Формы и методы работы с одаренными детьми в рамках клуба любителей английского языка «лингвист.ру»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «ЛИНГВИСТ.РУ»
Автор: Петрова Эльвира Александровна,
учитель английского языка
МБОУ Бондарской СОШ Тамбовской области
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Современное российское общество нуждается в нестандартно мыслящих, творческих, активных людях, способных неординарно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования.
Среди передовых идей последних лет заметное место занимает идея непрерывного образования. Смысл ее состоит в том, что образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу знаний, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, воспитание таких качеств личности как инициативность, самостоятельность. Образование детей не ограничивается уроками, оно продолжается во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Для реализации потребностей, предъявляемых обществом к выпускнику. школы, в МБОУ Бондарской СОШ создан Клуб любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру» (https://clubcel.jimdo.com). Деятельность Клуба осуществляется на основе использования системно-деятельностного подхода по трем направлениям («Клубная работа», «Проектно-исследовательская деятельность», «Друзья по переписке») с последующей организацией творческой и проектно-исследовательской деятельности (рефераты, научные исследования, проекты) и культурно-просветительских мероприятий (конференции, литературно-художественные вечера, театрализованные представления, скетчи, постановки).
Цель Клуба - совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, социализация одаренных детей и их дальнейшая профориентация на основе знания культуры народа стран изучаемого языка, их традиций, менталитета, обычаев, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся. Они приобретают способности сопоставлять родную культуру и культуру стран изучаемого языка, находить сходства и различия в культурах стран, объяснять эти различия представителям англоговорящих стран, т.е. быть медиаторами культур.
Особую роль в развитии одаренности детей по английскому языку играет выбор форм, методов и технологий обучения. Приоритетная роль уделяется технологиям личностно-ориентированного обучения и, прежде всего, технологии разноуровневого обучения.
В целях формирования интеллектуальных способностей используем технологию развития критического мышления, цель которой – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Занятия в Клубе проводятся в форме лекций, диспутов («Наш дом – планета Земля»), дебатов («Лучшие университеты Великобритании»), пресс-конференций («Путь в науку»), ролевых игр («Семейный бюджет»), видео-уроков, виртуальных экскурсий («Прогулки по Лондону»), викторин («Выдающиеся личности», «Праздники и обычаи Великобритании»), уроков-проектов и электронной переписки с англоязычными сверстниками.
В практике работы руководствуемся четырьмя основными подходами в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы позволяют поддерживать мотивацию к предмету, развивать познавательную деятельность учащихся, базируясь на фактах, явлениях.
Работа с одаренными детьми начинается с диагностики, которая включает: наблюдение, анкетирование и тестирование. Ученики проходят тестирование на общую одаренность (по А. Хану и Г. Кафу на выявление потенциала одаренности ребенка), интеллектуальную, лингвистическую (по Г. Айзенку на вербальные способности) и креативную одаренность (по Торренсу, вербальные и образные тесты).
Работа Клуба любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру» способствует воспитанию гражданской идентичности личности, толерантности, без которых немыслима коммуникация в нашем поликультурном, многоконфессиональном мире. Учащимся предоставляется возможность свободного общения на английском языке в неформальной обстановке, а также создаются условия для развития и воспитания учащихся через их творческую и проектно-исследовательскую деятельность.
В основе работы Клуба лежит комплексный подход в воспитании личности 21 века, компетентной, мобильной, обладающей высокой культурой делового общения, готовой к принятию управленческих решений, умеющей эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, жить в современных социально-экономических условиях, глобализации, в рамках диалога культур.
Большое внимание в работе Клуба любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру» уделяется исследовательской деятельности, являющейся основой для формирования УУД учащихся, представляющей собой совокупность целого ряда метапредметных навыков, прописанных в Стандартах нового поколения.
Организация исследовательской работы с одаренными детьми осуществляется на основе исследовательских методов, принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью создания групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана и т.д.). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий, посредством которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Для разных групп учащихся используется метод модульного обучения и обучение в сотрудничестве.
Учащиеся создают исследовательские проекты, в ходе которых овладевают умениями выдвигать гипотезу, сравнивать явления и события, анализировать и синтезировать информацию, ставить цели и задачи, логически строить доказательства, грамотно выстраивать линию защиты проекта и просчитывать возможные риски. При организации научно-исследовательской деятельности у учащихся развиваются умения освещать события, факты и явления неизвестные ранее, делать собственные умозаключения, самостоятельно и творчески мыслить.
