Урок русского языка на тему «Дифференциация согласных звуков Г – К»
Тема: «Дифференциация согласных звуков Г – К».
Цель: - учить детей дифференцировать на слух согласные звуки Г - К.
- развивать способность к правильному звукопроизношению звуков
Г – К в словах схожих по звучанию.
Задачи.
Образовательная: 1. Учить детей дифференцировать на слух согласные
звуки звонкий Г и глухой звук К.
2. Развивать способность к правильному
звукопроизношению звуков: Г – К в словах, схожих по
звучанию.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
2. Развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные. 1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
2. Воспитывать самостоятельность, умение выслушивать
других.
Структура занятия:
1. Эмоциональное присоединение.
2. Работа над развитием способности различать согласный звонкий Г и
согласный глухой звук К в слогах и словах.
3. Развитие способности дифференцировать согласные звуки: Г и К в
схожих по звучанию словах.
4. Подготовка руки к письму. Закрашивание, штриховка, прописывание
печатных букв.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
2. Предметные картинки.
Условные обозначения согласных твёрдых Г – К и согласных мягких звуков Гь – Кь (синие и зелёные кружочки).
Условные обозначения слов (черные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Разрезная азбука для каждого из детей.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки букв Г – К.
№ задания |
Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение: К/упр.: «Что видели по дороге в детский сад?». - развитие зрительной памяти. К/упр.: «Ответь на вопросы словосочетанием». - употребление падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных. Кто это? Нет кого? Даю корм кому? Вижу кого? Доволен кем? Говорю о ком? | Индивидуальные рассказы. Ответы по картинкам: Это птицы. Нет птиц. Корм даю птицам. Вижу птиц. Доволен птицами. Говорю о птицах. |
3. | К/упр.: «Эхо». - развитие слухового восприятия и мышления. Загадка: На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Эхо». -Я буду проговаривать слоги, вы внимательно слушайте их и повторите, словно «Эхо». ГА – КА ГА – КА – ГА АГ – АК ГО – КО ГО – КО – ГО ОК – ОГ ГУ – КУ КУ – ГУ – КУ УГ – УК ГЫ –КЫ КЫ – ГЫ –КЫ ЫК – ЫГ ГЭ – КЭ ГЭ – КЭ – ГЭ ЭГ– ЭК ГИ – КИ ГИ – КИ – ГИ ИК – ИГ | Эхо. Проговаривают. |
4. | К/упр.: «Доскажите словечко». - развитие слухового внимания, словесно-логического мышления. Открываю книгу сказок Много в ней картинок разных: Под горой красивый дом В нём живёт весёлый … 2. Серый конёк на траве резвится, То вверх скакнёт, То в траве затаится. Конёк редкий - назад коленки. - В слове ГНОМ, какой первый звук? - В слове КУЗНЕЧИК, какой первый звук? - Где находятся эти звуки в словах? - Как звучит звук Г? Проверяем. - А как звучит звук К? Проверяем.
| Гном. Кузнечик. Звук Г. Звук К. Произносят слова. В начале слов. Гном. Звонко. Кузнечик. Глухо. |
| На доску выставляются картинки отгадки к загадкам. Дети работают с условными обозначениями слов (чёрными полосками) и условными обозначениями звуков (синими кружочками). | |
| - Определите место звуков в словах на своих полосках. - Внимательно слушайте следующие загадки: 3. Я зашёл в зелёный дом И не долго пробыл в нём. Оказался этот дом Быстро в городе другом. 4. Могу стоять я в парке городском, На даче под сиреневым кустом, Всем рада предоставить отдых я – Зовут меня … | Обозначают место первого звука. Вагон. Скамья. |
Выставляются картинки отгадки. | ||
- В слове ВАГОН, где слышится звук Г? - В слове СКАМЬЯ, где слышится звук К? - Где находятся звуки Г и К в словах? - Обозначайте место звуков на полосках. - Как звучит звук Г? Проверяем. - А как звучит звук К? Проверяем. - Внимательно слушайте следующие загадки: 5. Белый пух на землю ляжет, Скроет землю пух лебяжий, Засверкает, заискрится, В ковер белый превратится. 6. Чёрен да не ворон, Рогат да не бык, Шесть ног, но все без копыт, Летит – воет, сядет – землю роет. - В слове СНЕГ, где слышится звук Г? - В слове ЖУК, где слышится звук К? | В середине слова. В середине слова. В середине слов. Обозначают. Вагон. Звонко. Скамья. Глухо. Снег. Жук. В конце слова. В конце слова. | |
5. | - Где находятся звуки Г и К в словах? - Обозначайте место звуков на полосках. - Как звучит звук Г? Проверяем. - А как звучит звук К? Проверяем. | В конце. Обозначают. СНЕГ. Звонко. ЖУК. Глухо. |
Физкультурная минутка. | | |
6. | К/упр.: «Повторите пары слов». Галька – калька. Корка – горка. Кора – гора. Макушка – лягушка. Кол – гол. Конец – гонец. Укол – угол. Кубы – губы. | Повторяют. |
7. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графическихх навыков. |
Рассматривают книжечку.
|
| На первой страничке закрасить буквы Г - К синим цветом. На второй страничке закрасить буквы Г - К зелёным цветом. На третьей страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звук Г - Гь. На четвёртой страничке наклеить картинки на твёрдый и мягкий звуки: К – Кь. |