Образовательная программа по журналистике «Дорогою Добра»

4
0
Материал опубликован 4 November 2020 в группе

Бюджетное образовательное учреждение г.Омска

«Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В.П.Горячева»





Образовательная программа по журналистике

«Дорогою Добра»



Срок реализации: 1 год

Составитель:

Мерзлякова С.И.,

учитель начальных классов



Пояснительная записка

Актуальность и направленность

Программа модифицированная, разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером» (Горчакова Т.В. и др. Детский Центр «Добрята» г.Томск).

Программа имеет социальную и культурологическую направленность.

Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, символы, обычаи, обряды, религия.

«Духовность — свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух — это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь единый целостный поток, который составляет особенность человека. Душа есть и у растения, и у животного — это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро - это дух. Если отнять у человека все, что нематериально, — мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота». (А. Мень).

Духовность – есть высшее достояние человеческой души, сердце личности, направленность человеческого ума на высокие цели и задачи, связанная со смыслом существования себя и других, возвышенность чувств и помыслов, развитость и постоянное совершенствование нравственного потенциала личности. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к искусству, науке, творчеству. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, ведь духовность, дает радость.

Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Настоящая духовность проявляется там, где она сочетается с реальным обновлением, развитием и самосовершенствованием человека.

Нравственность - основа духовного здоровья человека. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Для обучающихся необходимо создать такую атмосферу, которая бы способствовала духовно-нравственному становлению ребят, пробуждала в них желание делать добро. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли», - писал Н.И. Пирогов. Необходимо учить детей добру, истине и красоте, воспитывать духовность «уже в инстинкте ребенка» (И.А.Ильин).

В младшем школьном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Основными условиями в воспитании духовно-нравственной личности младшего школьника выступают:

познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией программы по духовно - нравственному воспитанию;

практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

творческое осуществление нравственного становления личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Вместе с тем рассматривается нравственное содержание не только индивидуальной, но и социальной позиции человека. Иначе говоря, ребёнок учится смотреть на жизнь, как с личной, так и с общественной точки зрения, с точки зрения общества.

Краткая характеристика предмета, его значимость

Занятия по Программе способствуют становлению личности ребенка, его гражданской позиции, позволяют обучающимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность. В процессе совместной деятельности обучающиеся общаются друг с другом, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример.

Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ребёнка. Сам он не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их на примере жизни творческих, героических людей, наблюдений за красотой мира. Для знакомства обучающихся с нравственными нормами используется рассказ педагога, этическая беседа, главное назначение которой – помочь обучающимся разобраться в вопросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед обучающиеся активно обсуждают нравственные проблемы, приходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждать в нем товарищей. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, заметок, зарисовок из газет и журналов. Накопление нравственного опыта происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала.

Школой нравственного воспитания являются экскурсии по городу, наблюдения за природой, которые воспитывают у обучающихся уважение к труду людей, интерес к богатствам родного края, бережное отношение к природе.

Уровень освоения

Программа ориентирована на общекультурное, социальное развитие и воспитание детей, достижение планируемых результатов и формирование универсальных учебных действий.

Новизна

Содержание Программы предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания, развитие творческого отношения к работе, создание условий для творческого самовыражения личности детей.

Обучение основам журналистики детей 10-11 лет в игровой форме является инновацией предлагаемой Программы. Исходная мотивация – «Мы - журналисты!»

Цель программы воспитание высоконравственных граждан общества, посредством основ журналистики.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- обучение основным жанрам журналистики;

- развитие творческих интересов и склонностей.

Педагогическая целесообразность

В настоящее время общепризнанным является факт, что совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.  

Отличительные особенности

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование духовно-нравственных качеств, повышение культурного уровня, творческих навыков, расширение кругозора.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию собственных заметок, зарисовок, и других работ. Планируется опубликование работ в детских изданиях.


Условия реализации образовательной программы


Срок реализации


Срок реализации Программы – 1 год (68 ч).


Формы занятий


Формы организации деятельности детей индивидуальная, мини-группы, парная, коллективная.

Формы занятий разнообразны: беседы, обсуждения, интервью, игры и др.

Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. «В ролевых играх, - по мнению Б.Д. Эльконина, - модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка». На занятиях обучающиеся играют в журналиста: задают вопросы, берут интервью, пишут творческие работы. Игра в журналистов полезна тем, что она даёт обучающимся возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, вести диалог, развивать речевые навыки, формировать творческую личность, ведь главное в начальной школе – это приучение обучающихся к творчеству, активной деятельности. Игра направляет на успех, дает возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты.

На каждом занятии дети выполняют творческую работу: рисуют, конструируют, пишут заметки-рассуждения, зарисовки, изготовляют стенгазеты.

Одна из особенных форм журналистики – интервью. Ребята берут интервью у родителей, одноклассников, библиотекаря и других. Это требует тщательной подготовки вопросов, продумывания времени и поведения во время интервьюирования.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Показатели освоения Программы:

Показателем духовно-нравственного воспитания детей являются поведение и поступки. В них отражается:

* отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность),

* к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие),

* к людям (человечность, уважение, вежливость),

* к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость),

* к семье (любовь, уважение, чуткость),

* к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).

Обучающиеся должны знать:

* основные положительные нравственные качества человека:

ответственность, доброта, верность, мужество, доброжелательность, вера в человека, правдивость, скромность, совестливость, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость, отзывчивость;

* важные категории и понятия этики:

добро и зло, правда и ложь, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, доброта, дружба, забота,;

Обучающиеся должны уметь:

* использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

* правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

* быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

* уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

* добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело

Обучающиеся должны владеть:

* коммуникативными умениями (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

* элементарными этическими нормами; активно применять правила вежливого общения;

* приемами коллективной работы

Творческий результат работы : выпуск индивидуальных творческих книг-самоделок, выпуск стенгазет

Таблица 1

Механизм контроля и отслеживания результатов



Критерии

Показатели

Уровни показателей

Способ отслеживания результатов

Низкий

средний

высокий

Формирование нравственных качеств:

сердечность, добродеятельность, внимательность, ответственность.

Понимание, отнощение, поведение.

Адекватно оценивает поступки, отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неустойчивый опыт положительного поведения.

Нравственные ориентиры существуют

Проявление саморегуляции и самоорганизации, активная общественная позиция еще не сформирована.

Обосновывает свой выбор нравственными установками,

устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении

Наблюдение,

анкета

Знание и использование основных жанров журналистики

Заметки,

зарисовки,

интервью,

отзыв,

репортаж

Знает и умеет составить свои работы только по образцу.

Умеет самостоятельно написать заметку и зарисовку на заданную тему.

Самостоятельно пишет работы в различных жанрах

Анализ практических работ

Развитие творческих способностей

Творческие работы

Выполнены отдельные виды работ

Выполняет творческие задания, умеет оформить свою работу на листе. Участвует в коллективной работе .

Печатает свои работы в детских изданиях, выпускает творческую книжку со своими работами.

Анализ творческих работ.

Выставка работ







Таблица 2

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теория

п/р

1

Человек с горячим сердцем

2

1

1

2

Внутренний мир человека

2

1

1

3

Читать – значит искать и находить

2

1

1

4

Книга Мира

2

1

1

5

Моя авторская книга

2

1

1

6

Осень в моём городе

2

1

1

7

Чудо красоты

2

1

1

8

Подарок Маленького принца

2

1

1

9

Умейте дружбой дорожить

2

1

1

10

Ты в ответе, за тех, кого приручил

2

1

1

11

Прогулка по словесному саду

2

1

1

12

Музыка зимы

2

1

1

13

Здравствуй, праздник Новый год!

2

1

1

14

Музей Боевой Славы

2

2

-

15

Расскажем о героях

2

-

2

16

Радость жизни – в творчестве

2

1

1

17

Классный уголок

2

1

1

18

Мы должны сделать мир добрым

2

1

1

19

Интервью «Ваше увлечение»

2

1

1

20

Встреча с красотой

2

1

1

21

Встреча с интересным человеком

2

1

1

22

Реставрация книг

2

1

1

23

Чистый двор

2

1

1

24

Наша школьная кормилица

2

1

1

25

Чистый класс

2

-

2

26

Украсим город цветами

2

-

2

27

Любим мы трудиться

2

1

1

28

Моя авторская книга

2

1

1

29

Нам этот мир завещано беречь

2

1

1

30

Школьные новости

2

1

1

31

Добрая память

2

1

1

32

Почему нужно быть добрым?

2

1

1

33

Деятельность – лучший путь к познанию

2

1

1

34

Праздник «Мир вокруг нас»

2

-

2


Итого

68

31

37



Содержание программы

1.Человек с горячим сердцем

Нравственные качества человека. Размышление над словами: «Нравственность – деятельность во благо другим». Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем», беседа по содержанию. Размышление над словами: «Если сердце не смотрит, то и глаза не видят». Просмотр видеофильма о красоте Родины. Чтение заметок о красоте Родины в газете-журнале.

Творческая работа: написание заметки «С любовью к Родине».

2. Внутренний мир человека

Чтение притчи «Сила сердца», работа по содержанию. Значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ. Работа со словами: СЕРДЦЕ, СЕРДЦЕВИНА, СЕРЕДИНА. Символизм матрёшки.

Творческая работа: написание заметки-рассуждения «Великодушие».

3. Читать – значит искать и находить

Размышление над словами ВОСПИТАНИЕ, ПИТАНИЕ. Польза чтения. Роль ЗНАНИЙ в жизни человека. Чтение отрывка из книги «Читать – значит искать и находить».

Творческая работа: написание заметки-рассуждения о важности чтения книг.

4. Книга Мира.

Беседа по картине «Чикус Мале». Чтение заметки «Мир – открытая книга», работа по содержанию. Чтение заметок в газете-журнале о добрых делах. Коллективная творческая работа: изготовление «Книги Мира». Написание заметки «Что бы я сделал для мира, для Родины».

5. Моя авторская книга.

Разгадывание кроссворда. Выставка книг разной тематики. Значение слов ТВОРЧЕСТВО, АВТОР. Размышление над словами: «Не говори не умею, а говори: научусь».

Творческая работа: оформление страниц авторской книги.

6. Осень в моём городе

Чтение зарисовки «Парашют». Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Чтение заранее подготовленных стихотворений об осени из газеты-журнала. Игра «Подбираем слова».

Творческая работа: написание осенней зарисовки. Оформление стенгазеты.

7. Чудо красоты

Беседа «Где живёт красота?». Чтение стихотворения «Чудо красоты». Творческое задание «Ищем красоту». Размышление над словами: «В красоте – залог счастья человечества». Значение слов СОВЕРШЕНСТВО, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Чтение отрывка из книги И. Ильина «Чему я научился у мыльного пузыря, работа по содержанию. Надувание мыльных пузырей. Творческая работа: написание зарисовки мыльного пузыря. Задание: «Найди красоту».

8. Подарок Маленького принца

Беседа о КОСМОСЕ, космонавтах, об их качествах. Просмотр слайдов «Космос». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц», работа по содержанию. Значение слов «Зорко одно лишь сердце».

Творческая работа: написание отзыва на прочитанное.

9. Умейте дружбой дорожить

Беседа о друзьях. Чтение заметок о дружбе в газете-журнале. Значение слова ДРУЖИНА. Просмотр мультфильма «Храброе сердце», беседа по содержанию. Работа со словами: ХРАБРОСТЬ, ОТВАГА, МУЖЕСТВО, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА. Чтение пословиц о дружбе. Рассказы о друзьях.

Творческая работа: написание отзыва на увиденное по схеме.

10. Ты в ответе, за тех, кого приручил

Беседа о дружбе, о нравственных качествах друзей. Работа со словами: ПРЕДАННОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ. Игра «Разгадай шифровку». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц», работа по содержанию.

Творческая работа: написание письма-отзыва другу по схеме.

11. Прогулка по словесному саду

Беседа о роли речи в жизни людей, о красоте речи. Игра «Путешествие по словесному саду»: игры со словами, размышления над пословицами, название имён с корнем -СЛАВ-.

Творческая работа: написание отзыва о «прогулке».

12. Музыка зимы

Значение слов СОЗЕРЦАТЬ, РИТМ. Прослушивание произведений о зиме русских композиторов. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Чтение заметок, стихотворений о зиме в газете-журнале. Размышление над словами И. Ильина.

Творческая работа: написание зарисовки «Музыка зимы».

13. Здравствуй, праздник Новый год!

Беседа о новогоднем празднике. Беседа о новогодних поздравлениях. Сбор информации на новогоднюю тематику (работа в библиотеке).

Коллективная творческая работа: «Ёлочка из ладошек» Творческая работа: написание заметки о новогоднем празднике.

14. Музей Боевой Славы

Знакомство с газетным жанром – заметкой. Экскурсия в школьный Музей Боевой Славы.

15. Расскажем о героях

Творческая работа: написание заметки «Интересное событие» (о посещении музея) по схеме. Коллективное оформление информационного листка.

16. Радость жизни – в творчестве

Чтение заметки «Доброе дело украшает жизнь», работа по содержанию. Размышление над словами: «Радость жизни – в творчестве». Рассматривание поделок в газете-журнале.

Творческая работа: изготовление птицы Прекрасы из кусочков ткани. Написание заметки о своём увлечении.

17. Классный уголок

Разгадывание кроссворда.

Творческая работа: «Изготовление из бумаги предметов Классного Уголка». Оформление Уголка.

18. Мы должны сделать мир добрым

Чтение памятки: «Учимся задавать вопросы». Задаём вопросы друг другу: Что значит быть добрым? Зачем человеку надо становиться добрым?

Творческая работа: запись интервью.

19. Интервью «Ваше увлечение»

Подготовительная работа: знакомство с памяткой «Пишем интервью», знакомство с «Правилами ведения интервью с прохожими». Размышление над словами: «Слова – ключи к сердцу». Чтение образца интервью «Вышивка – встреча с красотой».

Практическая работа: интервью с прохожим «Ваше увлечение» или «Ваша профессия».

20. Встреча с красотой

Экскурсия в кабинет домоводства. Рассматривание поделок. Творческая работа: «Интервью у преподавателя «Ваше увлечение». Чтение памятки «Редакторская правка интервью».

Творческая работа: запись интервью.

21. Встреча с интересным человеком

Размышление над словами: «Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья».

Практическая работа: интервью с библиотекарем.

22. Реставрация книг

Беседа о бережном отношении к книгам.

Практическая работа «Реставрация книг» (в библиотеке).

23. Чистый двор

Знакомство с газетным жанром – репортажем.

Практическая работа: Работа на пришкольном участке – уборка территории.

Репортаж с места события

24. Наша школьная кормилица

Чтение репортажа «Наша школьная кормилица». Экскурсия в школьную столовую. Наблюдение за работой поваров. Бережное отношение к хлебу, продуктам.

Практическая работа: помощь дежурным по столовой, сервировка столов.

Выпуск листовок о пользе продуктов.

25. Чистый класс

Практическая работа: мытьё парт, окон, уход за комнатными растениями.

Написание отзыва о работе.

26. Украсим город цветами

Практическая работа: высаживание рассады цветов в клумбы. Репортаж с места события.

27. Любим мы трудиться

Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями. Люди труда.

Практическая работа: изготовление информационных листков о проделанной работе.

28. Моя авторская книга

Размышление над словами: «Счастье достаётся тому, кто много трудится». Творческая работа: оформление авторской книги.

Презентация авторских книг: объяснение выбора названия, чтение лучшей работы.

29. Нам этот мир завещано беречь

Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте, доброте. Митинг у памятника Героя Советского Союза В.Горячева.

Творческая работа: написание заметки «Буду Родину защищать»

30. Школьные новости

Работа с деревом-корнесловом

-НОВ-. Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Интервью «Школьные новости».

Творческая работа: написание информационной заметки о школьных новостях по схеме.

31. Добрая память

Объяснение «Новости одной строкой». Чтение заметки «Вот так и живём», работа по содержанию. Игра «Найди в клеточках слова».

Творческие задания: связать отгаданные слова с профессиями и составить новости одной строкой. Игра «Я- репортёр»

32. Почему нужно быть добрым?

Размышление «Что такое добро?» Чтение стихотворения «Что такое добро?», выделение цветом в стихотворении слов, поясняющих, что такое ДОБРО. Творческая работа: написание заметки-размышления «Почему нужно быть добрым».

33.Деятельность – лучший путь к познанию

Значение слова ЗНАНИЕ. Беседа о роли знаний. Размышление над словами «Деятельность – лучший путь к познанию». Чтение стихотворения «Наука Добра», работа по содержанию. Беседа о полезных делах

Творческая работа: Выпуск стенгазеты

34. Праздник «Мир вокруг нас»

Чтение стихов о Родине под классическую музыку и видео природы. Исполнение песен «Из чего наш мир состоит?», «Все вместе». Выставка авторских книг.



Методическое обеспечение программы

- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства». Используя материал, данный в тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка, интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста.

-методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». Пособие содержит календарное планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, описание оформления уголка юного журналиста, рекомендации по созданию авторской книги.

Диагностический инструментарий

метод наблюдения;

метод изучения продуктов детского творчества;

диагностика и исследование нравственной сферы школьника;

* метод «Беседа»

* методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

диагностика эмоционального компонента нравственного развития;

* методика «Что мы ценим в людях»

* методика «Как поступать»

* методика «Закончи предложение»

диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов

диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (по методике М.И.Шиловой)

Материал по диагностике взят из программы «Начала нравственности» (авторы: Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н., учителя МБОУ «СОШ № 26», г. Стерлитамак Республики Башкортостан)

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Приложение 1

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.


Приложение 2

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Приложение 3



Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале (Приложение 2).


Приложение 4

Методика «Закончи предложение»

(методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

Если я знаю, что поступил неправильно, то …

Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

Когда в моем присутствии обижают человека, я …

Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …



Литература:



Звонкий голос детства. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. - Томск, 2013

Методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». – Томск, 2013

Горчакова Т.Н. и др. Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа. – Томск, 2011

Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.

Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988



1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.