Доклад «Формы и методы работы по сохранению контингента в образовательных учреждениях СПО»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Доклад
«Формы и методы работы по сохранению контингента в образовательных учреждениях СПО»
Рассмотрен и заслушан на заседании
цикловой комиссии горных дисциплин
Протокол № 9 от « 09 » ноября 2021 г.
Председатель цикловой комиссии Бойко А.Н.
Подготовила Богатырева Н.Б.,
преподаватель профессиональных модулей
специальности 21.02.17 ПРМПИ
Ровеньки - 2021
Формы и методы работы по сохранению контингента в
образовательных учреждениях СПО
В последние годы в учебные заведения различных уровней, в том числе в образовательные учреждения среднего профессионального образования, конкурс при поступлении абитуриентов снижается. Такая тенденция наблюдается и в нашем Ровеньковском технико-экономическом колледже. Зачисляются на обучение практически все абитуриенты, которые подали документы в приемную комиссию. Это ведет к тому, что контингент студентов, в основном, составляют ребята с низкой общеобразовательной подготовкой, с некоторыми «пробелами» в знаниях, имеющие проблемы с поведением.
На процесс набора абитуриентов и закрепления их в нашем образовательном учреждении влияют различные факторы. Назовем объективные факторы:
отсутствие или недостаточное количество заявок предприятий, организаций, учреждений на трудоустройство выпускников колледжа в последние годы;
невысокий престиж получаемых в РТЭК профессий и образования в целом в социуме;
низкая заработная плата работников;
недостаточное финансирование при слабых возможностях воздействия на обучающихся со стороны учебного заведения.
Всё вышеуказанное ведёт к естественному отсеву абитуриентов и студентов.
В процессе обучения отсев происходит по другим причинам. Он возможен при следующем: семейные обстоятельства, болезнь, незаинтересованность в данной специальности, ошиблись с выбором профессии, плохая успеваемость студента, дисциплинарные нарушения и другие факторы.
Таблица 1
Движение контингента дневной формы обучения по ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж»
Показатели | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 |
Контингент обучающихся на 01.09., чел | 259 | 234 | 226 | 235 |
Количество отчисленных, чел всего | 13 | 13 | 16 | 12 |
по собственному желанию (семейные обстоятельства) | 6 | 4 | 4 | 11 |
академическая задолженность | 1 | 3 | 3 | - |
перемена места жительства, перевод в другое учебное заведение | 2 | 6 | 6 | 1 |
перевод на заочную форму обучения | - | - | 3 | - |
другие причины | 4 | - | - | - |
Сохранность контингента, % | 95 | 95 | 94 | 96,6 |
Проанализировав причины отсева можно сказать следующее.
Если причинами отсева являются академическая задолженность, неорганизованность студентов, лень, отсутствие учебных навыков и самоорганизации - здесь можно работать, так как учебные навыки, умение организовать учебную работу можно воспитать у студентов при помощи педагогов по ведущим дисциплинам, при помощи классных руководителей и родителей. Условие только одно – сам студент должен быть заинтересован в развитии навыков учебной деятельности и самоорганизации, дисциплины, волевых качеств (лень – признак слабой воли).
Студенты отчисленные по причине как незаинтересованность в данной специальности, ошиблись с выбором профессии, переход в другие учебные заведения представляют собой потенциал для работы по закрепляемости контингента.
При отсутствии достаточной мотивации к обучению именно в нашем учебном заведении преподавателям работать достаточно трудно, так как наши усилия оказываются неэффективными.
Поэтому вопрос сохранения контингента обучающихся не теряет своей актуальности на протяжении последних лет. Решение существующей проблемы, главным образом, ложится на плечи классных руководителей.
Работу по сохранению контингента необходимо вести систематически в нескольких направлениях:
формирование студенческого коллектива и его интеграция в различные сферы деятельности учебного заведения. Студенческий коллектив — это группа людей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. Задачей классного руководителя является создание условий для самореализации студентов, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координация и коррекция различных влияний на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, что в итоге способствует благоприятному положению студента в коллективе и содействует нормальному развитию его личности. Формирование коллектива — это целенаправленная деятельность педагога;
осуществление тесного взаимодействия с родителями. Если родители не вовлечены в воспитание своего ребенка, то достичь успеха довольно трудно, а порой просто невозможно. Классный руководитель должен сделать все возможное, чтобы родители, особенно тех обучающихся, которые входят в группу риска или близки к ней, взяли на себя свою долю ответственности за образование собственных детей. Основными задачами семейного воспитания и, следовательно, взаимодействия с семьей являются нравственное воспитание родителей и обучащихся, обеспечение здоровья обучащихся, закрепление положительного отношения к выбранной профессии;
ежедневный контакт с ведущими преподавателями. Специфика работы преподавателей не предполагает глубокого вникания в жизненные ситуации каждого студента в отдельности (проблемы со здоровьем, проблемы его семьи), поэтому задача классного руководителя в случае возникновения необходимости донести нужную информацию до преподавателей;
совместная воспитательная работа с педагогом-организатором, заведующей отделением, психологом;
привлечение студентов по мере возможности, во все мероприятия колледжа, поскольку нельзя забывать о том, что одной из задач любого учебного заведения является воспитание нравственных качеств личности и любви к людям.
Работа со студентами требует от преподавателей и постоянной работы над собой, обмен опытом с коллегами. Несколько правил классного руководителя:
не ставь своей целью избавляться от неугодного студента. Отправляя его на улицу на произвол судьбы, ты содействуешь появлению преступника, который может угрожать твоей жизни и твоих близких;
будь требовательным, но мудрым наставником;
доброжелательность – лучший инструмент в воспитании;
умей защищать свою группу;
поддерживай своих коллег. Критикуя их вместе со студентами, ты зарабатываешь дешёвый авторитет. Однажды это может тебе вернуться бумерангом.
Иной стала и роль классного руководителя в организации воспитательного процесса. По сути, в нашем учебном заведении это роль наставника, нежели просто руководителя группы. В первую очередь классный наставник играет важнейшую роль в сплочении студенческого коллектива, в организации взаимодействия коллективов: студенческого, педагогического, родительского, творческого, а также общественности. Сам классный наставник должен быть опытным, мудрым воспитателем, хорошо знать психологию, чтобы регулировать взаимоотношения между студентами. Кроме того, он должен быть креативным, обладать универсальностью, то есть разбираться во всём, что интересует студентов, - иначе он будет им неинтересен.
Решение проблемы сохранения коллектива является одной из приоритетных задач и педагогического коллектива в целом. Непосредственной задачей педагогов является работа с неуспевающими студентами.
Неуспеваемость – отставание в учении - всегда вызывается совокупностью причин. Можно выделить следующие причины неуспеваемости: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д., отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность), отсутствие мотивации обучения у студентов, слабое развитие волевой организации, низкое развитие интеллекта.
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить причину неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов.
Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики:
1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению;
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению;
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Какую помощь преподаватель может оказать неуспевающим студентам?
Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними – учить учиться.
Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности.
Студентам третьей группы поможет позитивная психология.
У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может.
Работа преподавателей с неуспевающими студентами включает следующие направления:
педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе использование активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, применение индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, разработку разноуровневых вариантов контрольных работ;
педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, которые помогают своевременно выявить пробелы в знаниях;
педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия, индивидуальные дополнительные задания);
воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
В заключение, необходимо помнить о том, что каждый преподаватель должен знать не только, как устранить отставание в учебе, но и как его предупредить.
Меры предупреждения неуспеваемости студента.
Прежде всего, необходимо заинтересовать своим предметом, а для этого:
всестороннее повышать эффективность каждого занятия,
формировать познавательный интерес к учению и положительные
мотивы, разработать индивидуальный подход к студенту, использовать специальную систему домашних заданий, усилить работу с родителями,
привлечь актив группы к работе по повышению ответственности
обучающегося за учение.
Интернет-ресурсы
1. Профобразование. Международное интернет-издание ISSN. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2017-01-31-972
2. Студми. Учебные материалы для студентов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://studme.org/47014/psihologiya/vzaimodeystvie_pedagoga_semey_uchaschihsya