Образовательная программа по журналистике «Дорогою Добра»
Бюджетное образовательное учреждение г.Омска
«Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В.П.Горячева»
Образовательная программа по журналистике
«Дорогою Добра»
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Мерзлякова С.И.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Актуальность и направленность
Программа модифицированная, разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики для младших школьников «Служу Отечеству пером» (Горчакова Т.В. и др. Детский Центр «Добрята» г.Томск).
Программа имеет социальную и культурологическую направленность.
Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, символы, обычаи, обряды, религия.
«Духовность — свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух — это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь единый целостный поток, который составляет особенность человека. Душа есть и у растения, и у животного — это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро - это дух. Если отнять у человека все, что нематериально, — мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота». (А. Мень).
Духовность – есть высшее достояние человеческой души, сердце личности, направленность человеческого ума на высокие цели и задачи, связанная со смыслом существования себя и других, возвышенность чувств и помыслов, развитость и постоянное совершенствование нравственного потенциала личности. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к искусству, науке, творчеству. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, ведь духовность, дает радость.
Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Настоящая духовность проявляется там, где она сочетается с реальным обновлением, развитием и самосовершенствованием человека.
Нравственность - основа духовного здоровья человека. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Для обучающихся необходимо создать такую атмосферу, которая бы способствовала духовно-нравственному становлению ребят, пробуждала в них желание делать добро. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли», - писал Н.И. Пирогов. Необходимо учить детей добру, истине и красоте, воспитывать духовность «уже в инстинкте ребенка» (И.А.Ильин).
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Основными условиями в воспитании духовно-нравственной личности младшего школьника выступают:
познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией программы по духовно - нравственному воспитанию;
практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;
творческое осуществление нравственного становления личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.
Вместе с тем рассматривается нравственное содержание не только индивидуальной, но и социальной позиции человека. Иначе говоря, ребёнок учится смотреть на жизнь, как с личной, так и с общественной точки зрения, с точки зрения общества.
Краткая характеристика предмета, его значимость
Занятия по Программе способствуют становлению личности ребенка, его гражданской позиции, позволяют обучающимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность. В процессе совместной деятельности обучающиеся общаются друг с другом, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример.
Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ребёнка. Сам он не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их на примере жизни творческих, героических людей, наблюдений за красотой мира. Для знакомства обучающихся с нравственными нормами используется рассказ педагога, этическая беседа, главное назначение которой – помочь обучающимся разобраться в вопросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед обучающиеся активно обсуждают нравственные проблемы, приходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждать в нем товарищей. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, заметок, зарисовок из газет и журналов. Накопление нравственного опыта происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала.
Школой нравственного воспитания являются экскурсии по городу, наблюдения за природой, которые воспитывают у обучающихся уважение к труду людей, интерес к богатствам родного края, бережное отношение к природе.
Уровень освоения
Программа ориентирована на общекультурное, социальное развитие и воспитание детей, достижение планируемых результатов и формирование универсальных учебных действий.
Новизна
Содержание Программы предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания, развитие творческого отношения к работе, создание условий для творческого самовыражения личности детей.
Обучение основам журналистики детей 10-11 лет в игровой форме является инновацией предлагаемой Программы. Исходная мотивация – «Мы - журналисты!»
Цель программы – воспитание высоконравственных граждан общества, посредством основ журналистики.
Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- обучение основным жанрам журналистики;
- развитие творческих интересов и склонностей.
Педагогическая целесообразность
В настоящее время общепризнанным является факт, что совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Отличительные особенности
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование духовно-нравственных качеств, повышение культурного уровня, творческих навыков, расширение кругозора.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию собственных заметок, зарисовок, и других работ. Планируется опубликование работ в детских изданиях.
Условия реализации образовательной программы
Срок реализации
Срок реализации Программы – 1 год (68 ч).
Формы занятий
Формы организации деятельности детей индивидуальная, мини-группы, парная, коллективная.
