экскурсиях, позволит ребенку выстроить систему сравнения и личностного отношения к тем или иным профессиям и отраслям народного хозяйства, и чем больше будет для детей открыто таким предприятий для посещения, тем полнее будет построена система. А наличие такой системы в будущем поможет ребенку сделать осознанный выбор профессионального становления.
Этапы реализации технологии.
Для реализации технологии были предусмотрены следующие этапы:
1) Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как это работает». В целях реализации технологии специалистами центра семейного досуга «Вместе» была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Как это работает». В рамках этой программы было определено, что все большинство предприятий на территории Ярославской области условно можно разделить на четыре категории: ремесленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, организации сферы услуг, производственные предприятия. Такое разделение является условным и предназначено исключительно в целях реализации данной программы. Кроме этого, используя опыт центра семейного досуга «Вместе» по проведению экскурсий на предприятия, специалисты центра выработали единую структуру подобной экскурсии. Образовательной программой предусмотрено проведение по одной экскурсии на предприятия четырех категорий:
- экскурсия на ремесленное предприятие;
- экскурсия на предприятие сельскохозяйственной отрасли;
- экскурсия на предприятие сферы услуг;
- экскурсия на предприятие производственной сферы.
Также было выявлено, что имеется ряд отраслей (профессий) не представленных на территории региона, например, направление генной инженерии. Эта проблема была решена введением в программу дополнительного занятия, организованного в форме «Круглый стол со специалистом». Даже если в Ярославском регионе таких специалистов нет, имеется возможность пригласить таких специалистов из других регионов или устроить занятие посредством видеооконференции. Помимо этого, одной из составляющих образовательной программы стала образовательная интеллектуальная игра «Брейн-ринг. Профессии», которая стала замыкающим элементом программы, направленным на контроль и закрепление знаний, полученных участниками программы на экскурсиях и круглых столах.
2) Проведение переговоров и заключение договоров с предприятиями и организациями Ярославской области. Этот этап с организационной точки зрения является наиболее трудозатратным и сложным, поскольку подразумевает включение предприятий и организаций, не имеющих отношения к образованию детей, в разработанную образовательную программу. Тем не менее, ряд предприятий нашли возможность подключиться к данному проекту. В настоящее время заключены договоры с 11 предприятиями об участии в создании этого образовательного продукта. Помимо этого, с рядом предприятий (15 штук) ведутся переговоры о заключении подобных договоров. Заключение договора с образовательным партнером (предприятием, на котором проводится экскурсия) позволит проработать качественную экскурсионную программу, обучить экскурсоводов предприятия основным принципам проведения образовательных экскурсий, проработать вопрос мотивации персонала, участвующего в этом образовательном проекте. Как показала практика, не переговоры с одним предприятием уходит от 1 до 12 месяцев.
3) Заключение договоров с родителями на организацию образовательных мероприятий по образовательной программе «Как это работает». Родители - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно родитель, до достижения ребенком совершеннолетия, принимает решения и несет ответственность за образование и развитие ребенка, в том числе в сфере дополнительного образования. Именно поэтому центром семейного досуга «Вместе» разработаны формы договоров на реализацию образовательной программы «Как это работает», заключаемые именно с родителями. После заключения договора, родители на родительских собраниях изучают возможности этого проекта, выбирают те производства, на которые хотят отправить своих детей, определяются с примерными датами проведения этих экскурсий. После этого, составляется план мероприятий в рамках этого договора и реализуется образовательная программа «Как это работает».
4) Реализация технологии в программе «Как это работает». В целях реализации программы «Как это работает» был использован опыт центра семейного досуга «Вместе» по организации интерактивных экскурсий на предприятия. Так, была выработана единая структура экскурсионной программы. Важной составляющей посещения каждой службы предприятия является интерактивный компонент. В качестве интерактивного компонента могут быть использованы следующие элементы:
- выполнение простой трудовой операции (например, простановка штампа на посылке);
- примерка спецодежды или обмундирования (в том числе одного из элементов, например, каски или рукавиц);
- тактильное изучение производственного оборудования и инструмента (чтобы почувствовать вибрацию, температуру, материал, вес, форму и т.д.);
- «примерка» рабочего места (в прямом смысле - побыть на рабочем месте специалиста, понаблюдать за процессами с рабочего места);
- выполнение игрового задания экскурсовода (найти, достать, открутить, поднять, переместить, услышать, ответить на вопрос и т.д.).
