ЧТО ТАКОЕ ОТКРЫТЫЙ УРОК
Эльтекова Марина Евгеньевна,
старший методист ГПОУ ЯО
Рыбинский транспортно-технологический колледж,
г. Рыбинск
Аннотация. В условиях активного развития современного мира, наращивания темпов интеллектуального и технического совершенствования, постоянно меняются общественные запросы и общественные ожидания. В статье с теоретической точки зрения в узком и широком смысле рассматривается понятие открытый урок, описывается функционал субъектов процесса подготовки и проведения открытого урока и определяется его значимость для формирования личностных и профессиональных качеств в соответствии с запросами общества.
Annotation. In the context of the active development of the modern world, increasing the pace of intellectual and technical improvement, public demands and public expectations are constantly changing. The article considers the concept of an open lesson from a theoretical point of view in a narrow and broad sense, describes the functionality of the subjects of the process of preparing and conducting an open lesson and determines its importance for the formation of personal and professional qualities in accordance with the demands of society.
Ключевые слова: система образования; общественные ожидания; открытый урок в узком и широком смысле; педагогический процесс; функционал участников процесса подготовки и проведения открытого урока.
Keywords: education system; public expectations; open lesson in a narrow and broad sense; pedagogical process; functionality of participants in the process of preparing and conducting an open lesson.
Система образования является той сферой, которая одной из первых реагирует на запросы общества и ставит своей целью не только обеспечение права человека на образование, но и достижение определенного уровня воспитанности и компетентности, позволяющего оправдать общественные ожидания. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Таким образом, образование – это как благо для самого человека, так и требование социума, находящегося в постоянном развитии. Каждое образовательное учреждение, создавая условия для приобретения обучающимися знаний и умений, а также реализации своего потенциала в современном обществе, систематически анализирует не только уровень их подготовки, но и возможности своих педагогов. С этой целью полезным опытом становится открытый урок. Так же, как и вся система образования, требования и подходы к открытому уроку постоянно меняются. При этом, его можно определить как:
- учебное занятие, во время которого педагог применяет нестандартные методы подачи материала;
- урок, на котором кроме учителя и учеников присутствуют "зрители" (администрация, учителя, педагоги других учебных заведений и др.);
- урок, проводимый опытным преподавателем в присутствии других преподавателей с целью показа своих методов работы;
- специально подготовленная форма организации методической работы и средство распространения инновационного опыта преподавателей и др.
Таким образом, открытый урок позволяет продемонстрировать опыт педагога и возможности его учеников. Акцентируя внимание на многостороннем характере открытого урока, следует рассматривать его суть в двух подходах.
Первый подход – демонстрация педагогических достижений, является привычным пониманием открытого урока, где педагог выступает ключевой фигурой. Показать свое мастерство педагог пытается путем применения нестандартных методов работы. Он ведет к поставленной цели, дифференцируя подход к обучению с учетом не только индивидуальных, но и коллективных особенностей обучающихся, а также применяя принципы профессиональной направленности учебных групп, если речь идет об учреждениях профессионального образования. Учитывая возможности своих учеников, педагог избирает средства и методы обучения, которые позволят максимально эффективно справится с поставленной задачей. Данный подход к определению сути открытого урока раскрывает его как способ презентации педагогического опыта. Он, в отличие от обычного урока, по способу организации процесса не бывает похож на стандартные уроки, предполагает присутствие наблюдателей, содержит элементы новизны. При этом, не может противоречить программе предмета и требованиям ФГОС. Таким образом, первый подход позволяет рассмотреть открытый урок в узком смысле как конкретный факт, демонстрирующий уровень педагогических достижений.
В широком смысле открытый урок позволяет охарактеризовать второй подход к раскрытию его сути. В этом случае понимание роли педагога меняется, но не уменьшается. В широком смысле открытый урок становится продуктом длительного взаимосвязанного процесса и характеризуется как система педагогического взаимодействия. Он является не просто педагогическим фактом, позволяющим продемонстрировать мастерство преподавателя, а результатом сотрудничества. Урок выступает в виде системы, где активно взаимодействуют различные стороны, которые обладают определенным функционалом, обеспечивая ее эффективную работу. Понятие функционал можно определить как набор функций, возможностей и характеристик, которые предоставляются в рамках определенной системы, программы или продукта [2]. Рассматривая функционал субъектов открытого урока, можно понять, какие операции способна выполнять каждая задействованная в его подготовке и проведении сторона в соответствии с поставленными для себя целями. Этот подход предусматривает тесное сотрудничество таких субъектов как педагоги, ученики, администрация, родители, психологи, методисты и др.
Педагог, являясь важным звеном системы открытого урока, получает возможность не только продемонстрировать собственный опыт, применяя те или иные инновационные или отработанные годами методические приемы, но и реализовать поставленные методические цели. Педагог планирует занятие в соответствии с требованиями ФГОС, выбирая вид, содержание и средства достижения результата. Кроме того, педагог управляет уроком, координирует и контролирует работу. При этом происходит отход от стереотипности понимания, что открытый урок дают педагоги опытные, чтобы поделиться своими умениями с молодыми или начинающими коллегами. Молодые педагоги так же могут давать открытые уроки для того, чтобы, проработав определенное количество времени, продемонстрировать степень овладения базовыми методическими приемами, которые он освоил в процессе работы. Каждый педагог, подготавливая и проводя открытый урок, либо участвуя в нем в качестве зрителя, получает возможность повысить свою профессиональную компетентность.
Другой элемент системы – это обучающиеся. Они выполняют роль как субъекта, так и инструмента процесса, являясь активными участниками открытого урока, где продемонстрируют свои достижения, полученные во время учебы, знакомятся и пробуют на себе новые способы обучения. Открытый урок позволяет каждому ученику проанализировать степень собственной успешности, определить свои интересы и направления развития, усовершенствовать собственные возможности. Если речь идет о системе профессионального образования, то обучающиеся могут совершенствовать свои профессиональные компетенции.
Немаловажным звеном системы открытого урока, является администрация учебного заведения. Ей принадлежит прежде всего организационная функция. Именно администрация утверждает сроки подготовки и проведения открытого урока в соответствии с планом работы учебного заведения, а также готовит необходимую документацию и устанавливает контрольные точки процесса. Анализируя проведенную работу, администрация получает возможность увидеть потенциал своих педагогов, создать условия для профессионального роста, выявить причины возникших трудностей и принять меры по их устранению. Таким образом, администрация получает возможность увидеть зону ближайшего развития, что позволить повысить собственную профессиональную компетентность и создать условия для профессионального роста коллег.
В условиях демократизации современного образования нередко к участию в открытом уроке педагоги привлекают родителей учеников. Родители не только должны мотивировать ребенка на участие в открытом уроке, но и могут быть приглашены в качестве зрителей, получая возможность увидеть достижения, а также особенности процесса обучения. Кроме того, родители могут являться и непосредственными участниками открытого урока при обыгрывании учебных ситуаций или предоставлении информации, связанной с темой урока. Так же родители могут оказывать содействие в подготовке ребенка к уроку в домашних условиях. Таким образом, появляется возможность сотрудничества образовательного учреждения и семьи, чтобы избежать конфликтов, которые возникают из-за слабого понимания родителями специфики учебного процесса. Родители могут адекватно оценить способности своего ребенка и увидеть перспективы его развития и стать партнерами образовательного учреждения в процессе формирования личности обучающихся.
Еще одной важной стороной процесса подготовки и проведения открытого урока является методическая служба образовательного учреждения. Методист помогает выстроить технологию обучения и сопровождает весь подготовительный этап мероприятия. Оказывая помощь в выборе форм, средств и методов проведения занятия в соответствии с методической и дидактической целями, он помогает грамотно выстроить этапы урока, внедрить инновационные элементы или использовать проверенные опытом приемы, подготовить педагогический самоанализ. Методист помогает добиться успеха как самому педагогу, так и повысить собственную профессиональную компетентность. Анализируя опыт проведенных мероприятий, он может прогнозировать возможность применения тех или иных средств обучения в различных педагогических условиях.
Кроме методиста, большую роль на этапах подготовки и анализа открытого урока играет педагог-психолог. Этот специалист может работать со всеми участниками процесса. Со своей стороны он помогает овладеть приемами саморегуляции, способами поведения в нестандартной ситуации, способами снятия эмоционального напряжения. Занятия с психологом позволяют преодолеть повышенную тревогу тем, кто еще только приобретает опыт публичных выступлений, овладеть навыками ассертивного поведения. Задача психолога заключается в том, чтобы раскрыть горизонты, помочь преодолеть социальные и личностные барьеры для достижения поставленных целей. В процессе подготовки педагог-психолог может корректировать приемы и методы преподавания с учетом личностных характеристик участников, оказывать помощь в преодолении различных учебных комплексов. Грамотно организованная работа позволяет психологу не только оказать содействие для достижения успеха, но и повысить собственную профессиональную компетентность.
Таким образом, открытый урок в широком смысле является сложной системой взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (субъектов) учебного процесса, принимающих непосредственное участие в ее создании. Вклад каждой из сторон открытого урока в его подготовку и проведение очень важен, иначе он не достигнет эффективного результата. Другими словами, успешность самого открытого урока зависит от успешности каждого задействованного в нем субъекта, исполняющего свою специфическую функцию. А успешность каждого – это результат совокупности взаимоотношений между участниками, представляющими в ходе процесса единое целое, работающее на реализацию общих целей не только в рамках конкретного образовательного учреждения, но и в рамках всего общества в соответствии с его запросами к будущему поколению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Функционал: Искусство придания жизни технологии //ИнфоХаб : [сайт].-2023.–URL:https://pacan.pro/funktsional-iskusstvo-pridaniya-zhiznitehnologii (дата обращения: 29.02.2024).