Дополнительная общеобразовательная программа «Элективного курса «Личность в истории»»

4
0
Материал опубликован 14 September 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269 Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области»

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО

от «__» «________» 2017_

Рук. МО

/________________

 

Приказ: №

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ №269

/______________/

« » 2017___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По духовно-нравственной деятельности направлению внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

«Элективного курса «Личность в истории"

Программа рассчитана для учащихся 7- классов

Срок реализации программы – 2017-2018 учебный год_

Составитель программы: Каремко Елена Александровна,

учитель истории и обществознания, 1 категория

г.Снежногорск

2017

Рабочая программа

элективного курса

«Личность в истории»

Курс внеурочной деятельности «Личность в истории» (направление – духовно-нравственной) реализуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования и является продолжением учебного предмета « История. История России».

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.

Программа элективного курса разработана на основе нормативных Федеральных документов,:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом' России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

3. Министерство образования и науки РФ «Изменения ФГОС 2016».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»

7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

8. Требований к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД -1552/03)

9.СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).

10.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

11...Фундаментального ядра содержания общего образования (Федеральное ядро содержания общего образования/Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондратьева. – М.: Просвещение, 2011),

12.Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

13.Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).

14.Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная шко­ла) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение,

15. Устав МБОУ ООШ №269.

16. Годовой План работы ОУ на 2016-2017 учебный год.

17. Программа развития школы.

18. Программа духовно-нравственного развития школьников МБОУ ООШ № 269

Программа элективного курса «История России в лицах X – XVII в.в.» способствует расширению знаний учащихся о роли личности в истории Данная программа дополнительного образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения обучающихся. Она не повторяет образовательную программу общеобразовательной школы. Данная программа выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов.

Актуальность курса состоит в трактовке противоречивых исторических событий с позиций гражданственности, центральное место уделяется проблемам человека, события рассматриваются с цивилизационной позиции, многопланово, изучение строится на документальной основе. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперёд требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащихся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Данная программа способствует изучению истории на углубленном уровне и подготовке к олимпиадам, конкурсам, обусловлена в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями обучающихся

Цель курса: развитие исторического мышления, понимания таких философских категорий как причина, следствие, необходимость, возможность и действительность. Она ориентирована не только на усвоение обуча­ющимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познаватель­ных и созидательных способностей: знать события прошлого и настоящего, при признании самобытности России на фоне развития мировой цивилизации. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории

Основное предназначение программы – удовлетворять изменяющиеся индивидуальные социокультурные, образовательные и профессиональные потребности, основное внимание уделяется проблемам философии истории, обучению учащихся видеть закономерности, вариативность исторического процесса, умение читать исторические источники. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 7-9-х классов. Курс рассчитан на повышенный уровень сложности, т.е. его главной целью является подготовка учащихся для поступления в гуманитарную или социально - экономическую профильную школу.

Задачи:

Воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории России.

Способствовать воспитанию уважения к отечественной исто­рии через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ве­дения дискуссий, поиска и обработки информации.

Способствовать развитию мыслительных, творческих, ком­муникативных способностей учащихся.

Способствовать формированию и развитию умения сравни­вать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития через лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа.

Основные методы работы:

междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

обучение через опыт и сотрудничество;

интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);

личностно - деятельностный подход в обучении;

лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

По уровню усвоения – ознакомительный.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, тесты для этапа контроля Элективный курс предназначен для учащихся седьмого класса и соответствует возрастными особенностям детей 13 – 14 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).

Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

отстаивать свою точку зрения,

взаимодействовать в группе,

применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Содержание курса.

Ведение – 1 час

Знакомство с курсом.

Раздел 1. Земля русская (16 часов)

Тема 1. Рюрик (2 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (2 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (2 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 5. Ярослав Мудрый (2 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (3 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Повторение – 1 час

Тестирование, игра.

Раздел 2. Московская Русь (8 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Повторение – 1 час

Тестирование, игра.

Раздел 3. Россия в XVII веке (7 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (2 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Итоговое занятие - 2 часа

Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита проектов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)

.Планируемые результаты освоения курса истории

Предметные результаты.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.

• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

Выпускник получит возможность научиться

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История».

Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности, па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ­ного народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принад­лежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонациональ­ного российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и сво­бод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты

определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина

Познавательные

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

- находить основание для сравнения фактов, явлений;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- разделять процессы на этапы, звенья;

-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- строить рассуждение с доказательством от противного;

- решать проблемы, используя предоставленную информацию;

- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

Регулятивные

- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах;

- принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают);

- планировать деятельность, формулировать ее цель;

- оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу;

- организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место;

- осознанно принимать установленные правила поведения;

- взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности;

- участвовать в проектной деятельности;

- знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни

- осуществлять самоконтроль, самооценку;

- брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);

- анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;

- взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;

- формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;

- управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;

- понимать свою роль в процессе групповой деятельности;

- делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах)

- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;

- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- высказывать и защищать свою точку зрения;

- осуществлять самокоррекцию

Коммуникативные

- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;

- корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества)

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений)

Формы представления результатов внеурочной деятельности

1.Составление кроссвордов,

Индивидуальные и групповые проекты,

5 Написание эссе,

Карта достижений учащихся в форме портфолио.

Творческий отчет.

Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая

Формы и методы контроля образовательного результата.

В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по истории России. В ходе курса предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования.

Формы контроля:

1 устный опрос,

2 тестирование,

3 викторины,

4 выполнение заданий на выявление операционных умений,

5 моделирование жизненных ситуаций,

6 составление кроссвордов, ребусов;

7 защита проектов.

Нормы оценки предметные результатов

Критерии оценивания учащихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы

удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя;

противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже

задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерное содержательное описание каждого критерия

 

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Критерий

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

При необходимости использования аналитического подхода к описанию результатов вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Входной контроль

1

0

1

2

Раздел 1. Земля русская

8

8

16

3

Раздел 2. Московская Русь

4

4

8

4

Раздел 3. Россия в XVII веке

3

4

7

5

Раздел 4. Повторение

0

2

2

 

ИТОГО

16

18

34

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

п/п

Тема учебного занятия

Дата

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Введение

 

1

Знакомство со структурой курсом.

Просмотр фильма «Зачем нужно знать историю»»

Раздел 1. Земля русская

16

   

2-3

Рюрик

 

2

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Работа с источниками.

4-5

Первые князья

 

2

Расширять знания детей о борьбе Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Создание проектов, презентаций. Работа с источниками.

6-7

Владимир Святой

 

2

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Видеофильм. Проектная деятельность.

8

Первые святые на Руси

 

1

Борис и Глеб – князья мученики.

Оценка сообщений

9-10

Ярослав Мудрый

 

2

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Работа с источниками.

11

Владимир Мономах

 

1

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Оценивание выступлений по критериям.

12-13-14

Князья периода феодальной раздробленности

 

3

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

.

Проверка конспекта в форме плана

15

Александр Невский

 

1

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Видеофильм. Проектная деятельность.

16

Деятели русской церкви и культуры

 

1

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Оценивание выступлений, работа с источниками.

17

Повторение

 

2

Обобщение, систематизация и закрепление знаний о правах ребенка.

Защита проектов,

Тестирование.

Раздел 2. Московская Русь

8

   

18

Иван Калита.

 

1

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

.

Оценка результатов проекта

19

Дмитрий Донской

 

1

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Видеофильм. Проектная деятельность.

20

Сергий Радонежский

 

1

Сергий Радонежский: жизнь и судьба

Проверка конспекта в форме плана

21

Иван III.

 

1

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Видеофильм. Проектная деятельность. Работа с источником.

22-23

Иван IV Грозный

 

2

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Видеофильм, оценка деятельности личности.

24

Великие живописцы

 

1

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий

Оценка выступлений по критериям

25

Повторение

 

1

Обобщение, систематизация и закрепление знаний о правах ребенка.

Защита проектов,

Тестирование.

Раздел 3. Россия в XVII веке

7

   

26

Борис Годунов

 

1

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Оценка результатов проекта

27-28

Минин и Пожарский.

 

2

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Практикум, тестирование по теме: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

29

Алексей Михайлович “Тишайший”

 

1

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Работа с источником

30

Степан Разин

 

1

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Оценка результатов проекта

31

Церковный раскол

 

1

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Оценка выступлений по критериям

32

Деятели культуры

 

1

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Оценка выступлений по критериям

Раздел 4

Повторение

2

   

33-34

Итоговое занятие - 2 часа

.

 

2

Обобщить знания, полученные на занятиях

Защита проектов, игра.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат.

В процессе изучения элективного курса «Личность в истории» учащиеся 7-ого класса будут

знать:

причины и логику развития исторических процессов, вариативность исторического развития, фаты, понятия, имена, ос­мысленное восприятие всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.

Смогут научиться:

выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.

Учебно-методическое обеспечение элективного курса

Литература для учащихся

- Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Москва: «Эксмо», 2007.

- Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и великая степь. АСТ. Москва. 2008.

- Православные святыни России. Минск: «Харвест», 2006.

- Л.Болоболичева. Герои русской истории. Москва: «Белый город», 2006.

- Города России. Москва: «Белый город», 2005.

- А.В.Терещенко. История культуры русского народа. Москва: «Эксмо», 2007.

- Ушакова О.Д. Великие ученые. Справочник школьника. Санкт-Петербург.: «Литера». 2005.

-

- Шедевры русской живописи, Москва, «Белый город», 2006.

100 чудес Китая. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Москва «Мир книги», 2007.

- Новая энциклопедия школьника. Москва: «Махаон», 2005.

- История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь./ Сот.: Б.Ю.Иванова, В.М.Карев, Е.И.Куксина, А.С.Орешников, О.В.Сухарева. – Москва НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.

- Большая Российская энциклопедия. (Том 1-9), Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.

- Школьная энциклопедия. История России. Москва «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2003

- Ф.А.Брокгауз, И.А.Еврон, Энциклопедический словарь (Современная версия), Москва ЭКСМО, 2007.

- Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса света по странам и континентам. Москва, «Белый город», 2008.

- Настольная книга эрудита. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск, «Русичи», 2007.

- Большая детская энциклопедия. Москва «РОСМЭН», 2005.

- Я познаю мир. Москва «Астель», 2001. Том 1-9.

- Современная школьная энциклопедия/под ред. А.А.Кузнецова и М.В.Рыжакова. – М.: Олма Медиа Групп.

информационные ресурсы:

- CD «Тесные врата. Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь»

- CD Символы Российской государственности. Компьютерная игра для детей старшего школьного возраста.

- CD Презентация «День народного единства».

- DVD Энциклопедия истории России 862-1917

DVD Фильм “Тарас Бульба»

- DVD Иллюстрированная история Российского государства (862-1918 гг). 30 серий. 2005.

- CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

- CD Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники.

- CD Энциклопедия классической музыки

- CD Шедевры русской живописи

- CD История искусства

- CD Государственная символика России. История и современность

Литература для учителя:

Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М.,1990.

История династии Романовых. М., 1991.

Исторические силуэты. М., 1991.

История Отечества в лицах с древнейших времен до конца XVII в./под ред. А.П.Ряскина. М., 1994.

Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. М., 1989.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.

Соболевская З.К. 400 биографий ученых. М., 1988.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. М.,1996.

Специальное сопровождение (оборудование):

- набор приспособлений для крепления таблиц;

- таблицы;

- магнитная доска;

-компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.