Читательская грамотность

0
0
Материал опубликован 14 January

Внимательно прочитайте текст Лидии Богдановны Майер «Отцовская медаль» и выполните задания.

Мне кажется теперь, медаль эта была в нашем доме всегда, сколько себя помню. Она не была выставлена напоказ, но и не пряталась в самый дальний угол. Просто хранилась в шкатулке в одном из ящиков комода. И частенько, когда был у нас интерес, мы доставали шкатулку, а из неё – медаль, и любовались или играли ею, а потом бережно и аккуратно убирали снова на место.

И хотя уже более двадцати лет не видела я эту медаль, но помню её и теперь: ярко – жёлтый круг с такими знакомыми и близкими картинками и символами. На одной стороне - комбайн, работающий на пшеничном поле, а на другой – пшеничные колосья, кукурузные початки, серп и молот, от которых вверх расходятся солнечные лучи, а совсем наверху – маленькая пятиконечная звёздочка. И самое главное: на лицевой стороне медали под комбайном надпись «За освоение целинных земель».

Мы хорошо знали, что медаль эта – папина. Но как – то в те, раннего детства годы. Никогда особо не задумывались над тем, что за нею стоит, какова история медали и история её появления в нашей семье. Хотя слово «целина», конечно же, слышали, и даже любили слушать песню по радио, в которой задорно пелось: «Вьётся дорога длинная, здравствуй, земля целинная…»

Потом, уже в школьную пору, запас знаний о целине стал расти, и нам открылась её история. Освоение целинных и залежных земель началось в СССР в 1954 году, и предусматривало оно комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в Советском Союзе через введение в оборот новых плодородных земель в Казахстане, Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах страны.

Началось освоение целины и в Омской области. Первые целинники – добровольцы прибыли сюда в том же 1954 году. Но в нашей области становились целинниками и работники предприятий города Омска, и труженики хозяйств области. А значит, и жители села Желанное.

Почти одновременно с освоением целины началось в стране и создание совхозов. И это особо счастливый случай для Желанного. Ведь на базе нашего села 27 мая 1957 года был создан первый в Одесском районе совхоз, названный по имени села «Желанный». В своей книжке «Совхоз «Желанный» бывший его директор Андрей Михайлович Новосёлов пишет: «Совхоз «Желанный» вырос и возмужал на целине, но в отличие от многих наших соседей не возник на пустом пространстве. Не было ни первого колышка, ни первой палатки, от которых обычно ведут отсчёт своей биографии многие целинные хозяйства. И тем не менее наш совхоз имеет полное право называться ровесником целины. К тому же роднят нас кровно со всеми хозяйствами – целинниками наши «владения» - бескрайние, безлесные поля и степи…»

Совхоз «Желанный» объединил как хозяйство несколько бывших колхозов, около десятка маленьких деревень, таких как Орехово, Громогласово, Ляличи, Бобровица и другие. А главным производственным направлением его, как и всех других целинных хозяйств, стало производство зерна.

На «новорожденных» полях и пашнях целинники трудились, не жалея сил, не покладая рук. И целинные урожаи росли, хлебные нивы тучнели и становились всё более щедрыми на хлеба. В Омской области урожаи зерновых уже через два года выросли почти в два раза, государству было продано около двух миллионов тонн зерна. Омская область получила за эти достижения орден Ленина.

Мой отец Богдан Фёдорович Майер в восемнадцать лет начал работать в Побочинской МТС (машинно – тракторная станция). Был с 1949 года токарем, с 1955 года – комбайнёром и трактористом. Эта МТС до 1957 года обслуживала четыре колхоза. А весной 1957 года , вероятно, её существование прекратилось. И об этом документально свидетельствует запись от 21 мая 1957 года в трудовой книжке моего отца: « Совхоз «Желанный». В связи с ликвидацией МТС и организацией совхоза зачислен в должности тракториста». Мне эти факты говорят ещё и о том, что в ту самую горячую пору, в первую пятилетку освоения целинных земель отец был на «передовой» - на полях, где с весны до самой осени, включая время жатвы и обмолота, велась упорная работа, борьба за богатые целинные урожаи.

