Доклад на тему «Методы и приемы работы по совершенствованию произношения в процессе чтения текста и повышению культуры речи в школе для детей с ОВЗ»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на тему
«Методы и приемы работы по совершенствованию произношения в процессе чтения текста и повышению культуры речи в школе для детей с ОВЗ»
Подготовила: учитель русского языка ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»
Рычкова В. В.
Саранск 2017
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция основа чёткости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя упражнения для артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков.
Правильность чтения - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Работа над правильностью и беглостью чтения
Специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. При анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.
Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано
-
Предварительное чтение слов с графическими пометами:
Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами:
Система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложенная Л.Ф.Климановой.:
Пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - вечер, трава - травы, вбежал - взбежал;
Цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух - слух; выот - выон - вьюга;
Слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол - уголь, галка - галька, полка - полька;
Чтение цепочек родственных слов: труд - трудился - трудящийся: бег - бегать - бегство.
Для тренировки артикуляционного аппарата:
-
скороговорки
чистоговорки
Детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в разговорном, потом - в скороговорочном.
Тренировка дыхания:
-
На одном выдохе произнести четверостишие;
Считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4.5...
Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.
Для исправления ошибки такие приемы:
-
постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;
составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;
чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;
печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.
Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за одни прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы.
Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложений М. И. Омороковой, И. А. Рапoпортом, И. 3. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990):
совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;
чтение небольших отрывков текста в разных темпах:
в медленном, с плавным, протяжным произношением гласных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озвучивается);
в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»');
в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действии чтения; проводится только после медленного чтения);
-чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);
-чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).
После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение текста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.
В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:
-
на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;
тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а. о, у, ti, а, и, у. о, j;
чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, три, три; после этого - чтение слов и предложений: электрификации, портфель;
чтение диалога:
Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными Щрнямщ вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка, а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пирамидок»: бури ветры ураганы разыграйся заморозить выхолаживая.
Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых постепенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.
Известное письменное упражнение, когда дети должны вставить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.
Работа нал сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
применительно к овладению самим процессом чтения (текинкой чтения);
применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
осмысление значения каждой языковой единицы текста!
-понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
осознание себя как читателя.
В классе на уроке чтения все усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися. Неопытному читателю нужно помочь:
подготовиться к восприятию текста (1);
понять форму и содержание произведения (2);
-выработать свое собственное отношение к читаемому, тем самым вступив в диалог с автором (3).
Рассмотрим виды и приемы работы, нацеленные на подготовку к восприятию произведения (I). Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тон правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением ДО чтения, во время чтения и после чтения.
все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на дне группы:
компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;
формирующие тип правильной читательской деятельности.
К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу.
Ко второй - предварительное рассматривание иллюстрации, работу с названием произведения, вычленение из текста ориентирующих слов.
Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть но этой теме минимальный читательский опыт,
Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.
Словарная работа - вид деятельности, который обязательно присутствует на уроке чтения.
Компоненты словарной работы таковы:
лексическая работа;
работа по предупреждению ошибочного чтения;
работа над изобразительно-выразительными средствами;
орфографическая работа (имеет место на уроке русского языка).
На подготовительный этап отбираются:
объяснение значения слова путем подбора синонимов;
объяснение значения через антоним;
объяснение значения через развернутое описание;
-
трудные для прочтения слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных (слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его Для объяснения значения слов могуг быть использованы следующие приемы:
-объяснение значения слова путем показа предмета или его
изображения;
-объяснение значения слова через его словообразовательный анализ;
выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю.
На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них. Привлечение таких средств для подготовки к восприятию произведения создает особую эмоциональную атмосферу, которая способствует более глубокому проникновению в текст.
Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии: разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят на диалог с текстом.
На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, помогающие ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному (3). Назовем некоторые из них: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение. Все виды деятельности предлагаются учащимся после анализа произведения (о нем будет сказано в следующих параграфах).
Чтение по р о л я м удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.
Пересказ текста - полезное упражнение для развития как логического, так и образного мышления. Предлагая детям пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. для того, чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду читательской деятельности нужно специально учить, показывая ее поэлементно:
-
подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
определить, на сколько частей можно разделить текст;
сказать, о чем будет говориться в каждой части;
предложить озаглавить каждую часть;
обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.
При этом следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста. Важно в работе над планом не смешивать два учебных действия:
-деление текста на части и выделение в них главного;
формулирование заголовков каждой части.
Работа по формированию этих читательских умений в классе должна быть четко разведена.
После завершения работы над планом полезно сосредоточить внимание детей на том:
зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);
чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).
В методике принято различать несколько типов пересказа: подробный; близкий к тексту; выборочный; краткий; творческий.
Подробный пересказ - наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель прежде всего должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста.
Пересказ, б л и з к и й к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. В данном случае рекомендуется обратить внимание детей на особую лексику произведения, а также на поэтические приемы, которыми воспользовался автор, создавая художественные образы. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно- выразительными средствами.
В ы б о р о ч и ы й пересказ удобен в том случае, если надо:
-привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, например к кульминации повествования;
-учить маленьких читателей вычленять в произведении отдельные события;
помочь проследить отдельные мотивы;
отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Удачным следует считать тот пересказ, в котором наиболее
точно выполнена указанная учебная задача.
Краткий пересказ - наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. Принято говорить о двух вариантах работы над сокращением текста:
-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;
расширении составленного плана до объема «малого текста».
Оценивая краткий пересказ, учитель в первую очередь должен
обращать внимание на сохранение идейной направленности произведения, логическую последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, а также на их речевое оформление.
Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность.
Работа над выразительностью чтения
Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения.
Средствами устной речи - интонацией, мимикой, жестом, мезансценой - нужно учить пользоваться.
Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Большая часть р.1боты над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.
Учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
-
Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи, или образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
Демонстрация образца выразительного чтения имеет и с одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла пропзведення и, таким образом, помогает его сознательному прочтен ню; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражаю щей опреде л ен н ы е чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоционaльные переживал н я пр иходит к осм ысле1 ш ю произведения-
-
-
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения (день пригреет - метафора;
-
поздняя трава - эпитет.
Благодаря этим средствам читатель понимает, что речь идет об осени, хотя слово осень отсутствует в авторском тексте. В произведении нарисован солнечный денек, когда в воздухе уже чувствуется дыхание осени. Еще не холодно, но запахи вокруг уже осенние.
Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение нескольких направлений:
-технического - включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
-интонационного - предполагающего специальную работу над компонентами интонации (см, об этом подробнее в разделе «Методика развития речи учащихся»);
-смыслового - реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;
-тренировочного - имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа.
Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов:от степени обученности учащихся; от объема произведения; от формы произведения; от задач урока, которые ставятся учителем, и т.п.
При разработке данного материала за основу был взят материал с сайта: https://studopedia.su/12_36388_metodika-obucheniya-chteniyu.html