12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана3276
Учитель-логопед, руководитель куста методического объединения логопедов района, мама. Люблю свою работу. Увлекаюсь рукоделием.
Россия
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»

 

Авторское учебное пособие.

Дидактическая игра

«Рюкзачок «Говорилочка».

Храброва Светлана Ивановна,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

г. Кировск Лен. обл (тел: 8-911-241-08-69)

sih3101@mai.ru

   Согласно ФГОС в структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Но с развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. А для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

    Важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития является своевременное развитие грамматического строя языка. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

        Дети нашей логопедической группы имеют общее недоразвитие речи.

     Развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

    Грамматическая система русского языка сложна, и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм и трудности в овладении всей школьной программы. Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать своевременную коррекционную работу.

    Одной из главных задач коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, является практическое усвоение лексико-грамматических средств.

Решение этой задачи предполагает:

формирование и развитие словаря;

формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

   Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

  Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

  Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий.

  Для решения всех этих задач, нами была разработаны дидактическая игра «Говорилочка» для детей 4-6 лет.

    Эта игра ориентирована на развитие связной монологической речи,  на формирование умения использовать разные грамматические формы в свободном общении, на развитие функций словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. И, как итог, включение детей в систему социальных отношений.

    Ещё одна важная задача этой игры – это развитие пальчиковой моторики. Само сочетание слов «пальчиковая моторика», безусловно, известно всем: и педагогам, и родителям.

      Но не всегда мы задумываемся, что процессу совершенствования пальчиковой моторики необходимо уделять немалое внимание постоянно! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам становятся пальчики, зависят успехи в обучении. Часто взрослые, а особенно бабушки и дедушки, говорят: «Когда мы были маленькими. Никто ни про какую моторику и не думал. И ничего, все писать научились!» В этом конечно, есть доля истины. Однако во времена нашего детства все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей, пока их хозяева сопели от усердия, одеваясь в садике на прогулку.

      И уже в 5 лет, а тем более в 6 ребенок прекрасно умел завязывать шнурки и застегивать курточку самостоятельно. А сегодня, пожалуй, никого не удивит такая картина: семилетний богатырь стоит, безвольно опустив руки, а мама застегивает его на все пуговицы. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и нее успевают учиться вместе со своим хозяином.

   Вот и получается, что шестилетний ребенок может порой бодро читать, считать, а ручку держать правильно не умеет. Интеллект вроде бы развит, а навыков, необходимых для успешного обучения письму нет. Поэтому мы постарались включить в нашу игру разные виды (6 видов) застежек и шнурочки, что, безусловно, влияет на развитие точности, ловкости, подвижности и силы пальчиков, что способствует более быстрому формированию и освоению навыка письма.

   Игра подходит как для совместной игровой деятельности, так и для самостоятельной. Количество игроков варьируется в зависимости от варианта игры - от 1 до 3 человек при индивидуальной работе до 10-15 человек при групповом варианте.

Цель: Формирование фразовой речи и развитие связной монологической речи.

Задачи:

расширять и активизировать словарь по любой лексической теме;

учить детей образовывать существительные множественного числа в именительном, родительном и творительном падежах ( упр «Гусеница»);

учить детей подбирать слова-признаки к существительным, активизировать атрибутивный словарь (упр «Счёты-кубики»);

закреплять порядковый и количественный счет;

учить детей подбирать слова-действия к существительному или образовывать новые глаголы с различными приставками, активизировать предикативный словарь (упр «Звёздное небо»);

учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью специальных суффиксов (упр. «Завяжи шнурки у ботинок»);

учить образовывать увеличительную форму существительных с помощью специальных суффиксов (упр. «Зашнуруй сапог»);

учить изменять существительные по падежам с помощью предлогов и слов-помощников (упр «Застегни портфель»);

учить образовывать однокоренные слова (упр «Дерево»);

учить расширять фразу путём распространения её прилагательными или однородными сказуемыми;

учить детей составлять простые распространённые предложения с однородными членами с соединительными союзами и без них по картинно-графической схеме (на фишках);

 развивать конструктивный праксис и пальчиковую моторику (застёгивание и расстегивание 6 видов застёжек, завязывание шнурков разным способом);

развивать память, внимание детей;

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

учить следовать требованиям и правилам игры; развивать игровую деятельность детей.

Материалы:

Гусеница с застёжками «пуговицами».

Счёты-кубики с цифрами для подсчета количества собранных слов.

Небо со звёздами на магнитной основе.

Ботинки со шнурками для завязывания бантиков.

Сапоги с полукольцами для продевания шнурков.

Дерево с листочками на велькро креплении.

Портфель с застёжками-фастексами.

Фишки-доминошки для выбора игрового поля.

Фишки-брелочки - призовые жетоны.

Предметные карточки-картинки по любой лексической теме (по требованию)

Карточки-картинки с особо трудно запоминающимися словами: глаза, пни, рты, дома, окна, уши, львы, лбы, вёдра; много карандашей, сапог, носков, чулок и др. по необходимости.

Ход игры.

Выбирается предметная картинка по нужной лексической теме, по которой будет идти подбор и изменение слов. (Например, лиса). Взрослый достаёт фишку для выбора поля (фишку-доминошку). На начальном этапе фишку достаёт взрослый. По мере формирования умений изменять и подбирать слова по избранной теме фишку (в любом порядке) достаёт ребёнок.

Первое поле «Счеты-кубики» – поле слов-признаков (см. фото в приложении)

Ребёнок подбирает к заданному слову слова-признаки. (Например, лиса (какая?) рыжая, хитрая, длиннохвостая, дикая, красивая и т.п.) За каждое правильно названное слово двигается костяшка-кубик на счётах и даётся жетон (фишка-брелок с [Freeform 2 ] ). По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов. Победителю звенят колокольчики, пришитые на поле.

Второе поле «Гусеница с застёжками «пуговицами» – поле единственного и множественного числа. (см фото в приложении)

   Ребёнок ставит заданное слово в множественное число (лиса - лисы). Если ответ правильный, то соединяет лапки у гусеницы, застёгивает пуговку и получает жетон (фишку-брелок с [о → ооооо] ). В остальных кармашках гусеницы могут быть заранее вставлены или наиболее трудные слова для образования формы множественного числа (например, лбы, пни, рты, глаза и т.п.) и требующие дополнительной отработки, или другие слова по данной лексической теме. Ребёнок называет эти слова во множественном числе. За каждый правильный ответ получает жетон (фишку брелок с соответствующим символом.) и застёгивает лапки-пуговки. По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов.

Третье поле «Небо со звёздами на магнитной основе» – поле слов-действий. (см фото в приложении)

Ребёнок подбирает к заданному слову слова-действия. (Например, лиса (что делает?) бежит, спит, крадётся, нюхает и т.п.). За каждое правильное слово «зажигается» на небе звёздочка и дается жетон (фишка-брелок с [=])

По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов.

Четвёртое поле «Ботинки со шнурками для завязывания бантиков» – поле «ласковых» слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (см фото в приложении)

Ребёнок образует новые слова от заданного слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, лиса-лисичка. Если ответ правильный, то завязывает бантик на ботинке, и ребёнок получает жетон (фишку-брелок с [о → О]). На оставшиеся бантики, ребёнку даются

дополнительные слова, требующие повторения или закрепления. По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов.

Пятое поле «Сапоги с полукольцами для продевания шнурка» – поле слов великанов, слов с увеличительными суффиксами (см фото в приложении).

Ребёнок образует новые слова от заданного слова с помощью увеличительных суффиксов. Например, лиса – лисища. Если ответ правильный, то продевает шнурок в полукольцо на сапоге и получает жетон (фишку-брелок с [о → О]). На оставшиеся дырочки, ребёнку даются дополнительные слова, требующие повторения или закрепления. По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов.

Шестое поле «Дерево с листочками на липучках» – поле однокоренных слов. (см фото в приложении)

Ребёнок образует однокоренные слова к заданному слову (Например, лисичка, лисий, лисища, лисёнок, лис, лисята и т.п.). Если ответ правильный, то «приклеивает» листик на дерево и получает жетон (фишку-брелок с [дерево]. По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов.

Седьмое поле («Портфель с замочками-фастексами» – поле падежей. (см фото в приложении).

Ребёнок склоняет заданное слово по падежам с помощью слов-помощников и предлогов по опорным значкам. (Например, это лиса, нет лисы, дам лисе, вижу лису, думаю о лисе, доволен лисой). Если ответ правильный, то застёгивает «крокодильчик» и получает жетон (фишку-брелок с [ ??? ]). По завершению этапа считается количество подобранных слов при помощи жетонов.

Когда все поля пройдены, ребенок, используя подобранные слова, должен составить предложение. Фишки-брелки с соответствующими символами выставляются в качестве слов в предложении. Тем самым образуется схема предложения.

Выигрывает тот, кто больше набрал фишек-брелков и длиннее составил предложение.

Таким образам, мы считаем, что наша игра, способствует усвоению детьми разных грамматических форм, что ведёт к формированию фразовой речи и в дальнейшем развитию связной монологической речи. А также развитию пальчиковой моторики, которая является базой для формирования навыка письма.

Мы убеждены, что своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строения речи способствует полноценному формированию личности ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Первое поле «Счеты-кубики» – поле слов-признаков.

2. Второе поле «Гусеница с застёжками «пуговицами»» – поле единственного и множественного числа.

3. Третье поле «Небо со звёздами на магнитной основе» – поле слов- действий.

Четвёртое поле «Ботинки со шнурками для завязывания бантиков» – поле ласковых слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пятое поле «Сапоги с полукольцами для продевания шнурка» – поле слов великанов, слов с увеличительными суффиксами.

Шестое поле «Дерево с листочками» – поле однокоренных слов.

Седьмое поле « Портфель с застёжками- фастексами» и опорными словами-схемами -

поле падежей.

Фишки-брелки с соответствующими символами выставляются в качестве слов в предложении. Тем самым образуется схема предложения.

 

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (4)

Чепелева Татьяна Александровна, 23.11.17 в 19:11 3Ответить Пожаловаться
Отличная штучка для работы!!
Знаю какие " рукастые" педагоги в детсадах! Вы молодец!!!
Мартынова Ольга Владимировна, 29.11.17 в 17:44 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная идея!!!
Субакова Асима Амантаевна, 17.12.17 в 15:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу работу! Очень интересные идеи!
Порошина Ольга Анатольевна, 23.01.19 в 10:05 1Ответить Пожаловаться
Замечательная игра!!! Беру в копилочку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.