12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Видманова415
человек,женщина,учитель
Россия, Московская обл., ЛОБНЯ


Технологическая карта урока русского языка

учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни

Видмановой С.И.

Учебный предмет: русский язык

Класс:5

УМК: учебник « Русский язык» для ОУ под редакцией Т.А. Ладыженской

Тема урока: Части речи

Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык работы с научной терминологией: прием анализа, систематизации, обобщения изученного.

2) образовательная: закрепить представление о морфологии как науке о частях речи, о системных отношениях разных частей речи

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: повторение изученного в 1-4 классах

Оборудование: доска, экран, проектор .презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм


Подготовка класса к уроку. Лингвомотиватор.

У:С какой целью мы пришли сегодня на урок ,ребята?

Правильно, чтобы получать знания.

Для чего вам нужны знания?


Учащиеся продолжают фразы , подобрав однокоренные слова к выделенным.

1.Знание -это сила. Мы..

2.Знание –это успех. Мы….

3. Знание –это счастье. Мы…


Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

-Назовите тип речи, в котором написан текст. Слова какой части речи являются опорными при таком типе речи




Учащиеся читают текст, составленный дома, комментируют достоинства и недостатки, проводя параллель с определением понятия «текст»


Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.










Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Предлагает решить лингвистические загадки

А)Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам


Б) Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.


В) Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета

Люди строят здания.

Цветут сады

И хлеб в полях растет


Предлагает определить тему, цели урока и его ход.




Ученики отгадывают загадки.
















Учащиеся определяют, что части речи будут предметом изучения.

Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.



Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

( Р)

Прогнозирование ( Р)


4 Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.


Учитель предлагает вспомнить материал по основам морфологии: а )понятие морфология».

- Более двух веков назад великий немецкий ученый ,изучавший строение и формы растений и животных, впервые употребил слово МОРФОЛОГИЯ.В переводе с греческого морф. означает форма , а логос –слово,наука. Так называется теперь область в разных науках, которая изучает части чего-либо.

Что морфология изучает в русском языке?

Вы сегодня станете группой юных ученых, которые изучат планету Морфологию и помогут решить ее насущные проблемы.

Б)принцип деления слов на самостоятельные, служебные и междометия

-На планете Морфология три материка, на которых живут разные народы- три большие группы слов. Сейчас между ними идет война: слишком разные они. Нам предстоит установить мир на планете. объединив из по признакам, создав государства

Те, что имеют собственное значение, отвечают на вопросы, играют самостоятельную синтаксическую роль, живут на самом большом континенте Самостоятельные части речи.

В:Какие части речи заселят этот материк, образовав страны.

Те, что не отвечают на вопросы, не имеют собственного значения и не играют ключевой синтаксической роли называются СЛУЖЕБНЫМИ.

В: подумайте, какие части речи заселят материк Служебные части речи? Правильно. Поселим их на материк СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, он поменьше

В )Знакомит с понятием междометия

-А самые эмоциональный народ живет на материке Междометия.

Наша планета заселена. Мы молодцы. Теперь мир и порядок воцарят на ней.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.


Вспоминают теорию языка

Создают схему –образ планеты морфологии с ключевыми понятиями












Анализируют языковую ситуацию.,отвечают на вопросы






Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5.Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

-Как настоящие ученые, вы должны уметь давать определение понятиям

По вариантам. Дать определение понятиям

а) прилагательное

б)существительное

в)глагол

Дидактическая игра «Исключи лишнее» .

-Научные деятели любят что-нибудь определять как исключительное. Сейчас и вы в этом потренируетесь.

Из группы слов исключите одно, с точки зрения морфологии, лишнее слово.

1.тетрадь ,брошюра, книга, блокнот

2.слышать, дышать, читать ,гнать

3. кино, кофе, красиво. жечь





Учащиеся формулируют определения понятий



Запись вывода по плану по вариантам , коррекция записи


Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

Учитель предлагает задание.

- Важно ученому самому научиться принимать решения в самых , запутанных случаях. Работа по карточкам.

Карточка1

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1.Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь.

2.Белое покрывало поле покрывало.

3.Трава на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила.

4. На полке кусок мыла. Мама мыла дочку.

Карточка 2

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1.Рой пчёл кружится над цветущей липой.
Рой яму глубже!

2.Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

3.Не плачь из-за пустяков!

Из соседней комнаты послышался плач ребенка.



Карточка 3

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1..Варя шила платье.

У Серёжки нет шила.

2. Строй дома!
Дети стали в 
строй.

3. Мы стали работать лучше.

Коньки сделаны из стали.

Выборочный диктант.

-Наречие –пока малознакомая для вас речи. Проведем поисковую работу на материале текста стихотворения упр.72. Выпишите слова, отвечающие на вопрос как,когда. Это и есть наречия.

Самостоятельная работа .

Осуществляют взаимопроверку.































Учащиеся пишут выписывают наречия из текста, прочитанного учителем


Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

1.Организует рефлексию.

Чтение учащимися « по цепочке» стихотворения Выготской «Веселая грамматика»(упр.74)

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

-Стало ли для вас изучение этой грамматической темы веселым? Что понравилось? Каким наречием мы оценим вашу работу на уроке?

2.Учитель даёт дифференцированное задание на дом:

1). Упражнение 75. Знакомимся с наречием. Открытия продолжаются…

Или составление кроссворда «Части речи»

3) Всем: вопросы для взаимоопроса.

3.Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)



Приложение.

Карточка1

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1.Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь.

2.Белое покрывало поле покрывало.

3.Трава на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила.

4. На полке кусок мыла. Мама мыла дочку.

Карточка 2

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1.Рой пчёл кружится над цветущей липой.
Рой яму глубже!

2.Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

3.Не плачь из-за пустяков!

Из соседней комнаты послышался плач ребенка.


Карточка 3

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

1..Варя шила платье.

У Серёжки нет шила.

2. Строй дома!
Дети стали в 
строй.

3. Мы стали работать лучше.

Коньки сделаны из стали.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 21.02.21 в 22:39 1Ответить Пожаловаться
Хороший материал, только в карточках не видно подчеркнутых слов, про которые идёт речь в формулировке задания.

Отредактировано 21-02-2021 22:39

Светлана Видманова, 22.02.21 в 10:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо вам: не заметила, что при переносе ушло подчеркивание. Исправлю

Отредактировано 22-02-2021 10:27

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.