Технологическая карта урока литературного чтения «Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казеное общеобразовательная школа
"Алнерская основная общеобразовательная школа"
д.Алнеры Сухиничского района Калужской области
Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Литературное чтение, 4 класс
Тема урока: «Страна Фантазия. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»»
Тип урока: открытия новых знаний
Цели урока:
познакомить обучающихся с новым жанром литературы—научной фантастикой;
формировать коммуникативные компетенции на основе организации творческой деятельности на уроке;
развивать умения самостоятельной работы с текстом;
воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
предметные:
- прогнозирование содержания раздела и произведения,
- определение особенностей фантастических рассказов.
метапредметные:
регулятивные:
- формулирование учебной задачи урока,
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
- оценивание своей работы на уроке.
коммуникативные:
- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника,
- обсуждение в паре ответов на вопросы,
- доказательство своей точки зрения.
личностные:
- проявление бережного отношения к учебной книге,
- осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста.
Оборудование: проектор, ноутбук, нетбуки, учебник литературного чтения ч.2, презентация по биографии Е.С. Велтистова, листы с заданиями и оценочные листы, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника», тест.
Этап урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Этап 1 выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
Звучит песня (припев) «Крылатые качели» Сегодня мы с вами на Крыльях Фантазии перенесёмся в страну Литературию. В ней бьют хрустальные родники стихов, несут прозрачные воды реки прозы, воздух чист и напоен запахами цветов и лесов. А на небе всегда сияет радуга. Протяните мне свои руки, ребята. Давайте изучать эту страну вместе. Жить в ней можно только по законам Добра и Красоты. Пусть она станет большой во всю Землю. Садитесь. Посмотрите на парту. Перед вами лежат листы достижений, которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий. А рядом лежат листочки с заданиями. Их вы будете брать по моему сигналу. Возьмите первую карточку. Речевая разминка: В го-ло-ве мо-ей же-лез-ной, Хоть моз-гов и нет сов-сем, За-ме-ня-ют их чу-дес-но Па-ра - трой-ка мик-ро-схем! Вмес-то па-пы, вмес-то ма-мы – Слу-ша-юсь сво-ей про-грам-мы. Го-во-рит о-на мне, что-бы Тан-це-вал ре-бя-там ро-бот! Просмотрите текст глазками. А теперь прочитаем жужжащим чтением по слогам. Прочитаем построчно вслух по очереди. Один из хорошо читающих учеников читает полностью выразительно. Оцените себя. О ком идет речь в стихотворении? (О роботе) Где ещё мы с вами встретили Робота? (в повести «Приключения Электроника») слайд 1
|
Слушают песню, а затем слова учителя
Психологически настраиваются на работу на уроке
Знакомятся с раздаточным материалом
Работа по карточке. Слоговое чтение и чтение полными словами Самооценивают себя Отвечают на вопросы |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
Проверка домашнего задания
|
Назовите имя и фамилию автора произведения. Что вы о нем знаете? (Дети рассказывают биографию) Дома вы подготовили выразительное чтение отрывка. Один из вас будет читать, а другой выполнять тест в нетбуке. Приступаем. Читать начинает…. Оцените себя. |
Рассказывают биографию Часть детей читают вслух отрывок Другая часть выполняет тест в нетбуках Самооценивание работы |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
Словарная работа Подготовка к восприятию текста, пополнение словарного запаса |
Дома так же вам надо было найти в словарях значение слов. Объясните их значение. (Слова на доске: конгресс, кибернетик, кибернетика, контрабас) Показать контрабас. Вы видите, какой это большой инструмент. Как вы думаете, сможет ли человек вместиться в чемодане от контрабаса? Оцените себя. |
Объясняют значения слов Рассматривают иллюстрацию на слайде Отвечают на вопрос Самооценивание |
|
Постановка учебной проблемы Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
1. Работа в парах. Вам необходимо правильно составить пары. Сравните с эталоном (на слайде). Оцените себя. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны отрывки из литературных произведений. Вам необходимо определить, к какому литературному жанру относится данный отрывок (каждый получает отрывок из произведений разных жанров). Проверьте друг друга. Не забудьте оценить свою работу. Определите, используя эталоны, к какому литературному жанру относится произведение Евгения Велтистова «Приключения электроника»? Можем ли мы ответить на этот вопрос? Почему? Сформулируйте главный вопрос урока. |
Работают с таблицей
Проверяют выполнение работы по эталону Читают задания на карточке и выполняют их
Взаимопроверка Самооценивание Определяют жанр произведения
Отвечают на вопрос (Нет подходящего эталона) Формулируют вопрос урока (К какому жанру можно отнести «Приключения Электроника»?) |
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
Решение проблемы Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Давайте рассмотрим книгу и ответим на вопросы: Это произведение прозаическое или поэтическое? Запишите в карточку Какое это произведение по объему? Запишите. Текст сплошной или нет? Запишите. Какой же жанр литературы имеет такие признаки? Ответьте на вопрос (показать на доску) – «Приключения электроника» - это… повесть. Оцените свою работу. - О каком мальчике идёт речь? Как мы поняли, что это необычный мальчик? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Оцените это задание. |
Рассматривают книгу и отвечают на вопросы учителя и записывают их (Проза)
(Большое по объему)
(Разделен на части. Они имеют свои названия) (Повесть)
Самооценка работы Делают предположения
Работают с текстом и находят ответы: 1. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами. 2. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. 3. Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку. - Ой! - дернулся Электроник. - Ничего, ничего, потерпи, - успокаивающе сказал профессор. - Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться электрическим током. Самооценивание |
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
Физкультминутка |
Стоит робот на дороге, |
|
|
Продолжение работы над проблемой Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
- Что вы знаете о роботах? Посмотрите на экран. Здесь представлены роботы, которые уже существуют и помогают людям в разных областях. А вот роботы, которых вы можете подержать в руках после урока и рассмотреть внимательно (игрушки). Как вы думаете, эти игрушки плод фантазии или они повторяют уже существующих роботов? А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с Электроником, посмотрев отрывок фильма. Упражнение «Ассоциации» Перед вами лист с фотографией Электроника. Запишите слова, которыми вы можете охарактеризовать электронного мальчика?
…. прочитает определения.
Оцените.
Раз главным героем повести является робот, то повесть «Приключения Электроника» к какой литературе можно отнести? Как вы думаете, зачем писатели создают фантастические произведения?
|
Отвечают на вопросы Рассматривают картинки и игрушки
Смотрят отрывок их кинофильма
Записывают слова-характеристики
Представляют свои работы
Самооценивание
Отвечают на вопрос (Фантастической. Это фантастическая повесть). Высказывают свои предположения |
Личностные: Регулятивные:
|
Работа до знакомства с текстом Как вы думаете, что было дальше? А теперь прочитайте название третьей главы
Используя карточку-помощницу, сформулируйте свой ответ: Я думаю, что Электроник…. Может быть Электроник….
Работа с текстом Чтение главы сначала учителем, затем сильным учеником. Подтвердились ли ваши предположения?
Что фантастического вам встретилось в этом отрывке? |
Высказывают предположения Читают название главы (Фокусник всех времен) Формулируют ответы
Слушают, читают
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопрос
|
|
|
Подведение итогов. Воспроизведение нового знания Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
Интересна история об Электронике?
Подведение итогов: -Какой был проблемный вопрос? - Ответьте на него? Как закончилась эта история? Вы хотите узнать о судьбе Электроника? Что для этого нужно сделать? Вы можете взять книгу в библиотеке и прочитать ее полностью. А можно посмотреть фильм. |
(История об Электронике заряжает энергией тех, кому интересна наука, достижения человечества.)
Отвечают на вопросы («Приключения Электроника» - это фантастическая повесть)
|
Регулятивные: Познавательные: |
Рефлексия учебной деятельности Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Посмотрите на свои листы достижений и поставьте себе итоговую оценку. А теперь мы сконструируем своего робота. Используйте заготовки бровей, глаз, носа и губ. Покажите в своем роботе настроение, с которым вы уходите с урока. Показ и комментирование: • Сегодня на уроке я узнал ... • На этом уроке я похвалил бы себя за ... • После урока мне захотелось ... • Сегодня я сумел ... |
Ставят итоговую оценку
Создают настроение урока и комментируют его по шаблону |
Личностные: Регулятивные: Познавательные: |
Домашнее задание |
Выберите сами себе домашнее задание: 1. Подготовить пересказ текста одной из глав 2. Подготовить выразительное чтение. Творческое задание: . нарисовать кибернетического мальчика. |
Записывают домашнее задание |
|
Портрет
DOCX / 60.39 Кб
Найди пару
DOCX / 23.77 Кб
Тест
PPSM / 259.94 Кб
Слова для справок
DOCX / 146.25 Кб
Презенттация к уроку
PPTX / 1.23 Мб
Словарь
DOCX / 12.73 Кб
Распечатка
DOCX / 370.36 Кб
Панкова Татьяна Владимировна
Лукина Ирина Геннадьевна
Панкова Татьяна Владимировна
Лукина Ирина Геннадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Лукина Ирина Геннадьевна