Урок музыки «Балет С. С. Прокофьева «Золушка»»
Пояснительная записка к презентации
БАЛЕТ ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА»
Интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет»
в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника»
Автор-составитель Лапина С. А.
преподаватель МБУ ДО ДМШ
г. Павлово Нижегородской области
Пояснительная записка
Автор: Лапина Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Павлово».
Учебный предмет: музыкальная литература.
Тема урока: «Музыкальные жанры: балет».
Целевая аудитория: учащиеся фортепианного отделения первого года обучения.
Цель: формирование представления о балете как жанре музыки на примере балета С. С. Прокофьева «Золушка».
Задачи интерактивного ресурса:
способствовать формированию интереса к классической музыке через воздействие визуального материала на эмоциональное восприятие учащихся;
развивать навык сознательного и эмоционального слушания музыки.
Актуальность и ожидаемые результаты
Важность ресурса заключается в том, что юные музыканты знакомятся с особенностями музыки С. С. Прокофьева (балет «Золушка»), которая отсутствует в существующих учебных программах по музыкальной литературе для учащихся первого года обучения.
Значимость ресурса в представлении учебного материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для учащихся форме.
Ресурс современен, так как одной из составляющих частей современного урока является использование мультимедийных средств.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате использования данного ресурса, учащиеся познакомятся с балетом «Золушка» как жанром музыки, получат возможность научиться внимательно слушать и анализировать музыку, рассуждать о ней.
Содержание ресурса
Ресурс «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» содержит шесть блоков.
1 блок – «Информационный»: название ресурса «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» (слайд 1), «Содержание» (слайд 2), визитную карточку автора ресурса (слайд 27), используемые информационные источники (слайды 28-29).
2 блок – «С. С. Прокофьев»: слайд 3, знакомит учащихся с биографией композитора.
3 блок – «Словарь»: слайды 4-9, знакомят с музыкальными терминами и понятиями, содержат тестовые задания.
4 блок – «Персонажи и либретто»: слайды 10-11, знакомят учащихся с персонажами балета «Золушка», с содержанием (либретто) балета.
5 блок – «Это интересно»: слайды 12-15, знакомят с интересными фактами и событиями, связанными с балетом «Золушка» и главной героиней балета.
6 блок – «Музыкальный звездопад»: слайды 16-26, содержат занимательный интерактивный материал (кроссворд и игру).
Техническое и программное обеспечение ресурса
Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player, установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K-Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.
План работы с ресурсом, рекомендации по его использованию
№ |
Этап мероприятия |
Слайды |
1 |
Приветствие участников, обсуждение темы урока. |
1 |
2 |
Знакомство с содержанием (этапами) урока. |
2 |
3 |
Знакомство с биографией С. С. Прокофьева. |
3 |
4 |
Уточнение знаний о музыкальных терминах и понятиях, связанных с балетом как жанром музыки. Слушание и анализ фрагментов балета С. С. Прокофьева «Золушка». |
4-9 |
5 |
Уточнение и расширение знаний учащихся о персонажах балета. Знакомство с содержанием (либретто) балета. |
10-11 |
6 |
Что мы знаем о балете «Золушка» и его главной героине? Интересные факты и события. |
12-15 |
7 |
Закрепление полученных знаний с помощью кроссворда и дидактической игры. |
16-28 |
Ресурс представляет собой интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет» в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника». В ходе предварительной подготовки к уроку нотные фрагменты (приложение) нужно распечатать по количеству детей в классе и перед уроком разложить в конверты.
Правильные ответы на задания кроссворда:
Задание 1 – «Оркестр».
Задание 2 – «Вариация».
Задание 3 – «Увертюра».
Задание 4 – «Занавес».
Задание 5 – «Премьера».
Задание 6 – «Кордебалет».
Правильные ответы на задания игры:
Задание 1 – «Мечты Золушки о бале».
Задание 2 – «Сцена с часами».
Задание 3 – «Дуэт сестёр с апельсинами».
Задание 4 – «Вариации Феи Зимы».
Задание 5 – «Отъезд Золушки на бал».
Задание 6 – «Кузнечики и стрекозы».
Задание 7 – «Большой вальс».
Информационные источники
«Балло» означает «танцую». Балет Прокофьева «Золушка»
Клавир балета С. С. Прокофьева «Золушка»
Левая Т. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб.: Композитор, 2007, с. 59–60
Подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации
Блок (раздел) |
Действия учителя и учащихся |
Описание слайда |
Номер слайда |
|||
Информационный блок |
Учитель: «Старая сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце. Книги, кино и мультфильмы, спектакли о Золушке любят и взрослые, и дети. Однако именно балет своим неповторимым союзом движения и музыки дал сказке новое рождение. Итак, балет «Золушка», о нём пойдёт речь». |
Титульный слайд: название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора. На ФИО автора настроена гиперссылка, ведущая на слайд-визитку, с которого можно вернуться на титульный слайд по щелчку на управляющую кнопку. Переход на слайд 2 настроен по щелчку. |
1 |
|||
Визитная карточка: фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей». – кнопка для перехода со слайда 27 на слайд 1. |
27 |
|||||
Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации. Переход со слайда 28 на слайд 29 по щелчку. На слайде 29 установлены управляющие кнопки: – возврат на слайд 2; – завершение просмотра презентации. |
28-29 |
|||||
Учитель: «Ребята, предлагаю познакомиться с содержанием урока. Прочитайте про себя название этапов занятия и скажите, музыка какого композитора будет звучать на сегодняшнем уроке?» Ученики: «На уроке будет звучать музыка Прокофьева». |
Содержание (распределительный слайд): «С. С. Прокофьев» «Словарь» «Персонажи и либретто» «Это интересно» «Музыкальный звездопад» На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела презентации. Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник. – кнопка с гиперссылкой на информационные источники; – завершение просмотра презентации. |
2 |
||||
С. С. Прокофьев |
Учитель: «Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Донецкой области. Отец композитора был высокообразованным человеком, мать, Мария Григорьевна, была пианисткой, именно она привила маленькому Серёже интерес к занятиям музыкой. Уже в 5 лет мальчик начал учиться играть на фортепиано, а в 9 лет сочинил свою первую оперу «Великан». В юном возрасте Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, которую успешно заканчивает и становится дипломированным композитором, пианистом и дирижёром. Скажите, какая музыка композитора Прокофьева вам знакома?» Ученики: «Симфоническая сказка «Петя и волк». Учитель: «Верно, сказка написана специально для детей в 1935 году. Сергей Сергеевич – автор опер, балетов, симфоний, фортепианной музыки, вокальных сочинений, музыки к фильмам. В годы Великой Отечественной войны написал балет «Золушка». |
С. С. Прокофьев: на слайде страницы альбома с краткой биографией композитора. На слайде применён приём «Листание», листание страниц в альбоме происходит по щелчку на каждую страницу. Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
3 |
|||
Словарь |
Учитель: «Что же такое балет?» Ученики: «Танец, движения под музыку». Учитель: «Действительно, основа балета – танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назовите слова-ассоциации со словом «бал». Ученики: «Сказка, дворец, красивые платья, волшебство». Учитель: «Вы правы, бал – время волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, как на праздник. Особенной пышностью отличались балы в Италии, именно в этой далёкой стране более 400 лет назад родилось искусство балета. Союз музыки и танца. Предлагаю заглянуть в музыкальный словарь и выяснить значение некоторых балетных понятий и терминов. Найдите среди слов, так или иначе связанных с балетом, слово, значение которого вам известно». Ученики выбирают из списка знакомые слова: солист, оркестр, костюмы, декорации. Учитель проверяет правильность ответов учащихся (значений выбранных слов) и объясняет значение слов, не знакомых детям: кордебалет и пантомима. |
Словарь: на слайде термины и понятия по теме «Балет». На каждую плашку со словом установлен триггер, нажав на то или иное слово, появляется прямоугольник с фотографией и поясняющим текстом (значением слова). Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
4 |
|||
Учитель: «Одним из самых известных сочинений Прокофьева является балет «Золушка». Вам знакома сказка про Золушку? Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку?» Ученики: «Шарль Перро». Учитель: «Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет. Премьера балета «Золушка» состоялась в 1945 году. Какое важное событие произошло в это время?» Ученики: «Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне». Учитель: «Как вы думаете, в каком городе впервые был показан балет?» Ученики выбирают ответ из предложенных, обосновывают свой выбор. Правильный ответ – «В Москве, в Большом театре». |
Премьера: на слайде фотографии трёх театров оперы и балета в разных городах. На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
5 |
||||
Словарь |
Учитель: «В каждом художественном произведении, в том числе и в балете, обязательно есть главные герои. В литературе описание внешнего вида, настроения героев происходит с помощью слов, текста. В балете же для создания образа персонажа композитор использует особый язык, язык музыки, средства музыкальной выразительности. Прочитайте задание на слайде, подумайте и ответьте, как в музыке называют портрет того или иного персонажа?» Правильный ответ – «Лейтмотив». |
Музыкальный портрет: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку. Переход к следующему слайду по щелчку. |
6 |
|||
Учитель: «В музыкальном портрете Золушки ясно различимы три темы, рассмотрите силуэты Золушки и предположите: какое настроение будет у каждой из этих тем? Послушаем музыку и убедимся в правильности или неверности наших суждений. Из конвертов на ваших столах достаньте ноты (см. приложение), послушав фрагмент балета, подберите к нему соответствующий нотный пример». Ученики слушают три темы Золушки и раскладывают нотные фрагменты (листочки) в соответствии с порядком прозвучавшей музыки. После прослушивания каждого фрагмента предлагается обсудить особенности звучания той или иной темы с помощью подсказок в третьем столбике таблицы. В качестве проверки учитель исполняет несколько тактов каждой темы на пианино, после исполнения очередного лейтмотива произносит слова «Эту тему сам Прокофьев называл «Золушка обиженная», эту тему композитор называл «Золушка мечтательная…», третью тему «Золушка влюблённая». |
Музыкальный портрет Золушки: на слайде в таблице силуэтные изображения Золушки. Слайд озвучен, на значок «Нота» настроены триггеры, для того, чтобы послушать музыку (темы Золушки из балета С. С. Прокофьева) нужно нажать на ноту. По щелчку на силуэтное изображение Золушки появляется текст в третьем столбике таблицы (характеристика звучания). Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
7 |
||||
Словарь |
Учитель: «В одной из музыкальных тем Золушки звучала виолончель. Назовите группу музыкальных инструментов симфонического оркестра, к которой принадлежит виолончель». В случае, если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает воспользоваться подсказкой. Правильный ответ – «Струнная группа». |
Виолончель: тестовое задание с подсказкой. На слайде список с названиями групп музыкальных инструментов симфонического оркестра. На прямоугольники с названиями групп установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название группы, появляется картинка-подтверждение, остальные прямоугольники, на которые настроены триггеры исчезают. В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название группы, прямоугольник исчезает. По щелчку на кнопку в левом нижнем углу слайда появляется картинка-подсказка, по второму щелчку на кнопку подсказка исчезает. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
8 |
|||
Словарь |
Учитель: «Из букв на слайде составьте слово, которое в переводе с итальянского языка означает «книжечка» или литературная основа (сценарий) балета». Ученики: «Либретто». |
Книжечка: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер «Проверка». Вид слайда до начала работы. Вид слайда по окончании работы. Переход к слайду 2 (содержанию) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
9 |
|||
Персонажи и либретто |
Учитель: «Следующий этап нашего урока «Персонажи и либретто». Рассмотрите фотографии из балета и перечислите знакомых вам персонажей». Дети перечисляют всех, кроме фей (называют только одну фею), кузнечиков и стрекоз. Учитель: «Прокофьев ввёл в балет и других персонажей, например, кузнечиков и стрекоз, фей времён года, которые по замыслу композитора помогают Золушке подготовиться к балу и добраться во дворец». |
Персонажи: на слайде фотографии персонажей балета «Золушка», применён приём «Сорбонка». По щелчку на плашку со знаком вопроса появляется имя персонажа (персонажей). Вид слайда до начала работы. Вид слайда по окончании работы. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
10 |
|||
Учитель: «Познакомимся с либретто балета «Золушка». Учитель комментирует ход событий, читает пояснительный текст к изображениям. Возможно привлечение к знакомству с либретто заранее подготовленных учащихся. |
Либретто: на слайде используется интерактивный приём «Лента». Смена изображений и пояснительного текста к ним происходит по щелчку на кнопку-триггер. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
11 |
||||
Это интересно |
Учитель: «Балет «Золушка» один из самых популярных балетов в мире, посмотрим видео фрагмент из балета, обратите внимание на то, что некоторые женские роли в балете исполняют мужчины». После просмотра видео учитель обращается к детям с вопросами. Учитель: «Как бы вы назвали этот фрагмент? Почему? Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для изображения характера сестёр в музыке?». Ученики: «Этот танец можно назвать «Трое и платок», «Сёстры и мачеха», «Ссора», потому, что танцуют мачеха и сёстры, они ссорятся, а Золушка старается быть незаметной. Музыка звучала, изображая характер злых и вредных героев сказки, острые, колючие, резкие, отрывистые интонации, как будто сёстры кричат друг на друга, ругаются. Учитель (дополняет): «Недаром композитор назвал сводных сестёр Золушки Злюка и Кривляка. Музыка звучит в быстром темпе, громко, короткими длительностями, с неожиданными акцентами. Сергей Сергеевич Прокофьев назвал эту сцену «Па-де-шаль», что означает «Танец с шалью». Начало танца звучит изящно, но чем больше сёстры ссорятся, тем насмешливее, карикатурнее («карикатура» –изображение персонажа, содержащее насмешку, преувеличение) становится музыка. Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «… балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение слышится в каждом музыкальном предложении, в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление малейшего взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет. |
Это интересно: на слайде видео фрагмент балета «Золушка». Видео воспроизводится по щелчку. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
12 |
|||
Это интересно |
Учитель: «В балете всё особенное: декорации, музыка, костюмы. Дайте определения некоторых фрагментов балетного костюма». Правильные ответы – «Колет – мужская короткая приталенная куртка без рукавов, пачка – пышная многослойная балетная юбка, пуанты – женские балетные туфли, трико – облегающая часть балетного костюма». |
Костюмы: на слайде задание на соответствие. Проверить правильность ответов можно по щелчку на кнопку-триггер. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
13 |
|||
Учитель: «Уверена, что со следующим заданием вы тоже справитесь. В разных странах и на разных языках Золушку называют по-разному. Догадайтесь, как звучит имя героини на разных языках, вставьте в текст пропущенные слова». Правильные ответы – «На английском языке – Синдерелла, на французском – Ченеретнола, на немецком языке – Ашепуттель, на итальянском – Сандрильон, на польском – Копчушек, на украинском – Попелюшка». |
Имя героини: на слайде использован приём «Задание на подстановку». По щелчку слова занимают нужное (правильное) место в строке. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку. |
14 |
||||
Это интересно |
Учитель: «В Бельгии есть памятник, установленный в честь нашей сказочной героини, назовите столицу Бельгии, и вы увидите, как выглядит памятник Золушке в одном из городских парков». Правильный ответ – «Брюссель». |
Памятник Золушке: на слайде использован приём «Работа с картой». По щелчку на карту стрелка показывает границы Бельгии. По второму щелчку на карту появляется фотография и поясняющий текст. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
15 |
|||
Музыкальный звездопад |
Учитель предлагает разгадать кроссворд или сыграть в игру, в зависимости от оставшегося на уроке времени и учитывая выбор детей. |
Музыкальный звездопад: распределительный слайд одноимённого раздела. На фигуры с текстом установлены гиперссылки, ведущие на соответствующий слайд. Возврат на слайд 2 осуществляется по щелчку на управляющую кнопку. |
16 |
|||
Учитель знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссворда: прочитайте задание; нажав на звёздочку, откройте картинку, которая поможет отгадать слово; щелчком мыши закройте картинку; назовите слово; проверьте правильность ответа, нажав повторно на звёздочку; получив ответ, перейдите к следующей цифре. |
Кроссворд: на слайде правила разгадывания кроссворда. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку. |
17 |
||||
Музыкальный звездопад |
Учитель читает задания кроссворда, дети называют ответы на задания кроссворда. |
Кроссворд: на слайде ячейки кроссворда и звёздочка с цифрой, по щелчку на звёздочку появляется картинка, которая поможет педагогу составить беседу о том или ином понятии (термине), а детям отгадать слово. Вид слайда с картинкой (после того, как нажали на звёздочку). Вид слайда с отгаданным словом (после повторного нажатия на звёздочку). После того, как все клеточки кроссворда будут заполнены, появляется управляющая кнопка для возврата на распределяющий слайд раздела. |
18 |
|||
Учитель: «Впереди нас ждёт увлекательная игра «Музыкальный звездопад». Один из детей по выбору учителя читает правила игры: на игровом поле кликните по одной из падающих звёзд; перейдите на слайд с заданием; Выполните задание: нажмите на музыкальные часы, послушайте музыку и выберите наиболее подходящее к ней название; вернитесь по стрелке на игровое поле и кликните по другой падающей звезде; по окончании игры – сюрприз – (нажмите на туфельку в левом нижнем углу игрового поля). |
Музыкальный звездопад (игра): титульный слайд игры. В нижней части слайда триггер «Правила игры», при нажатии на который появляются подробные правила игры. Вид слайда до начала работы. Вид слайда с правилами игры. Переход с титульного слайда на игровое поле по стрелке. Возврат на распределительный слайд раздела по окончании игры по стрелке. |
19 |
||||
Музыкальный звездопад |
Учитель предлагает начать выполнение заданий (поймать звёздочку). |
Игровое поле: на слайде нотный стан и звёздочки, к которым применён эффект анимации (звёзды движутся вниз, «падают»). Каждая звезда – триггер с настроенной ссылкой-переходом к слайду с заданием. В левом нижнем углу слайда туфелька, на неё настроена ссылка-переход к слайду 28, который демонстрируется участникам в качестве сюрприза после окончания игры. |
20 |
|||
Игра проводится фронтально, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ. |
Слайды-задания: тестовое задание. На слайде список с названиями музыкальных фрагментов из балета «Золушка» с установленными на них триггерами. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название, появляется картинка-подтверждение, остальные триггеры исчезают. В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название, триггер исчезает. Переход к следующему слайду с заданием по стрелке. |
21-27 |
||||
Музыкальный звездопад |
Учитель: «2016 год в России объявлен годом кино, какие фильмы, мультфильмы про Золушку вам знакомы? А сейчас сюрприз – весёлая знакомая песня в исполнении нашей сказочной героини. Слова Евгения Шварца, музыка Антонио Спадавеккиа, «Добрый жук». После просмотра видео учитель задаёт домашнее задание, прощается с детьми до новых встреч. |
Слайд с видеофрагментом: видео воспроизводится по щелчку. Возврат на распределяющий слайд раздела по стрелке , с него возврат на 2 слайд. |
28 |
Ala
Устинова Валентина Ивановна
Тонкова Энглена Александровна
Пятугина Ирина Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Лапина Светлана Александровна
Максимова Валентина Ивановна
Попкова Татьяна Вениаминовна
Белова Светлана Сергеевна
Агапова Ирина Валериевна
Лапина Светлана Александровна
Максакова Наталья Михайловна
Тангиева Хулимат Хусеновна
Галина Владимировна