Статья на тему «Учитель - модель человека с планеты взрослых?»
Учитель - модель человека с планеты взрослых?
«Чтобы воспитать другого, мы должны
воспитать прежде всего себя».
Н.В.Гоголь
Учитель в классе, с точки зрения детей, это представитель мира взрослых, сложного и пока неизученного мира. Это важная фигура в окружении ребенка, с которым он вступает в постоянное общение. Взрослея, ребенок постепенно расширяет свой круг общения, знакомится с миром в лице тех взрослых, с которыми вступает в контакт - родители, семья, учителя. Во времена нашего детства первую учительницу называли - «вторая мама», отмечая огромное влияние, которое личность учителя оказывает на своих учеников.
Дети изучают в классе не только школьную науку, но и знакомятся с личностью учителя, наблюдают его поведение, постигают его образ мыслей, привычки. И плохие привычки учителя, в том числе! Существует верное наблюдение, что школа - это маленькая модель общества. Особенно важен социальный аспект школьного обучения для детей с особенностями развития, имеющих ограниченный круг общения, проводящих время преимущественно в кругу своей семьи.
В связи с такой важной ролью учителя для социализации детей особое значение приобретает поведение учителя в классе, его манера общения с детьми. Какое поведение мы бы хотели видеть у детей? Вот этот идеал – он общий для всех нас, и для учителей, и для учеников.
Каждый человек хочет видеть в глазах собеседника доброжелательную заинтересованность. Особенно - ученики, испытывающие трудности со зрительным контактом, стеснительные, необщительные дети. Добрый взгляд учителя обучает детей зрительному контакту, вовлекает в общение. Быть доброжелательным, вежливым не формально, а искренне – это необходимое умение педагога. Радоваться вместе с детьми решенной задаче, испытывать удовольствие от удачного ответа - значит мотивировать детей к школьным занятиям и общению в классе.
Приведу несколько примеров, которые показывают влияние учителя на поведение класса.
Существует проблема в том, что дети приносят в школу телефоны и отвлекаются на них. Учитель может показать пример – в начале урока отложить свой телефон и предложить детям сделать также.
Проговаривать свои эмоциональные реакции спокойным и добрым голосом. Для любых переживаний найдутся подходящие слова, все эмоции можно выразить вербально, научив этому и детей.
Всегда выполнять обещания, соблюдать запланированные сроки и дела. Чтобы не забывать и не пропускать важные дела, вести записи и научить детей планированию своих дел и своего времени.
Поощрять социальную инициативу, желание сделать что-то для всех, для класса. Предлагать ученикам совместные задания, проекты - сделать стенгазету, украсить класс к празднику. Проявление заботы об общем деле, участие в коллективной работе благотворно влияют на атмосферу в классе.
Стремиться развивать в себе и учениках творческий подход к общению. Например, писать друг другу открытки и сообщения в соцсетях, поздравлять с Днем рождения детей всем классом - это важная работа по созданию теплого, дружеского настроя в классе.
Успехи в области социализации учащихся, в поддержании доброжелательной атмосферы в школе, в конечном итоге, влияют и на академическую успеваемость класса.
Для сохранения благоприятного климата важно избегать наказаний в классе. Помимо вреда, наносимого отношениям с провинившимся учеником, наказание может испортить отношения с остальным классом, даже если это заслуженная критика за его проступок. Дети, особенно тревожные, мнительные дети, представляют себя на месте ученика, которого ругают. Весь класс переживает критику как направленную атаку на них самих. И в таком случае в дальнейшем доверие к учителю будет подорвано, общению нанесен разрушительный удар.
Неприемлемо выражать критику в резкой форме: «Прекрати болтать, ты мешаешь всем!», или «Не отвлекайся, слушай, что я говорю!». Вместо таких категоричных заявлений можно чаще задавать вопросы отвлекающемуся ученику. Вопросы в целом гораздо мягче действуют, чем требования, высказанные в повелительном наклонении. Можно вместо приказа обратиться к ученику так: «Ты хочешь что-то спросить?», или «Тебе нужна помощь?» Такие вопросы действуют успокаивающе.
Предупредить плохое настроение и, следовательно, поведение в классе можно с помощью доброго юмора. Начиная день с шутки, веселого рассказа, можно разрядить утреннюю сонливость, взбодрить детей и привлечь внимание. Дети устают от неподвижного сидения и однообразного обучения, чувствуют беспокойство и нетерпение. Существует множество методов разнообразить обучение – например, увеличить долю наглядного материала, в том числе в видео- и игровой формах. Еще одной хорошей возможностью «спустить пар» является способ привлечь детей к коротким выступлениям с презентациями или небольшими докладами на уроке. Любое выступление перед публикой требует затрат энергии от ребенка, а некоторым детям даже необходимо периодически чувствовать себя в центре внимания. Если предоставить им возможность «побыть на месте учителя», то остальные дети в классе с интересом воспримут «смену диктора» и включатся в работу на уроке.
Для начала, чтобы изменить привычное нежелание отвечать у доски в классе, нужно поощрять те моменты, которые у детей получаются хорошо. Для того чтобы опрос класса не превратится в мучительное ожидание «Петров, к доске!», лучше вызывать учеников отвечать по тем вопросам, которые они хорошо знают. Успешные ответы будут мотивировать детей выступать перед классом с удовольствием. Как только вы заметили, что ученик справился и доволен своим ответом, нужно повторить успех для закрепления, - дать еще подобное задание на следующий раз.
Еще одна важная задача учителя – оказание поддержки ученикам при трудностях с выполнением задания. Хорошо укрепляет доверие учеников практика регулярно хвалить их перед родителями, причем удобно это делать через современные средства связи. Рассылка родителям писем на е-мэйл с положительными отзывами о детях помогает наладить атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Из таких маленьких деталей доброжелательного, сдержанного и тактичного общения учителя с учениками понемногу формируется спокойная и доверительная атмосфера в классе, в которой учатся и успешно развиваются дети.
В заключение хотелось бы отметить, что урок включает не только учебные задачи - объяснение новой темы и проведение опроса класса. Но и воспитательные, такие как предупреждение плохого поведения, вовлечение всех учащихся в работу, развитие мотивации к учебе, социализация в коллективе. По примеру крылатой фразы «Врач, исцели себя сам!» можно сформулировать: «Учитель, начни воспитание с себя!». Приложенные учителем усилия в этом направлении не пропадут даром. Каждое доброе слово поддержит атмосферу доброжелательности и доверия в классе, воспитает учащихся, создаст им условия для развития и достижения успеха.
Список литературы:
1. Ш. А. Амонашвили «Педагогическая симфония». «Амрита» 2017 г.
2. Фабер Адель, Мазлине Элейн «Как говорить чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». «Бомбора» 2020 г.
Марьясова Ирина Евгеньевна