Формы занятий разнообразны: беседы, обсуждения, интервью, игры и др.
Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. «В ролевых играх, - по мнению Б.Д. Эльконина, - модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка». На занятиях обучающиеся играют в журналиста: задают вопросы, берут интервью, пишут творческие работы. Игра в журналистов полезна тем, что она даёт обучающимся возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, вести диалог, развивать речевые навыки, формировать творческую личность, ведь главное в начальной школе – это приучение обучающихся к творчеству, активной деятельности. Игра направляет на успех, дает возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты.
На каждом занятии дети выполняют творческую работу: рисуют, конструируют, пишут заметки-рассуждения, зарисовки, изготовляют стенгазеты.
Одна из особенных форм журналистики – интервью. Ребята берут интервью у родителей, одноклассников, библиотекаря и других. Это требует тщательной подготовки вопросов, продумывания времени и поведения во время интервьюирования.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Показатели освоения Программы:
Показателем духовно-нравственного воспитания детей являются поведение и поступки. В них отражается:
* отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность),
* к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие),
* к людям (человечность, уважение, вежливость),
* к коллективу (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость),
* к семье (любовь, уважение, чуткость),
* к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).
Обучающиеся должны знать:
* основные положительные нравственные качества человека:
ответственность, доброта, верность, мужество, доброжелательность, вера в человека, правдивость, скромность, совестливость, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость, отзывчивость;
* важные категории и понятия этики:
добро и зло, правда и ложь, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, доброта, дружба, забота,;
Обучающиеся должны уметь:
* использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
* правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
* быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
* уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
* добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело
Обучающиеся должны владеть:
* коммуникативными умениями (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
* элементарными этическими нормами; активно применять правила вежливого общения;
* приемами коллективной работы
Творческий результат работы : выпуск индивидуальных творческих книг-самоделок, выпуск стенгазет
Таблица 1
Механизм контроля и отслеживания результатов
Критерии | Показатели | Уровни показателей | Способ отслеживания результатов | ||
Низкий | средний | высокий | |||
Формирование нравственных качеств: сердечность, добродеятельность, внимательность, ответственность. | Понимание, отнощение, поведение. | Адекватно оценивает поступки, отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неустойчивый опыт положительного поведения. | Нравственные ориентиры существуют Проявление саморегуляции и самоорганизации, активная общественная позиция еще не сформирована. | Обосновывает свой выбор нравственными установками, устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении | Наблюдение, анкета |
Знание и использование основных жанров журналистики | Заметки, зарисовки, интервью, отзыв, репортаж | Знает и умеет составить свои работы только по образцу. | Умеет самостоятельно написать заметку и зарисовку на заданную тему. | Самостоятельно пишет работы в различных жанрах | Анализ практических работ |
Развитие творческих способностей | Творческие работы | Выполнены отдельные виды работ | Выполняет творческие задания, умеет оформить свою работу на листе. Участвует в коллективной работе . | Печатает свои работы в детских изданиях, выпускает творческую книжку со своими работами. | Анализ творческих работ. Выставка работ |
Таблица 2
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | п/р | ||
1 | Человек с горячим сердцем | 2 | 1 | 1 |
2 | Внутренний мир человека | 2 | 1 | 1 |
3 | Читать – значит искать и находить | 2 | 1 | 1 |
4 | Книга Мира | 2 | 1 | 1 |
5 | Моя авторская книга | 2 | 1 | 1 |
6 | Осень в моём городе | 2 | 1 | 1 |
7 | Чудо красоты | 2 | 1 | 1 |
8 | Подарок Маленького принца | 2 | 1 | 1 |
9 | Умейте дружбой дорожить | 2 | 1 | 1 |
10 | Ты в ответе, за тех, кого приручил | 2 | 1 | 1 |
11 | Прогулка по словесному саду | 2 | 1 | 1 |
12 | Музыка зимы | 2 | 1 | 1 |
13 | Здравствуй, праздник Новый год! | 2 | 1 | 1 |
14 | Музей Боевой Славы | 2 | 2 | - |
15 | Расскажем о героях | 2 | - | 2 |
16 | Радость жизни – в творчестве | 2 | 1 | 1 |
17 | Классный уголок | 2 | 1 | 1 |
18 | Мы должны сделать мир добрым | 2 | 1 | 1 |
19 | Интервью «Ваше увлечение» | 2 | 1 | 1 |
20 | Встреча с красотой | 2 | 1 | 1 |
21 | Встреча с интересным человеком | 2 | 1 | 1 |
22 | Реставрация книг | 2 | 1 | 1 |
23 | Чистый двор | 2 | 1 | 1 |
24 | Наша школьная кормилица | 2 | 1 | 1 |
25 | Чистый класс | 2 | - | 2 |
26 | Украсим город цветами | 2 | - | 2 |
27 | Любим мы трудиться | 2 | 1 | 1 |
28 | Моя авторская книга | 2 | 1 | 1 |
29 | Нам этот мир завещано беречь | 2 | 1 | 1 |
30 | Школьные новости | 2 | 1 | 1 |
31 | Добрая память | 2 | 1 | 1 |
32 | Почему нужно быть добрым? | 2 | 1 | 1 |
33 | Деятельность – лучший путь к познанию | 2 | 1 | 1 |
34 | Праздник «Мир вокруг нас» | 2 | - | 2 |
| Итого | 68 | 31 | 37 |
Содержание программы
1.Человек с горячим сердцем
Нравственные качества человека. Размышление над словами: «Нравственность – деятельность во благо другим». Чтение рассказа «Человек с горячим сердцем», беседа по содержанию. Размышление над словами: «Если сердце не смотрит, то и глаза не видят». Просмотр видеофильма о красоте Родины. Чтение заметок о красоте Родины в газете-журнале.
Творческая работа: написание заметки «С любовью к Родине».
2. Внутренний мир человека
Чтение притчи «Сила сердца», работа по содержанию. Значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ. Работа со словами: СЕРДЦЕ, СЕРДЦЕВИНА, СЕРЕДИНА. Символизм матрёшки.
Творческая работа: написание заметки-рассуждения «Великодушие».
3. Читать – значит искать и находить
Размышление над словами ВОСПИТАНИЕ, ПИТАНИЕ. Польза чтения. Роль ЗНАНИЙ в жизни человека. Чтение отрывка из книги «Читать – значит искать и находить».
Творческая работа: написание заметки-рассуждения о важности чтения книг.
4. Книга Мира.
Беседа по картине «Чикус Мале». Чтение заметки «Мир – открытая книга», работа по содержанию. Чтение заметок в газете-журнале о добрых делах. Коллективная творческая работа: изготовление «Книги Мира». Написание заметки «Что бы я сделал для мира, для Родины».
5. Моя авторская книга.
Разгадывание кроссворда. Выставка книг разной тематики. Значение слов ТВОРЧЕСТВО, АВТОР. Размышление над словами: «Не говори не умею, а говори: научусь».
Творческая работа: оформление страниц авторской книги.
6. Осень в моём городе
Чтение зарисовки «Парашют». Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Чтение заранее подготовленных стихотворений об осени из газеты-журнала. Игра «Подбираем слова».
Творческая работа: написание осенней зарисовки. Оформление стенгазеты.
7. Чудо красоты
Беседа «Где живёт красота?». Чтение стихотворения «Чудо красоты». Творческое задание «Ищем красоту». Размышление над словами: «В красоте – залог счастья человечества». Значение слов СОВЕРШЕНСТВО, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Чтение отрывка из книги И. Ильина «Чему я научился у мыльного пузыря, работа по содержанию. Надувание мыльных пузырей. Творческая работа: написание зарисовки мыльного пузыря. Задание: «Найди красоту».
8. Подарок Маленького принца
Беседа о КОСМОСЕ, космонавтах, об их качествах. Просмотр слайдов «Космос». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц», работа по содержанию. Значение слов «Зорко одно лишь сердце».
Творческая работа: написание отзыва на прочитанное.
9. Умейте дружбой дорожить
Беседа о друзьях. Чтение заметок о дружбе в газете-журнале. Значение слова ДРУЖИНА. Просмотр мультфильма «Храброе сердце», беседа по содержанию. Работа со словами: ХРАБРОСТЬ, ОТВАГА, МУЖЕСТВО, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА. Чтение пословиц о дружбе. Рассказы о друзьях.
Творческая работа: написание отзыва на увиденное по схеме.
10. Ты в ответе, за тех, кого приручил
Беседа о дружбе, о нравственных качествах друзей. Работа со словами: ПРЕДАННОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ. Игра «Разгадай шифровку». Чтение отрывка из сказки «Маленький принц», работа по содержанию.
Творческая работа: написание письма-отзыва другу по схеме.
11. Прогулка по словесному саду
Беседа о роли речи в жизни людей, о красоте речи. Игра «Путешествие по словесному саду»: игры со словами, размышления над пословицами, название имён с корнем -СЛАВ-.
Творческая работа: написание отзыва о «прогулке».
12. Музыка зимы
Значение слов СОЗЕРЦАТЬ, РИТМ. Прослушивание произведений о зиме русских композиторов. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Чтение заметок, стихотворений о зиме в газете-журнале. Размышление над словами И. Ильина.
Творческая работа: написание зарисовки «Музыка зимы».
13. Здравствуй, праздник Новый год!
Беседа о новогоднем празднике. Беседа о новогодних поздравлениях. Сбор информации на новогоднюю тематику (работа в библиотеке).
Коллективная творческая работа: «Ёлочка из ладошек» Творческая работа: написание заметки о новогоднем празднике.
14. Музей Боевой Славы
Знакомство с газетным жанром – заметкой. Экскурсия в школьный Музей Боевой Славы.
15. Расскажем о героях
Творческая работа: написание заметки «Интересное событие» (о посещении музея) по схеме. Коллективное оформление информационного листка.
16. Радость жизни – в творчестве
Чтение заметки «Доброе дело украшает жизнь», работа по содержанию. Размышление над словами: «Радость жизни – в творчестве». Рассматривание поделок в газете-журнале.
Творческая работа: изготовление птицы Прекрасы из кусочков ткани. Написание заметки о своём увлечении.
17. Классный уголок
Разгадывание кроссворда.
Творческая работа: «Изготовление из бумаги предметов Классного Уголка». Оформление Уголка.
18. Мы должны сделать мир добрым
Чтение памятки: «Учимся задавать вопросы». Задаём вопросы друг другу: Что значит быть добрым? Зачем человеку надо становиться добрым?
Творческая работа: запись интервью.
19. Интервью «Ваше увлечение»
Подготовительная работа: знакомство с памяткой «Пишем интервью», знакомство с «Правилами ведения интервью с прохожими». Размышление над словами: «Слова – ключи к сердцу». Чтение образца интервью «Вышивка – встреча с красотой».
Практическая работа: интервью с прохожим «Ваше увлечение» или «Ваша профессия».
20. Встреча с красотой
Экскурсия в кабинет домоводства. Рассматривание поделок. Творческая работа: «Интервью у преподавателя «Ваше увлечение». Чтение памятки «Редакторская правка интервью».
Творческая работа: запись интервью.
21. Встреча с интересным человеком
Размышление над словами: «Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья».
Практическая работа: интервью с библиотекарем.
22. Реставрация книг
Беседа о бережном отношении к книгам.
Практическая работа «Реставрация книг» (в библиотеке).
23. Чистый двор
Знакомство с газетным жанром – репортажем.
Практическая работа: Работа на пришкольном участке – уборка территории.
Репортаж с места события
24. Наша школьная кормилица
Чтение репортажа «Наша школьная кормилица». Экскурсия в школьную столовую. Наблюдение за работой поваров. Бережное отношение к хлебу, продуктам.
Практическая работа: помощь дежурным по столовой, сервировка столов.
Выпуск листовок о пользе продуктов.
25. Чистый класс
Практическая работа: мытьё парт, окон, уход за комнатными растениями.
Написание отзыва о работе.
26. Украсим город цветами
Практическая работа: высаживание рассады цветов в клумбы. Репортаж с места события.
27. Любим мы трудиться
Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями. Люди труда.
Практическая работа: изготовление информационных листков о проделанной работе.
28. Моя авторская книга
Размышление над словами: «Счастье достаётся тому, кто много трудится». Творческая работа: оформление авторской книги.
Презентация авторских книг: объяснение выбора названия, чтение лучшей работы.
29. Нам этот мир завещано беречь
Просмотр видеосюжета о красоте мира. Беседа о красоте, доброте. Митинг у памятника Героя Советского Союза В.Горячева.
Творческая работа: написание заметки «Буду Родину защищать»
30. Школьные новости
Работа с деревом-корнесловом
-НОВ-. Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Интервью «Школьные новости».
Творческая работа: написание информационной заметки о школьных новостях по схеме.
31. Добрая память
Объяснение «Новости одной строкой». Чтение заметки «Вот так и живём», работа по содержанию. Игра «Найди в клеточках слова».
Творческие задания: связать отгаданные слова с профессиями и составить новости одной строкой. Игра «Я- репортёр»
32. Почему нужно быть добрым?
Размышление «Что такое добро?» Чтение стихотворения «Что такое добро?», выделение цветом в стихотворении слов, поясняющих, что такое ДОБРО. Творческая работа: написание заметки-размышления «Почему нужно быть добрым».
33.Деятельность – лучший путь к познанию
Значение слова ЗНАНИЕ. Беседа о роли знаний. Размышление над словами «Деятельность – лучший путь к познанию». Чтение стихотворения «Наука Добра», работа по содержанию. Беседа о полезных делах
Творческая работа: Выпуск стенгазеты
34. Праздник «Мир вокруг нас»
Чтение стихов о Родине под классическую музыку и видео природы. Исполнение песен «Из чего наш мир состоит?», «Все вместе». Выставка авторских книг.
Методическое обеспечение программы
- рабочая тетрадь по основам детской журналистики «Звонкий голос детства». Используя материал, данный в тетради, дети научатся писать тексты в таких газетных жанрах, как заметка, отзыв, зарисовка, интервью, репортаж. В тетради даются советы по выпуску стенных газет, созданию авторской книги в компьютерном варианте и оформлению уголка журналиста.
-методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». Пособие содержит календарное планирование, конспекты занятий и сценарии праздников, описание оформления уголка юного журналиста, рекомендации по созданию авторской книги.
Диагностический инструментарий
метод наблюдения;
метод изучения продуктов детского творчества;
диагностика и исследование нравственной сферы школьника;
* метод «Беседа»
* методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
диагностика эмоционального компонента нравственного развития;
* методика «Что мы ценим в людях»
* методика «Как поступать»
* методика «Закончи предложение»
диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (по методике М.И.Шиловой)
Материал по диагностике взят из программы «Начала нравственности» (авторы: Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н., учителя МБОУ «СОШ № 26», г. Стерлитамак Республики Башкортостан)
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Приложение 1
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Приложение 2
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Приложение 3
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале (Приложение 2).
Приложение 4
Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
Литература:
Звонкий голос детства. Рабочая тетрадь по основам детской журналистики. - Томск, 2013
Методические рекомендации к рабочей тетради «Звонкий голос детства». – Томск, 2013
Горчакова Т.Н. и др. Служу Отечеству пером. Дополнительная образовательная программа. – Томск, 2011
Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.
Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988
1