Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебная кисточка» (программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 5-6 лет)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Приказом № ___
педагогического совета «___»______2015г.
Протокол №_____ директор МБУДО «ЦДОД»
«____»________2015 г.
__________И.В.ВАСИЛИК
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Волшебная кисточка»
(программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 5-6 лет)
Программу реализует
педагог дополнительного образования
Кобзева Ольга Андреевна
п. Усть-Камчатск
2015г
Рег.№ _____
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа модифицирована, в основу легла программа «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» автор Грибовская А.А.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи и вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые на занятиях методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Актуальность программы
Реализация программы помогает развивать у детей коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Отличительная особенность программы
Продолжительное время основной задачей в работе объединения было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Новизна программы в использовании методики «открытия мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и как средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Занятия в объединении позволяют развивать у детей в процессе рисования не только художественные способности, но и коммуникативные навыки
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, накапливание опыта понимания красоты.
Задачи:
Уметь создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;
Чувствовать и воспринимать красоту;
Способность видеть красоту во всех проявлениях природы и восхищаться ею;
Воспитание честных и благородных чувств, искренности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда.
Педагогическая целесообразность
Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности учащихся, в программе основным видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра – путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.
Формы организации занятий
Применяются разнообразные формы занятия: традиционное занятие, беседа, игра, практическая работа, выставка работ, нетрадиционное занятие, изо-викторина.
В образовательном процессе используются педагогические технологии: личностно-ориентированная, коммуникативная, коллективной творческой деятельности и здоровьесберегающие технологии.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, чередование активных и пассивных форм познания.
Режим занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый и второй года обучения – по 72 часа в год. В каждой группе занимаются не менее 8 человек.
Занятия учебных групп проводятся:
- один раз в неделю по 2 занятия длительностью – 30 минут с 10-минутным перерывом.
Предполагаемый результат реализации программы:
Наличие способности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения,
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
усвоение нравственно – эстетических ценностей.
Программа «Волшебная кисточка» - это начало систематического приобщения учащихся к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества
Приемы и методы
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игровые методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.
Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий педагог придерживается основных правил:
Использование приема транслирования информации;
Отбор тематического содержания;
Главный герой рисования – ребенок;
Педагог создает схематические изображения;
Не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показывать как это было нарисовано;
В качестве «физкультминутки» - использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;
Обеспечение главных условий общения;
Стимуляция и поддержание речевой инициативы;
Использование различных коммуникативных средств.
Структура занятия:
Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений, обсуждение создания сюжета рисунка (не более 10 минут).
Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
Словесные игры, игры – драматизации.
Формы контроля уровня знаний, умений и навыков.
- наблюдение за практической работой детей;
- самостоятельное выполнение работы;
- индивидуальная работа педагога с детьми;
- выставки творческих работ.
Дети принимают участие в муниципальных выставках и конкурсах творческих работ.
В начале учебного года проводится входной контроль с целью определения уровня подготовки детей к обучению. На основе анализа полученных результатов планируется работа со всей группой учащихся. В середине и в конце учебного года – промежуточный и итоговый контроль с целью определения уровня усвоения программы. Результативность усвоения программы определяется положительной динамикой развития каждого ребенка.
Первый год обучения
Задачи на 1-й год обучения
В первый год обучения важно вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Следует побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Необходимо создать условия для освоения цветовой палитры и коммуникативной деятельности детей.
Задачи:
Формировать знания о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
Развивать умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
Научить использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Научить начальным навыкам выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность, навыки взаимопомощи.
Развивать связную речь.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
1 | Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 2 |
1.1 | Знакомство с программой. Особенности первого года обучения | 1 | 1 | 2 |
2 | Основы рисунка. | 1 | 7 | 8 |
2.1 | Изобразительные средства рисунка | 1 | 3 | 4 |
2.2 | Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать. | - | 4 | 4 |
3 | Живопись – искусство цвета. | 2 | 16 | 18 |
3.1 | Основы цветоведения. Цветовые оттенки основных цветов. | 2 | 2 | 4 |
3.2 | Королева Кисточка и волшебные превращения красок. | - | 4 | 4 |
3.3 | Праздник тёплых и холодных цветов | - | 4 | 4 |
3.4 | Твоё настроение. Рисуем дождь. | - | 2 | 2 |
3.5 | Хоровод лесных растений | - | 4 | 4 |
4 | Рисунок | 1 | 11 | 12 |
4.1 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Выделение композиционного центра. | 1 | 3 | 4 |
4.2 | Создаём красивые узоры из точек. | - | 2 | 2 |
4.3 | Волшебная линия. | | 2 | 2 |
4.4 | Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек | - | 2 | 2 |
4.5 | Форма. Мои любимые игрушки | - | 2 | 2 |
5 | Основы декоративно-прикладного искусства. | 3 | 13 | 16 |
5.1 | Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы. | 1 | 3 | 4 |
5.2 | На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи. | - | 4 | 4 |
5.3 | Декоративные узоры | 1 | 3 | 4 |
5.4 | Орнамент | 1 | 3 | 4 |
6 | Изображение животного мира. | - | 12 | 12 |
6.1 | Сказочная рыбка. | - | 2 | 2 |
6.2 | Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц. | - | 4 | 4 |
6.3 | Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных | - | 6 | 6 |
6.4 | Урок любования. Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
7 | Экскурсии в музеи и на выставки | 2 | - | 2 |
| Итого | 10 | 62 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу (2 ч.)
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство с детьми. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка. Рисование на свободную тему.
Раздел 2.Основы рисунка(8ч).
Тема 2. 1 Изобразительные средства рисунка.
Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическое занятие. Работа карандашом. «Первые штрихи», «Волшебные линии», «Формы», «Узоры из листьев, цветов и ягод».
Тема 2.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.
Практическое занятие: «Простые по форме цветы», «Цветной домик», «Листопад», «Яблоко спелое, красное, сладкое», «Мухомор», «Кисть рябинки».
Раздел 3. Живопись – искусство цвета. (18ч)
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 3. 1 Основы цветоведения. Цветовые оттенки основных цветов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки», «Чудесная мозайка», «Заюшкин огород: капуста и морковка», « О чем мечтает сибирский кот».
Тема 3.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют», «Морозные узоры», «Снежинки», «Наша ёлочка».
Тема 3.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 3.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. «Весёлый дождик», «Разные-разные тучки».
Тема 3.5. Хоровод лесных растений.
Работа с акварелью, гуашью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет», «Дремучий лес».
Раздел 4. Рисунок (12ч)
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 4.1 Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Выделение композиционного центра.
Тема 4.2 Создаём красивые узоры из точек
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаге: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго сказочного героя».
Тема 4.3 Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты», «Сказочный коврик».
Тема 4.4 Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 4.5 Форма. Мои любимые игрушки
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».
Раздел 5. Основы декоративно-прикладного искусства. (16ч)
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 5.1. Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы. Рисование простых цветов.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна», «Моя посуда».
Тема 5.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи
Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного видения мира детьми 5-6 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».
Тема 5.3 Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема5.4 Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Раздел 6. Изображение животного мира(12ч).
Тема 6.1 Сказочная рыбка
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».
Тема 6.2 Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Сказочная птица».
Тема 6.3. Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животных. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Практическое занятие. «Пушистые детеныши», «Маленький воробышек».
Тема 6.4. Урок любования. Итоговое занятие (4ч)
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки (2ч)
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).
Оценка эффективности программы к концу 1-го года обучения
К концу первого года обучения дети будут знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
Второй год обучения
Во второй год обучения важно помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний. Педагогу следует способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи :
Развивать описательную, комментирующую функцию речи.
Развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.
Формировать знания о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
Уметь использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Выбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность, навыки взаимопомощи.
Формировать знания о значении слов симметрия, композиция.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Второй год обучения | |||||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | | ||
Теор. | Практ. | Всего | | ||
1. | Основы художественной грамоты. Инструктаж по технике безопасности. | 8 | 29 | 37 | |
1.1 | Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. | 1 | 2 | 3 | |
1.2 | Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. | 2 | 5 | 7 | |
1.3 | Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. | 1 | 6 | 7 | |
1.4 | Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. | 2 | 6 | 8 | |
1.5 | Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. | 2 | 6 | 8 | |
1.6 | Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. | - | 4 | 4 | |
2. | Графика. | 3 | 27 | 30 | |
2.1 | Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. | 1 | 6 | 7 | |
2.2 | Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. | 1 | 6 | 7 | |
2.3 | Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. | - | 5 | 5 | |
2.4 | Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. | 1 | 5 | 6 | |
2.5 | Гравюра на картоне. | - | 2 | 2 | |
2.6 | Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью. | - | 3 | 3 | |
3. | Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. | - | - | 4 | |
4. | Итоговое занятие. | - | 1 | 1 | |
| Итого: | 11 | 61 | 72 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел 1. Основы художественной грамоты (37 ч.)
Тема 1.1. Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. |
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. |
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. Тема 1.2. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. |
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Тема 1.3. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. |
Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. |
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. |
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. Тема 1.4. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. «Прогулка по весеннему саду». |
Тема 1.5. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
Тема 1.6 Иллюстрирование литературных произведений. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
Раздел 2.Графика(30 ч.) Тема 2.1. Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. Тема 2.2. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. |
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
«Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. |
Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Тема 2.3. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Свет и тень – падающая, собственная. Тема 2.4. Монотипия. Творческие композиции с применением приёмов монотипии. |
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. |
Тема 2.5. Гравюра на картоне. «Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала. |
Тема 2.6. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью. Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. |
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. |
Раздел 3. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе (4 ч.)
Раздел 4. Итоговое занятие (1 ч.)
Оценка эффективности программы к концу 2-го года обучения
К концу второго года обучения дети будут знать:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
работать с бумагой в технике объёмной пластики;
умение работать в группе;
самокритичность;
Методическое обеспечение
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих игр. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации.
Для активизации детей используются задания-игры на развитие фантазии и воображения.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Учащиеся после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. С этой целью программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.
Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, а главное - становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятия искусством.
Преемственность и согласованность данной программы со школьными программами позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.
Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и программ дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.
На занятиях поддерживается интерес к совместным действиям, используется художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит объединение по изобразительному искусству «Мир красок».
Литература для педагога:
Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество России», 2004 г.
Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.
Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц Э. К.,
Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
Литература для родителей:
Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г
Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.