Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» Направленность: социально-педагогическая Возраст детей: 6,5-18 лет Срок реализации: 1 лагерная смена (21 день или 147 чч.)

8
0
Материал опубликован 9 April 2020 в группе

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Планета детства»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст детей: 6,5-18 лет

Срок реализации: 1 лагерная смена (21 день)






Автор-составитель:

Гринева Ирина Федоровна,

начальник лагеря

дневного пребывания









г. Гай, 2017 год

Информационная карта программы лагеря

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства»

Основания для разработки программы

Основные положения «Декларации прав человека», (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.);

Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.); Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г., с учетом изменений, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ (от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ); Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №213-ФЗ (с изменениями от 02.06.2016г.); Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24.07.1998г. № 124-ФЗ); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012г.); Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015г. №479); Национальная доктрина образования в РФ до 2025г. (постановление правительства РФ от 04.10.2000г. №751); Распоряжение Правительства Российской Федерации, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 г. № 1726-р)

Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области (от 6.09.2013г. №1698/506-V-ОЗ);

Постановление Правительства Оренбургской области "О порядке осуществления и финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области" (от 2 апреля 2013 г. N 255-п);

Указ Губернатора Оренбургской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2012 году и последующие годы» (от 12.04.2012 г. № 211-ук);

«Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2016 году» (от 15 апреля 2016 года N 3);

Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга» (30.09.2014 №990-А), Изменения к Уставу (23.05.2016 №201-рА)

Положение о детском объединении МАУДО ЦДТ «Радуга» (Утверждено приказом директора МАУДО ЦДТ «Радуга» 24.11.14г., №132/1)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155-13 "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27 декабря 2013 г.) зарегистрировано в Минюсте РФ 18.04 2014 рег. №32024

Заказчик программы

Отдел образования администрации Гайского городского округа

Автор-составитель программы

Гринева И.Ф., начальник лагеря дневного пребывания

МАУДО ЦДТ «Радуга»

Образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Радуга»


Адрес организации

462631 г. Гай, ул. Советская, 14а

Телефон

4-23-34

Срок реализации программы

1 лагерная смена

Место реализации

Городской лагерь с дневным пребыванием на базе МАУДО ЦДТ «Радуга»

Количество, возраст учащихся

110 учащихся от 6,5 до 18 лет

Направления

деятельности программы

Образовательное

Спортивно-оздоровительное

Культурно-досуговое

Туристско-краеведческое

Продолжительность программы

Краткосрочная - 21 день


Содержание


раздела

Разделы


Стр.

I

Пояснительная записка

5

II

Содержание программы смены

17

III

Условия реализации программы

22

IV

Оценка эффективности программы

26

V

Список используемой литературы

28

VI

Приложение

30


Приложение №1

30


Приложение №2

31


Приложение №3

37


Приложение №4

44


Приложение №5

47


Приложение №6

52


Приложение №7

54

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что организация летнего отдыха детей позволяет осуществлять непрерывное дополнительное образование и решает существующие противоречия:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- между потребностью детей в практическом познании мира и теоретизированным характером обучения;

- между педагогической опекой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Программа деятельности летнего лагеря дневного пребывания направлена на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Отличительные особенности программы заключаются в её комплексном характере. В программу включены соревнования и конкурсы, предполагающие сочетание спорта и искусства. Перед участниками данных мероприятий ставится задача – «победить самого себя, а не других», здесь отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, при определении лауреатов учитываются не только результаты выступлений участников, но и нравственные и эстетические аспекты их поведения.

Для сравнения с программой «Планета детства» были выбраны несколько программ лагерей дневного пребывания Оренбургской области (Акбулакской «СОШ №2» «Дети солнца» Будера Т.Н. и МАУДО «ЦДТ «Радуга» г. Гай «Планета детства» Денисовой И.А.)

Отличительные особенности данной программы «Планета детства» от названных выше программ состоят в следующем:

по цели: программы «Планеты детства» МАУДО ЦДТ «Радуга» обоих авторов направлены на развитие личности каждого ребенка через реализацию его творческой, социальной активности в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;

программа лагеря дневного пребывания «Дети солнца» Будера Т.Н. направлена на создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей;

по содержанию: обновленная программа «Планета детства» отличается от предыдущей и от программы «Дети солнца» Будера Т.Н. тем, что в нее включена специально организованная образовательная деятельность, предполагающая реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Школьный театр» и «Бусинка», необходимо отметить и то, что содержание программы «Дети солнца» направлено в основном на младшего школьника;

по ожидаемым результатам: результативность программы «Дети солнца» Будера Т.Н. предполагает в первую очередь общее оздоровление детей, укрепление их здоровья, физических и психологических сил, отслеживаемое с помощью медсестры школы; программа «Планета детства» Денисовой И.А. направлена на достижение следующих результатов - развитие у отдыхающих в лагере детей осознанного отношения к себе и расширение их социального опыта через общественно-значимую деятельность; программа «Планета детства» Гриневой И.Ф. определяет воспитательные результаты как приоритетные.

В школьном возрасте у детей формируется активный интерес к устройству мира, осознанию себя частью малой родины, потребность к общению, закладываются основы базовой структуры личностных ценностей Разнообразные виды деятельности программы «Планета детства», специально-создаваемое воспитательное пространство способствуют формированию у детей 6,5-18 лет активной жизненной позиции, осознанию себя гражданином своего города и страны, накоплению эмоционально-ценностного опыта.

Новизна данной программы заключается в том, что она представляет собой один из возможных вариантов реализации регионального компонента (изучение истории малой родины через призму туристско-краеведческого материала) в лагере дневного пребывания, который дополняет спортивно-оздоровительную, досуговую, социальную работу и ориентирован на разновозрастные детские коллективы.

Направленность программы – социально-педагогическая. Основная идея программы ЛДП «Планета детства» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия напряжения, восполнения сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Адресат программы: программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 лет до 18 лет.

Основной состав лагеря – это обучающиеся начального и среднего звена общеобразовательных организаций города Гая. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 5 разновозрастных отрядах по 20 человек в каждом, в том числе вожатые в количестве 5 человек.

Цель: развитие личности ребенка через реализацию его творческой и социальной активности в условиях летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей.

Задачи:

В воспитании:

1. Формировать осознанное отношение к себе как части окружающего мира посредством воспитания культуры поведения и здорового образа жизни детей, отдыхающих в лагере;

2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к культуре других народов.

В развитии:

1. Развивать у детей навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

2. Развивать интерес детей к самовыражению себя через различные виды социально-значимой и творческой деятельности.

В обучении:

Формировать познавательную активность детей на занятиях по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Школьный театр» и «Бусинка», реализующимся в условиях летнего оздоровительного лагеря ЦДТ.

