Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник внутри нас» (1–4 классы)

2
0
Материал опубликован 17 November 2020 в группе

t1605634632aa.jpg

Художественная направленность



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Художник внутри нас»





Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 36 часов



Автор: Неробова Татьяна Борисовна,

педагог дополнительного образования







г. Рыбинск, 2020 г.


Оглавление






Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник внутри нас» имеет художественную направленность, т.к. способствует развитию творческого потенциала учащегося через освоение нетрадиционных техник и приёмов изобразительной деятельности, в том числе и правополушарного рисования. Интуитивное или правополушарное рисование – это современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования. Программа направлена на приобщение детей к творчеству через искусство. Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в техниках нетрадиционного рисования, дает возможность создать живописную композицию детям разного уровня подготовки.

Актуальность программы обусловлена тем, что использование метода правополушарного рисования позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей. К работе подключается интуиция, благодаря чему рисовать получается, не задумываясь, без соблюдения правил.

В последнее время интуитивная живопись становится всё более популярной и среди детей, и среди взрослых. Интуитивное рисование - это наиболее эффективное средство для формирования творческого мышления, что является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Креативное мышление ценится в любой сфере деятельности. Любой работодатель мечтает найти креативного директора, менеджера, повара, педагога. Работник, который мыслит нестандартно, творчески, как правило, находит интересные и необычные решения для разрешения проблем. Рисование нетрадиционными способами - это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, вооружает их одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. Интуитивное рисование способствует активному раскрытию творческого потенциала учащихся через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Ребята начинают видеть многовариантность решений поставленных проблем, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть эмоциями.

Интуитивное рисование – это развитие творческого потенциала и творческого самовыражения. Данная программа призвана развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой и красочной. Ребенок, занимаясь интуитивным рисованием, реализует свою мечту научиться рисовать картины, даже если у него абсолютно не было опыта.

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, формирование креативного мышления посредством нетрадиционных техник рисования.


Задачи:

Обучающие:

Познакомить учащихся с многообразием художественных материалов, инструментов и приёмами работы с ними.

Научить основным правилам изображения с помощью интуитивного нетрадиционного рисования.

Научить воспринимать свет и тень (умение видеть и передавать характеристики цвета), целостный образ (умение видеть целое и его части).

Научить использовать образно-выразительные средства интуитивного рисования для решения творческих задач.


Развивающие:

Способствовать освоению основных навыков правополушарного нетрадиционного рисования.

Содействовать формированию творческого мышления, устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и интуицию.

Развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук.


Воспитательные:

Способствовать формированию эмоционально-положительного восприятия окружающего мира.

Воспитывать внимание, целеустремлённость, терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие и ответственность за результаты своего труда.

Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма, уважительное отношение к людям, чувство удовлетворения от совместной работы.

Содействовать уравновешиванию эмоционального состояния (избавление от стресса и тревог).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художник внутри нас» авторская. При разработке программы обобщен опыт работы педагога-автора, использовались материалы образовательных программ студии «Интуитивное рисование» Богатенковой Т. Н., «Найди себя в творчестве» Мусаевой А.А..

Новизна данной программы заключается в том, что она соединяет интуитивное рисование и другие нетрадиционные техники, предназначена для детей, желающих свободно излагать свои мысли и чувства с помощью рисунка и творчески развиваться, кому хочется рисовать, несмотря на отсутствие базовых навыков и отсутствие природного таланта.

Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому дети с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Интуитивное рисование и нетрадиционные техники помогут детям стать творческими, эмоционально устойчивыми, уверенными в своих способностях, инициативными. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Разнообразие нестандартных техник, представленных в программе (которые включают в себя множество приемов рисунка и живописи), позволяет вызвать у ребенка живой интерес к изобразительной деятельности и творчеству, воспринимать занятия как увлекательный процесс.

В основе организации образовательной деятельности лежат: технология развивающего дифференцированного обучения, личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества и сотворчества.

Возраст учащихся – 7-10 лет

Программа рассчитана на 36 учебных часов. Занятия могут проводиться в группах наполняемостью 10 - 15 человек.

Примерный календарный график

Начало учебного года

Окончание учебного года

Количество учебных недель

Количество часов в год

Продолжительность занятий

Периодичность занятий

14.09.2020

24.01.2021

18

36

2 часа

1 раз в неделю


Набор в группы осуществляется на добровольной основе.

Форма занятий, в зависимости от темы, может быть групповая, индивидуальная или фронтальная.

Содержание программы может незначительно корректироваться в зависимости от интересов и способностей учащихся, наличия материала, появления интересных идей, которые являются целесообразными в обучении.

Техникой рисования, которой должны овладеть учащиеся, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Нетрадиционные техники рисования создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выражать в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учится видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Дети, самостоятельно оформляя эти образы до узнаваемых, погружаются в удивительный мир творчества.

В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагаются разнообразные виды деятельности, что способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует множество новых ощущений, соединяя их со зрительными, слуховыми ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.

В программе прослеживаются межпредметные связи с образовательными областями изобразительная деятельность, технология, МХК.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе учащиеся

будут знать:

многообразие художественных материалов и инструментов;

особенности работы с разными материалами и инструментами;

основные правила изображения с помощью нетрадиционных техник рисования;

основные правила изображения с помощью интуитивного рисования;

основы художественно-изобразительной грамоты и цветоведения


будут уметь:

видеть и передавать характеристики цвета;

воспринимать пространство, видеть края предмета, соотношение предметов и их частей, целостный образ;

использовать образно-выразительные средства интуитивного рисования для решения творческих задач;

создавать фон в правополушарной технике;

самостоятельно создавать живописные работы, используя разнообразный материал и инструменты;

работать самостоятельно и в коллективе;

организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;

представлять свою работу;


будут обладать личностными качествами:

воображение, наблюдательность, творческое и пространственное мышление, фантазия, изобретательность, пространственное воображение и интуиция;

внимание, целеустремлённость, терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие и ответственность за результаты своего труда.

эстетический и художественный вкус;

чувство взаимопомощи и коллективизма, уважительное отношение к людям, чувство удовлетворения от совместной работы;

эмоциональное удовлетворение, отсутствие страха перед выполнением заданий.

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть итоговая выставка.


Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Живопись гуашью

20

8

12

3

Такая разная акварель

12

4

8

4

Культурно-массовые мероприятия

2

-

2


Всего:

36

13

23

Содержание программы



Раздел программы

Содержание

Теория

Практика

1. Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Понятие и история возникновения рисования и в частности интуитивного и нетрадиционного рисования. Цели и задачи объединения на учебный год.

Необходимые инструменты и материалы (бумага, картон, камни, краски гуашевые и акварельные, восковые мелки, гелевая ручка, фломастер и т.д.) Просмотр видеофильма «Рисовать может каждый».

Инструктаж по Т.Б.

Контроль ЗУН

Выполнение практической работы с целью определения первоначальных знаний, умений и навыков

Живопись гуашью

Знакомство с красками «Гуашь». Смешивание красок. Определение оттенков. Тёплые и холодные цвета. Загадки о лесе, о животных.

Основы интуитивного рисования. Создание фона гуашевыми красками с использованием разных кистей.

Нетрадиционные техники рисования.

Набрызг.

Рисование жёсткой кистью.

Соединение разных техник рисования в одном рисунке.


Создание фона для картины в правополушарной технике рисования с использованием горизонтальной, вертикальной и диагональной техники накладывания красок. Соединение разных направлений для фона. Рисунки на тему:

1.«Пальмы на необитаемом острове»

2. «Травинки на закате»

3. «Одуванчики»

4. «Луга и облака»

5. «Море, парус»

6. «Котик»

Создание фона картины с использованием техники накладывания красок по дуге, по кругу и от центра к краям. Создание фона в разных направлениях. Рисунки на тему:

7. «Закат на озере»

8. «Снеговик»

9. «Девочка»

10. «Лес осенью»

Такая разная акварель

Знакомство с красками «Акварель» и её возможностями

Нетрадиционные техники рисования:

Рисование восковыми карандашами и акварелью.

Рисование пальчиками.

Рисование чёрным маркером и акварелью.

Рисование акварелью и фломастерами.

Рисование с элементами письма (или дудлинг и акварель)

Рисование акварелью и солью.

Соединение разных техник рисования в одном рисунке.

Рисование восковыми карандашами и акварелью.

«Ёжики»

«Медузы»

Рисование чёрным маркером и акварелью.

«Кошка»

Рисование акварелью и фломастерами.

«Подводный мир»

Рисование с элементами письма (или дудлинг и акварель)

5. «Осенний лист»

Рисование акварелью и солью.

6. «Олень»


Культурно-массовая деятельность

Участие в массовых мероприятиях.

Коллективные работы к праздникам. Выполнение творческой итоговой работы с использованием изученных техник



Обеспечение программы Методическое обеспечение

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций);

наблюдение;

показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.;

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем);

исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Принципы обучения:

коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативные навыки;

принцип коллективности – дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для самопознания;

гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ребенка (взаимопонимание, ответственность, уважение);

принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.


Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"


Материально-техническое оснащение

Для успешной реализации программы необходимо:

учебный кабинет;

рабочие столы, стулья (в зависимости от количества учащихся);

раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;

видеопроектор, компьютер;

материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:

образцы изделий, бумага для акварели или ватман формата А3, А4, А5, краски (гуашь, акварель), кисти (Щетина плоские № 24,12,7, круглые белка №8,4, нейлон №2,1), простые карандаши, фломастеры, перманентные чёрные маркеры, восковые карандаши, соль, салфетки, стаканчики для воды, клеенки, малярный скотч.

Мониторинг образовательных результатов

Для успешной реализации программы предполагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности детей по следующим параметрам:

уровень теоретических знаний;

уровень практических умений;

участие в конкурсах и выставках различных уровней.

Организуется входной, текущий и итоговый контроль ЗУН.


Вид контроля

Форма проведения

Описание

1

Входной

Обследование

Диагностические занятия на свободную тему, в начале обучения, дают понимание о способностях ребенка, уже имеющихся знаниях и навыках.

2

Текущий

Наблюдение

Дает четкое представление о возможностях ребенка, его предпочтениях в рисовании.

Анализ творческих работ

Помогает определить уровень креативности, художественной выразительности, умение использовать богатство цветовой палитры и композиционные приемы.

Участие в выставках и конкурсах

Получение детьми грамот и дипломов

3

Итоговый

Выставка работ учащихся

Каждый учащийся должен стать участником этой выставки, поскольку это дает осознание причастности к общему художественному кругу.

Даёт возможность увидеть результаты работы.

Использование вышеперечисленных форм контроля позволяет учащимся проявить навыки самостоятельной работы, углубить, систематизировать и закрепить свои знания, умения и навыки.


Критерии

Показатели

Уровень

Уровень соответствия знаний программным требованиям

теоретические знания очень слабые

низкий уровень

теоретическими знаниями владеет не в полном объёме

средний уровень


теоретическими знаниями обладает в полном объёме

высокий уровень

Уровень соответствия практических умений и навыков программным требованиям

выполнение простейших практических заданий;

низкий уровень


выполнение средних по сложности заданий;

средний уровень


выполнение максимальных по сложности заданий

высокий уровень

Список источников Литература для педагога

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей»

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.

Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Мн.: Современный литератор, 2002.

Полунина В.Н. Солнечный круг/ В.Н. Полунина. – М., 2003.

Трофимова М. В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль: Академия развития, 2001.

Юсов Б.П. Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.

Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности/ под редакцией Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.

Интернет-ресурсы

1. Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/ Обращение: 02.04.2020

2. Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/ Обращение: 02.04.2020

3. Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru Обращение: 02.04.2020

4. Сайт «Мастер класс». http://masterclassy.ru/ Обращение: 02.04.2020

5. Журнал Педагог/нетрадиционные техники рисования - https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7535

6. Частный образовательный центр «Лучик» - https://luchik.ru/ Обращение: 02.04.2020

7. Маам ru. Традиционные и нетрадиционные техники рисования - https://www.maam.ru/detskijsad/1-1-4-tradicionye-i-netradicionye-tehniki-na-zanjatijah-po-risovaniyu-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html Обращение: 02.04.2020


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации