Статья на тему «Домашнее задание, не делающее математику скучной»
Федорова Е.И.,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»
г.Усть-Илимск, Российская Федерация
Варфоломеева О.И.,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»
г.Усть-Илимск, Российская Федерация
Домашнее задание, не делающее математику скучной
Аннотация: один из показателей математической грамотности – это умение решать текстовые задачи, а ведь именно они и представляют большую трудность для большинства учащихся. Привлечь учащихся к осознанному занятию математикой можно используя интересные домашние задания, содержащие задачи и задания, в которых содержатся жизненные ситуации, факты из окружающей нас действительности.
Ключевые слова: интерес к математике, домашнее задание, прием, задача, математическая грамотность.
Увеличение нагрузки на уроках математики на ребенка с каждым годом обучения в школе заставляет учителей математики регулярно решать вопросы с поддержанием интереса ребенка к учебной деятельности. Как на протяжении урока, так и при выполнении заданий дома ученик не только должен выполнить все задания правильно и аккуратно оформить решения в тетради, но и быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибок и описок. Все это приводит к тому, что ученики с неохотой приступают к выполнению каких-либо математических заданий.
Каждый учитель ведет поиски эффективных приемов, которые бы работали в том или ином конкретном классе. Ведь все дети разные. Один и тот же прием может сработать в одном классном коллективе и совсем не даст результатов в другом.
Возникновение интереса к математике происходит у учащихся в зависимости от различных факторов: нравится учитель, успешно выполняются задания, любовь к решению занимательных или логических задач. Труднее удержать интерес к изучаемому предмету, ведь материал становится сложнее из года в год.
Как говорил К.Д.Ушинский: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
Урок математики среди учащихся считается одним из сложных. Много теории, много задач и примеров, много нужно учить и много нужно писать. Математика – письменный и устный предмет. А еще математика считается скучной и неяркой наукой.
Т.Д.Гаврилова в своей книге «Занимательная математика» пишет: «Да, это мы – учителя математики – главные виновники…наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желания и старания ученика, требуется (не надо закрывать на это глаза!), чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет».
Вот и старается учитель привнести в урок что-то неожиданное, привлекающее внимание ученика. Чтобы побудить в нем желание получить новые знания, чтобы использовать их в необычной ситуации.
Как это сделать?
У каждого учителя это свои, годами накопленные и отработанные, приемы. Привлечь учащихся к работе на уроке и дома помогают задания, связывающие математические вычисления и интересные факты из различных областей.
Пользуясь рабочими тетрадями Беленковой Е.Ю. и Лебединцевой Е.А., где публикуются различные задания, развивающие логическое мышление, формирующие интерес к предмету, расширяющие кругозор, можно сделать учащихся активными участниками изучения материала.
В № 42 (а) требуется выполнить действия и получить ответы к пяти примерам. При этом ученик получит знания о числах на Руси. Это задание можно выполнить на уроке. Дома попросить составить аналогичное задание: придумать свои примеры и решить их. Такие задания выполняются с удовольствием, хотя и не всеми учащимися.
Данные рабочие тетради дают возможность учителю не только использовать уже готовые задания, но и на основе готовых заданий составлять свои.
Умение решать текстовые задачи – это один из показателей математической грамотности, так решая задачи, учащийся развивает абстрактное и логическое мышление, умение анализировать и выстраивать план решения. В школьном курсе математики текстовым задачам уделено не очень много времени. А при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ умение решать текстовые задачи необходимо.
При выполнении домашних заданий при изучении текущего материала полезно давать ученикам по одной – две текстовые задачи (в одно или два действия).
Задача 1 (движение по воде): Собственная скорость лодки 17,6 км/ч. Скорость течения реки 2,8 км/ч. Найдите скорость моторной лодки по течению реки.
Задача 2 (совместная работа): Насос наполняет бассейн за 48 мин. Какую часть бассейна наполнит насос за 1 мин?
Задача 3 (делимость чисел): Если класс, в котором 30 учащихся, делить на одинаковые группы, то сколько человек может быть в группе?
Задача 4 (дроби): В куске ткани 32,4 м. Отрезали ¾ куска. Сколько ткани отрезали?
В эту подборку задач можно внести задачи на проценты, на отношения и пропорции, на сумму и разность двух чисел, на сумму и отношение двух величин и т.д.
Решение задач, в которых содержатся различные жизненные ситуации, позволяют формировать не только умение производить расчеты в обыденной жизни, но и усиливают интерес к предмету.
Список литературы:
1.Выговская В.В.Сборник практических задач по математике. 6 класс. –М.:ВАКО, 2015. – 64 с.
2.Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)//Волгоград:Учитель. – 2005. – С.3.