Ожидаемые результаты по итогам реализации программы:

в воспитании:

- дети должны иметь осознанное отношение к себе как части окружающего мира, соблюдая при этом культуру поведения и здорового образа жизни в обществе;

- дети должны проявлять уважительное толерантное отношение к окружающим, к культуре других народов.

в развитии:

- дети должны конструктивно строить общение друг с другом и взрослыми в условиях ЛДП «Планета детства»;

- дети должны проявлять интерес к самовыражению себя через различные виды социально-значимой и творческой деятельности.

в обучении:

- проявлять познавательную активность на занятиях по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Школьный театр» и «Бусинка», реализующимся в летнем лагере «Планета детства».

Принципы реализации программы:

- принцип гуманистической ориентированности - построение всех отношений на основе уважения и доверия, определяет ценность, уникальность и внутренний потенциал личности ребенка;

- принцип деятельности – основа системно-деятельностного подхода в образовании и для его реализации воспитатели должны создавать в лагере такие условия, при которых дети не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее;

- принцип творчества и успеха – один из основных принципов личностно-ориентированного подхода к воспитанию, благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

- принцип педагогической целесообразности - данный принцип обеспечивает оптимальный подбор содержания, методов, форм работы в лагере;

- принцип комплексности - единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми, взаимосвязь с семьёй и социальными институтами;

- принцип учета индивидуальных особенностей детей – один из основных принципов личностно-ориентированного подхода, который ориентирует педагогов на учет индивидуальных возможностей и способностей детей;

- принцип безопасности - безопасность физическая и психологическая в лагере должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе.

Методы реализации программы:

- метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

- методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

- методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

- метод коллективной творческой деятельности (КТД);

- беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Методы оздоровления:

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике вредных привычек;

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

Методы образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);

- экскурсии;

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);

- проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ);

- практическая работа (упражнения, тренинги);

- наблюдения (ежедневная рефлексия деятельности запись наблюдений).

Формы организации деятельности детей:

Массовые: праздники, экскурсии, походы, спортивные соревнования, КТД.

Групповые: отрядные огоньки, беседы, спортивно – оздоровительные мероприятия, тренинги.

Индивидуальные: индивидуальные беседы, индивидуальные занятия.

При реализации программы используются разнообразные формы организации деятельности детей:

- Викторина (вариант интеллектуального турнира);

- Викторина-шанс (викторина, в которой детям даются варианты ответов);

- Встреча с интересным человеком (специально организованный диалог в незаурядной личностью, в ходе которой ведущий руководит обменом мнениями);

- Диспут (форма работы с целью обсуждения актуальных вопросов);

- Дискотека (тематический танцевальный час);

- Игра-путешествие (игра по станциям, игра – эстафета);

- Игровая программа (мероприятие, состоящее из цикла игр, выстроенных в логике с элементами театрализации);

- Конкурс (личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников);

- Концертная программа (традиционный способ организации праздничного мероприятия в рамках культурного досуга);

- Линейка (организационная форма работы в лагере);

- Музыкальный час (форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие);

- Мини-спектакль;

- Сбор (общее собрание всех членов отряда для обсуждения важных вопросов);

- Турнир (состязание в определенном виде деятельности);

- Театрализация (костюмированное представление);

- Час игры (игровое мероприятие по заданной теме);

- Эстафета (совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом или правилами).

Развитие детского самоуправления

В основе воспитательной системы программы – активный подход к реализации детского самоуправления.

Органы самоуправления:

- совет командиров отрядов, который планирует совместно с вожатыми работу своего отряда, следит за выполнением режимных моментов, отвечает за одно из направлений работы);

- совет капитанов кают-кампаний культуры, спорта, труда, социальной защиты, редакторов и художников (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней);

Данные органы детского самоуправления создаются по результатам свободных и открытых выборов в детских отрядах в начале смены.

Система мотивации и стимулирования

Данной программой предусмотрена индивидуальная и коллективная система мотивации и стимулирования участников лагерной смены.

Для коллективной системы личностного роста разработана система общелагерных наград. В процессе участия в различных мероприятиях дети могут проявить себя и заработать медальоны (1 место – красный, 2 место – зеленый, 3 место – желтый). При подведении итогов дня дети называют наиболее активных ребят, набравших наибольшее количество медальонов.

Для рейтинга индивидуальной системы роста на Доске новостей оформляется «Окно настроения». Ежедневно при подведении итогов дня дети сами принимают решение, кого наградить. Самому активному вручается отличительный знак в виде лепестка, который выделяет среди остальных детей. Имена самых активных детей помещаются на «Окне настроения» лагеря «Планета детства».

Образовательная деятельность в рамках программы

Реализация образовательного/профильного компонента:

Занятия с детьми по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам проводятся педагогами дополнительного образования МАУДО ЦДТ «Радуга» в первой половине дня согласно расписанию и режиму дня (Приложение № 1)

Реализация дополнительных образовательных программ

При реализации данной программы используются дополнительные общеобразовательные программы: «Школьный театр» (Приложение №2), «Бусинка» (Приложение №3).

Учебно-тематический план

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр»

Название разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1

Раздел «Игротека»

8

2

6

1

Подвижные игры

2

0,5

1,5

2

Массовые игры, танцы

2

0,5

1,5

3

Игры народов, проживающих в Оренбургской области

2

0,5

1,5

4

Постановка мини-спектаклей

2

0,5

1,5


Итого

8

2

6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бусинка»

Название разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1

Раздел «Работа с бумагой»

8

3

5

1

Букет цветов

1

0,5

0,5

2

Ближе к солнышку хотим

1

0,5

0,5

3

Разноцветный полет

1

0,5

0,5

4

Рождественская звезда

1

0,5

0,5

5

Братья наши меньшие

2

0,5

1,5

6

Яблонька

2

0,5

1,5


Итого

8

3

5

Содержание учебно-тематического плана образовательного компонента

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр»

Раздел «Игротека»

Тема 1. Подвижные игры

Теория: Техника проведения игр;

Практика: Разучивание игр: «Заинька», «Летит, летит по небу шар», «А мы просо сеяли», «Ровным кругом», Хороводы: «Кострома», «Каравай».

Форма контроля: Работа на детской аудитории

Тема 2. Массовые танцы, игры

Теория: Требования, предъявляемые к исполнителям: музыкальность, выразительность, согласованность;

Практика: Разучивание массовых танцев: «Дружба», «Ноу-ноу», «Музыкант», «Моль».

Форма контроля: Работа на детской аудитории

Тема 3. Игры народов, проживающих в Оренбургской области

Теория: История казахских народных игр.

Практика: Казахские: «Сбей шапку», «Белая кость», «Балтам тап».

Форма контроля: Работа на детской аудитории

Тема 4. Постановка мини спектаклей.

Теория: План подготовки; План проведения.

Практика: Читка пьесы по ролям; Овладение сценическим пространством.

