Динамика и рост системы образования в России в современных реалиях
Динамика и рост системы образования в России в современных реалиях
Уже с введением инклюзии система образования стала видоизменяться – появился терминологический аппарат, закрепленный в Законе «Об образовании в РФ» (гл. 1 ст. 2), были утверждены первые Адаптированные программы, а после – разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на уровне школы. Обращаясь к опыту иностранных коллег, мы понимаем, что такие перемены – только начало, и нам предстоит еще над многим поработать, прежде чем оценивать итоговый результат. Ведь, если задуматься – Саламанская декларация, принятая в 1994 году дала общий старт для инноваций в сфере специального и инклюзивного образования.
Делая первые шаги в разработке и организации современного инклюзивного образования, Россия приобрела опыт создания первых инклюзивных школ (самая известная – «Ковчег», открыта в 1990 году в Москве), международного сотрудничества в рамках системы TEMPUS (4 российских ВУЗа, 1 французский, 1 немецкий и 1 португальский участвуют в создании системы инклюзивного обучения для обучающихся, имеющих ограничения возможностей здоровья) [4]. На сегодняшний день система образования в РФ имеет довольно четкую структуру и прозрачно сформированную сетку межведомственных связей в виде различных департаментов, комиссий, консилиумов и т.д. Однако, как показал локдаун 2020 года, система не должна стоять на месте – она нуждается в постоянных изменениях, которые обеспечат мобильность и гибкость – главные черты для успешного обучения в период пандемии COVID-19.
В МАДОУ Детский сад компенсирующего вида № 369 г. Екатеринбурга во время пандемии проводились онлайн-консультации с родителями, а также, были организованы занятия на видеохостинге YouTube в рамках проекта ОнлайнДетСад (см. скриншот 1)
/data/files/q1636285660.jpg (1280x1024). Это был опыт, который позволил нам как педагогам оценить перспективы существования в новой образовательной среде и понять, какое развитие она получит в дальнейшем. Таким образом, в определении зон роста российского образования инклюзия и мобильность – пожалуй, одни из самых востребованных.
Е. В. Бурмистрова и Л. И. Федорова в статье «Развитие профессиональной позиции педагогов в условиях инклюзивного образования» говорят: «Реально сложившаяся практика инклюзивного образования, предъявляемые требования к профессионализму педагогических кадров определяют актуальность развития профессиональной позиции педагогов образовательных учреждений». Авторы замечают, что, помимо требований к профессионализму педагогов в системе инклюзивного образования повышенное внимание уделяется и его эмоциональной включенности, гибкости и подвижности мышления [3].
Также, ряд исследователей характеризуют инклюзию как:
базу для формирования у обучающихся коммуникативных навыков, знаний о том, что такое ОВЗ;
возможность у лиц с ОВЗ осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность [2, 5].
Что касается цифровизации системы образования – думается, следующим шагом к развитию мобильности станет официальное признание дистанционного образования одним из способов оказания и получения образовательных услуг (гл. 1 ст. 16 закона «Об образовании в РФ»). Такой подход был бы эффективен и в сфере специального и инклюзивного образования как средство «активного включения в многообразные формы социального взаимодействия, в результате которого осуществляется освоение информационно-коммуникационных технологий и согласование требований информационной среды и ожиданий субъектов адаптации» [1].
Таким образом, перспективы развития системы образования видятся как дальнейшая работа над обеспечением доступности и гибкости образования для всех категорий обучающихся. Работая над этими направлениями, все субъекты образования смогут делать обучение актуальным для повышения вовлеченности кадров, ресурсов и обучающихся в будущем.
Список использованных источников:
1. Аймалетдинов, Т. А. Инновационные возможности Интернет-технологий в социальной адаптации инвалидов [Текст] / Т. А. Аймалетдинов, Л. И. Любимова // Социология медицины. – 2012. – №.1(20). – С. 51 – 55.
2. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. – 334 с.
3. Бурмистрова, Е. В. Развитие профессиональной позиции педагогов в условиях инклюзивного образования [Текст] / Е. В. Бурмистрова, Л. И. Федорова; под ред. С. В. Алехиной // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. – М. : МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. – 334 с.
4. Ливенцева, Н. А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы [Текст] / Н. А. Ливенцева // Современная зарубежная психология. – 2012. – №1. – С. 20-29.
5. Лич, Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС [Текст] / Д. Лич. – М. : Оперант, 2015.– 177 с.
6. Саламанская декларация [Электронный ресурс] : «Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994. URL : http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html (дата обращения 05.11.2021)
7. Федеральный закон «Об образовании в РФ» : [от 29.12.2012 (ред. 21.07.14) № 273-ФЗ]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 05.11.2021).