Наглядно-игровое пособие для автоматизации поставленных звуков «Четвертый лишний»

16
5
Материал опубликован 16 November 2020 в группе

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшую разработку

наглядно-дидактического пособия.


ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

Наглядно-игровое пособие для автоматизации поставленных звуков.

Автор: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна


t1605512757aa.jpg


Дисциплина: Логопедия

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» широко используется педагогами, дефектологами, психологами, логопедами, так как позволяет решать различные развивающие и коррекционные задачи. С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать предметы по существенным признакам, аргументировать своё мнение. Игра доступна детям с 4 лет, в неё с удовольствием играют и младшие школьники, и подростки.

«Четвёртый лишний» - одна из моих любимых игр, я часто использую её на своих занятиях. Поначалу я пользовалась тем материалом, который предлагался в логопедических пособиях, в частности в альбомах Л. А Комаровой, И. Н. Красновой, Н. Э. Теремковой. Позже стала создавать свои пособия.

Цель наглядно-игрового пособия «Четвёртый лишний»: автоматизация поставленных звуков в словах и предложениях.

Задачи:

1. закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах в разных позициях, во фразах;

2. развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов;

3. закрепление обобщающих слов;

4. обогащение предметного словаря;

5. формирование умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что;

6. развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Возрастная аудитория: дети 4-9 лет, имеющие недостатки произношения отдельных звуков.

Дидактические карточки «Четвёртый лишний» могут быть использованы в работе с детьми с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Этот материал могут применять в своей работе психологи и дефектологи. Карточки помогут родителям организовать занятия с детьми в домашних условиях.

Карточки «Четвёртый лишний» удобны как для индивидуальной работы с детьми, так и для подгрупповой. Подгрупповая работа с данными карточками может проводиться в виде соревнования, карточки могут быть использованы как часть логопедической квест-игры.

Ожидаемые результаты

В результате работы с карточками «Четвёртый лишний» дети научатся

правильно произносить автоматизируемый звук в словах в разных позициях;

производить обобщения, исключать лишний предмет по существенному признаку;

строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что.


Карточки «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Р

Карточка 1

t1605512757ab.jpg

Инструкция по работе с карточкой

Логопед: Назови предметы, которые находятся в левом верхнем прямоугольнике, чётко произноси звук Р в словах.

Ребёнок: жираф, корова, рысь, кенгуру.

Логопед: три предмета можно объединить в группу, они чем-то похожи, а один предмет не подходит, он лишний. Какой предмет лишний?

Ребёнок: лишняя корова, потому что это домашнее животное, а остальные дикие звери. (Вариант ответа: Лишняя рысь, потому что это хищник, остальные животные травоядные.)

Аналогично ребёнок называет предметы и исключает лишний предмет в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем прямоугольниках.

Словарь:

Помидор, морковь, персик, картофель.

Свитер, кроссовки, шорты, перчатки.

Комар, грач, сорока, воробей.

Речевой материал карточки можно использовать для формирования грамматического строя речи, для развития фонематических процессов, умения строить предложения. Решению этих задач способствуют следующие игры и задания:

Игра «Прятки»

Цель: формирование умения определять место заданного звука в слове.

Инструкция: Определи место звука Р в слове и спрячь картинку под соответствующей схемой.

t1605512757ac.jpg


Игра «Жадина»

Цель: формирование умения согласовывать существительное с притяжательным местоимением.

Инструкция: Назови предметы, про которые можно сказать мой (моя, моё, мои). Составь словосочетания по образцу: мой жираф


Игра «Рифмы»

Цель: развитие фонематических процессов.

Инструкция: Я загадаю предмет и назову конец слова, а ты отгадай и назови это слово целиком. Если слово названо правильно, у нас получатся стихи.

Рова-рова-рова – рогатая …(корова)

Просим ребёнка повторить чистоговорку.

Вариант: проговаривание чистоговорки с одновременным прохлопыванием.











Дор-дор-дор – красный…(помидор).

Орты-орты-орты – короткие …(шорты).

Рока-рока-рока – любопытная … (сорока).


Игра «Хвастунишка»

Цель: формирование умения правильно образовывать форму множественного числа родительного падежа существительного.

Инструкция: У меня один предмет, а у тебя много предметов. У меня один жираф.

Ребёнок: А у меня много жирафов.


Игра «Хлопушки»

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Инструкция: проговори и одновременно прохлопай слово по слогам.





Карточка 2


t1605512757ae.jpg

Словарь: сыр, кефир, мухомор, зефир.

Гранат, смородина, брусника, крыжовник.

Арфа, барабан, топор, гитара.

Круг, квадрат, трапеция, крыша.


Карточка 3


t1605512757af.jpg

Словарь: роза, крапива, ромашка, астра.

Жираф, кенгуру, пантера, зебра.

Барсук, морж, крыса, тигр.

Рубашка, рукав, воротник, карман.


Карточки «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Л

Карточка 1

t1605512757ag.jpg

Словарь: баклажан, лук, яблоко, свёкла.

Волк, лошадь, лось, белка. (Волк, т.к. это хищник. Лошадь, т.к. это домашнее животное)

Лотос, ландыш, ёлка, лопух.

Дятел, пчела, галка, голубь.

Карточка 2

t1605512757ah.jpg

Словарь: лодка, плот, теплоход, велосипед.

Платье, халат, галоша, плащ.

Полка, стол, холодильник, стул.

Пила, балалайка, булавка, молоток.


Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Ж


t1605512757ai.jpg

Словарь: одежда, пижама, жакет, жилет.

Сапожник, художник, пассажиры, пожарный.

Ежонок, медвежонок, жираф, жеребёнок.

Желе, буженина, мороженое, пирожное.


Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Ш

t1605512757aj.jpg

Словарь: ёж [ш], мышь, кошка, шмель.

Штаны, шапка, шорты, шуба.

Мишка, неваляшка, карандаш, матрёшка.

Груша, камыши, ландыш, шпинат.


Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука С


t1605512757ak.jpg

Словарь: капуста, свёкла, патиссон, абрикос.

Стул, стол, коляска, кресло.

Сандалии, носки, свитер, сарафан.

Оса, сорока, сова, страус.


Информационные ресурсы:

Яндекс. Картинки для детей.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный материал!

16 November 2020

Спасибо, Наталья Фёдоровна!

17 November 2020

Спасибо за качественный ресурс!

16 November 2020

Благодарю, Марина Юрьевна!

17 November 2020

Спасибо, отличный материал для работы!

9 February 2021