Форма контроля: Устный опрос

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бусинка»

Раздел «Работа с бумагой»

Тема 1. Букет цветов

Теория: Обучение созданию композиции цветов, выполненных из салфеток. Знакомство с методом торцевания.

Практика: Выполнение на листе бумаги композиции цветов из салфеток методом торцевания.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 2. Ближе к солнышку хотим

Теория: Беседа о солнышке.

Практика: Выполнение открытки «Солнышко» из бумаги, ватных дисков.

Формы контроля: Выставка готовых работ.

Тема 3. Разноцветный полет

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек, выделение характерных особенностей внешнего вида бабочек.

Практика. Вырезание бабочки по шаблону и наклеивание узора.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 4. Рождественская звезда

Теория: Обучение умению составления объёмной аппликации.

Практика: Выполнение методом торцевания объёмной аппликации «Рождественская звезда».

Формы контроля: Устный опрос.

Тема 5. Братья наши меньшие

Теория: Обучение выполнению коллективной работы, составлению сюжетной аппликации.

Практика: Панно «Лебедь». Подбор материала к композиции, изготовление шаблонов, построение композиции, сборка и оформление композиции.

Формы контроля: Индивидуальный опрос.

Тема 6. Яблонька

Теория: Обучение выполнению двух ярусной аппликации из гофрированной бумаги.

Практика: Выполнение объёмной аппликации «Яблонька».

Формы контроля: кроссворд «Инструменты при работе с бумагой»

Факторы риска

Низкая активность детей в реализации программы. Меры профилактики: выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости различными видами деятельности (социально – значимой, спортивной, музыкальной, организационной, интеллектуальной и т.д.).

Неблагоприятные погодные условия. Меры профилактики: организация мероприятий согласно тематике смен в двух вариантах (с учетом погодных условий).

Недостаточная психологическая компетентность воспитательского состава. Меры профилактики: проведение инструктивно – методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

II. Содержание программы смены

Модель игрового взаимодействия

Программа реализуется через игру. Такая форма деятельности интересна как для организаторов, так и для участников игры, так как такая форма деятельности одновременно содержит в себе игровую и развивающую составляющие. Участниками игры становятся все участники смены: дети, педагоги, администрация. Игра начинается с момента открытия смены и продолжается в течение 14 дней. Гласность в игре обеспечивается через «Доску новостей», на которой отмечаются успехи детей: творческие, спортивные и др.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Живущие на Планете Детства жители путешествуют по другим галактикам и планетам:

- планете Эко, экологический конкурс «Мир вокруг нас», тематический день океанов, игры на свежем воздухе;

- планете Клио, мероприятия исторической направленности;

- планете Безопасности, КТД «Красный. Желтый. Зеленый» (Приложение 4), Дорожная азбука в загадках (Приложение 5), экскурсия в Пожарную часть, час общения по пожарной безопасности;

- планете Сказок, викторина «В гостях у сказки», инсценировка отрывков из русских народных сказок, просмотр мультфильмов по сказкам;

- планете Патрио, мероприятия, посвящённые родному городу, России;

- планете Здоровья, спортивные соревнования, динамический час «В здоровом теле - здоровый дух»», посещение бассейна.

Продвигаться экипажам вперед помогают бортмеханики (воспитатели и вожатые), главнокомандующий - начальник лагеря, капитаны экипажей – лидеры из отрядов. Капитаны экипажей несут ответственность за ведение карты путешествия и бортового журнала.

В течение смены происходит исследование «соседних» планет. На каждой из них ребята открывают для себя секреты. Перед детьми ставится задача обжить, исследовать незнакомые места, изучить неизвестных животных, птиц, познакомиться с растениями, жителями планеты. Действие происходит по заранее продуманному плану, который может варьироваться в зависимости от графика проведения городских мероприятий. Каждый профильный отряд имеет также свой план мероприятий на смену, который корректируется в течение смены педагогами и капитаном отряда, исходя из общих интересов и потребностей.

Ход реализации программы

Идея смены: основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума, новый эмоционально-ценностный опыт. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Досуговая деятельность в смене «Планета детства» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный (май):

- подбор кадров;

- проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых;

- подготовка методических материалов;

- подготовка материально-технической базы.

2. Организационный (первый день смены)

- формирование отрядов;

- знакомство с режимом работы лагеря;

- оформление уголка отряда.

3. Основной (12 дней):

- образовательная деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- культурно-досуговая деятельность;

- эколого-биологическая деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность;

- социально-педагогическая деятельность;

- методическая работа с воспитателями, вожатыми.

4. Заключительный:

- закрытие смены (последний день смены);

- сбор отчетного материала;

- анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

Перечень дел и мероприятий

1. Образовательное направление деятельности в рамках смены «Планета детства» предусматривает:

- воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края;

- знакомство с единой картиной мира, с миром движений, звуков, красок, ощущений на основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов в процессе продуктивной творческой деятельности детей;

- тематические дни («День России», «День памяти и скорби», «День А.С. Пушкина», «Всемирный день ребенка», «Всемирный день защиты окружающей среды» и пр.);

- библиотечные часы;

- экскурсии в организации города (ГИБДД, часть МЧС).

2. Спортивно-оздоровительное направление включает следующие виды деятельности: физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий, что способствует созданию положительного физиологического и психологического фона. Данная деятельность реализуется через посещение бассейна 3 раза в неделю, динамические часы, подвижные игры, противопожарные игры, соревнования по футболу и «Веселые старты».

3. Культурно-досуговое направление предусматривает участие детей в муниципальных и отрядных мероприятиях - это творческие конкурсы рисунков, стихов, изготовление плакатов, театрализованные игровые программы и т. д.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Ребята посещают выставочные залы, участвуют в детских городских фестивалях: «Орлятский круг», «Лето без границ», «Мой зеленый город», принимают активное участие в дартс-турнире.

4. Туристско-краеведческое направление реализуется через отрядные мероприятия - экскурсии по памятным местам города, посещения выставочного зала и городского музея.

План-сетка смены

Этап

День смены

Мероприятия

1. Организационный

1 день

Открытие лагеря «Планета детства». Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Проведение инструктажа по ТБ. Тренинг знакомства.

Основной

2 день

Спортивные состязания «О, спорт, ты – жизнь!». Оформление отрядных уголков лагеря.


3 день

Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка». Экскурсия в эколого-биологический отдел. Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета.


4 день

Конкурс рисунков «В летнем лесу». Игры на свежем воздухе.


5 день

Игра «Исторический калейдоскоп». Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка»


6 день

КТД «Красный. Желтый. Зеленый». Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках.


7 день

«Русь, Россия, Родина моя» - беседа ко Дню России. Акция «Флаг России».


8 день

Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка». Экскурсия по городу «Вместе весело шагать»


9 день

Экочас на станции натуралистов. Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка».


10 день

Беседа о правилах пожарной безопасности.

Библиочас. Экскурсия в пожарную часть.


11 день

Веселые старты. Посещение бассейна.


12 день

«В гостях у сказки». Инсценировка отрывков из Русских народных сказок. Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка»


13 день

Посещение бассейна. Игра «Я – Нептун». Интеллектуальный марафон.


14 день

Экскурсия в музей «Медаль за бой, медаль за труд». Видео-урок «Города-герои России». Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка»


15 день

День памяти и скорби - митинг. Акция «Свеча памяти». Библиочас «Никто не забыт – ничто не забыто».


16 день

Оформление правового коллажа «Мы знаем свои права». Конкурс рисунков по правам детей «Подросток и закон»


17 день

Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома о жизни ЛДП. Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка»


18 день

Конкурс «Орлятский круг». Беседа «Моя семья в истории моей страны».


19 день

Экочас на станции натуралистов. Занятия по ДООП «Школьный театр», «Бусинка»


20 день

Закрытие лагерной смены. Игра-квест «Все нам лето подарило!».


21 день -

Торжественная линейка «Планета детства, до свидания!». Праздник воздушных шаров.

III. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

Одним из условий успешной реализации программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив лагеря представлен педагогами МАУДО ЦДТ «Радуга» - высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Формирование вожатского отряда для работы в лагере производится из учащихся школ города, прошедших обучение по программе «Школа вожатого» в мае месяце и получивших сертификат. Для проведения экскурсий в музее ЦДТ привлекается педагог-организатор по гражданско-патриотическому воспитанию.

Кадровый состав лагеря:

- начальник лагеря дневного пребывания;

- воспитатели на каждый отряд;

- вожатые (по два человека на отряд);

- педагоги дополнительного образования, осуществляющие дополнительное образование по программам «Школьный театр», «Бусинка»;

- педагог-организатор;

- обслуживающий персонал.

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация учреждения. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Педагоги организуют воспитательную работу и образовательную деятельность; организуют мероприятия, акции, праздники; отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Функции вожатого заключаются в организации жизнедеятельности отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и воспитатели отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Информационно-методической обеспечение программы

Информационное сопровождение жизнедеятельности лагеря осуществляется на страницах сайта МАУДО ЦДТ «Радуга».

Программа разработана начальником летнего оздоровительного лагеря, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6,5 до 18 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

Для организации работы по реализации программы смены:

- проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;

- составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

- проводятся анкетирование и диагностика отдыхающих ребят на различных этапах смены;

- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

- сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

При реализации программы будут полезны следующие методические материалы и разработки:

1. Внимание, каникулы!: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / сост. Н.В. Соколова; конс. М.Н. Крухмалева, В.А. Федулова. - Оренбург: Изд-во «Детство», 2010.

2. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. / Ю.Н. Григоренко. - М.: Педобщество России, 2003.

3. Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 / Сост. О.Л. Иванова, Е.Б. Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.

4. Нормативно-законодательная база в сфере организации каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков: сборник нормативно-правовых документов и материалов. - Оренбург, 2012.

5. Рудченко, В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. / В.И. Рудченко. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2003.

6. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. / М.Е. Сысоева. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Интернет источники:

http://vozhatiki.ru/.

http://ruk.1september.ru/.

https://summercamp.ru/.

Ресурсное обеспечение программы

Для реализации данной программы необходимо материально – техническое обеспечение:

- специальные помещения (отрядные комнаты, информационный уголок, спортивная площадка, актовый зал для проведения массовых мероприятий, гостиная для просмотра мультфильмов и проведения отрядных мероприятий, комната гигиены);

- инвентарь для проведения игр, спортивных соревнований, настольные игры, специальное оборудование (компьютер, телевизор, микрофоны, усилитель, колонки, справочная и художественная литература, плакаты);

- наградная продукция, сертификаты, знаки отличия, призы;

- печатная продукция (конверты, бумага А-4, краски, карандаши, фломастеры, памятки, карты наблюдения).

Финансовое обеспечение детского лагеря производится за счет местного бюджета и спонсорской помощи.

IV. Оценка эффективности программы

Анализ результатов диагностических методик осуществляется по традиционной схеме: обработка информации, качественный и количественный анализ данных, пополнение банка имеющихся данных.

Одна и та же диагностическая информация исследуется с различных позиций, что дает возможность получить максимально объективную информацию.

В целом, результаты реализации программы работы можно рассмотреть связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего образовательно-воспитательного процесса в лагере.

Показателями можно рассматривать качество обучения и воспитания; уровень удовлетворенности воспитанников, педагогов и родителей качеством предоставляемых услуг; социальную активность детей, их участие в значимых мероприятиях, акциях; уровень реализации дополнительных образовательных программ.

Наличие стабильных результатов лагеря в городских мероприятиях («Лето без границ», «Орлятский круг», «Мой зеленый город», «Вожатый года», Веселые старты, соревнованиях по футболу, конкурсе ГИБДД «Мы – за безопасность на дорогах!» и др.) позволяют сделать вывод о том, что система работы лагеря дневного пребывания в МАУДО ЦДТ «Радуга» эффективно решает поставленные программой задачи и на должном уровне реализует досуг детей в летнее время.

Система показателей оценки качества реализации программы на детском уровне:

Для отслеживания общего фона настроения, психологического климата на протяжении всей смены ребята заполняют «Барометр настроения», где они цветом показывают свое эмоциональное настроение.

Оценочные материалы: «Барометр настроения», анкета «Оценка мероприятия» (Приложение №6), рисуночная методика «Я в лагере «Планета детства».

Система показателей оценки качества реализации программы на родительском уровне:

Для отслеживания уровня удовлетворенности жизнедеятельностью временного детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря используется анкета «Изучение удовлетворенности родителей жизнью детей в лагере «Планета детства».

Система обратной связи

Мониторинг-карта – это форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Отряды ведут «Мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. «Мониторинг – карты» необходимы для того, чтобы получить от детей отзывы о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Также постоянно в общем уголке лагеря находится «Листок откровений», который, выполняя функции «психологического забора», регулярно обновляется; сделать там запись может каждый ребенок, посещающий лагерь.

Рейтинг личностного роста – это сравнительная характеристика различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены.

Список используемой литературы

Основная литература:

Барышникова, Г.Б., Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы./ Г.Б. Барышникова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192с.

Внимание, каникулы!: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей. / Сост. Н.В. Соколова; конс. М.Н. Крухмалева, В.А.Федулова. - Оренбург: Изд-во «Детство», 2010.-136с.

Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. / Ю.Н. Григоренко. - М.: Педобщество России, 2003. - 160с.

Долженко, Г.П. Экскурсионное дело./ Г.П. Долженко – М.: ИКЦ «МарТ», 2015. - 272с.

Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 / Сост. О.Л. Иванова, Е.Б. Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2013. - 40с.

Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы: проекты; тематические смены. / Авт.-сост. Е.А. Радюк. - Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.

Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми. / Сост. Красичкова А.П. и др. - Волгоград: Учитель, 2007. – 153с.

Молодова, Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Метод. Пособие для учителей и воспитателей младших школьников./ Л.П. Молодова. - Мн.: ООО «Асар», 2012.-239с.

Панченко, С.А. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере. // С.А. Панченко // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.

10. Рудченко, В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. / В.И. Рудченко. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2012.

11. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. / М.Е. Сысоева. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Дополнительная литература:

1. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д. Галицкий, И.А. Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. - 112с.

Интернет источники:

http://vozhatiki.ru/.

http://ruk.1september.ru/.

http://rsnd-kvn.narod.ru/kvn.html.

https://summercamp.ru/.

http://tca77.narod.ru/.

Приложение №1

Режим работы ЛДП «Планета детства»

8.00 – 9.00 - сбор детей, зарядка.

Всем привет! Пора, пора!

Вас приветствуют, друзья!

Тут же по порядку

Все ребята на зарядку!

9.00 – 9.15 – утренняя линейка.

Все ребята собрались?

На линейку становись!

9.15 - 10.00 – завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем побалуют повара.

10.00 – 12.00 – лагерные мероприятия.

Не грустят в семействе нашем:

Мы поём, играем, пляшем

Все занятия хороши

Всё сумеем сделать мы!

12.00 – 13.00 – обед

За столом серьёзный вид,

Приналяжем и покажем,

Наш ребячий аппетит!

13.00 – 14. 30 – работа по плану отрядов.

Кто куда, кто в поход,

Кто в цветник, на огород

Мы же в парк идём все вместе,

Ничего нет интересней!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся!

Раз пришёл весёлый час,

То играют все у нас!

14.30 - уход домой

Приложение №2


       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Школьный театр»

Направленность программы: Социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации – 6 часов

Автор-составитель: Павлий Любовь Петровна


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

3. Содержание программы

4. Методическое обеспечение программы

5. Список литературы

Пояснительная записка

Данная программа направлена на создание условий для творческой самореализации ребенка в театре.

Направленность (профиль) программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» реализуется в рамках социально-педагогической направленности, поскольку театр - это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности.

Актуальность программы «Школьный театр» состоит в том, что обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движение, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, любящего свое Отечество.

Программа модифицированная, разработана на основе программ Казюкиной О.А. «Программа театрального кружек», Артемьевой А.А. «Кукольный театр», Королева М. «Искусство театра кукол».

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от вышеназванных заключаются в следующем:

- по цели: программа Казюкиной О.А. «Программа театрального кружек» предполагает знакомство с основами кукольного театра; программа Артемьеваой А.А. «Кукольный театр» предполагает изучение одного вида кукол - перчаточной; данная программа предполагает обучение детей навыкам театрально-сценической деятельности средствами кукольного театра;

- по содержанию: программа Королева М. «Искусство театра кукол» в содержании предполагает больше изучение теоретического материала, нежели отработку практических навыков работы с куклами, а в данной программе приоритет отдан практическим видам деятельности

Адресат программы Программа рассчитана на возраст детей 7-11лет.

Формы обучения

Основная форма организации образовательной деятельности - занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные,

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в группах разного возраста

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Продолжительность одного занятия – 1 час (40 минут). Количество детей в группе-15 человек, что соответствует нормам СанПина.

Цель программы: Обучение детей младшего школьного возраста

навыкам театрально-сценической деятельности.

Задачи:

в воспитании: (личностные)

- формировать устойчивый интерес к театральному искусству;

- воспитывать активную жизненную позицию ребенка, способствующей его социальной адаптации;

в развитии: (метапредметные)

- развивать творческое воображение обучающихся;

- развивать память;

- развивать коммуникативные навыки обучающихся;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

в обученuu: (предметные)

- формировать основные понятия и навыки по сценическому мастерству, культуре речи;

- формировать игровые навыки

Программа модифицированная, разработана на основе программ Казюкиной О.А. «Программа театрального кружка», Артемьевой А.А. «Кукольный театр», Королева М. «Искусство театра кукол».

2. Учебный план (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5)


Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Модуль Игротека

8

2

6


1.

Подвижные игры

2

0,5

1,5

Устный опрос

2.

Массовые танцы, игры

2

0,5

1,5

Индивидуальный опрос

3

Игры народов, проживающих в Оренбургской области

2

0,5

1,5

Устный опрос

4

Постановка мини-спектаклей

2

0,5

1,5

Индивидуальный опрос


Итого

8

2

6

Устный опрос

Содержание программы 1-го обучения

Модуль «Игротека»

Тема 1. Подвижные игры

Теория: Техника проведения игр;

Практика: Разучивание игр: «Заинька», «Маша сеяла горох», «Летит, летит по небу шар», «А мы просо сеяли», «Колпак мой треугольный», «Ровным кругом», Хороводы: «Кострома», «Каравай». Работа на детской аудитории.

Форма контроля: Работа на детской аудитории

Тема 2. Массовые танцы, игры

Теория: Требования, предъявляемые к исполнителям: музыкальность, выразительность, согласованность;

Практика: Разучивание массовых танцев: «Дружба», «Ноу-ноу», «Музыкант», «Моль».

Форма контроля: Работа на детской аудитории

Тема 3. Игры народов, проживающих в Оренбургской области

Теория: История казахских народных игр.

Практика: Казахские: «Сбей шапку», «Белая кость», «Балтам тап».

Форма контроля: Работа на детской аудитории

Тема 4. Постановка мини спектаклей.

Теория: План подготовки; План проведения.

Практика: Читка пьесы по ролям; Овладение сценическим пространством.

Форма контроля: Устный опрос

4. Методическое обеспечение программы

В театральном воспитании наблюдается разнообразие методов обучения, что определяется спецификой театрального искусства и особенностями театральной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа

Метод сравнения – выполнение творческих заданий. Такой метод предполагает анализ сюжета спектакля, заставляет ребят следить за изменением в развитии сценического образа.

Репродуктивный метод предполагает воспроизведение обучающимися знаний, умений, полученных от педагога, основывается на природной способности детей к подражанию.

Метод проблемных вопросов предполагает самостоятельный поиск информации для ответа на проблемный вопрос. Формирует у обучающихся умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Метод эмоционального воздействия говорит об умении педагога выражать своё отношение к литературному произведению образным словом, мимикой, жестами

Для эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам.

Элементы здоровьесберегающих технологий используются для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и дезадаптации воспитанников.Технология индивидуализации и дифференциации используется при индивидуальной работе с обучающимися, подборе репертуара театрализовано - игровых программ. Необходимо учитывать возрастные особенности, технические возможности обучающихся, сформированность голосового аппарата, артистизм. Темп прохождения программы, ее сложность зависят от индивидуальных способностей обучающихся.

5. Список литературы

1. Агаева, И. Куклы День и ночь [Текст] / И. Агаева // Народное творчество. 2008. № 2. с. 46-47.

2. Агаева, И. Куклы [Текст] / И. Агаева //Народное творчество. 2010. № 1. с. 40-43.

3. Агаева, И. Куклы «Тульский Мастеровой», «Бабочка» [Текст] / И. Агаева //Народное творчество. 2011. № 2. с. 30-31.

4. Агапова, А., Довыдова М. 117 лучших мягких игрушек / А. Агапова - М.: Лада, 2008г. – 68 с.

5. Бабина, Ю.А. Практическая работа с куклой в детском коллективе / Ю.А. Бабина - М.: Владос, 2010г. –114 с.

6. Бесова, М. Веселые игры для дружного отряда./М. Бесова - Ярославль: Академия развития, 2009г. -54 с.

7. Буренина, А.И. Театр всевозможного / А.И. Буренина - Санкт-Петербург, 2008г. -84 с.

8. Бурдихина, Н.В. Веселая мозаика / Н.В. Бурдихина - Ярославль: Академия развития, 2011г.- 102 с.

9. Войдинова, Н.М. Мягкая игрушка / Н.М. Войдинова - М.: Эксмо-пресс, 2010г. -210 с.

10. Высоцкий, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С Высоцкий. - М.: Первое сентября, 2010.-80 с.

11. Виноградов, В.Г. Поиск и эксперимент в детском театре кукол./В.Г. Виноградов ­Оренбург: ОДТДиМ, 2013. -16 с.

12. Выготский ,Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. Выготский - М., 2008. -95 с.

13. Гальцева Е.А. Путешествие в страну игр и театра./Е.А. Гальцева - Волгоград: Учитель, 2008г. -214 с.

14. Гринченко, И.С. Игровая радуга. Методическое пособие./И.С. Гринченко - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2009. -44 с.

15. Горбачев,Н.Н. Театральные сезоны в школе./ Н.Н. Горбачев - М., 2010. -148 с.

Приложение №3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Бусинка»

Направленность программы: Художественная

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации:6 часов

Автор-составитель:  Холковская Лидия Васильевна


СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка

2.Учебный план

3.Содержание программы

4.Методическое обеспечение программы

5.Список литературы

1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Бусинка» реализуется в рамках художественной направленности.

Актуальность данной программы заключается в том, что обучающиеся, получая навыки ручного труда в самостоятельной творческой деятельности/ Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Отличительные особенности программы

В процессе разработки данной программы были проанализированы: авторская программа дополнительного образования детей «Умельцы» автора Ермолаевой Н. В., образовательная программа творческого объединения «Декоративное творчество» автора Кожиной Е. И., дополнительная образовательная программа «Волшебный мир кожи» автора Титовой М. В.

Отличительные особенности программы «Бусинка» от выше названных состоит в следующем:

по цели: программа «Бусинка» направлена на развитие творческих способностей детей в области декоративно-прикладного творчества; программа Ермолаевой Н. В. «Умельцы» ориентирована на знакомство обучающихся с символикой русского декоративного искусства и её значением, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде декоративно – прикладного творчества; образовательная программа «Декоративное творчество» Кожиной Е. И. и программа «Волшебный мир кожи» Титовой М. В. направлены на создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе с кожей – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

по содержанию: в данную программу введен модуль «Творчество народов Оренбуржья», которого нет ни в одной из перечисленных программ.

В данной программе уделяется большое внимание таким направлениям декоративно-прикладного творчества, как аппликация, работа с бумагой, работа с тканью, биссероплетение.

Содержание программы «Умельцы» Ермолаевой Н. В. предполагает использование таких материалов как глина, природный и бросовый материал, в программе «Волшебный мир кожи» Титовой М. И. используется кожа.

по ожидаемым результатам: освоение программы «Бусинка» отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающего. Программа «Умельцы» Ермолаевой Н. В. предполагает формирование начальных умений обработке глины и выполнение несложных работ из глины. В программе «Волшебный мир кожи» Титовой М. И. ожидаемый результат отсрочен во времени. Конечный результат – это повышение уровня общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом.

Адресат программы

Программа рассчитана на возраст детей 7-11 лет. Данная программа позволяет сформировать у обучающихся навыки и умения в сравнении и сопоставлении, выделении главного, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка.

Формы обучения

Основная форма организации образовательной деятельности - занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми

Программа реализуется в очной форме. Программа предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда широко используются различные виды деятельности. Такое разнообразие делает процесс обучения интересным, а значит более эффективным.

Цель программы: Развитие творческих способностей младших школьников посредством декоративно-прикладного творчества.

Основные задачи:

В воспитании:

1. Формировать ценностное отношение обучающихся к культуре других народов.

2. Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работ.

3. Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В развитии:

1. Формировать творческое воображение детей, поддерживая проявления их фантазии в изложении собственных замыслов.

2. Формировать умение планировать последовательность изготовления поделки.

В обучении:

1. Расширять знания и совершенствовать навыки детей в работе с разнообразными материалами и инструментами.

2. Обучать навыкам безопасного труда и правильной организации рабочего места.

2. Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Модуль «Работа с бумагой

8

3

5


1

Букет цветов

1

0,5

0,5

устный опрос

2

Ближе к солнышку хотим

1

0,5

0,5

наблюдение

3

Разноцветный полет

1

0,5

0,5

наблюдение

4

Рождественская звезда

1

0,5

0,5

наблюдение

5

Братья наши меньшие

2

0,5

1,5

выставка готовых работ

6

Яблонька

2

0,5

1,5

наблюдение


Итого

8

3

5



Модуль «Работа с бумагой»

Тема 1. Букет цветов

Теория: Обучение созданию композиции цветов, выполненных из салфеток. Знакомство с методом торцевания.

Практика: Выполнение на листе бумаги композиции цветов из салфеток методом торцевания.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 2. Ближе к солнышку хотим

Теория: Беседа о солнышке.

Практика: Выполнение открытки «Солнышко» из бумаги, ватных дисков.

Формы контроля: Выставка готовых работ.

Тема 3. Разноцветный полет

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек, выделение характерных особенностей внешнего вида бабочек.

Практика. Вырезание бабочки по шаблону и наклеивание узора из цветной бумаги.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 4. Рождественская звезда

Теория: Обучение умению составления объёмной аппликации.

Практика: Выполнение методом торцевания объёмной аппликации «Рождественская звезда».

Формы контроля: Устный опрос.

Тема 5. Братья наши меньшие

Теория: Обучение выполнению коллективной работы, составлению сюжетной аппликации.

Практика: Панно «Лебедь». Подбор материала к композиции, изготовление шаблонов, построение композиции, сборка и оформление композиции.

Формы контроля: Индивидуальный опрос.

Тема 1.13. Яблонька

Обучение выполнению двух ярусной аппликации из гофрированной бумаги.

Практика: Выполнение объёмной аппликации «Яблонька».

Формы контроля: кроссворд «Инструменты при работе с бумагой»

4. Методическое обеспечение программы

Материально–техническое обеспечение кабинета:

- стол рабочий;

- стулья;

- машинки швейные;

- доска гладильная;

- утюг;

- проектор;

- экран;

- доска;

- манекен.

Методические материалы

В художественном воспитании наблюдается разнообразие методов обучения, что определяется спецификой художественного искусства и особенностями художественной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

Методы обучения:

- словесный (рассказ, пояснение, учебный диалог);

- наглядно – иллюстрационный (показ работ);

- репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя);

- творческий (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);

- практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний)

Формы организации учебного занятия:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- практические занятия, где дети осваивают приемы работы с бумагой, тканью, клеем, учатся работать с инструментом.

- праздник проводится для детей, педагогов, родителей.

- творческий отчет – занятие, завершающее полугодие. Проводится для детей, педагогов, родителей.

- экскурсия – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

- средства наглядности – наглядные пособия, технические средства обучения, используемые в учебном процессе, позволяют существенно повысить эффективность восприятия.

Педагогические технологии:

- технология личностно-ориентированного обучения предполагает:

- связь изучаемого материала с жизнью;

- увязка материала с ранее приобретенными знаниями;

- обучение от простого к более сложному;

- создание ситуации успеха для ребенка;

- игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность школьников. Педагогическая игра, как основной вид деятельности, направлена на усвоение общественного опыта.
Основные принципы игровых технологий: умение моделировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие

дидактические материалы:

- раздаточные материалы,

- инструкционные, технологические карты,

- задания,

- упражнения,

- образцы изделий

Список литературы

1. Алексеева, В.В. Что такое искусство / В.В.Алексеева. – М., 2011.

2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин - М., 2008

4. Белов, В. Лад. Очерки о народной эстетике / В. Белов - М., 2012.

5. Белякова, О.В. Большая книга поделок / О.В.Белякова. – М., 2009.

6. Браиловская, Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи / Л.В. Браиловская - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

7. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2012. -79с.

8. Горлова, Л.А. Декоративно-прикладное искусство как фактор формирования ценностных ориентиров и нравственных норм личности учащихся / Л.А. Горлова – Оренбург.: ООДТМ 2014 – 92с.+СД.

9. Грибовская, А.А. Коллективное творчество школьников / А.А. Грибовская,- М.: ТЦ Сфера, 2012. -96с.

10. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика / Г.Н. Давыдова - М.: Скрипторий, 2003.-123с.

11. Джин Уэллс Пейзажи из ткани / Д,Уэллс - М.: Мой Мир, 2007.-96с.

12. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности/ Т.Н. Доронова - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 96с.

13. Дубровская, Н.В Приглашение к творчеству / Н.В.Дубровская - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.

14. Ерёменко, Т. Cтежок за стежком / Т.Ерёменко - М.: «Малыш» 2011. - 16с.


Приложение №4

КТД «Красный. Желтый. Зеленый»

Цель: привитие навыков безопасного движения на дороге

Участники: дети в возрасте от 6,5 до 15 лет

Действующие лица: Ведущий, Светофор, Колдун, Регулировщик, Дорожные знаки

Ход игры:

Ведущий. Сегодня мы попали с вами в Прилив светофорных наук. Но почему-то нас никто не встречает?

На сцену выходит Дорожный знак, но прочесть, что это за знак невозможно.

Дорожный знак. Здравствуйте! Я — Дорожный знак. Вы не узнали меня?

Ведущий. Что случилось? Где Светофор?

Дорожный знак. Утром во вторник,

Ворча на людей,

Брел по проспекту колдун-чародей.

Мрачно держался за щеку рукою:

Зубы ему не давали покоя.

Больше всего донимал коренной —

Самый волшебный и самый больной.

Думал колдун:

Колдун:«Ах вы, зубики бедные!

Что бы придумать мне вредное-вредное?

Что бы такое сейчас совершить?

Чем бы мне всех напугать-устрашить?

Ну-ка,

Начну-ка сейчас колдовать!

Эники-беники — восемью пять!»

Дорожный знак. Только лишь вымолвить это успел он,

Зубом волшебным едва проскрипел он,

Все светофоры исчезли вокруг,

Все переходы растаяли вдруг...

Вы представляете, что натворил он,

Что наскрипел он,

Наговорил он?

А я остался без работы!

Ведущий. Как же теперь нам проехать-пройти? Что теперь может произойти? Можем ли мы обойтись без светофора, без правил удачного движения? Чем мы можем тебе помочь?

Дорожный знак. Я не помню, как меня зовут. Назовите меня.

Я указываю путь,

Не даю вам отдохнуть,

С пешеходами дружу,

Переход всем покажу.

Ведущий. Так ты - пешеходный переход!

Дорожный знак. Вы спасли не только меня, но и моих братьев.

Выходят другие знаки, которые тоже показывают пешеходный переход.

Знаки (хором).

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

Ведущий. Уважаемый Дорожный знак, как же нам спасти светофор?

Дорожный знак. Давайте попробуем отгадать загадки:

Шагаешь — впереди лежит.

Оглянешься — домой бежит. (Дорога)

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут.

(Транспорт)

Не волнуется народ, —

Через улицу идет.

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

(Регулировщик)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

(Светофор)

Ведущий. А где же сам Светофор?

Дорожные знаки. За семью замками, за семью дверями. А по какой дорожке к нему можно попасть, мы не знаем.

Дорожный знак. А того-то колдуна-то

Не забыли вы, ребята?

Что он, вредный, натворил,

Наскрипел-наговорил?!

Выходит Колдун.

Ведущий. А вот и Колдун. Что это с ним?

Колдун (качая головой, с горечью в голосе).

Тормоза визжат с разгона,

На дыбы встают вагоны,

А у вздыбленных машин

Дым клубится из-под шин!

Ох, какие страсти,

На проезжей части!

Дорожный знак. Проезжайте как хотите!

Где хотите проходите!

Колдун. В эту же пробку,

Себе на беду,

Влез и я, зловредный колдун.

Спасся едва от автобуса, но

Стукнулся лбом о трамвайный вагон.

Вылетел зуб у меня коренной,

Самый волшебный

И самый больной.

Ведущий. Зуб куда-то укатился —

Беспорядок прекратился.

Испарилось волшебство,

Словно не было его.

Колдун. Шишку я поставил

Из-за этих правил!

Значит, даже колдуны

Нарушать их не должны!

Светофор. Спасибо, друзья, что выручили меня.

Ведущий: Мы совершили сегодня большое дело: помогли Дорожным знакам и спасли Светофор. На улицах Страны Дорожных знаков не будет больше беспорядка. И теперь на перекрестках нам мигает Светофор.

Светофор: Для тебя горят они, светофорные огни: Красный — стой, Желтый — жди, А зеленый — проходи.

Дети исполняют песню «Если с другом вышел в путь», муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.


Приложение № 5

Дорожная азбука в загадках

(Отгадки написаны справа налево)

А

Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

Собираем карты, глобус

И садимся на...

(суботва)

Б

Смотрят все разинув рот,

Как огромный пароход,

Повидавший целый мир,

Тащит маленький...

(рискуб)

В

Как блестит на солнце рама!

Удивляется сосед -

Целый день учусь упрямо

Я водить...

(деписолев)

Г

А у нас в семье веселье -

Отмечаем новоселье!

Переехали за миг!

А помог нам...

(кивозург)

Д

Это что там под Луной?

Дыня с дом величиной?

В небесах парит корабль

Под названьем...

(ьлбажирид)

Е

Ёлка - радость у стола,

Но для площади мала.

Сквозь пургу и сквозь метель

К нам на праздник едет...

(ьле)

Ё

Кто там целый огород

На себе домой везёт?

На колючий шар похож.

Вы узнали? - Это...

(жё)

Ж

Муравейник на дороге,

Надо посмотреть под ноги.

Муравьи собрались в круг -

В плен захвачен черный...

(куж)

З

На педали давят ноги!

Эй! Не стойте на дороге!

Всех предупредить помог

Об опасности...

(коновз)

И

Мы кладём в багажник вещи,

Рядом ключ, отвёртка, клещи,

Молоток и клей "Момент".

Взят в дорогу...

(тнемуртсни)

Й

Всё случается в дороге,

Можно поцарапать ноги.

И поэтому в поход

Мы берём с собою...

(дой)

К

Скорость, только ветра свист,

Всё шоссе как гладкий лист

Укатать его помог

Нам асфальтовый...

(котак)

Л

Без деревьев мы ни шагу,

Мебель делаем, бумагу!

И для этого привёз

Их из леса...

(зовосел)

М

Под большими городами

Всё подземными ходами

Перепутано хитрО -

Возит там людей...

(ортем)

Н

Чтоб в дороге не устать,

Надо правильно шагать,

Совершая марш-бросок -

Ногу с пятки на...

(косон)

О

Лавки, крыша-козырек

И с мороженным ларек!

Вам знакома обстановка?

Это место -...

(аквонатсо)

П

Машут вслед листвою кроны,

А за ним бегут вагоны.

Весело под стук колёс

Мчит по рельсам...

(зоворап)

Р

Дайте мне скорей ответ!

Вот пройдёт немного лет

И с Земли быстрее света

К звёздам полетит...

(атекар)

С

Перед нами чудо-птица,

Всех прошу скорей садиться,

Отправляется в полёт

Быстрокрылый...

(тёломас)

Т

Из воды торчит кабина,

Здесь болото, здесь трясина,

Мы застряли, ну хоть плач,

Помогает нам...

(чагят)

У

Кто, отправившись в поход,

Целый дом с собой берет?

Груз тащить - такая пытка,

Медленно ползет...

(актилу)

Ф

По дороге на карете,

Едут взрослые и дети,

Бубенцов заслыша звон.

Знаем, это -...

(нотэаф)

Х

Чтоб ходить зимой гулять,

Надо шубу одевать!

Из сугробов строим город,

Нам не страшен сильный...

(долох)

Ц

Океанские просторы,

Волны высотою с горы.

Нет опасней, знаем сами,

Прячьтесь все, идёт...

(имануц)

Ч

Ни копыт и ни рогов,

Панцирь скроет от врагов!

Путешествует без страха,

Под защитой...

(ахапереч)

Ш

Мы летим под облаками,

Мы их трогаем руками,

Поднимает в небо пар

Наш большой воздушный...

(раш)

Щ

В дом приходим - моем руки!

Ну а туфли? Ну а брюки?

Не беда, легко и четко

Грязь убрать поможет...

(актёщ)

Ь

Чтобы ездить без проблем,

Знаки надо знать нам всем.

Только не поймём никак,

Где же в знаках...

(канз йикгям)

Ы

Я не знаю, в чём секрет,

Слов на эту букву нет,

Только буквЫ все важнЫ,

МЫ запомним букву...

(ы)

Ъ

Знаем, есть и въезд и съезд,

Есть подъём, и есть подъезд,

Нам без них нельзя никак,

Очень важен...

(канз йыдревт)

Э

Мы хотели ехать прямо,

Посреди дороги - яма,

И дорожный оператор

Шлёт нам в помощь...

(ротавакскэ)

Ю

Лето - жаркая пора,

Едет к морю детвора!

Под колес весёлый стук

Поезд движется на...

(гю)

Я

Это что там в дымке тает,

Птицей по волнам летает?

Паруса меняет вахта,

Держит нос по ветру...

(атхя)

Приложение №6

АНКЕТА

«ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЯ»

Анкета составлена таким образом, что ее можно проводить после каждого мероприятия. Это - своеобразная рефлексия, помогающая педагогу-организатору чуть иначе планировать и проводить следующее мероприятие.

Уважаемые участники анкетирования!

Мы предлагаем вам вопросы по проведённому мероприятию __________________________________________________________.

Анкета проводится с целью планирования дальнейших мероприятий, учитывая достоинства и недостатки проведённых. Выберите, пожалуйста, понравившийся ответ (их может быть несколько) на каждый вопрос. Результаты анкетирования будут использованы только для планирования дальнейших мероприятий. Время ответа не ограничено, это даст Вам возможность предоставить искренние ответы, что крайне важно для нас. Анкета является анонимной. Спасибо, за участие!

Анкета

1. С каким настроением вы пришли на мероприятие? (подчеркнуть)

t1586380151aa.gift1586380151ab.gift1586380151ac.gif

2. Ваше общее впечатление?

а) Мне всё понравилось, было очень весело.

б) Мне понравились только конкурсы.

в) Мне было скучно, и я устал.

г) (если всё вышеуказанное не подходит, напишите своё мнение)


3. Что заставило вас принять участие в мероприятии?

а) Я хотел(а) помочь в проведении мероприятия.

б) Я хотел(а) поучаствовать в мероприятии вместе со всеми.

в) Я хотел(а), чтобы меня похвалили за старание.

г) Я хотел(а) заняться увлекательным делом.

д) Я хотел(а) расслабиться и отдохнуть.

ж) Я не хотел(а) никого обижать и расстраивать. Мне пришлось заставить себя участвовать в этом мероприятии.

4. Если бы вы были организатором, какие мероприятия провели бы в МАУДО ЦДТ «Радуга»?





5. Какую оценку по пятибалльной шкале вы поставили бы организаторам данного мероприятия

1 2 3 4 5 затрудняюсь ответить

​​​​​​​ 6. Какое настроение у вас, после проведенного мероприятия? (подчеркнуть)

t1586380151ab.gift1586380151aa.gift1586380151ac.gif



36


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации