12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергачева Анна Анатольевна2903
Педагогический стаж - 23 года. 13 лет работаю учителем-дефектологом и учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Калининградская обл., Калининград
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучшую разработку

наглядно-дидактического пособия.


ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

Наглядно-игровое пособие для автоматизации поставленных звуков.

Автор: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна


t1605512757aa.jpg


Дисциплина: Логопедия

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» широко используется педагогами, дефектологами, психологами, логопедами, так как позволяет решать различные развивающие и коррекционные задачи. С помощью этой игры дети учатся сравнивать, обобщать предметы по существенным признакам, аргументировать своё мнение. Игра доступна детям с 4 лет, в неё с удовольствием играют и младшие школьники, и подростки.

«Четвёртый лишний» - одна из моих любимых игр, я часто использую её на своих занятиях. Поначалу я пользовалась тем материалом, который предлагался в логопедических пособиях, в частности в альбомах Л. А Комаровой, И. Н. Красновой, Н. Э. Теремковой. Позже стала создавать свои пособия.

Цель наглядно-игрового пособия «Четвёртый лишний»: автоматизация поставленных звуков в словах и предложениях.

Задачи:

1. закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах в разных позициях, во фразах;

2. развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов;

3. закрепление обобщающих слов;

4. обогащение предметного словаря;

5. формирование умения строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что;

6. развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Возрастная аудитория: дети 4-9 лет, имеющие недостатки произношения отдельных звуков.

Дидактические карточки «Четвёртый лишний» могут быть использованы в работе с детьми с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Этот материал могут применять в своей работе психологи и дефектологи. Карточки помогут родителям организовать занятия с детьми в домашних условиях.

Карточки «Четвёртый лишний» удобны как для индивидуальной работы с детьми, так и для подгрупповой. Подгрупповая работа с данными карточками может проводиться в виде соревнования, карточки могут быть использованы как часть логопедической квест-игры.

Ожидаемые результаты

В результате работы с карточками «Четвёртый лишний» дети научатся

правильно произносить автоматизируемый звук в словах в разных позициях;

производить обобщения, исключать лишний предмет по существенному признаку;

строить сложноподчинённое предложение с союзом потому что.


Карточки «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Р

Карточка 1

t1605512757ab.jpg

Инструкция по работе с карточкой

Логопед: Назови предметы, которые находятся в левом верхнем прямоугольнике, чётко произноси звук Р в словах.

Ребёнок: жираф, корова, рысь, кенгуру.

Логопед: три предмета можно объединить в группу, они чем-то похожи, а один предмет не подходит, он лишний. Какой предмет лишний?

Ребёнок: лишняя корова, потому что это домашнее животное, а остальные дикие звери. (Вариант ответа: Лишняя рысь, потому что это хищник, остальные животные травоядные.)

Аналогично ребёнок называет предметы и исключает лишний предмет в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем прямоугольниках.

Словарь:

Помидор, морковь, персик, картофель.

Свитер, кроссовки, шорты, перчатки.

Комар, грач, сорока, воробей.

Речевой материал карточки можно использовать для формирования грамматического строя речи, для развития фонематических процессов, умения строить предложения. Решению этих задач способствуют следующие игры и задания:

Игра «Прятки»

Цель: формирование умения определять место заданного звука в слове.

Инструкция: Определи место звука Р в слове и спрячь картинку под соответствующей схемой.

t1605512757ac.jpg


Игра «Жадина»

Цель: формирование умения согласовывать существительное с притяжательным местоимением.

Инструкция: Назови предметы, про которые можно сказать мой (моя, моё, мои). Составь словосочетания по образцу: мой жираф


Игра «Рифмы»

Цель: развитие фонематических процессов.

Инструкция: Я загадаю предмет и назову конец слова, а ты отгадай и назови это слово целиком. Если слово названо правильно, у нас получатся стихи.

Рова-рова-рова – рогатая …(корова)

Просим ребёнка повторить чистоговорку.

Вариант: проговаривание чистоговорки с одновременным прохлопыванием.











Дор-дор-дор – красный…(помидор).

Орты-орты-орты – короткие …(шорты).

Рока-рока-рока – любопытная … (сорока).


Игра «Хвастунишка»

Цель: формирование умения правильно образовывать форму множественного числа родительного падежа существительного.

Инструкция: У меня один предмет, а у тебя много предметов. У меня один жираф.

Ребёнок: А у меня много жирафов.


Игра «Хлопушки»

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Инструкция: проговори и одновременно прохлопай слово по слогам.





Карточка 2


t1605512757ae.jpg

Словарь: сыр, кефир, мухомор, зефир.

Гранат, смородина, брусника, крыжовник.

Арфа, барабан, топор, гитара.

Круг, квадрат, трапеция, крыша.


Карточка 3


t1605512757af.jpg

Словарь: роза, крапива, ромашка, астра.

Жираф, кенгуру, пантера, зебра.

Барсук, морж, крыса, тигр.

Рубашка, рукав, воротник, карман.


Карточки «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Л

Карточка 1

t1605512757ag.jpg

Словарь: баклажан, лук, яблоко, свёкла.

Волк, лошадь, лось, белка. (Волк, т.к. это хищник. Лошадь, т.к. это домашнее животное)

Лотос, ландыш, ёлка, лопух.

Дятел, пчела, галка, голубь.

Карточка 2

t1605512757ah.jpg

Словарь: лодка, плот, теплоход, велосипед.

Платье, халат, галоша, плащ.

Полка, стол, холодильник, стул.

Пила, балалайка, булавка, молоток.


Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Ж


t1605512757ai.jpg

Словарь: одежда, пижама, жакет, жилет.

Сапожник, художник, пассажиры, пожарный.

Ежонок, медвежонок, жираф, жеребёнок.

Желе, буженина, мороженое, пирожное.


Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука Ш

t1605512757aj.jpg

Словарь: ёж [ш], мышь, кошка, шмель.

Штаны, шапка, шорты, шуба.

Мишка, неваляшка, карандаш, матрёшка.

Груша, камыши, ландыш, шпинат.


Карточка «Четвёртый лишний» для автоматизации звука С


t1605512757ak.jpg

Словарь: капуста, свёкла, патиссон, абрикос.

Стул, стол, коляска, кресло.

Сандалии, носки, свитер, сарафан.

Оса, сорока, сова, страус.


Информационные ресурсы:

Яндекс. Картинки для детей.




Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (5)

Кияйкина Наталья Федоровна, 16.11.20 в 10:54 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный материал!
Сергачева Анна Анатольевна, 17.11.20 в 10:47 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Фёдоровна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 16.11.20 в 11:14 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс!
Сергачева Анна Анатольевна, 17.11.20 в 10:47 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна!
Дарья Евгеньевна Баскова, 09.02.21 в 09:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличный материал для работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.