Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для обучающихся 9 классов (включая старших подростков-инвалидов) «Введение в мир профессий»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности для обучающихся 9 классов (включая старших подростков-инвалидов)
«Введение в мир профессий»
Возраст обучающихся: 14 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хапейшвили София Тенгизовна, педагог-психолог
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Название программы – «Введение в мир профессий».
Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми-актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность программы. В современном обществе на передний план выдвигаются проблемы профессионального самоопределения с старшем подростковом возрасте вообще, поэтому необходимо у старших подростков (включая подростков-инвалидов) сформировать осознанное представление о выборе профессии.
Адресат программы – обучающиеся 9-х классов (и подростки инвалиды, обучающиеся с ними).
Она рассчитана на 1 год: включает в себя 34 часа.
Отличительные особенности программы – программа рассматривает общие характеристики профессий, в ней рассматриваются различные профориентационные игры.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – старших подростков объединяет потребность в правильной выборе профессии.
Режим работы - 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель и задачи программы
Цель: развитие профессионального самоопределения обучающихся.
Задачи:
Образовательные (программные):
1) приобретение знаний по различным проессиям;
2) приобретение умений применять полученные знания на практике;
3) формирование навыков профессионального самоопределения;
4) приобретение знаний правил техники безопасности;
5) формирование умений добывать информацию о различных профессиях;
6) развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ на тему «Профессии» с помощью педагога.
Личностные задачи.
развитие активности, проявление инициативы и любознательности;
развитие индивидуальности в выраженнии собственного мнения.
Метапредметные:
формирование первоначальных умений ориентироваться в современном рынке труда;
формирование рефлексивных умений и навыков релаксации;
формирование интереса к различным видам деятельности;
развитие возможностей для самореализации личности в будущем.
Содержание программы
Школьник знакомится с различными профессиями (стюардесса, археолог, кондитер и др.), создает творческую работу на основе полученных знаний (рисунок, плакат и др.), участвует в различных профориентационных играх и дискуссиях..
Планируемые результаты реализации программы
Личностными результатами кружка «Введение в мир профессий» является формирование следующих умений и качеств:
- коммуникативной культуры;
- ориентации на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
- способности к самооценке на основе критериев успешной деятельности;
- критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
- осмысления мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Метапредметными результатами являются:
- умение планировать свои действия с помощью педагога;
- активная жизненная позиция;
- формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
выбор способов решения проблемы формирования способности к профессиональному самоопределению;
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.
Познавательные УУД:
осуществлять расширенный поиск информации по моделированию изделий из различных материалов с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятию «профессия».
Средством формирования познавательных УУД служат лекции педагога и материал учебного пособия.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в малых группах, также учет индивидуальных способностей учащихся.
Предметные результаты
- расширение у подростков представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 02.09 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Создание коробки счастливого профессионального будущего | МБОУ КСОШ №19 | Тест Г.Айзенка; устный опрос |
2. | Сентябрь | 09.09 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Зачем человек трудится? | МБОУ КСОШ №19 | - |
3. | Сентябрь | 16.09 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | МБОУ КСОШ №19 | - |
4. | Сентябрь | 23.09 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Уровни профессиональной пригодности | МБОУ КСОШ №19 | Тест Г.Айзенка |
5. | Сентябрь | 30.09 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Профессия парфюмера | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
6. | Октябрь | 07.10 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Я рисую. Художник | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
7. | Октябрь | 14.10 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Я люблю музыку и хочу быть музыкантом | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
8. | Октябрь | 21.10 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Композитор | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
9. | Ноябрь | 05.11 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Хочу сочинять стать писателем | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
10. | Ноябрь | 11.11 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Пилот. Стюардесса | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
11. | Ноябрь | 18.11 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Повар-кондитер | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
12. | Ноябрь | 25.11 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Хочу изучать древние раскопки. Археолог | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
13. | Декабрь | 02.12 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Охрана природы – мое призвание. Лесник | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
14. | Декабрь | 09.12 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Мотивация к профессиональной деятельности | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
15. | Декабрь | 16.12 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Каковы ошибки в выборе профессии? | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
16. | Декабрь | 23.12 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Современный рынок труда | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
17. | Январь | 09.01 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Пути получения профессии | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
18. | Январь | 13.01. | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Как презентовать себя | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
19. | Январь | 20.01. | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Стратегия выбора профессии | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
20. | Январь | 27.01 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Как произвести хорошее впечатление на руководителя | МБОУ КСОШ №19 | Устный опрос |
21. | Февраль | 03.02 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Возможности для достижения поставленной цели | МБОУ КСОШ №19 | - |
22. | Февраль | 10.02 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Круг волевых качеств, необходимых для профессиональной деятельности | МБОУ КСОШ №19 | - |
23. | Февраль | 17.02 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Разгадай профессию по ее формуле | МБОУ КСОШ №19 | - |
24. | Февраль | 24.02 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Общее в профессиях | МБОУ КСОШ №19 | - |
25. | Март | 03.03 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Специфическое и неспецифическое в трудовой деятельности | МБОУ КСОШ №19 | - |
26. | Март | 10.03 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Ассоциации профессий | МБОУ КСОШ №19 | - |
27. | Март | 17.03 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Соотношение внешних характеристик людей с их профессией | МБОУ КСОШ №19 | - |
28. | Март | 31.03 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Особенности поведения представителей различных профессий | МБОУ КСОШ №19 | - |
29. | Апрель | 07.04 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Мои возможности | МБОУ КСОШ №19 | - |
30. | Апрель | 14.04 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Готовность выстраивать перспективы | МБОУ КСОШ №19 | - |
31. | Апрель | 21.04 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Качества, необходимые в различных профессиях | МБОУ КСОШ №19 | - |
32. | Апрель | 28.04 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Представления о профессиональном будущем | МБОУ КСОШ №19 | - |
33. | Май | 12.05 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Планирование своей жизни | МБОУ КСОШ №19 | - |
34. | Май | 19.05 | 13.00-13.40 | Групповая | 1 | Ценностные ориентации | МБОУ КСОШ №19 | Итоговый тест «Карта интересов» Голомштока |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Раздел 1. Общее понятие о профессиях | 4 | 2 | 2 | Тест Г.Айзенка; устный опрос |
1. | Создание коробки счастливого профессионального будущего | 1 | - | 1 | - |
2. | Зачем человек трудится? | 1 | 1 | - | - |
3. | Темперамент и профессия. Определение темперамента | 1 | - | 1 | Тест Г.Айзенка |
4. | Уровни профессиональной пригодности | 1 | 1 | - | Устный опрос |
| Раздел 2. Примеры профессий | 9 | 9 | - | Устный опрос |
5. | Профессия парфюмера | 1 | 1 | - | Устный опрос |
6. | Я рисую. Художник | 1 | 1 | - | Устный опрос |
7. | Я люблю музыку и хочу быть музыкантом | 1 | 1 | - | Устный опрос |
8. | Композитор | 1 | 1 | - | Устный опрос |
9. | Хочу сочинять стать писателем | 1 | 1 | - | Устный опрос |
10. | Пилот. Стюардесса | 1 | 1 | - | Устный опрос |
| Повар-кондитер | 1 | 1 | - | Устный опрос |
11. | Хочу изучать древние раскопки. Археолог | 1 | 1 | - | Устный опрос |
12. | Охрана природы – мое призвание. Лесник | 1 | 1 | - | Устный опрос |
13. | Раздел 3. Выбор профессии | 8 | 8 | - | Устный опрос |
14. | Мотивация к профессиональной деятельности | 1 | 1 | - | Устный опрос |
15. | Каковы ошибки в выборе профессии? | 1 | 1 | - | Устный опрос |
16. | Современный рынок труда | 1 | 1 | - | Устный опрос |
17. | Пути получения профессии | 1 | 1 | - | Устный опрос |
18. | Как презентовать себя | 1 | 1 | - | Устный опрос |
19. | Стратегия выбора профессии | 1 | 1 | - | Устный опрос |
20. | Как произвести хорошее впечатление на руководителя | 1 | 1 | - | Устный опрос |
| Раздел 4. Планирование профессионального будущего | 21 | - | 21 | Итоговый тест «Карта интересов» Голомштока |
21. | Возможности для достижения поставленной цели | 1 | - | 1 | - |
22. | Круг волевых качеств, необходимых для профессиональной деятельности | 1 | - | 1 | - |
23. | Разгадай профессию по ее формуле | 1 | - | 1 | - |
24. | Общее в профессиях | 1 | - | 1 | - |
25. | Специфическое и неспецифическое в трудовой деятельности | 1 | - | 1 | - |
26. | Ассоциации профессий | 1 | - | 1 | - |
27. | Соотношение внешних характеристик людей с их профессией | 1 | - | 1 | - |
28. | Особенности поведения представителей различных профессий | 1 | - | 1 | - |
29. | Мои возможности | 1 | - | 1 | - |
30. | Готовность выстраивать перспективы | 1 | - | 1 | - |
31. | Качества, необходимые в различных профессиях | 1 | - | 1 | - |
32. | Представления о профессиональном будущем | 1 | - | 1 | - |
33. | Планирование своей жизни | 1 | - | 1 | - |
34. | Ценностные ориентации | 1 | - | 1 | Итоговый тест «Карта интересов» Голомштока |
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
- Материально-техническое обеспечение:
компьютер;
стол, стул;
колонки;
оборудование для практических работ.
-Кадровое обеспечение: педагог-психолог.
- Методическое и дидактическое обеспечение:
методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
учебная, методическая, дополнительная литература;
развивающий материал: рекомендации к практическим занятиям: комплекс физминуток (упражнения на расслабление всего организма, дыхательная гимнастика, релаксация мышц рук, релаксация мышц ног, релаксация мышц туловища);
раздаточный материал (бумага, фломастеры, карандаши,).
- Информационное обеспечение:
Интернет-источники, интерактивная доска, диски, колонки.
Формы аттестации
- устные опросы;
- журнал посещаемости;
- лучшие работы детей в электронном виде.
Оценочные материалы
Основные диагностические методики:
- тест на темперамент Г.Айзенка;
- «Карта интересов» Голомштока.
Методические материалы
Образовательный процесс организуется очно. Применяются такие методы обучения, как: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный практический, частично-поисковый, репродуктивный, игровой.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия – игра, диспут, мастер-класс, «мозговой штурм», круглый стол, презентация, тренинг.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология образа и мысли, технология коллективной творческой деятельности.
Список литературы
1.Лукина А.К. Сборник профориентационных игр [Текст] / А.К. Лукина. – М.: Просвещение, 2020.
2. Пряжников Л.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Л.С.Пряжников. – Воронеж: МОДЭК, 2023.
3. Резапкина, Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни [Текст] / Г.В.Резапкина. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013.