Дополнительная общеобразовательная краткосрочная программа «Первая помощь»

3
0
Материал опубликован 29 October 2020 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

617570, с.Березовка, ул. Центральная

t1603963692aa.gift1603963692ab.gif

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ЦДТ _______ С.А. Мичкова

___ ____ 2018г.



РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом Протокол № _____

от _________2017 г

Зам. директора по УВР

_______ Л.Б. Писковий



















Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Первая помощь »

(модифицированная)

возраст детей 12-18 лет



Автор:

Педагог дополнительного образования

Кочкина Нина Юрьевна

Срок реализации: 2 месяца

















Березовка, 2018

Паспорт образовательной программы

Наименование программы

Первая помощь

Фамилия, имя, отчество педагога

Кочкина Нина Юрьевна

Место работы


МБОУ ДО «Центр детского творчества»

Должность


Педагог дополнительного образования

Направленность ОП

Естественнонаучная

По уровню


общекультурный

Возраст обучающихся

12-18 лет

Срокреализации

2 месяца

Год разработки

2018-2019

Вид программы

Краткосрочная, модифицированная, опирается на программы, разработанные для системы дополнительного образования детей аналогичного профиля

Формы занятий


Индивидуальные, в парах, групповые, коллективные, наполняемость группы от 12 до 16 человек


Режим занятий

продолжительность: 1 раз в неделю по 1 часу




Количество занятий в месяц: 4занятия












Содержание

Пояснительная записка _________________________________ 4

1.1. Направленность________________________________ 4

1.2 Актуальность__________________________________ 4

1.3 Новизна_______________________________________5

Педагогическая целесообразность__________________5

Цель и задачи программы_________________________5

Отличительное особенности_______________________6

Сроки реализации_______________________________ 7

Наполняемость учебных групп_____________________7

Возрастные особенности__________________________7

Формы и методы работы по программе______________7

Тип занятий____________________________________ 8

Принципы работы по программе___________________ 8

Прогнозируемый результат_______________________ 9

Система отслеживания___________________________10

Учебно-тематический план_______________________________14

Содержание курса обучения______________________________14

Обеспечение программы ________________________________15

Список источников информации____________________________17











Пояснительная записка

Рабочая программа ДО «Первая помощь» разработана на основе ряда дополнительных общеобразовательных программ по данному профилю и является модифицированной.

Программа разработана в соответствии с такими нормативно-правовыми документами, как:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)

Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»

СанПин 2.4.4.3172-14

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242

Устав МБОУ ДО «Центра детского творчества»

Образовательная программа «Первая помощь» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает ознакомительный уровень освоения.

Актуальность

Первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемый немедицинскими работниками.

Несчастный случай, получение травмы может произойти в любой момент с каждым.

Очень часто в таких случаях рядом не оказывается медицинского работника. Именно поэтому знать правила оказания первой помощи пострадавшему необходимо всем. Особенно, детям в подростковом возрасте. Именно в этот период у них возникает много проблем, касающихся здоровья, связанных с возрастными особенностями, гиперреактивностью и тягой к риску, что зачастую приводит к травматизму.

Своевременно и правильно оказанная помощь поможет сохранить здоровье, а иногда и жизнь человека, подростка.

Новизна программы состоит в том, что она направлена на обучение подростка быстрому и грамотному принятию решения в трудных жизненных ситуациях, правильному и своевременному оказанию первой помощи, ориентирует на дальнейшие занятия по данному профилю.

Образовательная программа «Первая помощь» педагогически целесообраз­на. Она органично вписываясь в единое образовательное пространство Центра детского творчества, является важным компонентом, способствующим формированию гражданского сознания, толерантного отношения к людям, прививает навыки предпрофессиональ­ной деятельности. Программа является полезным практическим дополнением к таким школьным дисциплинам как ОБЖ и биология.

Цель программы: научить оказанию первой помощи.

Задачи программы

Образовательные:

способствовать формированию умения:

оказания первой помощи при переломах и кровотечениях;

накладывать косыночные повязки;

изготавливать носилки;

транспортировать пострадавших.

Развивающие

корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и умозаключения, выявление главной мысли.

развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.

корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, ситуационные задачи.

Воспитывающие

учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.

воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

формировать гражданскую позицию, воспитать чувство товарищества, чувство личной ответствен­ности.

Метапредметные задачи:

научить:

самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;

планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу других учащихся, проводить рефлексию;

анализировать этапы выполнения практической работы;

вести диалог с педагогом в процессе совместной деятельности;

свободно пользоваться различными способами поиска информации в справочных источниках, сети Интернет для решения поставленных задач


Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Первая помощь» является то, что она даёт возможность обучающимся определиться в выборе профессии. Программа может быть как самостоятельной, так и одним из этапов комплексной программы.

Темы и количество часов могут меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня их знаний, а так же быстроты усвоения ими программного материала.


Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 2 месяцев. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 8 учебных часов.


Наполняемость групп – 12-16 человек. Возраст обучающихся с 12 до 18 лет.

При выборе форм и методов обучения учитываются возрастные особенности учащихся.


Возрастные особенности

Средняя возрастная группа (11 – 13 лет):

У детей этой категории проявляется интерес к собственной личности, проявляется «групповой» авторитет, они не приемлют критику, часто обидчивы, замкнуты, не уверены в своих силах, для них характерно стремление к сотрудничеству. Следовательно, со стороны педагога необходима поддержка, помощь (беседа, совет).

Старшая возрастная группа (14 – 17 лет):

Формирование чувства значимости, поиск себя, профессиональное и личностное самоопределение, стремление к независимости, конфликтность – вот что характерно для этого периода. Педагог должен стать в позицию сверстника и руководить поведением учащихся без лишнего влияния и давления. При этом, необходимо, следовать интересам учащихся.


Формы и методы работы по программе

Основной форой является практическое занятие.

В программе используются следующие методы проведения занятий:

словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ ситуационной задачи;

наглядные: показ видеоматериа­лов, иллюстраций, презентаций, показ педагогом приёмов, наблюдение, работа по образцу;

практические: тренинг, тренировочные упражнения и др.

Используются методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Занятия по типу могут быть комбинированными, практическими, диагностическими, контрольными, тренировочными и др.


Особенностью программы является использование в ее реализации следующих принципов:

комплексный подход (осуществляется на занятиях через решение ситуационных задач):

- процесс развития, образования, воспитание ребенка осуществляется комплексно;

- данная программа включает комплекс разнообразных знаний, умений, навыков по оказанию первой помощи.

Последовательность усвоения учебного материала: от простого к сложному, от начальных знаний - к комплексу знаний, от умений – к навыкам и т.д.

Принципы индивидуального и дифференцированного подхода: учитывая индивидуальные особенности, интересы подростка, создаются благоприятные условия для развития каждого обучающегося.

Принцип ориентации на положительный пример, образец: ориентация конкретной деятельности на конкретный результат (высокий уровень).

Принцип динамичности, то есть постепенного обогащения, обновления средств, форм педагогической деятельности: постоянное движение вперед…






Прогнозируемый результат:

По окончании курса обучения учащиеся покажут следующие результаты:

Предметные результаты
Учащиеся научатся:

оказывать первую помощь при переломах и кровотечениях;

изготавливать носилки;

транспортировать пострадавших;

накладывать косыночные повязки.


Личностные результаты:

Соблюдают:

культуру общения и поведения на занятии

Продемонстрирует сформированность:

волевых качеств: усидчивость, настойчивость, умение доводить начатое до конца;

нравственных качеств: доброту, ответственность, справедливость, дружелюбие, чувство долга;

творческий подход к решению поставленных задач;

развитые социально значимые качества: трудолюбие, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность;

умение самостоятельно принимать решения ü стремление к достижению более высоких и оригинальных результатов

Владеют:

навыками самостоятельности в процессе совместной деятельности;

Могут:

обсудить и проанализировать свою работу.


Метапредметные результаты:

проводят рефлексию, дают самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Умеют:

самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;

планировать, контролировать, оценивать свою работу, проводить рефлексию;

рационально организовать самостоятельную практическую работу;

свободно пользуются различными способами поиска информации в справочных источниках, сети Интернет для решения поставленных задач



Система отслеживания

Отслеживание результатов по программе проводится в виде:

1. тестирования (на первом занятии). Отмечаются как вводная диагностика.

2. тестирования и решения ситуационной задачи на последнем занятии. Отмечаются как итоговая диагностика.

В результате тестирования набираются баллы, которые переводятся в уровень.

Высокий уровень – В.у. – от 4,5 до 5 б

Базовый уровень – Б.У. – от 3,6 до 4,4 б

Минимальный уровень – М.у. – от 1 до 3,5 б

При решении ситуационной задачи набираются баллы, которые переводятся в уровень

Высокий уровень – В.у. – от 23 до 26 б

Базовый уровень – Б.У. – от 19 до 22 б

Минимальный уровень – М.у. – от 10 до 18 б

Результаты фиксируются в карте сводных данных диагностик.

Шкала оценки результатов тестового контроля

% верных ответов

Баллы

1005

5

99

4,9

98

4,8

97

4,7

96

4,6

95

4,5

94

4,4

93

4,3

92

4,2

91

4,1

90

4

89

3,9

88

3,8

87

3,7

86

3,6

85

3,5

84

3,4

83

3,3

82

3,2

81

3,1

80

3

79

2,9

78

2,8

77

2,7

76

2,6

75

2,5

74

2,4

73

2,3

72

2,2

71

2,1

70

2

69

1,9

68

1,8

67

1,7

66

1,6

65

1,5

64

1,4

63

1,3

62

1,2

61

1,1

60

1

менее 60

0

Оценивание выполнения ситуационной задачи «Политравма»

Критерии оценки

Цена

Балл

1

Обеспечена безопасность при оказании помощи



1.1.

Медицинские перчатки надеты

Пострадавший находится в безопасном месте

0,5

0,5


2

Проведен первичный осмотр пострадавшего



2.1

Определён уровень сознания (шейк-тест, опрос краткий)

1


2.2

Дыхание (нормальное, частое, редкое, отсутствует)

0,5


2.3

Пульс (определяется на запястье хорошо, не определяется, ритмичный, неритмичный; определяется только на сонной артерии, не определяется)

0,5


3

Продемонстрировать вызов СМП. Информация передана в соответствие с порядком вопросов: Где? Что? Когда? Кто? Как?

1


4

Выполнены первоочередные жизнеспасающие мероприятия (остановка наружного кровотечение, противошоковое положение, стабильное боковое положение и др.)

2


4.1

Иммобилизация шейного отдела позвоночника выполнена:

правильно

атравматично




0,5

0,5


5

Выполнены простейшие приёмы обезболивания: наложен «холод» на место травмы

1


6

Контроль витальных функций проводился постоянно

1


7

Наложена повязка:

правильно

атравматично


1

1


8

Выполнена иммобилизация:

правильно

атравматично


1

1


9

Пострадавший переведён в транспортное положение:

правильно

атравматично



1

1


10

Поддержание постоянного и корректный контакта с пострадавшим. Психологическая поддержка пострадавшего проведена.


1


11

Выполнено перекладывание на носилки и фиксация:

правильно

атравматично

выполнена фиксация пострадавшего к носилкам




1

1

1


12

Выполнено укутывание пострадавшего спасательным покрывалом


1


13

Указаны:



13.1

вид повреждения

1


13.2

локализация повреждения

1


13.3

опасные для жизни осложнения травмы

1


13.4

найдены все повреждения

1


14

Время оказания помощи:




До 10 минут (указать фактическое время)

1



Более 10 минут

0


Сумма баллов

26


Бонус 1 балл за бережное и слаженное выполнение мероприятий первой помощи

















Учебно-тематический план

 

Тема

всего

Формы занятий

Формы подведения итогов

1

Оказание первой помощи при переломах

3

Практическая работа

Зачет

2

Оказание первой помощи при кровотечениях

3

Практическая работа

Зачет

3

Изготовление носилок, основные транспортные положения

1

Практическая работа

Зачет

4

Косыночные повязки

1

Практическая работа

Зачет

 

Всего:

8

 

 


Содержание курса

Тема: Оказание первой помощи при переломах

Строение человека. Скелет. Скелетная травма: травмы конечностей, спинальная травма, травма таза. Иммобилизация при отдельных видах переломов. Первая помощь при закрытых переломах. Первая помощь при открытых переломах. Перелом плечевой кости, плечевого, локтевого суставов. Перелом предплечья, лучезапястного сустава, кисти. Переломы бедренной кости, травмы тазобедренного или коленного сустава. Перелом костей голени, голеностопного сустава, стопы. Травма позвоночника. Травма головы. Травма груди.




Тема: Оказание первой помощи при кровотечениях

Кровеносная система человека. Основные понятия: ранение, кровотечение, острая кровопотеря, травматический шок. Виды кровотечений. Виды жгутов. Правила наложения жгута.

Тема: Изготовление носилок, основные транспортные положения

Виды носилок. Способы изготовления. Основные транспортные положения, при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

Тема: Косыночные повязки

Косыночные повязки на различные части тела


Обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Для каждого занятия разработаны учебно-методические комплексы: план-конспект занятия, электронные презентации, учебные фильмы, дидактические карточки, иллюстрации, схемы, подобрана литература и т.д.

Разработаны критерии усвоения учащимися учебного материала по каждой теме программы. Имеются обучающие и контролирующие программы в электронном виде.

Постоянно ведется работа по усовершенствованию программы, разрабатываются новые виды методических материалов, используются новые компьютерные технологии. Дидактический материал подбирается и систематизируется в со­ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), воз­растными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Материальное обеспечение программы

Для внедрения программы необходим кабинет, оборудованный в соответствии с нормами ЦГЭСН.

В кабинете присутствует класс­ная доска, парты и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стел­лажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов и т.п.

Необходима кладовка для хранения оборудования.

Для применения современных технологий в обучении необходимы технические средства обучения (компьютер, прин­тер, мультимедиапроектор, музыкальный центр).

Для проведения практических занятий необходимы:

санитарная сумка или рюкзак со специальной укладкой средств первой помощи и чётким отличительным знаком; устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» или карманная маска для искусственной вентиляции лёгких «Рот-маска»; бинт марлевый медицинский стерильный / нестерильный 7 м х 14 см; бинт марлевый медицинский стерильный / нестерильный 5 м х 10 см; салфетки марлевые медицинские стерильные 29 х 45 см в упаковке; вата медицинская гигроскопическая нестерильная 50 г; лейкопластырь рулонный 2 м х 5 см; лейкопластырь бактерицидный 2,5 х 7,2 см в индивидуальной упаковке; косынка медицинская перевязочная малая табельная или изготовленная из подручных средств – 10 штук; косынка медицинская перевязочная большая табельная или изготовленная из подручных средств; жгут кровоостанавливающий Эсмарха классический, толщина 2 мм, ширина 2,5 см, длина 140 см; ножницы тупоконечные (ножницы для разрезания повязок пуговчатые изогнутые по ребру или горизонтально изогнутые); салфетки антисептические из бумажного текстильного материала стерильные спиртовые 12,5 х 11,0 см; покрывало спасательное изотермическое не менее 160 х 210 см или простое покрывало; перчатки медицинские нестерильные, смотровые; маска медицинская нестерильная трёхслойная из нетканого материала с резинками или завязками; комплект шин иммобилизационных для верхних и нижних конечностей табельный (примерные размеры 15 х 35 см, 35 х 95 см); шины иммобилизационные (транспортные лестничные; комплект шейных шин табельный (большая, средняя, детская) или изготовленных из подручных средств.


Список источников информации для педагога и учащихся

Книжные источники:

Учреждение – разработчик: образовательно-методический центр «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой Территориальный центр медицины катастроф», Первая помощь – Пермь, 2010г.

Авдеева В.Г., Петий Т.Г., Сборник тестовых заданий Первая помощь – Пермь, 2018

Авдеева В.Г., Исторические записки о первой помощи - Пермь, 2018г.

Образовательно-медицинский центр «Пермская краевая школа медицины катастроф», Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии – Пермь, 2007г.

Федюкович Н.И., « Основы медицинских знаний», учебное пособие для 10-11 кл., - Ростов н/д «Феникс», 2014г.

Интернет ресурсы:

https://travmaoff.ru/perelom/kosynochnaya-povyazka.html

https://www.youtube.com/watch?v=E4O9Z_36YYU

https://www.youtube.com/watch?v=vJx8k6-vfEU

https://myfamilydoctor.ru/perelomy-vidy-perelomov-pervaya-pomoshh/

https://studfiles.net/preview/1608771/page:31/














17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.