12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
irina89
Преподаю теоретические предметы в школе искусств 30 лет. Люблю искусство и музыку.
Россия, Самарская обл., Самара


Дополнительная образовательная программа

по музыкальной литературе.

«В мире музыки».



Срок обучения 4 года


Возраст учащихся 9,5 -18 лет




Автор-составитель:

ПДО по музыкальной литературе

И.А.Семёнова



г.о. Самара


Содержание программы.


I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы………………………………………….1

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………1

1.3. Отличительные особенности авторской программы…………….2

1.4. Ступени и уровни обучения………………………………………..3

1.5. Межпредметные связи……………………………………………….4

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы…..4

1.7. Формы и режим занятий..…………………………………………….4

1.8. Ожидаемые результаты и способы их результативности………..5

1.9. Формы проведения итогов реализации авторской программы….5


II. Учебно-тематический план……………………………......6

III. Содержание программы……………………………………17

IV. Методическое обеспечение авторской программы……..18

V. Приложение…………………………………………………..22

- Рекомендуемые виды домашних заданий…………………………….22

- Образец экзаменационного билета……………………………………22

- Образец теста для 6 класса…………………………………………..23

- Кроссворд «Композиторы»…………………………………………….25

- Конкурс знатоков музыки ……………………………………………..26

(для учащихся 4-5 классов)

- Список литературы……………………………………………………..29



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Актуальность программы.

Искусство – необходимая часть жизни человека. В ДШИ приобщение к музыкальному искусству начинается уже в младшем школьном возрасте. Раннее пробуждение эстетических чувств у школьников создаёт общую духовно-нравственную основу для формирования будущей личности. Как правильно, воспитать человека в самом начале его жизненного пути в обществе, которое остро испытывает проблему духовности? Задача эта сложная – ведь жизнь меняется стремительно, и каждый год в школу приходят совершенно иные дети. Так в чём же необходимость и значимость искусства, музыки, а также в частности предмета музыкальная литература?

Музыка обладает необыкновенной силой влияния на душевное состояние человека, способна с помощью творческого процесса обогащать его. Духовная активность в общении с искусством воспитуема и, в частности, эта забота ложится на каждого педагога. Во многом от нас, преподавателей музыки, зависит, какую музыку наши дети полюбят, поймут и будут дальше в жизни предпочитать слушать. В этом и заключена актуальность образовательной программы по музыкальной литературе, т.к. через преодоление односторонности музыкальных предпочтений учащихся на каждом уроке идёт подготовка к будущей их «слушательской деятельности», а значит, происходит воспитание духовно-нравственных основ формирующейся личности.

Данная образовательная программа по музыкальной литературе по своей тематической направленности является художественно-эстетической. Программный курс музыкальной литературы включает в себя достаточно широкий обзор тем художественно-эстетического цикла: музыка, история, живопись, литература. В совокупности они способны формировать внутренний мир растущего человека. Понятно также, что без комплексного использования всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, творческая деятельность) и интеграции содержания общих гуманитарных предметов – сложная и социально важная задача формирования личности вряд ли достижима.

Основная цель музыкального воспитания на уроках музыкальной литературы состоит в том, чтобы научить эмоционально, «адекватно» художественному содержанию воспринимать музыкальные сочинения, т.е. научить мыслить на языке искусства музыки. Знания о произведениях, об их содержании, композиции и выразительных средствах позволяют ребятам лучше ориентироваться в море современной музыки, отличать содержательное, правдивое, прекрасное от низкопробного и примитивного.

Таким образом, подводя итог всему выше написанному, можно уверенно сказать, что музыкальная литература – это тот самый предмет, который в большей степени способствует расширению слушательской аудитории, воспитывает её эстетический вкус и потребности.


Цели и задачи программы.

Цель: формирование и воспитание духовной культуры личности ребёнка через нравственно-эстетичские идеалы музыкального искусства для самопознания, самоопределения и самосовершенствования в этом мире.

Для реализации этой цели можно выделить ряд конкретных задач:

сформировать прочные базовые знания, практические навыки и умения, которые позволят учащимся свободно общаться с материалом познания; оперировать понятиями, словом; осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность.

сформировать устойчивый интерес к музыкально-культурной жизни родного края и музыкальному искусству в целом;

воспитать эстетический вкус, слушательскую культуру, подготовить учащихся к роли проводников духовной культуры в обществе.

научить эмоционально, согласно художественному содержанию воспринимать музыкальные сочинения.


Отличительные особенности авторской программы.

С 1982 года обучение по предмету музыкальная литература ведётся по единой образовательной программе утверждённой Министерством культуры. Составлена она была А. Лагутиным. За этот период (более 35 лет) в нашем государстве и обществе произошли существенные изменения, повлиявшие на всю систему музыкального образования.

Настоящая образовательная программа нацелена на ученика ДШИ XXI столетия. Это технически оснащённый ученик с мобильным телефоном, DVD – плеером мало похож на нас самих в детстве. Дома его ожидают компьютер, синтезатор, которые заменяют ему книги. Благодаря новым технологиям, используя безграничные возможности Интернета, ребёнок может получить доступ практически к любой информации, в том числе музыкальной. Как же на фоне такой сверхмощной информационно-технической «экспансии» выстоять педагогу и суметь вызвать живой интерес к серьёзной музыке, повысить мотивацию к обучению в ДШИ? Данная программа предлагает процесс изучения и восприятия музыкальных произведений соединить с творческой самореализацией, что и будет одним из средств мотивации к обучению. В период прохождения всего курса музыкальной литературы учащиеся имеют возможность применить свои знания, умения, навыки в различных видах деятельности, композиторстве, лекции, музыкально – исследовательской деятельности, участии в музыкально – театральных композициях, конкурсах, конференциях.


Эмоционально воспринимаю


        t1603973952aa.gif                                                     t1603973952aa.gif


            Знаю             t1603973952ab.gif             Применяю


Представленная цепочка хорошо передаёт особенность программы – чтобы уметь применять свои музыкальные знания надо научиться понимать, любить и в меру сил оценивать музыкальное искусство, т.е. быть готовым к «слушательской деятельности». Слушательская деятельность формируется с организации восприятия на уроках музыкальной литературы, которое приобщает современного школьника к ценностям мировой музыкальной культуры. В ДШИ музыкальная литература рассчитана на 4-х летний срок обучения, в течение которого формируется навык сознательного, эмоционального восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, а также умение грамотно излагать свои впечатления о них. Ниже приводится тематический план по музыкальной литературе с 4 по 7 классы. На 1 году обучения учащиеся традиционно знакомятся со средствами выразительности. Музыкальными формами и жанрами. Почти всё 1 учебное полугодие посвящено темам музыкально-теоретического плана: «Мелодия», «Лад», «Тембр» и т.д. Подобное построение курса позволяет научить ребят слушать музыку, расширить их слуховой опыт и накопить необходимый запас теоретических знаний, на которые можно опереться при прохождении монографических тем. Для каждой темы предлагается музыкальный материал для прослушивания. Изучение широкого круга музыкальных произведений даёт достаточно полное представление о разных жанрах, их особенностях, эволюции в профессиональной музыке различных стилей и национальных культур. На 2, 3, 4 годах обучения объектом рассмотрения становятся произведения зарубежных и отечественных композиторов от эпохи Возрождения до наших дней. Надо особо отметить, что уже на 1 году обучения музыкальной литературы отводится несколько часов, а в 7 классе вся 4 четверть посвящена изучению музыкальной культуры города Самары и её композиторов XX-XXI века. Введение в курс музыкальной литературы тем из истории музыкальной Самары был выбран не случайно. Нельзя до бесконечности «зацикливаться» в ДШИ исключительно на изучении музыкального наследия XVIIXIX веков и не знать историю культуры родного края. Это противоестественно для детей, большинство из которых не собираются профессионально продолжать своё музыкальное образование. Они останутся простыми любителями музыки, но с обширным багажом знаний, которые обязательно будут выделять их среди сверстников.

По-новому предлагается изучение «биографических» и обзорных тем. Темы, условно называемые «биографическими», открывают каждую из монографических тем о композиторах. В предложенной программе название «Биография…» заменено другим: «Творческий облик…». Изменение названия отражает перенесение акцента с описания жизни композитора на характеристику его творчества и личности. На уроке целесообразнее дать знания о фактах жизни и творчестве композитора в связи с конкретной эпохой, национальной культурой, с тем или иным художественным направлением. Вопросы биографии и творчества педагог обязательно включает в домашнее задание – ребята прекрасно могут подготовить этот материал, пользуясь существующими учебниками и дополнительной литературой. Таким образом, при изучении «биографических» тем учащиеся получают навыки работы с книгой, умение отбирать и компоновать материал соответственно плану педагога.

Программой предусмотрены и обзорные темы. Изложенный в них музыкально – исторический материал должен не только объединить монографические темы, относящиеся к одной эпохе, но и способствовать расширению общекультурного и художественного кругозора учащихся. Начинается 2 год обучения музыкальной литературы с рассмотрения музыки эпохи Возрождения и Барокко. Необходимость пересмотра содержания начального раздела школьного курса зарубежной музыки очевидна. Прежде всего, у учащихся не должно возникнуть впечатлений, будто музыкальное искусство до XVIII века не существовало. Кроме этого, в периодическую исполнительскую практику давно вошла старинная музыка. К примеру, школьный репертуар гитаристов часто составлен из сочинений итальянских, немецких, испанских и английских композиторов XVIXVII веков (неизвестные авторы, Ф. де Милано, В. Галилеи, Н. Негрино, Г. Нейзидлер). А в репертуаре пианистов наряду с классическими произведениями присутствуют сочинения Г. Перселла, Г. Генделя, Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо, Д. Скарлатти. Поэтому, изучение старинной музыки в школьном курсе музыкальной литературы стало естественным. Так же взаимосвязь с репертуаром инструменталистов происходит при изучении музыки Самарских композиторов. Наши пианисты исполняют произведения Шевердина, поют на хоре песни Плаксина, Вохмянина, Лиманской.

Важная функция обзорных уроков – представить музыку как часть духовной культуры. Показать, как соотносились другие виды искусства с музыкой (родственные темы и сюжеты, общие эстетические принципы и т.п.) Таким образом, уроки по музыкальной литературе интегрированные, т.к. происходит взаимосвязь искусств. Однако весь историко – культурный контекст эпохи показывается в органической связи с музыкой. Такие уроки выполняют важные информативные и этико-эстетические функции. Обзорные параллели музыки с другими искусствами позволяют акцентировать внимание учащихся на том, что музыка в историческом развитии общества бесконечно значительнее, чем обычно считают. Невольно вспоминаются слова Р. Роллана: «Искусство неисчерпаемо, как жизнь и ничто не позволяет нам почувствовать это лучше, чем неиссякающая музыка, чем океан музыки, наполняющий собою века». Эта мысль для ребят становиться яснее при рассмотрении художественной и, шире, духовной культуры различных исторических периодов.


Ступени и уровни обучения.

Образовательная программа основана на дифференцированном процессе обучения, формирующим навыки профессионального музыканта, с другой стороны – создающим хорошую базу для общеэстетической подготовки.

Обучение распределено по 3 ступеням:

I ступень – 4 класс – ознакомительная;

II ступень – 5-6 классы – основная;

III ступень – 7 класс – профессионально – ориентированная.

Каждая ступень включает в себя обучение по 2-м уровням:

I – это дети с ярко выраженными музыкальными данными, чьи природные задатки, способности позволяют углублённо изучать предмет. Учащиеся целенаправленно получают музыкальное образование с ориентацией на его продолжение в специальных средних и высших образовательных учреждениях.

II – это дети, которые независимо от своих музыкальных способностей желают заниматься музыкой, расширять свой кругозор, развивать свои природные задатки и наклонности, использовать полученные знания, умения и навыки в ближайшем окружении.


Межпредметные связи.

Образовательная программа предусматривает использование межпредметных связей. Этому способствует слуховая природа учебной деятельности учащихся и единство музыкального материала.

Работа по программе обеспечивает интенсификацию процесса обучения через взаимосвязь различных видов музыкальной творческой деятельности, практикуемых на уроках по специальности, сольфеджио, музыкальной литературы и хора:

Освоение приёмов анализа музыкальных произведений позволит составить адекватное представление об их содержании, форме, выразительных средствах, заложит основы для выработки их индивидуальной трактовки, послужит ступенью к развитию навыков импровизации, сочинения;

Овладение навыком чтения с листа разовьёт способность к быстрому разбору музыкального текста;

Овладение навыком гармонического анализа позволит развить умение подбирать по слуху;

Организация восприятия серьёзной музыки позволит развить умение отбирать информационный материал с высоким художественным потенциалом;

Овладение навыком игры на инструменте позволит развить творческую активность, сформирует потребность самостоятельно постигать музыкальный материал;

Овладение навыком свободного общения с материалом познания:

а) (книга, справочник, энциклопедия) разовьёт способность грамотно оперировать словом, музыкальными понятиями и терминами, музыкальную эрудицию.

б) (ноты, хрестоматия, клавир, партитура) поможет услышать музыку «зримо», разовьёт практическую деятельность по визуальному разбору музыки, в ходе которого развивается аналитический навык.

Таким образом, интеграция всего комплекса знаний, полученных в результате активного использования межпредметных связей, даст ученику целостное представление о музыкальном искусстве, что необходимо как для становления профессионального музыканта, так и для развития навыков любителя музыки.


1.6.Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Авторская программа по музыкальной литературе ориентирована на учащихся 4-7 классов ДШИ. Срок реализации 4 года, возраст учащихся 9,5 -18 лет.


1.7.Формы и режим знаний.

Согласно учебному плану, основной формой обучения является групповое занятие:


Класс

Форма учебно – воспитательной работы

Рекомендуемая комплектация групп

Длительность академического часа

Количество занятий (часов) в году

4-7

Групповое занятие (урок)

4-10 человек

40 минут

36 уроков =

36 часов


Урок музыкальной литературы следует определить как комбинированный, так как в нём представлено несколько дидактических целей и в различных вариантах сочетаются все основные виды учебной деятельности: его закрепление, проверка усвоения знаний и навыков. В завершении четверти или крупного раздела программы проводятся повторительно – обобщающие уроки, называемые в школьном обиходе контрольными.


1.8. Ожидаемые результаты и способы их результативности.

Результатом обучения по программе становится духовно – нравственное развитие личности ребёнка, воспитание культуры слушания музыкальных произведений, развитие способности оценивать явления искусства адекватно их сути.

Учащийся должен:

Научиться уметь воспринимать музыку как живое искусство неотделимое от жизни;

Практически использовать навыки анализа музыкальных произведений, музыковедения;

Уметь свободно пользоваться справочной, энциклопедической, библиографической литературой;

Разбираться в различных теоретических понятиях;

Уметь на практике применять приобретённые знания, умения и навыки;

Владеть грамотной речью (свободно оперировать словом).

Организация мониторинга позволяет грамотно определить уровень освоения темы или иными знаниями, провести анализ полученных результатов для выявления причин появления «пробелов» в знаниях.

В качестве инструментария выступает тест. Тестирование проходит один раз в четверть в письменной форме. Рассчитанный на 10-15 минут он не вызывает перегрузки учащихся.

Определить результативность в обучении можно также через осуществление следующих форм работы: доклад, реферат, отзыв, сочинение, композиторская работа, викторина.

Так как каждый учащийся развивается в своём собственном темпе, то в зависимости от уровня и ступени обучения педагог дифференцированно подходит к выбору формы его отчётности.


1.9. Формы проведения итогов реализации авторской программы.

В соответствии с разработанной трёхступенчатой образовательной системой предлагается проведение двух видов итогового контроля:

Контроль, проводимый по завершении каждого учебного года;

Контроль, проводимый по завершении 3-ей образовательной ступени.


Ежегодный контроль.

(Контроль, осуществляемый по завершении учебного года)

Этот вид контроля осуществляется в следующих формах:

Форма публичного выступления на школьном или классном мероприятии (концерт, викторина, внутришкольная олимпиада, музыкальная гостиная, лекция) в качестве докладчика, ведущего или участника. Её эквивалентом выступают:

- призы зрительских симпатий;

- общая сумма баллов, выставляемая по 5 бальной шкале за качество проделанной работы. Баллы выставляются и объявляются жюри, состоящей не только из педагогического состава, но и учащихся, т.к. подобный вид деятельности развивает их умение слушать, анализировать, обобщать, воспитывает объективность суждений и в свою очередь тоже является результатом обучения.

2. Форма участия ученика в музыкальных конкурсах, фестивалях, ансамблях.

При использовании этого вида контроля вместо традиционно выставляемой оценки ученикам вручаются дипломы I, II, II степени или просто дипломы участников соответствующего массового события, праздника и т.д.


Итог обучения.

(Контроль, осуществляемый по завершении III ступени обучения)

Контроль, осуществляемый по завершении их годичного курса обучения по предмету музыкальная литература проводится в форме комплексной итоговой защиты. Так как музыкальное образование в ДШИ осуществляется в комплексе по нескольким дисциплинам (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор), то по окончании семилетнего обучения учащимся выдаётся свидетельство с итоговыми оценками по всем предметам.

Результаты обучения контролируются утверждённой директором экзаменационной комиссией при присутствии заместителя директора по УВР.

Итоговая защита осуществляется в соответствии с уровневой дифференциацией:

1 уровень – профессионально – ориентированный.

Форма защиты – экзамен.

2 уровень – общеэстетический.

Форма защиты – реферат (исследовательской направленности).

Экзамен включает в себя:

Ответ по одному билету (из предлагаемых 15).

Исполнение отрывков из анализируемого произведения.

Музыкально – слуховую викторину.

(образец билета можно посмотреть в «Приложении»).


Реферат состоит из 2-х разделов:

1 раздел посвящён биографии и творческой характеристики какого – либо композитора.

2 раздел – анализ музыкального произведения другого, какого – либо композитора с одновременной демонстрацией музыкальных отрывков из этого произведения. Оба раздела должны иметь выводы и носить черты личной аналитической деятельности.

В конце выступления выпускника ожидают дополнительные вопросы по творчеству представленных композиторов и музыкально – слуховая викторина.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения (4 класс)


Наименование темы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Введение. Легенды о музыке.

2

1

1

1.1.

Апполон и музы. Состязание Апполона и Пана. Легенда об Орфее. Из былины о Садко (по выбору педагога).




2.

Выразительные средства музыки.

16

8

8


Мелодия.




2.1.

Особенности строения мелодии на примерах песен из детского репертуара. Понятия - мотив, фраза, предложение, кульминация, каданс.




2.2.

Мелодия в вокальной и инструмен-тальной музыке. (Связь музыки со словом в жанрах песни и романса. Понятия - музыкальная интонация, речитатив, канпиелена). Музыкальный материал: М.П.Мусорский «В углу» из цикла «Детская»; С.В.Рахманинов «Вокализ». Г.В.Свиридов «Упрямец» из цикла «Альбом пьес для детей»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей».





Лад




2.3.

Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Липа» из вокального цикла «Зимний путь»; Э.Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»; Г.В.Свиридов «Весна и осень» (по выбору педагога).





Ритм, гармония, фактура, штрихи, динамика




2.4.

Музыкальный материал: Э.Григ «В пещере горного короля», «Утро» «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»; К.Дебюсси прелюдия «Паруса», «Маленький пастух», «Колыбельная», «Джимбо» из цикла «Детский уголок». Понятия - полифония, имитация,

гомофония на примере «Инвенции» F-dur И.С.Баха.





Тембр




2.5.

Знакомство с певческими голосами. Музыкальный материал: сольные номера из опер М.И.Глинки «Руслан и Людмила»; В.А.Моцарта «Волшебная флейта».




3.

Музыкальные инструменты

6

3

3

3.1.

Орган. Клавесин. Фортепиано.





Музыкальный материал: И.С.Бах «Токката и фуга» d-moll, «Партиты» (любой номер); Г.Перселл «Канарейка»; пьесы С.Рахманинова, П.Чайковского.




3.2.

Инструменты симфонического оркестра





Парнитура для симфонического оркестра. Состав оркестра. Музыкальный материал: Р.Вагнер «Нюрбергские мейстерзингеры»; Увертюра, С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»; Б.Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи».




3.3.

Оркестр русских народных инструментов





Музыкальный материал: пьесы Н.Будашкина, В.Андреева, В.Андреев «Вальс»; Р.Щедрин «Концерт для оркестра», «Озорные частушки».




4.

Музыкальные формы

10

5

5

4.1.

Одночастная, двухчастная, трех-частная формы





Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Детский альбом»; Э.Григ «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт»; С.Рахманинов «Итальянская полька».




4.2.

Рондо, вариация





Музыкальный материал: М.И.Глинка рондо Фарлада из оперы «Руслан и Людмила»; С.С.Прокофьев арии из оперы «Любовь к трем апельсинам»; Н.Паганини «Каприс» ля-минор; П.И.Чайковский «Русская песня» из цикла «Детский альбом»; Ф.Куперен «Любимая», «Жнецы»; Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».




4.3.

Сюита





Музыкальный материал: К.Сен-Санс «Карнавал животных».




4.4.

Куплетная форма





Музыкальный материал: Г.Струве «Школьный корабль».




5.

Музыкальные жанры. Музыка и слово в фольклоре.

8

4

4

5.1.

Веснянки и колядки





Музыкальный материал: Веснянки и колядки (любые) из сборника Р.Н.П.




5.2.

Былины и исторические песни





Музыкальный материал: Былины «О Вольге и Микуле», «Про Добрыню», «Соловей Будемирович», «Песня про татарский полон», «Из-за острова на стрежень», «Ты взойди, солнце…», «Сон Разина».




5.3.

Старинные трудовые и семейно-бытовые песни





Музыкальный материал: «Эй, ухнем!», «Кто косить идет», «Ты родимый мой, ох…», «Друженька…».




5.4.

Протяжные лирические песни. Городские песни 18-19 века.





Музыкальный материал: Р.Н.П. «Не одна в поле дороженька», «Не шуми зеленая дубравушка», «Вниз по матушке по Волге».




6.

Маршевая музыка

6

3

3

6.1.

Походные и церемониальные марши





Музыкальный материал: «Марш Преображенского полка»; В.И.Агапкин «Прощание славянки»; Ф.Госсек «Скорбный марш», «Песнь 14 июля»; Л.В.Бетховен «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для фортепиано № 12; Д.Верди два марша из II д.оперы «Аида».




6.2.

Сказочные марши





Музыкальный материал: М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; марш из опер «Золотой петушок» Римского-Корсакова и «Любовь к трем апельсинам» С.С.Прокофьева.




6,3

Песни - марши





Музыкальный материал: И.О.Дунаевский «Марш веселых ребят», «Песенка о веселом ветре».




7.

Танцевальная музыка

8

4

4

7.1.

Народные танцы





Музыкальный материал: Русский хоровод, М.П.Мусорский; «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; П.И.Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик»; А.Хачатурян «Лезгинка» из балета «Гаянэ»; Д.Россини Тарантелла «Дышит море»; И.С.Бах «Сицилиана».




7.2.

Танцы 16 века. Старинная сюита.





Музыкальный материал: И.Я.Флоберген сюита си минор, сюиты по выбору Ф.Ф.Куперена и Ж.Ф.Рамо, И.С.Бах Оркестровая сюита № 2.




7.3.

Западноевропейские танцы. Менуэт. Гавот.





Музыкальный материал: В.А.Моцарт Менуэты фа мажор, ми-минор; Ж.Б.Люлли Гавот реминор; С.С.Прокофьев Гавот из «Классической симфонии».




7.4.

Полонез, Мазурка, Вальс





Музыкальный материал: О.Козловский «Гром победы, раздавайся»; М.К.Огиньский «Прощание с Родиной»; Ф.Шопен полонез ля мажор, мазурка до мажор, «Сказки Венского леса»; С.С.Прокофьев вальс из оперы «Война и мир».




8.

Программно-изобразительная музыка

6

3

3


Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Времена года»; М.П.Мусорский «Картинки с выставки»; А.Лядов «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».




9.

Детская музыка композиторов XX - XXI в.в.

4

2

2


Слушаем музыку и размышляем о ней. Музыкальный материал: М.Равель «Матушка Гусыня»; К.Дебюсси «детский уголок»; Б.Барток «Фортепианные пьесы для детей»; С.С.Прокофьев «Детская музыка» (по выбору педагога).




10.

Детская музыка Самарских композиторов

6

3

3


Музыкальный материал: В.Л.Митителло Сказка для фортепиано «Василиса и нечисть»; В.В.Шевердин Цикл детских пьес для фортепиано; П.А.Плаксин Детские эстрадные песни («Музыкальный мир», «Музыкант», «Пацаны»); Е.Лиманская Детские песни («Кроко-коко-дил», «Песня о корове», «Аленушка»).





Итого за первый год обучения

72

36

36


Результат обучения

I ступень

I и II уровни


Учащиеся должны уметь:

- внимательно слушать музыку;

- четко и грамотно излагать свои мысли, используя пройденные

музыкальные термины, понятия;

- работать с учебником;

- характеризовать образное содержание музыки;

- на слух определять отрывки из пройденных произведений.



Второй год обучения (5 класс)


Наименование темы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Старинная музыка

4

2

2

1.1.

Музыкальное искусство эпохи Возрождения.





Живопись, скульптура, литература, театр того времени, небывалый расцвет светской музыки. Знакомство со старинными вокальными инструмен-тальными жанрами (мадригал, ричеркар, канцона, павана, гальярда, спаньелетта). Музыкальный материал: Орландо Лассо «Эхо», пьесы для лютни, виолы и вирджинеля (Фр.да Милано, В.Галилеи, Г.Нейзидлер, Дж.Булл, У.Берд, О.Гиббонс и анонимных авторов - по выбору педагога).




1.2.

Барокко в музыке





Архитектура, скульптура, живопись, театр XVII - первой полвины XVIII веков. Опера, органная, скрипичная и клавирная школы. Музыкальный материал: К.Монтеверди «Плач Орфея» из оперы «Орфей»; Г.Перселл «Жалоба Дидоны» из оперы «Дидона и Эней»; А.Вивальди «Времена года», пьесы для клавесина Ф.Куперена и Ж.Ф.Рамо.




2.

И.С.Бах

12

6

6

2.1.

Творческий облик композитора





Музыкальные фрагменты: «Ave Maria», концерт для клавесина, Ария из «Гольдберг-вариаций».




2.2.

Органные произведения






«Токката и фуга» d-moll, органные хоральные прелюдии.




2.3.

Произведения для клавира






«Инвенции» «ХТК» I том C - dur и c-moll, «Французская сюита» c-moll.




2.4.

Вокально-инструментальные произведения





Фрагменты из «Мессы» h-moll, «Страстей по Матфею».




3.

Классицизм в музыке

2

1

1


Музыкальный театр XVII - XVIII веков. Живопись, архитектура, литература, музыкальное искусство эпохи Просвещения. Сонатная форма. Классический сонатно-симфонический цикл. Музыкальный материал: фрагменты из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика».




4.

И.Гайдн

8

4

4

4.1.

Творческий облик композитора





Музыкальные фрагменты из «Прощальной симфонии», оратории «Времена года».




4.2.

Симфоническое творчество





Симфония № 103 Es-dur.




4.3.

Соната D-dur или е-moll




5.

В.А.Моцарт

10

5

5

5.1.

Творческий облик композитора





Музыкальные фрагменты: «Маленькая ночная серенада», «Dies irae», «Lacrymosa» из Реквиема.




5.2.

Симфония № 40 g-moll




5.3.

Опера «Свадьба Фигаро»




5.4.

Соната А-dur («соната с турецким маршем»)




6.

Л.Бетховен

10

5

5

6.1.

Творческий облик композитора





Музыкальные фрагменты: из сонат для фортепиано № 14 и № 23, симфонии № 9 финал-хоровая часть).




6.2.

Соната для фортепиано № 8 с-moll




6.3.

Симфония № 5 с-moll




6.4.

Увертюра «Эгмонт»




7.

Романтизм в музыке

2

1

1


Живопись, литература, театр, балет в первой половине XIX века. Музыкальное искусство этой эпохи: расцвет национальных композиторских школ, появление новых жанров, музыкальный театр. Музыкальный материал: Ф.Мендельсон «Песни без слов»; Р.Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».




8.

Ф.Шуберт

8

4

4

8.1.

Творческий облик композитора





Музыкальные фрагменты: песни «Гретхен за прялкой», «Ave Maria», «Вечерняя серенада», «Музыкальный момент» F-dur, «Экспромт- Es-dur.




8.2.

Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», баллада «Лесной царь»




8.3.

«Неоконченная симфония» h-moll




9.

Ф.Шопен

8

4

4

9.1.

Творческий облик композитора





Баллада g-moll -фрагмент




9.2.

Фортепианные сочинения:





«Мазурки» (Ор.7№1 В-dur, Ор.17 №4 а-moll, Ор.45 №5 -F-dur), «Полонез» А-dur, «Прелюдии» (№4 е-moll, №6 h-moll, №7 А- dur, № 15 Des-dur, №20 с-moll), «Ноктюрны» (Ор.48 №1 с-moll, Ор.55 №1 f-moll) и «Этюды» (Ор.10 №3 E-dur, №12 c-moll).




10.

Творческий облик Р.Шумана «Карнавал»

2

1

1

11.

Творческий облик Ф.Листа «Венгерская рапсодия» № 2

2

1

1

12.

Опера второй половины XIX века.

4

2

2

12.1.

Творческий облик Дж.Россини, Дж.Верди, Ж.Бизе





Музыкальный материал- фрагменты из опер «Севильский цирюльник», «Аида», «Кармен».





Итого за второй год обучения

72

36

36



Третий год обучения (6 класс)


Наименование темы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Русская музыка с древних времен по 18 век

4

2

2


Зарождение профессиональной музыки в России. Знаменное пение. Партерное пение, духовные контакты. Городская песня. Российская песня.




2.

Музыкальное искусство России в первой половине XIX века

4

2

2


Архитектура, живопись, Литература того времени. Творчество А.А. Алябьева («Соловей»), А.Е.Варламова («Горные вершины», «Белеет парус одинокий»); А.Е. Гурилева («Матушка-голубушка», «Колокольчик»).




3.

М.И.Глинка

14

7

7

3.1.

Творческий облик композитора





Музыкальные фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», фортепианные пьесы.




3.2.

Произведения для оркестра:





«Камаринская», «Вальс-фантазия».




3.3.

Романсы и песни





«Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».




3.4.

Опера «Иван Сусанин».




4.

А.С.Даргомыжский

4

2

2

4.1.

Творческий облик композитора





Фрагменты из оперы «Русалка».




4.2.

Романсы и песни





«Мне минуло 16 лет», «Мне грустно», «Старый капрал».




5.

Русское музыкальное искусство второй половины XIX века

2

1

1


Литература, живопись и музыка того времени. Музыкальный материал - А.М.Балакиров «Исламей».




6.

А.П.Бородин

10

5

5

6.1.

Творческий облик композитора





Музыкальный материал: романсы и песни («Для берегов отчизны дальней», «Песня темного леса», «Спящая княжна»), 2 квартет III часть.




6.2.

Опера «Князь Игорь»




6.3.

Симфония № 2 h-moll «Богатырская»




7.

М.П.Мусорский

10

5

5

7.1.

Творческий облик композитора





Музыкальный материал: песни - «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Озорник», фрагменты из опер «Хованщина».




7.2.

Опера «Борис Годунов»




8.

Н.А.Римский-Корсаков

12

6

6

8.1.

Творческий облик композитора





Музыкальный материал: «Испанское каприччио», фрагменты из оперы «Садко».




8.2.

Симфоническая сюита «Шехерезада»




8.3.

Опера «Снегурочка»




9.

П.И.Чайковский

12

6

6

9.1.

Творческий облик композитора





Музыкальный материал: фрагменты из балета «Щелкунчик», «Итальянское каприччио».




9.2.

Симфония № 1 или № 4




9.3.

Опера «Евгений Онегин»




9.4.

Романсы





«Отчего», «Слеза дрожит», «Средь шумного бала».





Итого за третий год обучения

72

36

36


II ступень


I уровень: профессионально-ориентированный


Учащиеся должны уметь:

- работать с учебной и дополнительной (справочной, энциклопедической) музыкальной литературой;

- осуществлять слуховой анализ произведения - выразительных средств, жанровости, формы;

- писать рефераты, доклады, сочинения на пройденные музыкальные темы;

- проводить исследовательскую деятельность;

- использовать полученные знания, умения и навыки в собственной практической деятельности при решении конкретных жизненных проблем.


II уровень: общеэстетический


Учащиеся должны уметь:

- использовать полученные умения и навыки в домашнем быту;

- поддержать беседу на музыкальную тему (если таковая изучалась);

- осуществлять слуховой анализ произведения - выразительных средств, жанровости;

- работать с учебником и дополнительной литературой в подготовке реферата, доклада, сочинения.


Четвертый год обучения (7 класс)


Наименование темы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Зарубежное искусство рубежа XIX - XX веков

2

1

1


Литература, живопись, музыка того времени. Музыкальный материал: - Я.Сибелиус. Фрагмент из II части концерта для скрипки с оркестром.




2.

Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке

2

1

1

2.1.

Творческий облик К.Дебюсси





Музыкальные фрагменты: «Прелюдии», «Послеполуденный отдых Фавна».




3.

Творческий облик М.Равеля. Опера «Дитя и волшебство»

2

1

1

4.

Творческий облик Г.Малера. «Волшебный рог мальчика»

2

1

1

5.

Творческий облик Б.Бартока. «Микрокосмос», «Альбом пьес для детей»

2

1

1

6.

Джаз

4

2

2


Истоки джаза, жанры спиричуэлс, блюз. Выдающиеся исполнители - Л.Армстронг, Э.Фиджеральд, Д.Эллингтон, творчество Дж.Гершвина «Рапсодия в блюзовых тонах», «Колыбельная Клары» («Летний день, летом жизнь легка, бэби»), «Песенка Спортин-Лайфа» («Прости мне дерзость мою о библии вам я спою») из оперы «Порги и Бесс».




7.

Русская культура рубежа XIX - XX веков

2

1

1


Литература, живопись, музыка того времени. Музыкальный материал - А.К.Лядов «Баба-Яга» или «Кикимора».




8.

Творческий облик А.Н. Скрябина.

2

1

1


Прелюдии Ор.11, этюд dis-moll сог.8 №12.




9.

Творческий облик И.Ф.Стравинского

2

1

1


Балет «Петрушка».




10.

Творческий облик С.В.Рахманинова

4

2

2


Романсы, фортепианные сочинения (Прелюдии или 2-й фортепианный концерт).




11.

Отечественная музыка в 1920 - 1950-е годы

4

2

2


Основные жанры музыкального творчества этого периода. Деятели музыкальной культуры - композиторы, певцы, дирижеры, поэты, режиссеры. Музыкальный материал: Песни И.О. Дунаевского, М.Блантера, В Соловьева-Седого, А.Александрова («Священная война»); Д.Шостаковича («Родина слышит»).




12.

Творческий облик С.С.Прокофьева

14

7

7


Музыкальные фрагменты: концерт для фортепиано с оркестром № 1 Des-dur, «Мимолетности»).




12.1.

Фортепианные произведения





Токката Ор.11, Пьесы Ор.12 («Гавот», «Прелюд», «Юмористическое скерцо»).




12.2.

Кантата «Александр Невский»




12.3.

Балет «Ромео и Джульетта» или «Золушка»




12.4.

Симфония № 7




13.

Творческий облик Д.Д.Шостаковича

8

4

4


Музыкальный материал: квартет № 3 (II, III ч.), романсы на стихи Долматовского, музыка к кинофильму «Овод»).




13.1.

Симфония № 7




13.2.

Прелюдии и фуги.




14.

Отечественная музыка в 1960-1990-е годы

2

1

1


Изменения в основных жанрах музыкального творчества этого периода. Формы, жанры, стили. Исполнительское искусство. Музыкальный материал: песни (по выбору) композиторов этого периода, цикл «Курские песни».





Г.В.Свиридова, «Перезвоны» В.Гаврилина.




15.

Творческий облик Г.В.Свиридова

2

1

1


Музыкальный материал: музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», поэма памяти С.Есенина .




16.

Творческий облик Р.К.Щедрина

2

1

1


Музыкальные фрагменты: альбом пьес для фортепиано «Подражание Альбенису», «Озорные частушки» для симфонического оркестра.




IV четверть.

История музыкальной культуры г.Самары

1.

Культурная жизнь Самары 20 вв.

4

2

2


Архитектура, живопись, литература, музыка. От «Олимпа» до Филармонии. Творчество композиторов: С.О.Орлова (Фантазия на волжские темы для симфонического оркестра); А.В.Фере («Симфонический фрагмент», романсы на стихи С.А.Пушкина «Элегия», «Прощание», «Мне вас жаль»…Ю.В.Олесова (Маленькая кантата для хора с сопровождением фортепиано «Волжская славица», прелюдия для фортепиано gis-moll, «Старинный мадригал»).




2.

Музыкальная жизнь Самары в годы Великой Отечественной Войны

4

2

2


Театр оперы и балета. Деятельность композиторов. Самодеятельное музыкальное творчество. Музыкальный материал: С.О.Орлов «Партизанские частушки».




3.

Современная Самара

8

4

4


Живопись, литература, музыка. Творчество композиторов: В.Л.Митителло, Л.Г.Вохмянинова, М.Г.Левянта, В.В.Шевердина, П.А.Плаксина, А.Л.Виноградовой, Г.А.Файна.





Итого за четвертый год обучения

72

36

36


Всего по предмету

288

144

144


III ступень


Профессионально-ориентированное направление


Учащиеся должны:

- уметь ориентироваться в музыкальных стилях (барокко, классицизм, ролинтизм, современный стиль);

- знать жанровые особенности стилей;

- владеть основами лекторской практики;

- уметь анализировать музыкальное произведение (форма, жанр, музыкально-выразительные средства, тембровая красочность);

- уметь составить отзыв о концерте, реферат о творчестве композитора.



III. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ.


Содержание данной программы составляют выдающиеся произведения классического, современного и народного музыкального искусства. Линейное расположение материала с элементами концентризма в освоении понятийных знаний дает возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и в то же время видеть их взаимосвязи, представлять, в меру доступности, процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность музыкального искусства.

Учебный материал первого года обучения является вводным к основному курсу и содержит предварительный круг знаний. Материал группируется в разделы и темы. В течение года учащиеся знакомятся с основными элементами музыкального языка, с тембровыми особенностями инструментов симфонического и народного оркестров, а также человеческих голосов; простыми музыкальными формами (от куплетной до сюиты), жанрами - вокальным, инструментальным, балетным и оперным.

Содержание 1 года содержит разнообразные знания информативного характера и немало специальных терминов.

На 2,3,4 годах обучения учебный материал располагается в историко-хронологической последовательности начиная с эпохи Возрождения. Изучение творческого наследия композиторов происходит параллельно с образом культурного развития всей эпохи в целом, затрагивая живопись, литературу, театр.

Со 2 года обучения ребята развивают навыки восприятия и наблюдения по нотам более сложных и масштабных произведений западно-европейских композиторов. Учатся ориентироваться в сонатно-симфоническом цикле. Завершается этот год творчеством композиторов 2 половины 19 века. (Дж.Россини, Дж.Верди, Ж.Бизе). Жанровое разнообразие изучаемых произведений способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков.

3 год обучения посвящен знакомству с русской классической музыкой, что имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса музыкальной литературы. Программа предусматривает изучение основных представителей русской классики 19 века. Особое внимание в этом разделе программы уделено Опере - ведущему жанру русской классической музыки и вокальным жанрам (песни, романсы). На примере изучаемых произведений учащиеся могут хорошо усвоить как общие закономерности, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Важным приобретенным навыком в этот год обучения будет - умение самостоятельно, инструментально и вокально, исполнять отрывок из вокального произведения, оперы.

4 год обучения - это итог накопленных знаний и умений. Свой накопленный опыт учащиеся применяют на музыкальном материале, который является продолжением материала 2 и 3 годов обучения. Знакомство происходит как с композиторами западноевропейскими, так и русскими II половины 19-20 веков.

Интересна для ребят тема «Отечественная музыка в 1960-1990-е годы». Здесь происходит знакомство с рок-оперой, бардовской песней, эстрадными обработками классической музыки. Не менее интересна тема «Джаз», вбирающая в себя творчество Дж.Гершвина и прослушивание великих джазистов - Л.Армстронга, Э.Фиджеральда, Д.Эллингтона.

IV четверть полностью посвящена истории музыкально-культурной жизни родного города Самары. Выбор темы автором не случаен. Здесь преследуется просветительская цель и желание воспитать в подрастающем поколении уважение и любовь к культуре родного края. Учащиеся узнают об истории возникновения и деятельности Самарской Филармонии, театра Оперы и балета; знакомятся с талантливыми деятелями культуры - художниками, поэтами, композиторами. И имеют редкую возможность услышать музыкальные произведения в разных жанрах, увидеть редкие видео записи, на которых запечатлены сами композиторы.



IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ.


4.1. Материально – техническое обеспечение.

- учебный класс, соответствующий всем санитарно-гигиеническим нормам;

- наличие мебели, соответствующей возрасту 10-18 лет;

- наличие техники: телевизора, DVD-магнитофона, видеомагнитофона, музыкального центра;

- наличие записей: видео, аудио, DVD;

- учебная доска;

- музыкальный инструмент (фортепиано);


Методическое обеспечение.

- наличие учебников музыкальной литературы в объёме программы;

- наличие хрестоматий, клавиров, музыкальной энциклопедии;

- наличие методической литературы по предмету;

- наличие наглядных пособий;

- наличие дополнительной литературы по музыкально художественному искусству.


Кадровое обеспечение.

Для реализации настоящей программы необходим специалист со средним или высшим специальным образование, владеющий современными методиками преподавания музыкальной литературы в ДШИ, изучивший данную программу.



4.2. Методические рекомендации.

Рекомендуемые методы обучения, т.е. организации познавательной деятельности учащихся по усвоению ими содержания предмета музыкальная литература.

Словесный:

Объяснение;

Рассказ;

Беседа;

Работа с книгой.

Наглядный:

а) Слуховой вид:

Демонстрация музыки через её исполнение музыкантом (педагогом);

Демонстрация музыки с помощью технических устройств.

б) Зрительный вид:

Наблюдение за звучащей музыкой по нотам;

Наблюдения за исполнением музыки (в классе, на концерте, в театре, по телевизору и т.д.)

в) Изобразительная наглядность:

Репродукции;

Фотоматериалы;

Слайды;

Видео.

г) Графическая наглядность:

Схемы (н\р композиции сонаты, симфонии, оперы и т.д.);

Таблицы (представление учебного материала в систематизированном виде)

д) Экскурсии.

(Это музыкальные экскурсии по местам и музеям связанных с творчеством великих музыкантов, с событиями музыкально-общественной жизни, в том числе и города Самары).


Практический.

Это метод обучения где источник познания практика - действия учащихся по овладению следующих умений и навыков:

Слушательский навык;

Умение анализировать музыкальное произведение;

Умение связно, грамотно выражать свои мысли о музыке.


4.3. Формы контроля на уроке.

1. Текущий (на каждом уроке):

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный);

Письменный опрос (реферат, доклад, тест, кроссворд).

Периодический (1 раз в конце каждой четверти):

В устной форме (рассказ, анализ, сообщение, ответы на готовые вопросы, музыкально-слуховая викторина);

В письменной форме (тест, кроссворд, сочинение, ответы на готовые вопросы (см. раздел «Приложение»), музыкально-слуховая викторина);

Иллюстрация на инструменте отрывок из пройденных произведений.



Анализ музыкальных произведений.


Анализ музыкальных произведений это специальное умение, которым овладевает учащийся по ходу учения. Данное умение является межпредметным, так как текст музыкальных сочинений разбирается на уроках всех исполнительских дисциплин и в классе сольфеджио. Анализ необходим и в деятельности профессионального музыканта и простого слушателя. Истинное познание музыки возможно при условии единства эмоционального и интеллектуального. «Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии.

Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим” – подчёркивает Б. Асафьев¹.

Учить слушателей анализировать музыкальные произведения и постигать в таком анализе истинное их содержание необходимо во всех звеньях системы образования. «Музыкальный язык требует такого же изучения, как и другие языки, и кто изучает его с детства, тот его усвоит, в более же позднем возрасте ему научиться, вряд ли возможно», - высказывался А. Рубинштейн². Анализ сочинения, предшествующий его прослушиванию, служит прекрасной подготовкой слуха и внимания, учащихся к целостному восприятию сочинения.

Одна из главных задач на первом этапе обучения заключается в том, чтобы научить «слушать» музыку, т.к. далеко не все умеют слушать сосредоточенно. Для многих людей с детства музыка – это лишь привычный фон существования. Это порождает бездумное слушание, а фактически, не слушание музыки.

Наиболее гибкой формой, позволяющей активизировать восприятие, является беседа эвристического типа. Суть её заключается в том, что педагог обсуждает с учащимися, прозвучавшее в классе музыкальное произведение. Благодаря поисковому характеру беседы, можно осуществлять знакомство детей с новым музыкальным и теоретическим материалом, обеспечивая при этом высокий уровень мыслительной активности и прочности запоминания, т.к. учащиеся сами решают проблемные задачи, связывая полученные прежде знания с навыками. Эвристическая беседа является наиболее полезной формой общения педагога с учащимися на первом году обучения при знакомстве со средствами выразительности, музыкальными формами и жанрами. Как проводить такие беседы? Вначале звучит вступительное слово педагога, содержание которого должно быть сжатым, но по возможности живым. Называется произведение, его автор. Если это отрывок из оперы или балета, педагог коротко рассказывает содержание всего произведения; если это вокальное сочинение, то предварительно читает текст. Полезно записать незнакомые слова на доске, т.к. дети часто искажают фамилии композиторов, неверно пишут, а потом произносят термины.


¹ Б.Асафьев Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва, 1965, с.58


² А. Рубинштейн. Статьи. Книги. Докладные записки. Реги//

А. Рубинштейн. Литературное наследие. В 3-х т. Т 1. М., 1983. С.198.




Далее прослушивание музыкального произведения. Пока у учащихся нет ни достаточного опыта слушания музыки, ни знаний, следует широко пользоваться методом предварительных вопросов, то есть до слушания задаётся такой вопрос, который заставляет учащихся внимательно прослушать всё произведение (или его отрывок, что более целесообразнее на первом этапе обучения). Такие вопросы нужны не всегда и не всем, только для тех детей, которые ещё не умеют внимательно слушать. После прослушивания следует беседа, состоящая из вопросов учителя и ответов учеников. Анализ произведения предлагает словесную формулировку музыкального содержания.

Поиски подходящих слов заставляет учащихся внимательно вслушиваться в музыку и отдавать себе отчёт в том, что она выражает.

Музыкально литературный анализ не ставит своей целью всё услышать и всё объяснить. Педагог должен исходить из принципа – от простого к сложному.

Выбираются для анализа те фрагменты сочинений где тематический материал и важнейшие моменты его развития доступны для слуха и музыкального сознания подростков. В одних случаях бывает достаточно ограничиться лишь описательной характеристикой произведения, в других случаях учащимся окажется доступным и более углублённый, даже детальный анализ музыки, раскрывающий её выразительную природу.

Схема анализа произведения:

Мелодия (выразительность ладов, смена тональностей, модуляций, ритмический рисунок, характер-выразительность, склад, строение).

Гармония (влияние на выразительность, связь с мелодией)

Регистровое звучание.

Тембровая красочность.

Фактура.

Жанровая основа произведения.


При анализе музыкального произведения, особенно на первом этапе обучения хороший эффект происходит от сочинения эвристического типа беседы с объяснительно-иллюстративным методом. По мере знакомства с основными элементами музыкального языка необходимо выявлять их взаимодействие в произведениях, которые проводятся в классе. То есть постепенно подходить к решению главного вопроса: «О чём и как рассказывает музыка?» Например, ребята сами замечают, что песня Варяжского и песня Индийского гостей различны. Определив содержание и характер этих музыкальных номеров, учащиеся с помощью педагога отмечают наиболее яркие и доступные их восприятию средства, регистр, характер мелодии, лад, размер, особенности фактуры. Другой пример, общие черты классической сонатной формы выделяются на материале произведений Й. Гайдна и В.А. Моцарта. В данном случае, вся информация исходит от преподавателя. Задача ученика – воспринять и запомнить её. При знакомстве с сонатной формой в творчестве Л. Бетховена целесообразно использовать эвристический метод, показывая I часть 8 сонаты Бетховена, педагог обращает внимание учащихся на особенности её строения, аппелируя к уже полученным знаниям о сонатной форме. Своими вопросами педагог помогает перевести общие понятия в конкретные, частные, реализуя из в анализе «живой музыки». Аналогичный подход можно использовать и при изучении жанров симфонии (от Й. Гайдна к Ф. Шуберту, С.С. Прокофьеву и Д.Д. Шостаковичу), романса (от Ф. Шуберта к М.И. Глинке и С.В. Рахманинову) и т.д. Такой подход позволяет помимо историко-хронологической последовательности тем, использовать жанровый подход в рассмотрении явлений музыкального искусства. Тем самым учащиеся приобретают знания не только об исторически сложившихся музыкальных жанрах, но и имеют возможность более разностороннего изучения различных этапов их эволюции. Любой анализ опирается на слуховые представления учащихся. Поэтому беседа должна иллюстрироваться отрывками из музыкального произведения. Слушать подряд всю пройденную в классе музыку в конце урока не целесообразно, т.к. ребёнок не сможет всё осмыслить и запомнить. Держать под слуховым контролем музыку в её движении, развитии легче при раздельном прослушивании законченных номеров или частей. Только единство анализа музыки и её слуховое восприятие создаст правильное впечатление о произведении.



Рекомендуемые виды домашних заданий


1. Выявить особенности мелодии, ритма, фактуры и других средств выразительности в произведениях, выученных в спецклассе или предложенных педагогом.

2. Составление краткого музыкального словаря.

3. Сочинение небольшого музыкального фрагмента (например, мелодия в объеме 8 тактов с кульминацией во второй половине).

4. Решение кроссвордов.

5. Составление собственных кроссвордов.

6. Решение тестов.

7. Приготовление сообщения или доклада на заданную тему.

8. Исполнение отрывков из пройденных произведений (номера из учебника по музыкальной литературе).

9. Работа с дополнительной литературой.



Образец экзаменационного билета

(выпускной экзамен в 7 классе)

(профессионально-ориентированное направление)


1. Какие композиторы входили в состав «Могучей кучки»; кто ее возглавлял?

2. Назови, в каких сочинениях русских композиторов есть образы Востока?

3. Объясни слова: речитатив, органный пункт, каденция.

4. Биография В.А.Моцарта.

5. Анализ симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д.Шостакови

Образец теста для 6 класса

(рекомендуется выполнить письменно,

защитывается как контрольный вопрос)


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ


1. В творчестве Даргомыжского, как и в творчестве писателей Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Герцена, художника Федотова утверждалось направление…

а) классицизма;

б) романтизма;

в) критического реализма.

2. «Великому учителю музыкальной правды». С таким посвящением преподнес Даргомыжскому рукописи своих сочинений русский композитор…

а) Бородин;

б) Мусоргский;

в) Римский-Корсаков.

3. 1835 г. закончил оперу «Эсмеральда».

1841 г. постановка оперы «Русалка».

1844 г. встреча с Глинкой.

1856 г. поездка за границу.

4. Оперы Даргомыжского на сюжеты Пушкина:

а) «Эсмеральда»;

б) «Русалка»;

в) «Каменный гость»;

г) «Торжество Вакха».

5. Премьера оперы «Русалка» состоялась в 1856 году, то есть через __________лет после премьеры первой русской классической оперы «Иван Сусанин» Глинки:

а) 10 лет;

б) 20 лет;

в) 12 лет.

6. Жанр оперы «Русалка»:

а) героическая народная музыкальная драма;

б) сказочно-эпическая опера;

в) психологическая бытовая музыкальная драма.

7. Лучшая исполнительница партии Наташи в 60-е годы ХIХ века:

а) Платонова;

б) Леонова;

в) Петрова-Воробьева.

8. На протяжении нескольких лет Даргомыжский принимал активное участие в работе редакции сатирического журнала

а) «Ёж»;

б) «Искра»;

в) «Фитиль».

9. Элементы сатиры и социального обличения наиболее ярко проявились в песнях и романсах Даргомыжского…

а) «Червяк»;

б) «Мне грустно»;

в) «Ночной зефир»;

г) «Титулярный советник»;

д) «Шестнадцать лет».

10. Стихотворения французского поэта Беранже, которое в переводе Курочкина называлось «Знатный приятель» и стало основой песни Даргомыжского «Червяк»:

а) «Министр»;

б) «Сенатор»;

в) «Ничтожество».

11. На склоне лет Даргомыжский воскликнул: «Опять Тёзка! Что делать, не могу шагнуть без него!» Кого композитор имел в виду?

а) Пушкина;

б) Грибоедова.


КРОССВОРД

Тема «Композиторы»


Вспомните и впишите в клеточки фамилии выдающихся композиторов-классиков, начинающихся с буквы «Г».


Немецкий композитор, дирижер, автор оперы «Орфей».

2. Австрийский композитор, более 30 лет прослуживший руководителем музыкальной капеллы у венгерского князя Эстергази.

3. Советский композитор, пианист, органист, педагог.

4. Русский композитор и педагог, автор многих известных романсов, в том числе «Колокольчик», «Матушка-голубушка» и других.

5. Русский композитор, педагог, автор многих известных произведений, в том числе хоров, циклов детских песен.

6. Норвежский композитор, пианист, дирижер; написал музыку к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

7. Русский композитор, педагог, автор балета «Раймонда».

8. Немецкий композитор, дирижер и органист, автор множества пьес, опер, ораторий, концертов для органа, произведений камерной инструментальной и вокальной музыки.

9. Русский композитор, родоначальник национальной классической музыки.

10. Советский композитор и педагог, учитель юного Сергея Прокофьева, автор балета «Медный всадник».



1









10






2






Г



1









10






2






Г

                                              

9







3











8








4










6







7









5












                                                              Г

9







3











8








4










6







7









5











 1. Глюк. 4. Гурилёв 7. Глазунов 10. Глиэр

2. Гайдн. 5. Гречанинов 8. Гендель

3. Гедике. 6. Григ 9.Глинка



КОНКУРС ЗНАТОКОВ МУЗЫКИ

(для учащихся 4 - 5 класса)


Цель проводимого мероприятия: пробудить в учащихся заинтересованность в изучении предмета.

Так как конкурс несколько шуточного характера, запланировать его проведение уместнее накануне первоапрельского праздника. В первом туре ребятам предстоит ответить на вопросы музыкальной викторины, разработанные по общим, знакомым им темам. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд.


1-й тур. Музыкальная викторина


- Каким инструментом овладевает каждый человек с первых лет своей жизни и не расстается с ним? (Деревянные ложки являются шумовыми ударными инструментами).

- Известный и популярный как в России, так и за рубежом ансамбль скрипачей. («Виртуозы Москвы»).

- Сколько линеек в нот ной строке? (Пять).

- Музыкант, в совершенстыве владеющий инструментом. (Виртуоз).

- Инструмент певца. (Его голос).

- Какое отношение к музыке имеет фасоль? (Произрастающая на грядке фасоль отношения к музыке никакого не имеет, но вот без нот «фа» и «соль», расположенных на нотных линейках по соседству, музыкантам и композиторам просто не обойтись).

- Публичное исполнение музыкальных произведений. (Концерт).

- Как называют человека, профессионально занимающегося сочинением музыки, игрой на каком-либо инструменте, пением? (Музыкантом).

- Кто в «домике» «живет»? (Ноты «до» и «ми»).

- Самый музыкальной цветок. (Колокольчик).

- Бывают ли продукты с музыкальном уклоном? (Да. Например, пищевая соль, консервированная фа-соль или копченая колбаса са - ля - ми и тому подобное).

- Какие ноты растут на грядках? (По - ми - дор, фа - соль).

- Какими нотами можно измерить музыку? (Ми - ля - ми).

- Какие сказочные персонажи обладали музыкальными способностями? (Крокодил Гена прекрасно играл на гармошке; папа Карло заработал деньги игрой на шарманке; мальчик Джельсомино из сказки Д.Родари был великолепным певцом; Черепаха и Львенок стали популярны благодаря своему дуэтному исполнению песни «Я на солнышке лежу…»; большую популярность завоевало выступление вокально-инструментального ансамбля из немецкого города Бремена под названием «Бременские музыканты»).

- Без какой ноты не может обойтись ни один уважающий себя повар? (Без ноты «соль»).

- Какими ключами нельзя открыть входную дверь? (Скрипичным и басовым ключами).

- Где каждый ребенок может получить специальное музыкальное образование? (В детской музыкальной школе).

- Что необходимо иметь при себе при поступлении в музыкальную школу? (Способности к музыке, большое желание и трудолюбие).

- Что означает слово «вундеркинд»? (В переводе с немецкого означает «чудо-ребенок» - так называли ребенка наделенного удивительными способностями).

- К какому известному австрийскому композитору применимо слово «вундеркинд»? (Вольфгангу Амадею Моцарту. В четырехлетнем возрасте он виртуозно играл на клавесине и скрипке, с шести лет начал сочинять музыку, в семь лет выступал перед публикой, успешно состязался в игре на клавесине, органе и скрипке с известными музыкантами).

- Какого русского композитора по праву называют «отцом русской классической оперы»? (Михаила Ивановича Глинку, автора оперы «Иван Сусанин»).

- Какой музыкальный инструмент считается королем среди всех инструментов? (Орган).

- Известный композитор, органист восемнадцатого столетия, фамилия которого в переводе с немецкого означает «ручей». (Иоганн Себастьян Бах).

- Какой выдающийся французский композитор восемнадцатого века носил «вкусную, сладкую» фамилию? (Жорж Бизе).

- Вспомните хотя бы одно блюдо с музыкальным названием. (Солянка).

- Кто автор балета «Щелкунчик»? (Русский композитор Петр Ильич Чайковский).

- Как называется место перед сценой в театре оперы и балета или филармонии, отведенное для оркестра? (Оркестровая яма).

- Назовите известного педагога, общественного деятеля, писателя и композитора, посвятившего свое творчество детям. (Дмитрий Борисович Кабалевский).

- Что Кабалевский называл «тремя китами»? (Музыку, песню и танец).

- Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера).

- Что дарят выступающему музыканту или певцу присутствующие на концерте в знак своей благодарности и уважения таланту исполнителя? (Аплодисменты).

- Какую песню исполняют стоя? (Гимн).

- Главная песня твоей Родины. (Гимн России).

- Музыкальный спектакль, все герои которого танцуют. (Балет).

- Какой документ должен приобрести любой человек, желающий посетить театр или филармонию? (Входной билет).

- Как называют музыканта, который руководит хором или оркестром? (Дирижером).

- Как правильно произносится название музыкального инструмента: «домбра» или «домра»? (Это два совершенно разных, хотя и родственных между собой, инструмента. Соответственно пишутся и произносятся по -разному: домра - старинный русский народный щипковый инструмент, а домбра - казахский народный щипковый инструмент).

- Что означает термин «классика»? (Это слово латинского происхождения означает «образцовый», применяется по отношению к совершенным, образцовым произведениям искусства).

- Назовите известных вам композиторов, чьи произведения относятся к лучшим образцам музыки. (Чайковский, Глинка, Мусорский, Римский-Корсаков, Бизе, Дебюсси, Равель, Штраус, Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Свиридов, Моцарт, Бетховен, Бах, Паганини, Лист, Шопен и многие-многие другие мастера классической музыки).


2-й тур. Конкурс на знание сказочных исполнителей


Вспомните и назовите известных сказочных музыкантов-исполнителей.

Папа Карло играл на шарманке.

Крокодил Гена - на гармошке.

Садко - на гуслях.

Львенок и Черепаха были певцами, часто загорая на солнышке, они любили петь дуэтом веселые песенки.

Юный путешественник мальчик Нильс умел играть на дудочке.

Гулливер хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на клавикордах.

Мальчик Джельсомино из сказки Джанни Родари «Волшебный голос Джельсомино» обладал изумительным голосом.

Бременские музыканты - замечательный вокально-инструментальный ансамбль.

А король из мультфильма «Бременские музыканты» вполне сносно аккомпанировал на клавикордах своей обожаемой дочке-принцессе.

Тетя дяди Федора прилично играла на рояле.

Некоторые гости Мухи-Цокотухи тоже были музыкантами. Особенно хорошо им удавалась игра на барабанах.

Мальвина, Пьеро, Арлекин и даже пудель Артемон были профессиональными актерами музыкального кукольного театра.


3-й тур. Музыкальная дуэль


В игре принимают участие от одного и более игроков, их з а д а ч а - назвать слова, в которых бы присутствовало название хотя бы одной ноты. Побеждает тот, кто вспомнит и назовет большое количество данных слов. У с л о в и е и г р ы : слова ребята называют по очереди. Тот, кто не смог назвать слово, выбывает из игры. Победители получают право на участие в третьем туре.

(Примерные ответы: дорога, коляска, река, ремонт, доска, коридор, фарш, силуэт, милиционер, мимоза, сигареты, факт, реконструкция, переезд, полянка, рекондсмен, министр, кляп, сифон, мир, винегрет, дерево, домра, лягушка, сигнализация и другие).


4-й тур. Грамотеи


Данный тур состоит из двух заданий. З а д а ч а к о н к у р с а н т о в состоит в следующем: необходимо в слова с пропущенными буквами вставить название ноты. Например: с…коть, во…мерка, …но, во…росли, …гнал, …ллар, ш…пка, …ры, …па, …нута, …гот, пе…ход, …ждь, к…пость, …мень, кана…йка, ря…вой, …м, …нистр, …рень.

(Ответы: слякоть, водомерка, домино, водоросли, сигнал, доллар, шляпка, фары, репа, минута, фагот, переход, дождь, крепость, ремень, канарейка, рядовой, дом, министр, сирень).

Далее з а д а н и е н е с к о л ь к о у с л о ж н я е т с я: пропущенный слог в слове заменяется нотой, изображенной на нотном стане. Необходимо отгадать ноту и прочитать полученное слово.

Успешно справившиеся с заданием допускаются к пятому (заключительному) туру.


5-й тур. Головоломный


Конкурсантам предстоит о т в е т и т ь н а д в а «г о л о в о л о м н ы х» в о п р о с а. Игроки должны продемонстрировать свои знания не только в области музыки, но и русского языка. Победителю присуждается почетное и вполне заслуженное знание знатока нот.

Головоломка первая. Необходимо превратить некое насекомое, которое иногда заводится в шкафу и лакомится шерстяной одеждой, в музыкальный звук. (Ответ: первую букву слова «моль» необходимо заменить на другую букву, в результате мы получим музыкальный звук «соль»).

Головоломка вторая. Как из ничего создать музыку? (Очень просто - путем несложных манипуляций превращаем слово «ноль» в слово «соль»).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

использованной для составления программы.


Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2004

Бацун В.Н. Русские композиторы XXXXI века. - С., 2006

Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 2004

Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. - М., 2005

Лисянская Е.Б. Музыкальная литература. - М., 2001

Тузова О.В. Музыкальная литература среднего Поволжья в годы ВОВ. - С, 2005

Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. - М., 1999


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


1. Абызова Е. Картинки с выставки - М., 1987

2. Анисимова Н.А. Беседы о маэстро Гайдне - М., 2005

3. Алексеева Л.Н. Времена года в музыке, поэзии, живописи - М., 2002

4.Баттерворт Н. Гайдн. – Ч., 1999

5.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся - Л., 1990

6.Брянцева В. Мифы древней Греции и музыки. - М., 1988

7. Браудо Е., Римский-Корсаков А. Борис Годунов Мусоргского. - М.-Л., 1977

8. Вильфиус П. Франц Шуберт. - М., 1983

9.Владыкина Н.-Багинская П.И. Чайковский. - М., 1994

10.Веселова А. А.С. Пушкин в русской музыке. - С.-П., 2003

11.Веселова А. История России в русской музыке. - С.-П., 2004

12.Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – С.-П., 2003

13.Вудфорд П. Шуберт. – Челябинск, 1999

14.Гингольд В поединке с судьбой. – М., 1981

15.Гульевич Е. Н.А. Римский-Корсаков и его «Сказка о царе Салтане. - М., 1970

16.Даттель Е. Музыкальное путешествие. - М. 1970

17.Дулова Е. А.П. Бородин. - М., 1990

18.Духовная В.В. Франц Йозеф Гайдн. – М., 2003

19.Духовная В.В. И.С. Бах. Жизнь и Творчество. – Ч.:MPI, 2004

20.Дис А.К. История жизни Йозефа Гайдна. – М., 2007

21.Дэвид Пог и Скотт Спек Классическая музыка для «чайников». - С.-П., 2004

22.Зильберквит М. Великий музыкант из Рорау. –М., 1998

23.Зильберквит М. Мир музыки. - М., 1988

24.Зорина А. Могучая кучка. - Л., 1968

25.Золотова И.Ф. М.П. Мусоргский Картинки с выставки. - Ч., 2004

26.Иссерлис С. Всякие диковины про Баха и Бетховена. – С.-П., 2006

27.Кремлев Б. Бетховен. - М., 1996

28.Кленов А. Почему в концертном зале. - М., 1981

Калинина Н. Тоска по идеалу. - Р., 1987

30. Канн Е. – Новикова Хочу правды Повесть о А. Даргомыжском. - М., 1976

31.Корыхалова Н.П. Чтобы музыка звучала… - М., 1999

32.Курцман А.С. И.С. Бах. - М., 2004

33.Лаевский С. Из жизни великих композиторов. - С.-П., 2004

34.Лентова С. Э.Григ. - М., 1994

35.Левашова Г. Твой друг музыка. - Л., 1990

36.Левашова Г. Рассказы о музыкальной шкатулке. - Л., 1990

37.Левашова О. М.И. Глинка. - М., 1987

38.Лихач Т.В. Музыкальные инструменты мира. Энциклопедия. - М., 2001

39.Мар А. Маленькие повести о больших музыкантах - М., 2004

40.Мархасев Л. Любимые и другие. - Л., 1978

41.Могилевская С. Над рекой утратой. - М., 1996

42.Могилевская С., У лиры семь струн. - М., 1981

43.Нейл Баттерворт Гайдн. -Ч., 1999

44.Огаковская О. Беседы о музыке, вып. 1. - М.. 1996

45.Орлов Г. Д.Д. Шостакович. - М.-Л., 1990

46.Пасхалов В. Шопен и польская музыка. - М., 1989

47.Прокофьев С. Детство. - М., 1980

48.Прохорова И. Снегурочка. Весенняя опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова.- М., 1970

49.Попова Т. Бородин. - М., 1990

50.Рыцарёва М. Музыка и Я, М. - 1998

51.Россихина В. Учись понимать музыку. - М., 1990

52.Россихина В. Беседа о классической музыке. - М., 1980

53.Розанова Ю.А. П.И. Чайковский. - М., 2001

54.Роман Роллан Жизнь Бетховена. - М., 1964

55.Ручьевская Е. П.И. Чайковский. - М., 1998

56.Скудина Г. Рассказы о И.С. Бахе. - М., 1998

57.Сбырча Д. Первые шаги к славе. - Б., 1983

58.Сохор А. А.П. Бородин. - М., 1959

59.Соловьёва Г. Прокофьев. - С.-П., 2004

60.Тихонова А.И. В.А. Моцарт Симфония №40. - М., 2004

61.Тэтчелл Д. Детская музыкальная энциклопедия. - М., 2003

62.Ушакова О.Д. Великие композиторы Справочник школьника. - С.-П., 2005

63.Фрид Э. М.П. Мусоргский. - Л., 1993

64.Хентова С. Лунная соната Бетховена. - М.. 1988

65.Хентова С. Рассказы о Шостаковиче. - М., 1976

66.Чёрная Е. Моцарт. Жизнь и творчество. - М., 1996

























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.