Дискуссия как одна из эффективных форм организации коммуникативного контакта системе ученик-учитель на уроках иностранного языка
Дискуссия как одна из эффективных форм организации коммуникативного контакта системе ученик-учитель на уроках иностранного языка.
Дискуссия являясь одним из эффективных интерактивных методов формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в моей педагогической практике стала незаменимым инструментом, который я успешно применяю для взаимодействия с участниками образовательного процесса. Совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся, формировать у них навыки публичного выступления мне помогает дискуссия.
Дискуссия - это не только дин из самых трудных вариантов интерактивных уроков, это еще и важное речевое умение, которое нужно развивать для того, чтобы быть успешным в социуме. Проведение дискуссии в рамках урока – это, вне всякого сомнения, тяжёлый учебный труд, как для учащихся, так и для педагога. Это коммуникативное мероприятие требует максимальной концентрации сил от всех участников образовательного процесса. Задача обучающихся - внимательно слушать оппонента, уметь тактично и грамотно отреагировать на сложные и на провоцирующие вопросы, сделать нужные и убедительные выводы по своей позиции, приводя разнообразные аргументы и свидетельств
Каждый педагог-практик со мной согласится, что для учащихся любого возраста изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения. Для победы над стрессом на помощь приходит учитель. В отличие от традиционного урока, где педагог в большей степени- лектор, на уроке-дискуссии он становится собеседником. Учитель, как организатор этой коммуникативной ситуации должен всё видеть и слышать, больше всех сопереживать, чтобы эти живые эмоции в споре с поиском истины передавались ученикам. По ходу обсуждения педагог задаёт стимулирующие вопросы, суммирует высказывания, выявляет разногласия в оценках групп, ищет компромисс, подключает к процессу не очень активных учащихся, тем самым добиваясь всестороннего и глубокого обсуждения обозначенной проблемы. При таком процессе коммуникации педагог не дает учащимся традиционные задания по лексике или грамматике для выполнения, а побуждает их к самостоятельно анализировать ситуацию, конструировать свои знания, усваивать новые путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Обучающимся, в свою очередь, очень импонирует роль активного и полноправного участника диалога. Коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей захватывает всех участников образовательного процесса. Творческая деятельность учащихся активизируется, тренируются и развиваются их умения критически и объективно мыслить.
Наблюдая за процессом коммуникации, заметила, что ученикам импонирует тот факт, что с собеседником можно не согласиться. В зависимости от психологической атмосферы группы я иногда намеренно играю роль собеседника, мнение которого ученики начинают яростно оспаривать. Ученики радуются возможности не согласиться с учителем, а я в свою очередь рада тому, что у детей есть желание говорить на иностранном языке, они стараются грамотно подобрать языковые средства, чтобы отстоять свою точку зрения. Кто- то в процессе дискуссии сам замечает, что его словарный запас недостаточен для того, чтобы в споре оставить за собой последнее слово. Такой факт незнания какого- то лексической единицы, устойчивого выражения, который ученик сам выявил мотивирует его лучше подготовиться к следующей дискуссии. Дискуссию можно провести почти по каждой теме, что стоит в нашем календарно-тематическом планировании. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Мои ученики с удовольствием дискутируют на темы, которые касаются проблем тинэйджеров, молодежных субкультур, роли масс-медиа в жизни общества, путешествий, экстремальных видов спорта, взаимоотношений с ровесниками и в кругу семьи. Как показывает практика, учащиеся всегда не прочь обсудить разного рода конфликтные ситуации. Эта тема им интересна и близка, потому что практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Приводя примеры из своей жизни ребята учатся общаться с одноклассниками и друзьями, приходить к согласию при разногласиях по каким- то вопросам в семье, разрешать конфликты в школе. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения». Польза от таких уроков еще и в том, что выйдя из класса ребята сохраняют навык обсуждения и аргументирования. Я уверена, что такой опыт на уроках иностранного языка в будущем поможет стать моим ученикам интересными собеседниками и яркими ораторами. Ведь правила, которые осваивают ученики во время урока-дискуссии применимы м в повседневной жизни. В моей педагогической системе ученики придерживаются «Сводом золотых правил ведения дискуссии», который сами и разработали и продолжают его совершенствовать. Например, правило «Слово каждому» заключатся в том, что все участники дискуссии должны высказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением группы. Закон «Без потерь» означает, что каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть приняты во внимание и внимательно рассмотрены. Правило «Железное плечо» учит быть внимательным к чужому мнению и учит поддерживать тех, кто испытывает трудности, выступая публично.
Дискуссия как средство коммуникативного контакта позволяет непроизвольно включать даже учащихся, которые на обычном уроке стараются отмолчаться в жизненные ситуации, к которым они не могут остаться равнодушными. У них возникает естественное желание говорить, делиться своим мнением, продемонстрировать другим участникам группы свою компетентность по теме вопроса обсуждения. Дискуссия как форма коммуникации предполагает, прежде всего, хорошую нравственную атмосферу понимания, которая достигается благодаря разработке и тщательному соблюдению вышеперечисленных правил. Слышать речь учеников на уроке- это то, к чему стремится каждый преподаватель иностранного языка. Создание условий для развития спонтанной речи, проектирование естественной ситуации для общения- это то, на что способна дискуссия. Замечу, что каждая проведенная дискуссия требует анализа и оценки. Именно анализ и оценка переводят дискуссию из эффективной формы урока в эффективную форму коммуникации между участниками образовательного процесса.
Список использованных источников
1.Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 384 с.
2.Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 280 с.
3.Григорьева, Т.Ю. Коммуникативная компетенция как основа коммуникативного подхода при обучении иноязычной коммуникативной деятельности. Сборник трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия "Гуманитарные науки" [Текст] / Т.Ю. Григорьева. - Ставрополь: 2003. - Вып. №10.
4.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии [Текст] / М.В. Кларин. - Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995. - 176 с.
5.Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Дрофа, 2003. - 320 с.