Кстати, из далёкой той целинной весны осталась в трудовой книжке Богдана Фёдоровича Майера и эта запись от 27 апреля 1957ь года :» За освоение целинных земель награждён медалью».

Нет сомнения, той самой, «За освоение целинных земель», с которой мы играли, которой любовались в далёком детстве.

Теперь – то я знаю, что учреждена была эта медаль Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1956 года, а уже меньше чем через год отец был ею награждён. И все эти даты так близки к дате моего рождения, что теперь уже не удивляюсь: действительно, эта медаль была в нашем доме всегда. ..а мы сами – и я, и мои братья и сёстры, рождённые в пятидесятые годы прошлого века, как когда – то и бывший наш совхоз «Желанный» - почти ровесники целины.

( Текст напечатан с авторской пунктуацией и орфографией по книге :Лидия Майер «Желанновские зарисовки», 2020г.)

Лидия Богдановна Майер – в прошлом учитель русского языка и литературы Желанновской школы, затем стала журналистом: работала в редакции газеты «Нива» Кормиловского района Омской области заведующей отделом сельского хозяйства, ответственным секретарём, заместителем редактора.

Задания:

Восстановите текст, сохраняя авторскую последовательность. Ответ запишите цифрами.

Мы хорошо знали, что медаль эта – папина. (2) . Она не была выставлена напоказ, но и не пряталась в самый дальний угол. (3) И хотя уже более двадцати лет не видела я эту медаль, но помню её и теперь: ярко – жёлтый круг с такими знакомыми и близкими картинками и символами. (4) Мне кажется теперь, медаль эта была в нашем доме всегда, сколько себя помню.

На медали были изображены картинки и символы. Запишите недостающее словами.

1.комбайн, пшеничное поле

2.кукурузные початки, пшеничное поле

3.серп и молот, солнечные лучи

4….

Что было изображено на лицевой стороне медали? Ответ запишите цифрой.

1.комбайн, пшеничное поле

2.кукурузные початки, пшеничное поле

3.серп и молот, солнечные лучи

4) За что была вручена медаль? Ответ запишите словами.

5) В песне поётся: «Вьётся дорога длинная, здравствуй, земля целинная…» Объясните выражение земля целинная. Ответ запишите словами.

6) Где находились целинные земли? Покажите на карте СССР.

7) Когда в СССР началось освоение целинных земель? Ответ запишите цифрами.

8) С какой целью началось освоение целинных земель? Выпишите предложение

9) Освоение целины и создание совхозов проходило одновременно или в разное время? Ответ запишите цифрой.

1. Да 2. Нет

10) Как назывался первый в Одесском районе совхоз? Ответ напишите словами.

11) Напишите точную дату создания совхоза.

12) Напишите главное производительное направление совхоза.

13) За что Омская область получила орден Ленина? Ответ запишите словами.

14) О чем говорят даты биографии Богдана Фёдоровича Майера? Найти соответствие. Ответ записать буквами.

1. 1949г. А)был комбайнером и трактористом

2. 1955г. Б) награждён медалью

3.27 апреля 1957г. В) был токарем

15) Когда и кем была учреждена медаль «За освоение целинных земель»? ответ запишите словами.

16)* Кто не является автором книги «Поднятая целина»? Ответ напишите цифрой.

1 Леонид Ильич Брежнев

2. Михаил Александрович Шолохов

3. Андрей Михайлович Новосёлов





Критерии оценивания

Задание 1

Дан ответ 4231

4 балла

В ответе допущена одна ошибка

3 балла

В ответе допущено две ошибки

2балла

В ответе допущено три – четыре ошибки

0 баллов



Задание 2

Дан ответ Маленькая пятиконечная звёздочка

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 3

Дан ответ 1

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 4

Дан ответ За освоение целинных земель

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 5

Даны ответы: земли, пригодные для земледелия, покрытые естественной растительностью + никогда не распаханные земли + земли, которые использовались много лет назад + слабо освоенные, но плодородно – богатые земельными ресурсами территории

4 балла ( по 1 баллу за каждый верный ответ)



Задание 6

Дан ответ: Казахстан, Сибирь, Дальний Восток

3 балла ( по одному за каждый правильный ответ)





Задание 7

Дан ответ: 1954год

1балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 8

Дан ответ: Освоение целинных и залежных земель предусматривало комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в Советском Союзе через введение в оборот новых плодородных земель

1 балл





Задание 9

Дан ответ: 1

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 10

Дан ответ : «Желанный»

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 11

Дан ответ: 27 мая 1957 года

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 12

Дан ответ: производство зерна

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 13

Дан ответ: В Омской области урожаи зерновых уже через два года выросли почти в два раза, государству было продано около двух миллионов тонн зерна.

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 14

Дан ответ: 1-в 2-а 3- б

3 балла

Допущена 1 ошибка

2 балла

Допущено 2 ошибки

0 бадллов



Задание 15

Дан ответ: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1956 года

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 16* (повышенной сложности)

Дан ответ: 3

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов























Внимательно прочитайте стихотворение Майер Лидии Богдановны «Первая борозда» и выполните задания

- Ну, с Богом! – голос поневоле

Сломался словно, дрогнул вдруг.

Но понял конь, не медлил боле,

Вонзился в степь натужно плуг.



И пахарь вслед за ним в волненье

По первой борозде ступил,

И все тревоги и сомненья

Отрезал, выбросил, забыл.



Он ничего не видел кроме

Земли. О, чудный этот вид!

Пласты степного чернозёма

Блестели, словно антрацит.



Солёный пот со лба катился,

Он рукавом его стирал.

Просторам добрый конь дивился,

Но он усталости не знал.



Так борозда за бороздою

Распахан этот был надел.

И началось рожденье поля,

Чтоб первый хлеб на нём созрел.

Сколь поколений хлебопашцев

С тех пор видали те поля!

И каждый раз: -Ну, с Богом, братцы! –

И дрогнут руки у руля…

( Текст напечатан с авторской пунктуацией и орфографией по книге :Лидия Майер «Желанновские зарисовки», 2020г.)

Лидия Богдановна Майер – в прошлом учитель русск4ого языка и литературы Желанновской школы, затем стала журналистом: работала в редакции газеты «Нива» Кормиловского района Омской области заведующей отделом сельского хозяйства, ответственным секретарём, заместителем редактора.

Задания:

Стихотворение состоит из 6 строф. А сколько в нём предложений?

В стихотворении есть устаревшие слова. Найти и выписать их. Объясните причину, по которой они «ушли» из активного словарного запаса.

Найти слова и выражения, описывающие портрет лирического героя стихотворения. Почему именно эти черты описаны автором?

В какой строфе описывается состояние лирического героя перед пашней? О чём оно говорит?

Какова роль предложения с однородными членами во второй строфе?

В стихотворении речь идёт о ранее распаханных землях или целине? Какие строчки это подтверждают?

В стихотворении практически нет прилагательных, зато есть много существительных и 19 глаголов. Чем объяснить такое обилие глаголов в стихотворении?

В стихотворении нет цвета, за исключением слова со значением цвета в третьей строфе. Напишите это слово. Какой цвет оно обозначает?

Что такое антрацит? Напишите значение этого слова.

В стихотворении есть образ коня. Чем вы можете объяснить его присутствие в стихотворении?

Как завершающее предложение соотносится с содержанием всего стихотворения?

Какова роль восклицательных предложений в тексте?

*В чём проявляется кольцевая композиция стихотворения?



Критерии оценивания

Задание 1

Дан ответ: 12

1 балл

Дан другой ответ

0 баллов



Задание 2

Дан ответ: плуг, пахарь, хлебопашец, надел, боле

5 баллов ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Названы 4 слова

4 балла

Названы 3 слова

3 балла

Названы 2 слова

2 балла

Названо 1 слово

1балл

Названа причина: эти слов обозначают предметы, процессы, явления старого уклада жизни, сейчас не используются или имеют современные эквиваленты

1 балл

Дано неверное объяснение

0 баллов



Задание 3

Дан ответ: голос… дрогнул вдруг, солёный пот со лба катился, он рукавом его стирал

2 балла

Названа причина: через голос и пот дано отношение лирического героя к труду хлебопашца, при этом сам портрет нам не особо важен

1 балл



Задание 4

Дан ответ: во второй строфе

1 балл

Дано объяснение: лирический герой взволнован перед пахотой, перед ним – нетронутый степной чернозём, который впоследствии даст первый хлеб, а значит и прокормит крестьянскую семью. Весь старинный уклад сельской жизни зависел от урожая

2 балла



Задание 5

Дан ответ: через однородные члены передано состояние героя стихотворения. Он полон решимости взяться за тяжёлый труд пахаря. Он сосредоточен только на предстоящей работе. Здесь нет места волнению, сомнению, тревоге.(то есть отмечена роль двух рядов однородных членов предложения)

2 балла

Если отмечена роль только одного ряда однородных членов

1 балл



Задание 6

Дан ответ: речь идёт об освоении целинных, непаханых земель. Это подтверждают строчки: «И пахарь… по первой борозде ступил», «И началось рожденье поля, Чтоб первый хлеб на нём созрел».

2 балла ( дан верный ответ и приведены примеры)

Дан верный ответ, но не приведены примеры или нет ответа, а есть только примеры

1 балл



Задание 7

Дан ответ: глаголы позволяют увидеть, представить процесс вспашки земли, понять, насколько это тяжкий и ответственный труд.

Ещё глаголы помогают автору передать состояние лирического героя, его отношение к предстоящей работе

2 балла

Если дано только одно объяснение

1 балл

Задание 8

Дан ответ: это слово АНТРАЦИТ. Оно обозначает чёрный цвет

2 балла ( названо слово и его цвет)

Если дан ответ один (или слово, или цвет)

1 балл



Задание 9

Дан ответ: лучший сорт каменного угля

2 балла

Если указали, что каменный уголь

1 балл



Задание 10

Дан ответ: в стихотворении описывается процесс вспашки земли в далёкие времена, когда не было тракторов и другой техники. Пахали плугом, при этом запрягали коней. Кони были своего рода тягловой силой

2 балла

Если нет отсыла к прежним временам

1 балл



Задание 11

Дан ответ: в завершающей строфе мы переносимся в современность, видим современного хлебопашца, который обрабатывает землю с помощью технических средств («стоя у руля»)

2 балла

Если не приведена цитата

1 балл



Задание 12

Дан ответ: в стихотворении 3 восклицательных предложения. Первое и третье предложение помогают создать кольцевую композицию стихотворения. А второе стихотворение передаёт эмоциональное состояние героя при виде необъятных степных просторов, на которых может в дальнейшем колоситься хлеб. В этом возгласе – любовь к родной земле.

3 балла (названа кольцевая композиция и описано состояние героя, его отношение к земле)

Не названа кольцевая композиция, но описано состояние героя и его отношение к земле

2 балла

Не названа кольцевая композиция. Но указано на состояние героя или его отношение к земле

1 балл



Задание 13*

Дан ответ: кольцевая композиция стихотворения проявляется, во – первых, в восклицании – обращении к Богу (здесь сказывается христианская традиция обращения к Богу за помощью и благословением перед началом большого трудного дела), во – вторых, обнаруживается связь поколений хлебопашцев, преемственность поколений, работающих на земле

4 балла

Дано только одно объяснение

1 балл



Успехов!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.