Как правило, экскурсоводы, работающие на предприятиях сталкиваются со сложностями проведения подобных экскурсий. Поэтому, грамотно составленная программа позволит увеличить качество проведенного мероприятия. В этих целях предлагается по каждой экскурсии составлять программу в следующем виде: Наименование отдела (службы) Последовательное краткое содержание Описание интерактивного компонента Нормативная длительность, мин.
Помимо самой программы необходимо вести постоянную работу с экскурсоводами для достижения наилучшего педагогического эффекта. Так, на каждой экскурсии работает экскурсионный гид, выполняющий модерацию экскурсии, контроль дисциплины участников, мягкую корректировку хода экскурсии в случае существенного отклонения экскурсовода от экскурсионной программы. Еще одно мероприятие, которое может быть проведено с привлечением предприятия - это круглый стол со специалистом. Как правило, оно проводится на территории школы, но также возможно проведение на территории предприятия. Обычно круглый стол со специалистом организуется очно, но полагаем, что предполагаем такого мероприятия возможно также в формате видеоконференции. Длительность круглого стола - 40 - 60 минут. Примерный план проведения круглого стола таков:
- представление специалиста;
- краткое описание рода занятий;
- какие предприятия пользуются услугами специалиста;
- где учатся, чтобы получить такую профессию;
- самое сложное в работе специалиста;
- истории из профессиональной жизни специалиста;
- задание участникам круглого стола;
- ответы на вопросы участников круглого стола.
Мониторинг результатов образовательной программы осуществляется в форме интеллектуальной игры «Брейн-ринг. Профессии». В ее основу заложены информация и материалы, полученные во время проведенных образовательных мероприятий.
Условия, в которых может быть использована технология.
Для использования технологии необходимы следующие условия и ресурсы:
1) Организационные. Основным условием является наличие в регионе нескольких предприятий и организаций, относящихся к разным отраслям народного хозяйства. Кроме этого, помещения этих предприятий должны быль достаточного размера для нахождения в них (помимо основных работников, сырья и оборудования) экскурсионной группы в составе до 35 человек. Также немаловажным фактором является безопасность организации рабочего процесса на предприятии: рабочие инструменты и оборудование располагаются на отведенных для них местах, отсутствует бытовой и производственный мусор в помещениях, помещения имею достаточную вентиляцию, персонал не курит и не выпивает на рабочем месте, работает в спецодежде, руководство предприятия уделяет необходимое внимание вопросам охраны труда. Одним из условий проведения успешной игры «Брейн-ринг. Профессии» является наличие помещения в образовательной организации, способного разместить от 2 до 4 команд, численностью до 12 человек каждая, а также зрителей и болельщиков (если они будут). Участники каждой команды располагаются вокруг своего игрового стола (обычные учебные столы или парты) сидя на стульях, лицом или полубоком к ведущему. Зрители располагаются по периметру помещения или игровой зоны (если помещение большое). Ведущий ведет игру лицом к командам. Рядом с ведущим располагается стол с урной для ответов, игровой реквизит и доска (или ватман) с текущей таблицей результатов по каждому туру. При этом необходимо учитывать, что таблица результатов должна быть видна для участников и зрителей. Поскольку длительность мероприятия составляет от 1 до 1,5 часов, то игру возможно проводить в учебные дни после уроков и в выходные дни.
2) Кадровые. Для переговоров с предприятием необходимо, чтобы сотрудник образовательной организации имел навыки ведения переговоров, умение мотивировать будущих партнеров и находить компромиссные решения. Для подготовки экскурсионной программы требуется специалист предприятия, знающий все производственные процессы и сотрудник образовательной организации, обладающий навыками составления плана занятия, особенности возраста целевой аудитории, чтобы применить педагогические методы и приемы, которые эффективнее всего окажут воздействие на экскурсантов. Для проведения экскурсии требуется экскурсионный гид от образовательной организации, который в случае необходимости сможет выступить модератором экскурсии, главным помощником экскурсовода. Он должен обладать опытом работы с детьми, знать экскурсионную программу, а также применяемые в экскурсионной программе педагогические приемы и методы. Для проведения игры «Брейн-ринг. Профессии» требуется один ведущий игры - сотрудник образовательной организации, владеющий правилами и структурой игры, навыками работы с больший количеством детей одновременно, опытом проведения занятий или мероприятий для детей, обладающий чувством юмора и громким голосом. Кроме этого, чтобы в процессе игры не возникало накладок, требуется помощник ведущего, в задачи которого входит: контроль соблюдения участниками правил игры и дисциплины, подготовка и подача необходимого игрового реквизита и материалов, заполнение таблицы результатов, подсчет результатов. Кроме этого, оба сотрудника организуют игровое пространство перед мероприятием, в том числе расставляют столы и стулья. В разработке игры участвовало 2 человека. Первый - режиссер- постановщик, который продумывал туры и непосредственно игровой процесс, изготавливал игровой реквизит (в том числе в типографии) и тайминг мероприятия. Второй - специалист образовательной организации, который непосредственно разрабатывал игровые задания
3) Материально-технические. От образовательной организации требуется подготовить информационные релизы по каждой экскурсии по количеству детей в экскурсионной группе. Для игры «Брейн-ринг. Профессии» необходимы игровые комплекты в количестве 4 штук. Каждый игровой комплект имеет цвет: красный, желтый, синий, зеленый. В каждый игровой комплект входит: пластиковый конверт соответствующего цвета, шариковые ручки - 2 штуки, пустые игровые карточки для 1 тура (соответствующего цвета) формата А6 - 14 штук (в том числе 2 запасные), флажок соответствующего цвета - 1 штука, чистый лист бумаги А4 белого цвета - 4 штуки. Также в игре используется следующий реквизит: - песочные часы (достаточно крупные, чтобы участники и зрители их видели) 1 штука; - прозрачная урна для ответов с крышкой и прорезью (был использован прозрачный лоток с крышкой для крупы, в крышке бела сделана прорезь для помещения в урну карточек с ответами) - 1 штука; - маркер для заполнения текущей таблицы результатов или мел (если таблица организована на учебной доске) - 1 штука; - карточки-задания для 2 тура с профессиями - 14 штук; - карточки-задания с вопросами для 3 тура - 14 штук; - фишка для рефлексии (круглая из плотной бумаги или картона) - 60 штук; - лоток для оценки мероприятия - один черного цвета, второй белого цвета (они были сделаны из обычных обувных коробок одинакового размера).
4) Методические. Для разработки методического обеспечения экскурсии, необходимо определить исходные данные: минимальный возраст экскурсантов, количественный состав экскурсионной группы, нормативную длительность экскурсии. Основным методическим обеспечением практики является программа экскурсии на станцию технического обслуживания, в которой должно быть:
- краткое описание рассказа экскурсовода;
- порядок посещения служб и отделов предприятия;
- описание и место используемого интерактива;
- хронометраж каждого блока экскурсии;
- описание наглядного материала, который используется по время рассказа.
Также обязательным условием является разработка инструкции по технике безопасности, правил поведения во время экскурсии и примеров последствий нарушения правил поведения экскурсантов. Кроме этого, требуется разработка информационного релиза, который выдается по окончании экскурсии и включает в себя краткое содержание экскурсионной программы, а также алгоритма анкетирования родителей детей - экскурсантов. Для разработки методического обеспечения игры «Брейн-ринг. Професии», необходимо было определить исходные данные: минимальный и максимальный возраст участников: минимальный и максимальный количественный состав одной команды: 6 - 12 человек, максимальное количество команд в одной игре, нормативную длительность игры, требования к игровому реквизиту. Основным методическим обеспечением игры является сценарий программы игры, в котором должно быть:
- игровая цель команды;
- общие игровые правила;
- описание задания, правил и хронометража каждого игрового тура;
- описание обязательной процедуры рефлексивного этапа мероприятия.
Кроме этого, должны быть разработаны задания для игры:
- 14 вопросов с вариантами ответов для первого тура;
- 14 профессий, которые интересно было бы изобразить, для второго тура;
- 14 вопросов без вариантов ответов для третьего тура.
Также обязательным условием является разработка спецификации к мероприятию, в которой должно быть четко прописано, как должна быть организована игровая зона, где и как располагается игровой реквизит.
Рекомендации, советы, особые замечания по использованию технологии.
Образовательная программа «Как это работает» была апробирована в 2016 году. В ней приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 767 человек. В процессе реализации программы выяснилось, что не каждое предприятие готово массово организовывать экскурсии, так как не имеет людей, выделенных специально для этого функционала. Поэтому рекомендуется оговаривать с каждым предприятием, какое количество экскурсий оно готово принять в течение одного календарного месяца, в какие периоды экскурсии вообще не принимаются (например, в преддверии Международного женского дня не принимает экскурсии цветочный комплекс «Лазаревское»). Также для переговоров с предприятиями рекомендуется привлекать родителей, так как они тоже являются работниками каких-либо предприятий. В целях дополнительной мотивации родителей и детей, рекомендуется каждому участнику образовательной программы по ее завершению выдавать сертификат об окончании образовательной программы.
Критерии и показатели эффективности использования технологии.
По результатам образовательной программы ожидается, что участники проекта посетят 4 предприятия разных отраслей народного хозяйства, получат общее представление о работе отдельных служб этих предприятий, познакомятся с профессиями этого предприятия, а также «увидят своими глазами» и «потрогают своими руками» все увиденное. Положительным результатом является то, после окончания проекта участники уже дома или в рамках неурочной деятельности захотят еще больше узнать о профессиях и производствах, которые посетили. Эффектом от участия в проекте могут стать:
- расширение представления о многообразии профессиональных возможностей на территории Ярославской области;
- получение знаний по основам охраны труда на производствах;
- развитие навыков практического применения знаний, полученных в школе;
- развитие познавательного интереса;
- развитие потребности в профессиональном самоопределении;
- развитие потребности в самообразовании и саморазвитии;
- формирование уважения к труду;
- формирование позитивного отношения к профессиям рабочей специализации;
- формирование ценности развития различных личностных качеств, требуемых для тех или иных профессий: трудолюбия, ответственности и исполнительности, наблюдательности, саморегуляции, критического мышления, заботливости и т.д.);
- формирование бережного отношения к результатам человеческого труда
Вывод:
Современные тенденции развития образования, в том числе и дополнительного, требуют принципиально новых подходов к формированию его технологий. На мой взгляд, по новым ФГОСГам, главными из них являются переход от прежней схемы предметно-информационного типа образования к образованию профессионально-деловому, от образования констатирующего к образованию опережающему, от образования репродуктивного к образованию креативному, направленному на повышение профессионализации специальной подготовки. В результате реализации данной технологии вы наглядно сможете ориентировать подрастающее поколение на выбор будущей профессси. Посещая предприятия города, у учащихся повышается осведомленность о рабочих специальностях, режиме работы, карьерном росте, получении социальных льгот и гарантий. Все это благотворно влияет на дальнейший выбор у учащихся и повысит уровень мотивации к работе. Промышелнный туризм - это мощный инструмент развития не только образовательного процесса, но и продвижение брендов предприятий, а так же отличный вариант социального партнерства.
Используемая литература:
1. http://dno.iro.yar.ru/?p=780