Эксклюзивность инклюзии
Эксклюзивность инклюзии
В стремительно развивающихся современных условиях жизни так важно помнить, какую ценность представляет собой природа, человек и ребёнок в особенности. Каждый ценен и уникален по-своему, каждый хочет быть услышан и признан, жить в обществе и взаимодействовать с окружающими людьми. Среди детей выделяются те, которые имеют особые образовательные потребности, и прежде всего это дети, которые в силу своих физических особенностей не могут развиваться как их нормотипичные сверстники. Включение таких учеников в образовательный процесс целого учреждения – сложный, но очень важный процесс. И важен он не только для особенного ребёнка, но, прежде всего, для всего коллектива детей и взрослых данного детского сада или школы.
Мне, как никакому другому педагогу, посчастливилось! Работая с особенным ребёнком, я выступаю сразу в трёх ролях – мама, тьютор и учитель. Моя дочь имеет ментальные нарушения и обучается по своей программе для детей с лёгкой и средней степенью умственной отсталости. Осваивать инклюзию мы начали с двух лет в общеобразовательном детском саду и, конечно же, не было речи о том, чтобы она училась в коррекционной школе. Сегодня Аня – ученица третьего класса, ходит в лицей вместе с другими детьми, которые приняли её на равных с первого дня.
Учебный процесс в лицее для моего тьюторанта построен следующим образом: в соответствии с учебным планом адаптированной основной общеобразовательной программы девочка посещает часть уроков совместно с классом, а большинство занятий проводят учителя индивидуально с ней. У Ани четыре педагога по разным учебным предметам, есть коррекционные занятия и занятия по внеурочной деятельности, все классные и лицейские мероприятия проходят с её участием: поёт вместе с детьми, читает стихи, танцует, любит походы и поездки, с удовольствием посещает школьный лагерь в каникулы. Все занятия проходят в очной форме в стенах лицея. Конечно же, девочке необходима помощь при выполнении некоторых заданий на уроке и во внеурочное время, и в этом ей помогают как педагоги, так и одноклассники.
Инклюзивное образование подразумевает создание безбарьерной среды в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Но для Ани не нужно строить пандусы или оснащать помещения тактильными табличками, самое главное - развитие взаимодействия с окружающим её миром. Надо просто убрать барьеры в головах некоторых людей, а лучше и вовсе их не создавать. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации особенных детей в общеобразовательном учреждении. В нашем лицее эта практика успешно применяется и даёт свои результаты.
В первый же год своего обучения в лицее Аня быстро адаптировалась, сдружилась с детьми, запомнила размещение необходимых ей помещений в учебном заведении и хорошо ориентируется в пространстве, полностью может себя обслужить, лишь изредка требуется в этом помощь взрослого в силу маленького роста девочки. Выучила все порядки и правила поведения в коллективе, может публично выступать и иногда пытается руководить другими детьми. Очень аккуратна по отношению к учебным принадлежностям и следит за своими вещами.
Включение особых детей в совместное обучение не может иметь готовых протоколов или сценариев, это процесс эксклюзивный для каждого ребёнка. Очень важными на всех этапах образовательных взаимоотношений становятся те чувства и опыт, которые приобретают ученики. А педагоги становятся той связующей нитью, которая через ощущения и восприятия окружающего мира помогает эффективно функционировать с этим миром и самостоятельно решать жизненные задачи.