Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник внутри нас» (1–4 классы)
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художник внутри нас»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 36 часов
Автор: Неробова Татьяна Борисовна,
педагог дополнительного образования
г. Рыбинск, 2020 г.
Нетрадиционные техники рисования 10
Материально-техническое оснащение 11
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник внутри нас» имеет художественную направленность, т.к. способствует развитию творческого потенциала учащегося через освоение нетрадиционных техник и приёмов изобразительной деятельности, в том числе и правополушарного рисования. Интуитивное или правополушарное рисование – это современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования. Программа направлена на приобщение детей к творчеству через искусство. Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в техниках нетрадиционного рисования, дает возможность создать живописную композицию детям разного уровня подготовки.
Актуальность программы обусловлена тем, что использование метода правополушарного рисования позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей. К работе подключается интуиция, благодаря чему рисовать получается, не задумываясь, без соблюдения правил.
В последнее время интуитивная живопись становится всё более популярной и среди детей, и среди взрослых. Интуитивное рисование - это наиболее эффективное средство для формирования творческого мышления, что является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Креативное мышление ценится в любой сфере деятельности. Любой работодатель мечтает найти креативного директора, менеджера, повара, педагога. Работник, который мыслит нестандартно, творчески, как правило, находит интересные и необычные решения для разрешения проблем. Рисование нетрадиционными способами - это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, вооружает их одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. Интуитивное рисование способствует активному раскрытию творческого потенциала учащихся через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Ребята начинают видеть многовариантность решений поставленных проблем, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть эмоциями.
Интуитивное рисование – это развитие творческого потенциала и творческого самовыражения. Данная программа призвана развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой и красочной. Ребенок, занимаясь интуитивным рисованием, реализует свою мечту научиться рисовать картины, даже если у него абсолютно не было опыта.
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, формирование креативного мышления посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с многообразием художественных материалов, инструментов и приёмами работы с ними.
Научить основным правилам изображения с помощью интуитивного нетрадиционного рисования.
Научить воспринимать свет и тень (умение видеть и передавать характеристики цвета), целостный образ (умение видеть целое и его части).
Научить использовать образно-выразительные средства интуитивного рисования для решения творческих задач.
Развивающие:
Способствовать освоению основных навыков правополушарного нетрадиционного рисования.
Содействовать формированию творческого мышления, устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и интуицию.
Развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Способствовать формированию эмоционально-положительного восприятия окружающего мира.
Воспитывать внимание, целеустремлённость, терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие и ответственность за результаты своего труда.
Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, уважительное отношение к людям, чувство удовлетворения от совместной работы.
Содействовать уравновешиванию эмоционального состояния (избавление от стресса и тревог).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник внутри нас» авторская. При разработке программы обобщен опыт работы педагога-автора, использовались материалы образовательных программ студии «Интуитивное рисование» Богатенковой Т. Н., «Найди себя в творчестве» Мусаевой А.А..
Новизна данной программы заключается в том, что она соединяет интуитивное рисование и другие нетрадиционные техники, предназначена для детей, желающих свободно излагать свои мысли и чувства с помощью рисунка и творчески развиваться, кому хочется рисовать, несмотря на отсутствие базовых навыков и отсутствие природного таланта.
Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому дети с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Интуитивное рисование и нетрадиционные техники помогут детям стать творческими, эмоционально устойчивыми, уверенными в своих способностях, инициативными. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Разнообразие нестандартных техник, представленных в программе (которые включают в себя множество приемов рисунка и живописи), позволяет вызвать у ребенка живой интерес к изобразительной деятельности и творчеству, воспринимать занятия как увлекательный процесс.
В основе организации образовательной деятельности лежат: технология развивающего дифференцированного обучения, личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества и сотворчества.
Возраст учащихся – 7-10 лет
Программа рассчитана на 36 учебных часов. Занятия могут проводиться в группах наполняемостью 10 - 15 человек.
Примерный календарный график
Начало учебного года | Окончание учебного года | Количество учебных недель | Количество часов в год | Продолжительность занятий | Периодичность занятий |
14.09.2020 | 24.01.2021 | 18 | 36 | 2 часа | 1 раз в неделю |
Набор в группы осуществляется на добровольной основе.
Форма занятий, в зависимости от темы, может быть групповая, индивидуальная или фронтальная.
Содержание программы может незначительно корректироваться в зависимости от интересов и способностей учащихся, наличия материала, появления интересных идей, которые являются целесообразными в обучении.
Техникой рисования, которой должны овладеть учащиеся, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Нетрадиционные техники рисования создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выражать в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учится видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Дети, самостоятельно оформляя эти образы до узнаваемых, погружаются в удивительный мир творчества.
В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагаются разнообразные виды деятельности, что способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует множество новых ощущений, соединяя их со зрительными, слуховыми ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.
В программе прослеживаются межпредметные связи с образовательными областями изобразительная деятельность, технология, МХК.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе учащиеся
будут знать:
многообразие художественных материалов и инструментов;
особенности работы с разными материалами и инструментами;
основные правила изображения с помощью нетрадиционных техник рисования;
основные правила изображения с помощью интуитивного рисования;
основы художественно-изобразительной грамоты и цветоведения
будут уметь:
видеть и передавать характеристики цвета;
воспринимать пространство, видеть края предмета, соотношение предметов и их частей, целостный образ;
использовать образно-выразительные средства интуитивного рисования для решения творческих задач;
создавать фон в правополушарной технике;
самостоятельно создавать живописные работы, используя разнообразный материал и инструменты;
работать самостоятельно и в коллективе;
организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
представлять свою работу;
будут обладать личностными качествами:
воображение, наблюдательность, творческое и пространственное мышление, фантазия, изобретательность, пространственное воображение и интуиция;
внимание, целеустремлённость, терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие и ответственность за результаты своего труда.
эстетический и художественный вкус;
чувство взаимопомощи и коллективизма, уважительное отношение к людям, чувство удовлетворения от совместной работы;
эмоциональное удовлетворение, отсутствие страха перед выполнением заданий.
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть итоговая выставка.
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Живопись гуашью | 20 | 8 | 12 |
3 | Такая разная акварель | 12 | 4 | 8 |
4 | Культурно-массовые мероприятия | 2 | - | 2 |
| Всего: | 36 | 13 | 23 |
Раздел программы | Содержание | |
Теория | Практика | |
1. Вводное занятие. | Знакомство с учащимися. Понятие и история возникновения рисования и в частности интуитивного и нетрадиционного рисования. Цели и задачи объединения на учебный год. Необходимые инструменты и материалы (бумага, картон, камни, краски гуашевые и акварельные, восковые мелки, гелевая ручка, фломастер и т.д.) Просмотр видеофильма «Рисовать может каждый». Инструктаж по Т.Б. Контроль ЗУН | Выполнение практической работы с целью определения первоначальных знаний, умений и навыков |
Живопись гуашью | Знакомство с красками «Гуашь». Смешивание красок. Определение оттенков. Тёплые и холодные цвета. Загадки о лесе, о животных. Основы интуитивного рисования. Создание фона гуашевыми красками с использованием разных кистей. Нетрадиционные техники рисования. Набрызг. Рисование жёсткой кистью. Соединение разных техник рисования в одном рисунке. | Создание фона для картины в правополушарной технике рисования с использованием горизонтальной, вертикальной и диагональной техники накладывания красок. Соединение разных направлений для фона. Рисунки на тему: 1.«Пальмы на необитаемом острове» 2. «Травинки на закате» 3. «Одуванчики» 4. «Луга и облака» 5. «Море, парус» 6. «Котик» Создание фона картины с использованием техники накладывания красок по дуге, по кругу и от центра к краям. Создание фона в разных направлениях. Рисунки на тему: 7. «Закат на озере» 8. «Снеговик» 9. «Девочка» 10. «Лес осенью» |
Такая разная акварель | Знакомство с красками «Акварель» и её возможностями Нетрадиционные техники рисования: Рисование восковыми карандашами и акварелью. Рисование пальчиками. Рисование чёрным маркером и акварелью. Рисование акварелью и фломастерами. Рисование с элементами письма (или дудлинг и акварель) Рисование акварелью и солью. Соединение разных техник рисования в одном рисунке. | Рисование восковыми карандашами и акварелью. «Ёжики» «Медузы» Рисование чёрным маркером и акварелью. «Кошка» Рисование акварелью и фломастерами. «Подводный мир» Рисование с элементами письма (или дудлинг и акварель) 5. «Осенний лист» Рисование акварелью и солью. 6. «Олень» |
Культурно-массовая деятельность | Участие в массовых мероприятиях. | Коллективные работы к праздникам. Выполнение творческой итоговой работы с использованием изученных техник |
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций);
наблюдение;
показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.;
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем);
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Принципы обучения:
коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативные навыки;
принцип коллективности – дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для самопознания;
гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ребенка (взаимопонимание, ответственность, уважение);
принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Для успешной реализации программы необходимо:
учебный кабинет;
рабочие столы, стулья (в зависимости от количества учащихся);
раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;
видеопроектор, компьютер;
материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:
образцы изделий, бумага для акварели или ватман формата А3, А4, А5, краски (гуашь, акварель), кисти (Щетина плоские № 24,12,7, круглые белка №8,4, нейлон №2,1), простые карандаши, фломастеры, перманентные чёрные маркеры, восковые карандаши, соль, салфетки, стаканчики для воды, клеенки, малярный скотч.
Мониторинг образовательных результатовДля успешной реализации программы предполагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности детей по следующим параметрам:
уровень теоретических знаний;
уровень практических умений;
участие в конкурсах и выставках различных уровней.
Организуется входной, текущий и итоговый контроль ЗУН.
№ | Вид контроля | Форма проведения | Описание |
1 | Входной | Обследование | Диагностические занятия на свободную тему, в начале обучения, дают понимание о способностях ребенка, уже имеющихся знаниях и навыках. |
2 | Текущий | Наблюдение | Дает четкое представление о возможностях ребенка, его предпочтениях в рисовании. |
Анализ творческих работ | Помогает определить уровень креативности, художественной выразительности, умение использовать богатство цветовой палитры и композиционные приемы. | ||
Участие в выставках и конкурсах | Получение детьми грамот и дипломов | ||
3 | Итоговый | Выставка работ учащихся | Каждый учащийся должен стать участником этой выставки, поскольку это дает осознание причастности к общему художественному кругу. Даёт возможность увидеть результаты работы. |
Использование вышеперечисленных форм контроля позволяет учащимся проявить навыки самостоятельной работы, углубить, систематизировать и закрепить свои знания, умения и навыки.
Критерии | Показатели | Уровень |
Уровень соответствия знаний программным требованиям | –теоретические знания очень слабые | низкий уровень |
– теоретическими знаниями владеет не в полном объёме | средний уровень | |
– теоретическими знаниями обладает в полном объёме | высокий уровень | |
Уровень соответствия практических умений и навыков программным требованиям | – выполнение простейших практических заданий; | низкий уровень |
– выполнение средних по сложности заданий; | средний уровень | |
– выполнение максимальных по сложности заданий | высокий уровень |
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Мн.: Современный литератор, 2002.
Полунина В.Н. Солнечный круг/ В.Н. Полунина. – М., 2003.
Трофимова М. В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль: Академия развития, 2001.
Юсов Б.П. Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.
Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности/ под редакцией Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.
Интернет-ресурсы1. Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/ Обращение: 02.04.2020
2. Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/ Обращение: 02.04.2020
3. Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru Обращение: 02.04.2020
4. Сайт «Мастер класс». http://masterclassy.ru/ Обращение: 02.04.2020
5. Журнал Педагог/нетрадиционные техники рисования - https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7535
6. Частный образовательный центр «Лучик» - https://luchik.ru/ Обращение: 02.04.2020
7. Маам ru. Традиционные и нетрадиционные техники рисования - https://www.maam.ru/detskijsad/1-1-4-tradicionye-i-netradicionye-tehniki-na-zanjatijah-po-risovaniyu-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html Обращение: 02.04.2020