Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка школьников к участию в региональном этапе ВСОШ (физическая культура)»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Подготовка школьников к участию в региональном этапе ВСОШ (физическая культура)»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень: углубленный
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 52 часа
Составители:
Крылова Юлия Александровна,
учитель физической культуры высшей категории
МОУ «СОШ №5 УИМ» г. Магнитогорска;
г. Магнитогорск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы В.И. Ляха М. Просвещение, 2020г, дополнена отдельными разделами спорта, теоретическим материалом и адаптирована для одарённых детей в области физической культуры и спорта.
Актуальность: необходимость составления модифицированной программы олимпиадной подготовки по физической культуре возникла в связи с популяризацией Всероссийского этапа школьников в предметных олимпиадах. Таким образом, в этой программе обращается особое внимание на индивидуальное развитие ребенка, на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств, на активное использование системно-деятельностного подхода в условиях учебно-тренировочных сборах по подготовке к олимпиадам в ДООЦ "Уральские зори".
Цель программы
Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей через оптимальную структуру дополнительного образования.
Программа предназначена:
- для содействия гармоничному физическому развитию;
обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
для улучшения спортивно-физической подготовки;
для подготовки и участия в региональном, федеральном этапах олимпиады школьников по предмету «физическая культура».
Задачи:
основы знаний по физической культуре и спорту: оздоровительное, спортивное, методическое, олимпийское направление.
формировать практические умения и навыки по отдельным видам спорта: акробатике, баскетболу, волейболу, футболу.
уметь анализировать свои ошибки и исправлять в процессе тренировок
Программа состоит из 2-х основных разделов: теоретического и практического и опирается на объём знаний и умений, полученных в объёме школьной программы и при изучении дополнительного углублённого обучения базовым двигательным действиям и освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры.
Объём, сроки реализации, режим занятий
Данная программа рассчитана на 52 часа. Срок реализации 14.12.2021-23.12.21 в рамках учебно-тренировочных сборах по подготовке к олимпиадам в ДООЦ "Уральские зори".
Формы организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и индивидуально-групповая, групповая
Форма обучения-очная.
Для реализации поставленных задач в программе предусмотрены разнообразные формы и методы:
словесный (лекции, семинары, беседы),
наглядный (показ, наблюдения),
практический (тренировки, тестирование).
2. Планируемые результаты
Предметные результаты
• понимание роли и значения секции в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
• расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Личностные результаты
• воспитание чувства ответственности и долга;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
овладение сведениями о роли и значении секций в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, допинг), и их опасных последствий;
восприятие спортивного соревнования как культурно- массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
3. Содержание учебного курса
Распределение учебного времени
(52 часа)
№ п/п |
Содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Основы теоретических знаний: Вводное занятие: комплектование группы; цели и задачи работы; организационные вопросы. Раздел №1. Социальные и психолого-педагогические характеристики физкультурно-спортивной деятельности Раздел №2 Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности Раздел № 3 Основы теории и методики физической культуры. Раздел № 4 Олимпийское движение | 25 | 25 | |
2 | Акробатика: Общая физическая подготовка ОФП Специальная физическая подготовка (СФП) Варианты акробатических связок и комбинаций | 9 | | 9 |
3 | Баскетбол, волейбол: Общая физическая подготовка ОФП Специальная физическая подготовка (СФП) Варианты баскетбольных, волейбольных связок и комбинаций | 9 | | 9 |
4 | Футбол: Общая физическая подготовка ОФП Специальная физическая подготовка (СФП) Варианты футбольных связок связок и комбинаций | 9 | | 9 |
| Итого: | 52 | 25 | 27 |
Раздел 1. Основы теоретических знаний
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования). Теория и методика физической культуры
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Восстановительный массаж. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Раздел 2. Акробатика
Акробатические упражнения и комбинации различной степени сложности. Акробатические элементы следующих структурных групп: равновесия, кувырки вперед, стойки, кувырки через стойки на руках, прыжки и изменением положения ног, перевороты, кувырки назад, прыжки вверх с поворотами и тд.
Раздел 3. Баскетбол, волейбол
Технические приемы баскетбола: передвижения, стойки, ловля, передачи мяча, ведение мяча с изменением направления. Технические приемы волейбола: стойки, передвижения, приемы мяча снизу, сверху двумя руками, верхняя прямая подача, нижняя прямая подача, блокирование. Комбинации из освоенных элементов. Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Раздел 4. Футбол. Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка. Технические приемы: стойки, передвижения, владение мячом, обводка, удары по воротам верхом, низом