Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для обучающихся 9 классов (включая старших подростков-инвалидов) «Введение в мир профессий»

0
0
Материал опубликован 12 October в группе











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности для обучающихся 9 классов (включая старших подростков-инвалидов)

«Введение в мир профессий»










Возраст обучающихся: 14 – 16 лет

Срок реализации: 1 год




















Автор-составитель:

Хапейшвили София Тенгизовна, педагог-психолог







Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Название программы – «Введение в мир профессий».

Направленность программы – социально-педагогическая.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми-актами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность программы. В современном обществе на передний план выдвигаются проблемы профессионального самоопределения с старшем подростковом возрасте вообще, поэтому необходимо у старших подростков (включая подростков-инвалидов) сформировать осознанное представление о выборе профессии.

Адресат программы – обучающиеся 9-х классов (и подростки инвалиды, обучающиеся с ними).

Она рассчитана на 1 год: включает в себя 34 часа.

Отличительные особенности программы – программа рассматривает общие характеристики профессий, в ней рассматриваются различные профориентационные игры.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – старших подростков объединяет потребность в правильной выборе профессии.

Режим работы - 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель и задачи программы


Цель: развитие профессионального самоопределения обучающихся.

Задачи:

Образовательные (программные):

1) приобретение знаний по различным проессиям;

2) приобретение умений применять полученные знания на практике;

3) формирование навыков профессионального самоопределения;

4) приобретение знаний правил техники безопасности;

5) формирование умений добывать информацию о различных профессиях;

6) развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ на тему «Профессии» с помощью педагога.

Личностные задачи.

развитие активности, проявление инициативы и любознательности;

развитие индивидуальности в выраженнии собственного мнения.

Метапредметные:

формирование первоначальных умений ориентироваться в современном рынке труда;

формирование рефлексивных умений и навыков релаксации;

формирование интереса к различным видам деятельности;

развитие возможностей для самореализации личности в будущем.


Содержание программы


Школьник знакомится с различными профессиями (стюардесса, археолог, кондитер и др.), создает творческую работу на основе полученных знаний (рисунок, плакат и др.), участвует в различных профориентационных играх и дискуссиях..


Планируемые результаты реализации программы


Личностными результатами кружка «Введение в мир профессий» является формирование следующих умений и качеств:

- коммуникативной культуры;

- ориентации на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

- способности к самооценке на основе критериев успешной деятельности;

- критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

- осмысления мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Метапредметными результатами являются:

- умение планировать свои действия с помощью педагога;

- активная жизненная позиция;

- формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

выбор способов решения проблемы формирования способности к профессиональному самоопределению;

формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.

Познавательные УУД:

осуществлять расширенный поиск информации по моделированию изделий из различных материалов с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятию «профессия».

Средством формирования познавательных УУД служат лекции педагога и материал учебного пособия.

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

выслушивание собеседника и ведение диалога;

признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит организация работы в малых группах, также учет индивидуальных способностей учащихся.

Предметные результаты

-  расширение у подростков представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график



п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

02.09

13.00-13.40

Групповая

1

Создание коробки счастливого профессионального будущего

МБОУ КСОШ №19

Тест Г.Айзенка;

устный опрос

2.

Сентябрь

09.09

13.00-13.40

Групповая

1

Зачем человек трудится?

МБОУ КСОШ №19

-

3.

Сентябрь

16.09

13.00-13.40

Групповая

1

Темперамент и профессия. Определение темперамента

МБОУ КСОШ №19

-

4.

Сентябрь

23.09

13.00-13.40

Групповая

1

Уровни профессиональной пригодности

МБОУ КСОШ №19

Тест Г.Айзенка

5.

Сентябрь

30.09

13.00-13.40

Групповая

1

Профессия парфюмера

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

6.

Октябрь

07.10

13.00-13.40

Групповая

1

Я рисую. Художник

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

7.

Октябрь

14.10

13.00-13.40

Групповая

1

Я люблю музыку и хочу быть музыкантом

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

8.

Октябрь

21.10

13.00-13.40

Групповая

1

Композитор

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

9.

Ноябрь

05.11

13.00-13.40

Групповая

1

Хочу сочинять стать писателем

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

10.

Ноябрь

11.11

13.00-13.40

Групповая

1

Пилот. Стюардесса

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

11.

Ноябрь

18.11

13.00-13.40

Групповая

1

Повар-кондитер


МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

12.

Ноябрь

25.11

13.00-13.40

Групповая

1

Хочу изучать древние раскопки. Археолог

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

13.

Декабрь

02.12

13.00-13.40

Групповая

1

Охрана природы – мое призвание. Лесник

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

14.

Декабрь

09.12

13.00-13.40

Групповая

1

Мотивация к профессиональной деятельности

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

15.

Декабрь

16.12

13.00-13.40

Групповая

1

Каковы ошибки в выборе профессии?

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

16.

Декабрь

23.12

13.00-13.40

Групповая

1

Современный рынок труда

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

17.

Январь

09.01

13.00-13.40

Групповая

1

Пути получения профессии

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

18.

Январь

13.01.

13.00-13.40

Групповая

1

Как презентовать себя

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

19.

Январь

20.01.

13.00-13.40

Групповая

1

Стратегия выбора профессии

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

20.

Январь

27.01

13.00-13.40

Групповая

1

Как произвести хорошее впечатление на руководителя

МБОУ КСОШ №19

Устный опрос

21.

Февраль

03.02

13.00-13.40

Групповая

1

Возможности для достижения поставленной цели

МБОУ КСОШ №19

-

22.

Февраль

10.02

13.00-13.40

Групповая

1

Круг волевых качеств, необходимых для профессиональной деятельности

МБОУ КСОШ №19

-

23.

Февраль

17.02

13.00-13.40

Групповая

1

Разгадай профессию по ее формуле

МБОУ КСОШ №19

-

24.

Февраль

24.02

13.00-13.40

Групповая

1

Общее в профессиях

МБОУ КСОШ №19

-

25.

Март

03.03

13.00-13.40

Групповая

1

Специфическое и неспецифическое в трудовой деятельности

МБОУ КСОШ №19

-

26.

Март

10.03

13.00-13.40

Групповая

1

Ассоциации профессий

МБОУ КСОШ №19

-

27.

Март

17.03

13.00-13.40

Групповая

1

Соотношение внешних характеристик людей с их профессией

МБОУ КСОШ №19

-

28.

Март

31.03

13.00-13.40

Групповая

1

Особенности поведения представителей различных профессий

МБОУ КСОШ №19

-

29.

Апрель

07.04

13.00-13.40

Групповая

1

Мои возможности

МБОУ КСОШ №19

-

30.

Апрель

14.04

13.00-13.40

Групповая

1

Готовность выстраивать перспективы

МБОУ КСОШ №19

-

31.

Апрель

21.04

13.00-13.40

Групповая

1

Качества, необходимые в различных профессиях

МБОУ КСОШ №19

-

32.

Апрель

28.04

13.00-13.40

Групповая

1

Представления о профессиональном будущем

МБОУ КСОШ №19

-

33.

Май

12.05

13.00-13.40

Групповая

1

Планирование своей жизни

МБОУ КСОШ №19

-

34.

Май

19.05

13.00-13.40

Групповая

1

Ценностные ориентации

МБОУ КСОШ №19

Итоговый тест «Карта интересов» Голомштока



Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика


Раздел 1. Общее понятие о профессиях

4

2

2

Тест Г.Айзенка;

устный опрос

1.

Создание коробки счастливого профессионального будущего

1

-

1

-

2.

Зачем человек трудится?

1

1

-

-

3.

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

-

1

Тест Г.Айзенка

4.

Уровни профессиональной пригодности

1

1

-

Устный опрос


Раздел 2. Примеры профессий

9

9

-

Устный опрос

5.

Профессия парфюмера

1

1

-

Устный опрос

6.

Я рисую. Художник

1

1

-

Устный опрос

7.

Я люблю музыку и хочу быть музыкантом

1

1

-

Устный опрос

8.

Композитор

1

1

-

Устный опрос

9.

Хочу сочинять стать писателем

1

1

-

Устный опрос

10.

Пилот. Стюардесса

1

1

-

Устный опрос


Повар-кондитер


1

1

-

Устный опрос

11.

Хочу изучать древние раскопки. Археолог

1

1

-

Устный опрос

12.

Охрана природы – мое призвание. Лесник

1

1

-

Устный опрос

13.

Раздел 3. Выбор профессии

8

8

-

Устный опрос

14.

Мотивация к профессиональной деятельности

1

1

-

Устный опрос

15.

Каковы ошибки в выборе профессии?

1

1

-

Устный опрос

16.

Современный рынок труда

1

1

-

Устный опрос

17.

Пути получения профессии

1

1

-

Устный опрос

18.

Как презентовать себя

1

1

-

Устный опрос

19.

Стратегия выбора профессии

1

1

-

Устный опрос

20.

Как произвести хорошее впечатление на руководителя

1

1

-

Устный опрос


Раздел 4. Планирование профессионального будущего

21

-

21

Итоговый тест «Карта интересов» Голомштока

21.

Возможности для достижения поставленной цели

1

-

1

-

22.

Круг волевых качеств, необходимых для профессиональной деятельности

1

-

1

-

23.

Разгадай профессию по ее формуле

1

-

1

-

24.

Общее в профессиях

1

-

1

-

25.

Специфическое и неспецифическое в трудовой деятельности

1

-

1

-

26.

Ассоциации профессий

1

-

1

-

27.

Соотношение внешних характеристик людей с их профессией

1

-

1

-

28.

Особенности поведения представителей различных профессий

1

-

1

-

29.

Мои возможности

1

-

1

-

30.

Готовность выстраивать перспективы

1

-

1

-

31.

Качества, необходимые в различных профессиях

1

-

1

-

32.

Представления о профессиональном будущем

1

-

1

-

33.

Планирование своей жизни

1

-

1

-

34.

Ценностные ориентации

1

-

1

Итоговый тест «Карта интересов» Голомштока


Условия реализации программы



Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

- Материально-техническое обеспечение:

компьютер;

стол, стул;

колонки;

оборудование для практических работ.

-Кадровое обеспечение: педагог-психолог.

- Методическое и дидактическое обеспечение:

методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

учебная, методическая, дополнительная литература;

развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища);

раздаточный материал (бумага, фломастеры, карандаши,).

- Информационное обеспечение:

Интернет-источники, интерактивная доска, диски, колонки.


Формы аттестации


- устные опросы;

- журнал посещаемости;

- лучшие работы детей в электронном виде.



Оценочные материалы


Основные диагностические методики:

- тест на темперамент Г.Айзенка;

- «Карта интересов» Голомштока.


Методические материалы


Образовательный процесс организуется очно. Применяются такие методы обучения, как: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный практический, частично-поисковый, репродуктивный, игровой.

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Формы организации учебного занятия – игра, диспут, мастер-класс, «мозговой штурм», круглый стол, презентация, тренинг.

Педагогические технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология образа и мысли, технология коллективной творческой деятельности.


Список литературы



1.Лукина А.К. Сборник профориентационных игр [Текст] / А.К. Лукина. – М.: Просвещение, 2020.

2. Пряжников Л.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Л.С.Пряжников. – Воронеж: МОДЭК, 2023.

3. Резапкина, Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни [Текст] / Г.В.Резапкина. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013.








































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации