На свете много разных
Есть профессий,
Но есть одна, которая,
Быть может всех нужней,
Профессия – воспитывать детей.
В Инсарской коррекционной школе-интернат VIII вида я работаю совсем недавно – один год, но уже всем сердцем полюбила этот светлый, милый дом. Я с уверенностью могу сказать, что счастлива. Ведь каждый день я с удовольствием спешу на работу, с улыбкой на лице и радостью в душе захожу в группу, где меня ждут самые главные мои люди — мои Дети! Каждый день, в моей голове родятся мысли о предстоящих делах. Как их много! Главные из них –как пройдет сегодняшний день, какое у детей будет настроение, как провести день, чтобы никому не было скучно, а было только интересно.
Основная масса воспитанников школы – интерната – дети – сироты и почти у каждого из них сломана судьба. Поэтому я стараюсь не просто «работать с детьми», я стараюсь жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети-сироты обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Поэтому, в зависимости от обстоятельств, выступаю в разных ролях: я для детей и учитель, который всему учит, и товарищ по игре, и просто близкий человек, который поймет в любую минуту.
Словом, жестом, действием, молчанием воспитатель непрерывно влияет на всех воспитанников сразу и на каждого из них в отдельности. Очень точно подметил эту особенность Антон Семенович Макаренко. «Не думайте, – говорил он, – что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».
С первых дней своей педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только в этом случае можно говорить об успехах своего труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия.
Работая воспитателем, я поняла, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками. Я стараюсь постоянно совершенствовать свое мастерство, использую в работе достижения педагогической науки и передовой практики, осваиваю инновационные технологии, нетрадиционные методы. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нем умирает учитель».
В моём, пусть еще не большом, профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и чувство гордости за достижения моих воспитанников, и боль, и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Бывают моменты, когда твой труд приносит положительные результаты, и успех детей окрыляет; хочется творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Иногда бывают минуты, когда опускаются руки и, кажется, что всё, все мои возможности исчерпаны. Но, когда на пороге школы тебя радостно встречают дети, обнимают, заглядывают в глаза, одни радуют своими успехами, другие огорчают – понимаешь, что нужна им, ведь каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться ко мне за советом или попросить помощи. В такие минуты я понимаю, что мне доверяют, что я смогла растопить лёд в их сердцах, многому научить их и чему-то научиться сама. Но самое главное, я смогла вселить в их израненные детские души надежду и уверенность, уверенность в том, что они не одни, о них кто-то думает и переживает.
Размышляя о своём жизненном пути, я отчётливо понимаю, что не могу провести грань, отделяющую мою профессиональную деятельность от моей частной судьбы, потому, что это и есть мой путь к счастью, моя дорога, ведущая к бесконечному повторению и продолжению в душах и судьбах моих воспитанников. С ними я познаю мир, учу их и учусь сама вместе с ними, ищу новое и внедряю его в свою деятельность. И это путь бесконечен. И в этом – счастье и смысл моей жизни.
Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу
Твердят друзья:
«Есть нивы тише»,
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день,
Как на премьеру.
Вхожу в притихший интернат:
Иду сюда не для карьеры —
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий…
И так на протяженье лет —
Судьба моя — я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле.
Я всё больше убеждаюсь, что я выбрала правильный профессиональный путь.
… Поздний вечер … Все спят, а я пишу планы на завтра. Каким он будет этот день? Это зависит от меня.
Кайрат Зинашов
Кожевникова Елена Владимировна