Наглядно-игровое пособие для автоматизации поставленных звуков «Четвертый лишний»
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшую разработку
наглядно-дидактического пособия.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ
Наглядно-игровое пособие для автоматизации поставленных звуков.
Автор: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна
Дисциплина: Логопедия
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» широко используется педагогами, дефектологами, психологами, логопедами, так как позволяет решать различные развивающие и коррекционные задачи. С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать предметы по существенным признакам, аргументировать своё мнение. Игра доступна детям с 4 лет, в неё с удовольствием играют и младшие школьники, и подростки.
«Четвёртый лишний» - одна из моих любимых игр, я часто использую её на своих занятиях. Поначалу я пользовалась тем материалом, который предлагался в логопедических пособиях, в частности в альбомах Л. А Комаровой, И. Н. Красновой, Н. Э. Теремковой. Позже стала создавать свои пособия.
Цель наглядно-игрового пособия «Четвёртый лишний»: автоматизация поставленных звуков в словах и предложениях.
Задачи:
1. закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах в разных позициях, во фразах;
2. развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов;
3. закрепление обобщающих слов;
4. обогащение предметного словаря;
5. формирование умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что;
6. развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Возрастная аудитория: дети 4-9 лет, имеющие недостатки произношения отдельных звуков.
Дидактические карточки «Четвёртый лишний» могут быть использованы в работе с детьми с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Этот материал могут применять в своей работе психологи и дефектологи. Карточки помогут родителям организовать занятия с детьми в домашних условиях.
Карточки «Четвёртый лишний» удобны как для индивидуальной работы с детьми, так и для подгрупповой. Подгрупповая работа с данными карточками может проводиться в виде соревнования, карточки могут быть использованы как часть логопедической квест-игры.
Ожидаемые результаты
В результате работы с карточками «Четвёртый лишний» дети научатся
правильно произносить автоматизируемый звук в словах в разных позициях;
производить обобщения, исключать лишний предмет по существенному признаку;
строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что.
Карточки «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Р
Карточка 1
Инструкция по работе с карточкой
Логопед: Назови предметы, которые находятся в левом верхнем прямоугольнике, чётко произноси звук Р в словах.
Ребёнок: жираф, корова, рысь, кенгуру.
Логопед: три предмета можно объединить в группу, они чем-то похожи, а один предмет не подходит, он лишний. Какой предмет лишний?
Ребёнок: лишняя корова, потому что это домашнее животное, а остальные дикие звери. (Вариант ответа: Лишняя рысь, потому что это хищник, остальные животные травоядные.)
Аналогично ребёнок называет предметы и исключает лишний предмет в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем прямоугольниках.
Словарь:
Помидор, морковь, персик, картофель.
Свитер, кроссовки, шорты, перчатки.
Комар, грач, сорока, воробей.
Речевой материал карточки можно использовать для формирования грамматического строя речи, для развития фонематических процессов, умения строить предложения. Решению этих задач способствуют следующие игры и задания:
Игра «Прятки»
Цель: формирование умения определять место заданного звука в слове.
Инструкция: Определи место звука Р в слове и спрячь картинку под соответствующей схемой.
Игра «Жадина»
Цель: формирование умения согласовывать существительное с притяжательным местоимением.
Инструкция: Назови предметы, про которые можно сказать мой (моя, моё, мои). Составь словосочетания по образцу: мой жираф…
Игра «Рифмы»
Цель: развитие фонематических процессов.
Инструкция: Я загадаю предмет и назову конец слова, а ты отгадай и назови это слово целиком. Если слово названо правильно, у нас получатся стихи.
Рова-рова-рова – рогатая …(корова)
Просим ребёнка повторить чистоговорку.
Вариант: проговаривание чистоговорки с одновременным прохлопыванием.
Дор-дор-дор – красный…(помидор).
Орты-орты-орты – короткие …(шорты).
Рока-рока-рока – любопытная … (сорока).
Игра «Хвастунишка»
Цель: формирование умения правильно образовывать форму множественного числа родительного падежа существительного.
Инструкция: У меня один предмет, а у тебя много предметов. У меня один жираф.
Ребёнок: А у меня много жирафов.
Игра «Хлопушки»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Инструкция: проговори и одновременно прохлопай слово по слогам.
Карточка 2
Словарь: сыр, кефир, мухомор, зефир.
Гранат, смородина, брусника, крыжовник.
Арфа, барабан, топор, гитара.
Круг, квадрат, трапеция, крыша.
Карточка 3
Словарь: роза, крапива, ромашка, астра.
Жираф, кенгуру, пантера, зебра.
Барсук, морж, крыса, тигр.
Рубашка, рукав, воротник, карман.
Карточки «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Л
Карточка 1
Словарь: баклажан, лук, яблоко, свёкла.
Волк, лошадь, лось, белка. (Волк, т.к. это хищник. Лошадь, т.к. это домашнее животное)
Лотос, ландыш, ёлка, лопух.
Дятел, пчела, галка, голубь.
Карточка 2
Словарь: лодка, плот, теплоход, велосипед.
Платье, халат, галоша, плащ.
Полка, стол, холодильник, стул.
Пила, балалайка, булавка, молоток.
Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Ж
Словарь: одежда, пижама, жакет, жилет.
Сапожник, художник, пассажиры, пожарный.
Ежонок, медвежонок, жираф, жеребёнок.
Желе, буженина, мороженое, пирожное.
Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Ш
Словарь: ёж [ш], мышь, кошка, шмель.
Штаны, шапка, шорты, шуба.
Мишка, неваляшка, карандаш, матрёшка.
Груша, камыши, ландыш, шпинат.
Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука С
Словарь: капуста, свёкла, патиссон, абрикос.
Стул, стол, коляска, кресло.
Сандалии, носки, свитер, сарафан.
Оса, сорока, сова, страус.
Информационные ресурсы:
Яндекс. Картинки для детей.
Кияйкина Наталья Федоровна
Сергачева Анна Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сергачева Анна Анатольевна
Дарья Евгеньевна Баскова