Экспертиза педагогических разработок

5
0
Материал опубликован 23 April 2016 в группе

Практикум

Практикум представляет собой учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного учебного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний. Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания, упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса и методические рекомендации по их выполнению. Каждую рассматриваемую тему практикума может сопровождать краткое изложение теоретического материала и/или справочная информация.

Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе. Практикум – жанр УМК, который направлен на практическое применение полученных знаний и отработку умений и навыков. Практикум может представлять собой сборник заданий, вопросов, упражнений, расположенных в соответствии со структурой учебной программы курса. Содержит разделы, в которых кратко излагается учебный материал, примеры выполнения заданий и ситуаций, ответы, список литературы. Формальные требования:

Соответствие содержанию определенного учебного курса или учебной программе.

Четкость постановки вопросов и заданий, корректность предложенных ответов.

Разнообразие видов интеллектуальной деятельности, необходимых для выполнения практических заданий и упражнений.

Ориентация на адресата, работающего с практикумом самостоятельно.

Матрица экспертизы практикума

Критерии

Уровни

Оценка

Высокий

(5 – 6) б

Оптимальный

(3 - 4)

Допустимый

(2 - 3)

Низкий

(0 - 1)

1 Адресат

         

1.1. Учащийся, работающий под руководством учителя («практикум без ответов»)

       

1.2. Учащийся, работающий самостоятельно («практикум с ответами»)

       

2. Учет возрастных особенностей обучающихся

         

2.1. Доступность для самостоятельного изучения

       

2.2. Четкое распределение информационно-смысловых элементов текста с учетом нормы времени

       

3. Содержательные требования

         

3.1. Соответствие содержанию определенного учебного курса, учебного пособия, учебной программе

       

3.2. Четкость постановки вопросов и задач

       

3.3. Корректность вопросов и заданий

       

3.4. Точность предложенных ответов

       

3.5. Разнообразие видов заданий

       

3.6. Выделение заданий и вопросов различной степени сложности

       

3.7. Степень оригинальности и новаторства содержания и формы практикума

       

4. Формальные требования к структуре содержания и его оформление

         

4.1. Четкость и логичность построения материала

       

4.2. Наличие аппарата усвоения содержания практикума (возможность навигации по практикуму)

         

4.3. Наличие аппарата ориентировки для обучающихся

         

4.4. Оформление учебного материала (читаемость шрифта, постраничное размещение, привлекательность, наличие введения, резюме по темам, разделам и др.

       

4.5. Культура оформления иллюстративного ряда содержания, информации, схем, таблиц, диаграмм, моделей, рисунков и др.

       

4.6. Наличие листов самоконтроля и самооценки, использование современных способов и средств организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности обучающихся.

       

Итого

 

Хрестоматия - учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины и иллюстрирующие содержание учебника. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Методические указания ориентируют обучающегося при подготовке к учебным занятиям и позволяет акцентировать его внимание на наиболее существенных разделах первоисточников по различным проблемам изучаемых курсов и дисциплин. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Формальные требования:

Соответствие содержанию определенного учебного курса или учебной программе.

Разнообразие и вариативность первоисточников, фрагменты которых включаются в хрестоматию.

Ориентация на адресата, работающего с хрестоматией самостоятельно.

Матрица экспертизы хрестоматии

Критерии

Уровни

Оценка

Высокий

(5 – 6)

Оптимальный

(3 - 4)

Допустимый

(2 - 3)

Низкий

(0 - 1)

1 Адресат

         

1.1. Учащийся, работающий на учебном занятии («хрестоматия без методического руководства»)

       

1.2. Учащийся, работающий самостоятельно («хрестоматия с методическим руководством»)

       

2. Учет возрастных особенностей обучающихся

         

2.1. Доступность для самостоятельного изучения

       

2.2. Четкое распределение информационно-смысловых элементов текста с учетом возрастных возможностей восприятия текста

       

3. Содержательные требования

         

3.1. Соответствие содержанию определенного учебного курса, учебного пособия, учебной программе

         

3.2. Четкость постановки вопросов к текстам хрестоматии

       

3.3. Корректность цитирования текстов, приведенных в хрестоматии

         

3.4. Оптимальность количества цитируемых в хрестоматии текстов

       

3.5. Разнообразие видов заданий по работе с текстами хрестоматии

       

3.6. Наличие разных уровней заданий по работе с текстами хрестоматий (репродуктивном, частично-поисковом, творческом)

       

3.7. Степень оригинальности и новаторства структуры и системы заданий к текстам хрестоматии

       

4. Формальные требования к структуре содержания и его оформление

         

4.1. Четкость и логичность построения материала

       

4.2. Наличие аппарата усвоения содержания хрестоматии

       

4.3. Наличие аппарата ориентировки для обучающихся

       

4.4. Оформление учебного материала (читаемость шрифта, постраничное размещение, привлекательность, наличие введения, резюме по темам, разделам и др.

       

4.5. Культура оформления иллюстративного ряда содержания хрестоматии

       

Итого

 

Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения теоретического материала, необходимого для закрепления или овладения практическими навыками, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний, изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических пособий, используемых в системе постдипломного образования, являются методические пособия, методические рекомендации, учебные пособия для педагогов и т.д. Формальные требования:

- является обязательной составной частью программы или образовательного курса;

- адресатом пособия, как правило, является взрослый человек;

- является практическим руководством по использованию конкретного учебного или научного материала;

- содержит конкретные примеры применения рекомендуемых методик, приемов, технологий в практике учебных заведений.

Матрица экспертизы учебно-методического пособия

Критерии

Уровни

Оценка

Высокий

(5 – 6)

Оптимальный

(3 - 4)

Допустимый

(2 - 3)

Низкий

(0 - 1)

 

1. Содержательные требования

         

1.1. Соответствие содержанию определенного учебного курса, учебной программе

       

1.2. Информационная насыщенность учебно-методических материалов

       

1.3. Системно-логическое построение учебно-методического пособия

       

1.4. Оптимальность представления конкретных методических приемов, техник, примеров из образовательной практики

       

1.5. Вариативность подходов к изложению учебно-методических материалов (исторический, проблемный, системный, сравнительный и др.)

       

1.6. Степень оригинальности и новаторства при построении структуры и отборе содержания учебно-методического пособия

       

2. Технологические требования

         

2.1. Наличие дифференциации заданий по определенному признаку(интерес к предмету, уровень усвоения и др.) и их личностно ориентированная направленность

       

2.2. Содержит принципы построения ориентировочной основы действий для решения определенных профессиональных педагогических задач

       

2.3. Адекватность используемых примеров применения рекомендуемых методик, приемов, технологий содержанию учебно-методического пособия

       

2.4. Разнообразие включенных в учебно-методическое пособие примеров применения рекомендуемых методик, приемов, технологий

       

2.5. Наличие приемов педагогической рефлексии (методологической, эмоциональной, пошаговой, итоговой и т.д.)

       

2.6. Ситуационно-позиционный принцип построения пособия (наличие кейс – заданий, педагогических и образовательных ситуаций, заданий, направленных на позиционный анализ конкретных образовательных событий и др.)

       

2.7. Направленность пособия на достижение эффекта саморазвития

       

3. Формальные требования к структуре содержания и его оформлению

         

3.1. Четкость и логичность построения материала

       

3.2. Наличие аппарата усвоения содержания пособия

       

3.3. Наличие аппарата ориентировки для изучающих пособие

       

3.4. Оформление учебного материала (читаемость шрифта, постраничное размещение, привлекательность, наличие введения, резюме по темам, разделам и др.

       

3.5. Культура оформления иллюстративного ряда содержания пособия

       

Итого

 

Учебно-наглядное пособие представляет собой учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Учебно-наглядные пособия могут иметь форму альбомов (схем, иллюстраций, фото), дайджестов, блок – схем и др., а также представляться в текстовом и электронном форматах (причем для последних могут быть предложены формы: видеоальманахи, учебные фильмы, компьютерные презентации, Web – структуры и др.)

Формальные требования:

- соответствует содержанию определенного учебного курса или учебной программе;

- обеспечивает возможность включения эмоционально – чувственного отношения к изучаемому материалу;

- ориентировано на использование современных носителей подачи визуальной информации.

Матрица экспертизы учебно-наглядного пособия

Критерии

Уровень

Оценка

Высокий

(5 – 6)

Оптимальный

(3 - 4)

Допустимый

(2 - 3)

Низкий

(0 - 1)

1. Содержательные требования

         

1.1. Соответствие содержанию определенного учебного курса, учебной программе

       

1.2. Информационная и эмоционально-чувственная насыщенность представленных материалов

       

1.3. Системно-логическое построение материалов

       

1.4. Полнота представления наглядных образов и моделей

       

1.5. Вариативность подходов к отбору содержания наглядного материала

       

1.6. Степень оригинальности и новаторства представления наглядного материала

       

2. Технологические требования

         

2.1. Наличие заданий по работе обучающихся с наглядной информацией и их личностно ориентированная направленность

       

2.2. Содержит принципы построения ориентировочной основы действий для решения определенных дидактических и методических задач

       

2.3. Адекватность используемых наглядных образов

       

2.4. Разнообразие форм представления наглядной информации

       

2.5. Наличие дидактического и методического сопровождения работы с визуальной информацией

       

3. Формальные требования к структуре содержания и его оформлению

         

3.1. Четкость и логичность построения материала

       

3.2. Наличие аппарата усвоения содержания пособия

       

3.3. Наличие аппарата ориентировки для изучающих пособие

       

3.4. Оформление учебно-наглядного материала на бумажном носителе (четкость и читаемость иллюстративных материалов, постраничное размещение, указание на источник представленного наглядного материала, привлекательность, структурирование материала по темам, разделам и др.

       

3.5. Оформление учебно-наглядного материала на электронном носителе (режим разрешения дисплея (в pix), цветовая палитра (не более 256 цветов), наличие навигационной системы, ширина текстовой зоны должна быть в пределах 540÷570 pix, размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов)

       

Итого

 

Рабочая тетрадь представляет собой составную часть современного учебно-методического комплекса, являющуюся одновременно как средством преподавания, так и средством учения, содержит задания для самостоятельной работы учащихся и разбивается на тематические разделы, обеспечивает увеличение самостоятельности и активности учащихся. Современные рабочие тетради сочетают задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал учебника, могут иметь текстовые вставки - дополнения к содержанию учебников. Формальные требования:

- является обязательной составной частью программы или образовательного курса;

- является практическим руководством по самостоятельному освоению конкретного учебного материала;

- содержит систему заданий, обеспечивающих наглядно-действенное и наглядно-образное развитие мышления учащегося.

Матрица экспертизы рабочей тетради

Критерии

Уровни

Оценка

Высокий

(5 – 6)

Оптимальный

(3 - 4)

Допустимый

(2 - 3)

Низкий

(0 - 1)

 

1 Адресат

         

1.1. Учащийся, работающий под руководством учителя («рабочая тетрадь без ответов на вопросы и задания»)

       

1.2. Учащийся, работающий самостоятельно («рабочая тетрадь с ответами на вопросы и задания»)

       

1. Содержательные требования

         

1.1. Соответствие содержанию определенного учебного курса, учебной программе

       

1.2. Информационная и наглядная насыщенность материалов рабочей тетради

       

1.3. Системно-логическое построение тетради

       

1.4. Наличие дополнительных к опорному учебному материалу сведений, расширяющих кругозор учащихся

       

1.5. Вариативность подходов к изложению материалов рабочей тетради (исторический, проблемный, системный, сравнительный и др.)

       

1.6. Степень оригинальности и новаторства при построении структуры и отборе содержания учебно-методического пособия

       

2. Технологические требования

         

2.1. Дифференциация заданий и их личностно ориентированная направленность

       

2.2. Содержит принципы построения ориентировочной основы действий для решения определенных учебных задач

       

2.3. Адекватность представленного материала современным подходам преподавания

       

2.4. Разнообразие включенных в рабочую тетрадь примеров, задач, заданий, упражнений и т.д.

       

2.5. Наличие приемов рефлексии обучающихся, активации познавательной активности, творческой самобытности и др.

       

2.6. Направленность пособия на достижение эффекта саморазвития

       

3. Формальные требования к структуре содержания и его оформлению

       

3.1. Четкость и логичность построения материала

       

3.2. Наличие аппарата усвоения содержания рабочей тетради

         

3.3. Наличие аппарата ориентировки (рубрики, рубрикации, наглядности, справочная информация и др.) для самостоятельной работы обучающихся

       

3.4. Оформление учебного материала (читаемость шрифта, постраничное размещение, привлекательность, наличие введения, резюме по темам, разделам и др.

       

3.5. Культура оформления иллюстративного ряда содержания рабочей тетради

       

3.6. Оригинальность, относительная «подвижность» подачи материала рабочей тетради (возможность «изымать» отдельные компоненты рабочей тетради, переставлять их друг с другом, соединять их с другими компонентами других рабочих тетрадей)

       

Итого

 

Учебная программа - учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу обучающихся.

Учебная программа конкретизирует учебный план на уровне отдельной учебной дисциплины. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, её связь с другими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть в результате изучения дисциплины. В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, которые обучающийся должен использовать для наиболее полного овладения дисциплиной. Учебная программа является основным носителем содержания и средством обучения. Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка. 2. Содержание курса. 3. Структура деятельности. 4. Контролирующие материалы. 5. Учебный план и учебно-тематическое планирование. 6. Дополнительная информация.

Матрица экспертизы учебной программы

Критерии

Уровни

Оценка

Высокий

(5 – 6)

Оптимальный

(3 - 4)

Допустимый

(2 - 3)

Низкий

(0 - 1)

1. Требования к структуре и содержанию учебной программы

         

1.1. Наличие обоснования актуальности учебной программы

       

1.2. Полнота структурных компонентов учебной программы

       

1.3. Соответствие принципов отбора содержания, целей и задач обучения требованиям ФГОС

       

1.4. Соответствие содержания учебной программы примерной программе по учебному предмету

       

1.5. Системно-логическое построение учебной программы, связь разделов и тем на основе принципов или метода обучения

       

1.6. Описание современных форм деятельности обучающихся по изучению данного предмета

       

1.7. Представленность контролирующих материалов, возможность фиксации эффективности усвоения содержания программы и развивающего эффекта деятельности каждого обучающегося

       

1.8. Возможность получения дополнительной информации об организации образовательного процесса в рамках учебной программы (наличие в виде приложений проектов учебных занятий, тезаурусов, тематики творческих работ по предмету и т.п.)

       

2. Требования к результатам освоения учебной программы

         

2.1. Комплексность представления результатов (личностные, метапредметные, предметные)

       

2.2. Уровневость представления результатов (базовый, повышенный, творческий)

       

2.3. Диагностируемость результатов

       

2.4. Вариативность представленных форм оценки результатов освоения учебной программы

       

3. Требования к условиям реализации учебной программы

         

3.1. Соответствие программы возрастным особенностям обучающихся

       

3.2. Обоснованность предлагаемых к использованию в учебном процессе технических средств

       

3.3. Полнота списка рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы

       

3.4. Оптимальность информационного обеспечения реализации учебной программы

       

3.5. Оптимальность сроков прохождения учебной программы

       

Итого

 

Самоучитель представляет собой практическое пособие для самостоятельного овладения деятельностью, профессией без руководства наставника. Самоучитель не связан с учебными планами и программами, не дополняет или заменяет учебник. Его главное отличие от других практических пособий — особая простота и наглядность изложения и показа действий, которыми надо овладеть читателю, что и позволяет ему научиться какому - либо делу самому, без посторонней помощи.

Формальные требования:

- является самостоятельным учебным руководством по овладению какой-либо деятельностью, отличающимся целостностью, максимальной полнотой и системностью;

- является практическим руководством по самостоятельному освоению определенного вида деятельности (обучение иностранному языку, игре на музыкальном инструменте и т.п.);

- предполагает иерархичность, строгую последовательность и этапность изложения материала, соответствующую структуре действий в осваиваемом виде деятельности

Матрица экспертизы самоучителя

Критерии

Уровни

Оценка

Высокий

(5 – 6)

баллов

Оптимальный

(3 - 4)

балла

Допустимый

(2 - 3)

балла

Низкий

(0 - 1)

балл

1. Содержательные требования

         

1.1. Соответствие содержанию определенного вида деятельности (профессии)

       

1.2. Информационная и визуальная насыщенность представленных материалов

       

1.3. Построение учебного материала от простого к сложному (принцип плавного возрастания сложности)

       

1.4. Этапность расположения материала в соответствии с особенностями осваиваемой деятельности

       

1.5. Степень оригинальности и новаторства построения самоучителя

       

2. Технологические требования

         

2.1. Адекватность словесного описания осваиваемых действий и их наглядного отображения

       

2.2. Алгоритмичность излагаемого материала

       

2.3. Четкость представления конечного результата научения (как правило, в продуктном выражении)

       

2.4. Наличие дидактического и методического сопровождения работы с самоучителем

       

3. Формальные требования к структуре содержания и его оформлению

         

3.1. Четкость и логичность построения материала

       

3.2. Наличие аппарата усвоения содержания самоучителя

       

3.3. Наличие аппарата ориентировки для пользующихся самоучителем

       

3.4. Оформление самоучителя (четкость и читаемость иллюстративных материалов, постраничное размещение, указание на источник представленного наглядного материала, привлекательность, структурирование материала по темам, разделам и др.)

       

Итого

 

Перечень материалов, представляемых на экспертизу:

Рукопись педагогической разработки, оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормативными документами к жанру представленной работы (в бумажном и электронном вариантах)

2 внешние по отношению к образовательной организации рецензии педагогов или специалистов, компетентных в предметной области представляемой на экспертизу разработки.

Справку об апробации педагогической разработки (Формат справки об апробации) в случае, если разработка реализована в образовательном процессе

Заявление автора/авторов педагогической разработки в одном из вариантов: Заявление на использование педагогической разработки ( в случае, если разработка реализована в образовательном процессе)

Заявление на апробацию педагогической разработки

Заявление на издание разработки

 

Требования  к оформлению электронного вида педагогических разработок

1. Содержание материала в электронном виде должно быть полностью идентично содержанию материала в печатном виде.
2. Материал в электронном виде оформляется в одном файле в редакторе Microsoft Office Word (12 кегль,1,5 интервал, шрифт Times New Roman). 
3. Название файла должно совпадать с названием экспертируемой разработки.
4. Файл с разработкой может быть записан на диск или предоставлен для скачивания на флешке.

Внимание! Материалы, не отвечающие требованиям к оформлению электронного вида педагогических разработок, к рецензированию не принимаются Внимание!

Председателю НМЭС ……….

 

Заявление

Прошу рассмотреть вопрос о возможности выдачи экспертного заключения на апробацию

__________________________________________________________________
(вид (жанр) экспертируемого материала )

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(название)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. автора (ов), должность, место работы)

Контактная информация:

«___» _________ ______ г.
(дата)

____________________________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Председателю НМЭС …….

 

Заявление

Прошу рассмотреть вопрос о возможности выдачи экспертного заключения на использование в образовательном процессе

__________________________________________________________________
(вид (жанр) экспертируемого материала )

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(название)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. автора (ов), должность, место работы)

Контактная информация:

«___» _________ ______ г.
(дата)

____________________________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Р Е Ц Е Н З И Я

педагогическую разработку,

представленную в Научно-методический экспертный совет

_________________________________________________________________________

 

(Ф.И.О. автора (ов))

________________________________________________________

(место работы, должность, ученая степень, звание автора)

(жанр разработки)

(название разработки)

 
 

1. Цель экспертизы___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Содержание экспертируемой педагогической разработки следует признать актуальным / неактуальным, т.к.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Структура экспертируемой педагогической разработки соответствует / не соответствует требованиям, предъявляемым к жанру (виду) материала, т.к.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Экспертируемая педагогическая разработка обладает / не обладает необходимым уровнем новизны, т.к.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Общий теоретический уровень экспертируемой педагогической разработки можно признать высоким / невысоким, т.к.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Применяемые автором экспертируемой разработки научные (теоретические и (или) экспериментальные) методы и методики соответствуют / не соответствуют современным достижениям науки и практики и могут / не могут быть использованы в образовательном процессе, т.к.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Целесообразность / нецелесообразность использования экспертируемой педагогической разработки обусловлена

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод рецензента1

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Данные рецензента: ученое звание, (Подпись рецензента)

ученая степень, должность, ФИО)

Дата
 

1 Выбирается один из четырех вариантов:Вариант 1. Педагогическая разработка рекомендуется к апробации в образовательном процессе данного образовательного учреждения.

Вариант 2. Педагогическая разработка рекомендуется к использованию в образовательном процессе.

Вариант 3. Педагогическая разработка не рекомендуется к апробации в образовательном процессе данного образовательного учреждения и нуждается в корректировке в соответствии со сделанными замечаниями

Вариант 4. Педагогическая разработка не рекомендуется к использованию в образовательном процессе и нуждается в корректировке в соответствии со сделанными замечаниям

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации