Аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

0
0
Материал опубликован 1 March

Аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.


Некрылова А.П., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №145» г. Иркутск


В дошкольном возрасте у ребенка формируется вкус, и раскрываются творческие способности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются возможности и творческие проявления.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одним из наиболее естественных и близких видов деятельности для ребенка дошкольника является изобразительная деятельность.

Художественное творчество предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Оно включает в себя рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Аппликация – это особый способ получения изображения путём вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон, она обладает огромными возможностями в области раскрытия творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных материалов в аппликации – это «кладовая» для развития фантазии, воображения и творчества.

Изучив работы Т. С. Комаровой, Г. Н. Давыдовой, Л. В. Куцаковой, А. В. Запорожца, пришли к выводу, что нетрадиционные техники аппликации должны использоваться наряду с традиционной аппликацией, что делает занятие более интересным и увлекательным.

Проанализировав задачи психолого – педагогической работы с детьми средней группы, мной был проведён мониторинг и сделаны выводы о том, что использование нетрадиционных техник аппликации в работе с детьми этой возрастной категории обладает большим потенциалом.

Аппликация способствует расширению кругозора, учит рассматривать предметы и явления окружающего мира, формирует аккуратность, трудолюбие и усидчивость. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрия и на этой основе формируется художественный вкус.

Существует огромное количество увлекательных техник создания шедевров методом аппликация.

В своей работе я использовала различные техники аппликации. Чрезвычайно увлекательно для детей создание изображения из семян, круп и кофейных зёрен.

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Получать изображения этим методом можно двумя способами: без предварительной прорисовки контура, и с предварительным нанесением рисунка. Чтобы сделать аппликацию с предварительной прорисовкой, лист разноцветной бумаги следует положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка, так же можно использовать газету или журналы.

Так же детям можно предложить аппликацию из салфеток, особая структура бумажных салфеток позволяет создать нежную, пушистую поверхность изображения, кошечки, зайчика, лисички.

Работа над аппликацией требует усидчивости и терпения от детей, в связи с этим мы придумали игровые паузы под музыку, где дети расслабляются и снова могут приступить к увлекательному занятию.

Продолжать использовать нетрадиционные материалы можно и с применением кусочков ткани. Для данного вида аппликации можно применять накрахмаленную и проглаженную горячим утюгом хлопчатобумажную ткань. Если для аппликации будет использоваться синтетическая ткань, то её лучше пропитать раствором желатина. Из подготовленной ткани вырезаются детали будущей аппликации и наклеиваются на фон. Изображения получаются оригинальные и необычные.

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав и листьев. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой, оно развивает творчество, мышление, наблюдательность и трудолюбие.

Аппликация из соломы получается необычная и красивая. Соломку следует просушить и освободить от верхней тонкой пленки. Затем соломку замочить в кипятке минут на 20-30, разрезать вдоль канцелярским ножом, и прогладить утюгом для получения прямой гладкой полоски. Далее необходимо на тонкий бумажный лист наклеить полоски соломки встык. Из получившегося полотна вырезать элементы фигурок, и приклеить на основу. Из соломки можно делать как простые изображения, так и настоящие произведения искусства.

Для создания аппликации также можно использовать другие материалы: пух, хвою, пуговицы, нити, бусины, камешки, и прочее. Главное не бояться экспериментировать и дать волю полету фантазии.

Почему – то родители и воспитатели не всегда выделяют достаточно времени для занятий ребенка аппликацией. Возможно, это связано с тем, что аппликация требует немного больше времени для подготовки, чем, к примеру, рисование. Может просто, не всем известна польза от таких занятий.

Аппликация:

- развивает художественное воображение и эстетический вкус;

- способствует лучшему изучению цветов и форм предметов;

- развивает моторику рук и усиливает тактильные ощущения;

- помогает развитию конструкторского мышления;

- развитие художественно – графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;

- воспитание зрительной культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

Использование нетрадиционных техник аппликации не должно быть избыточным, знакомство с любым новым видом техники необходимо закреплять в совместной деятельности и индивидуально.

Для самостоятельного детского творчества должен быть оснащён уголок изобразительной деятельности. В нем могут быть: ткань разного цвета и размеров, разные бумажные салфетки, семена, крупы, природный материал, например шишки, ракушки, листья, картон, трафареты, поролон, бусинки и многое другое.

Используя техники нетрадиционной аппликации в работе с детьми своей группы, я отметила положительные изменения. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Сравнив результаты мониторинга, можно говорить об эффективности применения нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Дети получают радость от своих работ, у родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей, развивается творческий потенциал.

Литература:

Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет/Д. Н. Колдина.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.- 64с.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.-176.: цв. вкл.

Куцакова Л. В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.-144с.

Новикова И. Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду / И. Л. Новикова.-М.: Академия Развития, 2010. – 192с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации