Буктрейлер как творческая форма контроля знаний учащихся.
Каждый год я готовлю своим ученикам списки книг для летнего чтения, стараясь выбрать такую форму отчетности, которая будет интересна подросткам, позволит им в полной мере проявить творческий подход, креативность и индивидуальность.
В прошлом году я предложила учащимся 7-ых и 9-ых классов самостоятельно подготовить и презентовать одноклассникам в начале нового учебного года буктрейлер – видеоролик об одной из прочитанных летом книг, которую хочется порекомендовать к прочтению. Выпускникам можно было выбрать произведение из списка обязательной литературы, семиклассников же в выборе я не ограничивала (им можно было подготовить ролик или презентацию по содержанию любой понравившейся книги).
Я подготовила для ребят памятку-инструкцию по созданию буктрейлеров двух видов:
атмосферного (короткого, емкого видеоролика, главная цель которого – передать атмосферу произведения, привлечь внимание зрителя к книге с помощью музыкального сопровождения и ассоциативного видеоряда) и содержательного (презентации или видео, точно отражающих основную мысль произведения, своеобразной аннотации с текстовым сопровождением или собственной озвучкой подобранных кадров).
Перед каникулами мы с ребятами изучили структуру и этапы создания буктрейлера, обсудили примеры готовых роликов. Ученики откликнулись и с азартом включились в творческий процесс (примеры получившихся работ можно посмотреть по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1RzxfOCzMVN9R3qFFZll5lhfhr1wydcRl?usp=sharing ).
Я предложила учащимся такой алгоритм работы над созданием буктрейлера:
- Выбери произведение и обдумай, почему ты хочешь порекомендовать к прочтению именно его.
- Продумай эпизоды, которые будешь использовать в видеоролике, выбери ключевых героев. Запиши основную мысль.
- Постарайся выстроить логику сценария. Не забывай, ролик не должен длиться более 1-2 минут!
- Выбери тип буктрейлера. Подбери точные и уместные цитаты, сформулируй интересные вопросы, чтобы увлечь одноклассников содержанием книги, но не раскрывай интригу сюжета!
- Подбери иллюстрации и музыку, скомпонуй все элементы ролика или презентации.
- Проверь работу на грамотность и логику!
- Отрепетируй презентацию своей работы, будь готов ответить на вопросы одноклассников.
На мой взгляд, буктрейлер можно считать формой повышения читательской активности и мотивации к чтению. Даже слабые ученики выполнили это задание, что послужило стимулом, чтобы прочитать по крайней мере одну новую книгу.
Безусловно, это творческая форма оценки знаний учащихся, благодаря которой школьники развивают умение логически мыслить, формулировать идею произведения, оформлять свои впечатления в несплошной текст, тренируют навык публичных выступлений, оттачивают ИКТ-компетентность, навыки самооценки и взаимооценивания по критериям (строгий хронометраж, указание автора и названия произведения, прослеживание идеи, составление корректных вопросов, рекомендация к прочтению). Работа над буктрейлером способствует развитию регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
По результатам проведенной работы выяснилось, что девятиклассники чаще выбирали первый тип буктрейлера, для них важно было передать атмосферу произведения, поделиться впечатлениями, сконцентрироваться на внутреннем мире героя, его жизненных ценностях. Учащимся 7-ых классов в силу возраста проще было действовать по предложенному шаблону, поэтому среди их работ больше содержательных буктрейлеров. Объединяют все ролики самостоятельность и творческий взгляд учеников, думаю, что цель работы достигнута.
Получившиеся материалы можно использовать для работы на уроках словесности – как в начале изучения произведения, на этапе постановки проблемного вопроса или ситуации, в процессе работы с историко-культурным контекстом, так и на этапе рефлексии, в процессе подведения итогов изученной темы.