За последние годы в рамках Клуба учащимися созданы следующие проекты и научно-исследовательские работы: «Новый год в разных странах мира», «Русские и британцы: сходства и различия двух наций», «Жизнь Англии конца XVIII – начала XIX веков по романам Джейн Остен», «Гражданская война в США 1861-1865 гг. по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», «Большие проблемы маленькой реки», «Путеводитель по секретным и малоизвестным достопримечательностям Лондона» и др. Лучшие работы представлены на научно-практических конференциях муниципального и регионального уровня («Путь в науку», «Грани творчества»).
В ходе исследовательской деятельности учащимися приобретается опыт исследования как способа освоения окружающей действительности, у них развивается исследовательский тип мышления, активизируется личностная позиция на основе приобретения новых знаний. Как показывает практика, только полученные самостоятельным путем знания, пропущенные через собственный опыт в ходе исследования, могут заинтересовать детей и осознанно подвести их к занятиям исследовательской деятельностью.
Особое внимание уделяется межпредметным связям, прежде всего на основе интеграции с русским языком, литературой, историей, информатикой.
Педагогами составляются индивидуальные маршрутные листы, отслеживается динамика личностного развития (личные карты учащихся), разрабатываются дидактические материалы для одаренных детей.
Разработана система мониторинга учебных достижений и личностного роста одаренных детей:
Вид диагностики | Содержание | Методики | Сроки проведения |
Мониторинг учебных достижений | Уровень сформированности УУД | Наблюдение учителя (заполнение карты) | 2 раза в год |
Исследовательские навыки | Критерии оценивания исследования https://docs.google.com/document/d/1m6FDPWxoWNWHGVSIChJeoz4NnG1tSEIY5ERaz1zwjgc/edit | По мере прохождения веб-квеста | |
Результативность проектно-исследовательской деятельности | Портфолио обучающегося | По мере накопления | |
Результаты освоения программы дополнительного образования «Клуб любителей английского языка «ЛИНГВИСТ.ру» | Диагностический инструментарий (заполнение таблицы) | В конце года | |
Мониторинг личностного роста | Уровень сформированности личностных результатов | Проверочный лист творческого подхода в проекте https://docs.google.com/drawings/d/1PGll1iTz-8AmBFQBRyyTfAa5ypNjhESYcVhNiK4IrFk/edit Самооценка качества работы над проектом https://docs.google.com/document/d/1RNCg56yYSY5WRoZx5RcK9niIW3SltEmG/edit | В конце работы над проектом |
Готовность к проектно-исследовательской деятельности | Вводная анкета https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfYOkt7dWAv7EkWvj74CR-GKf0VtMVcGoDc8rb1JprosLC5Ug/viewform | В начале проекта | |
Коммуникативные навыки | По методике Н.И. Дереклеевой (заполнение таблицы) | В начале года | |
Информационн о- коммуникационные навыки | Наблюдение учителя (заполнение анкеты) Самодиагностика | 2 раза в год | |
Контроль качества усвоения учебного материала | ПОПС-формула | Перед началом работы | |
Коррекция | Сформированность оценочного мышления | Анкетирование «ХИМС – Хорошо, Интересно, Мешало, С собой возьму» | В конце темы |
Данная система мониторинга позволяет выявить сильные и слабые стороны в подготовке школьников к исследовательской и проектной деятельности, в овладении ими современными информационно-коммуникационными технологиями, степень результативности (эффективности) используемых учителем средств и методов индивидуальной работы.
Условия, созданные в рамках Клуба, позволили достичь следующих результатов:
создание банка данных одаренных детей по английскому языку, методического инструментария и банка работ одаренных детей;
увеличение количества учащихся призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня;
обеспечение профориентации учащихся (члены Клуба после школы выбирают профессии языковой направленности);
повышение профессионального роста педагогов в работе с одаренными детьми;
транслирование опыта работы с одаренными детьми посредством проведения открытых уроков, мастер-классов, конференций, публикаций в печатных изданиях и сети Интернет;
привлечение внимания общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам развития и воспитания одаренных детей.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с учителями-предметниками, родителями одаренных детей, общественностью.
Литература
Арцев М. Н. «Учебно-исследовательская работа учащихся» журнал «Завуч» №6, 2005.
Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Дмитриева Е.И., Зотова Е.М. и др. Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка: Учебно-методическое пособие. М., АПКиППРО, 2011.
Лебедева С. А. «Организация исследовательской деятельности в гимназии» журнал «Практика административной работы в школе», №7, 2003.
Петрова Э.А. «Исследовательская деятельность учащихся», брошюра, Тамбов, ИПК РО, 2007.
Файн Т. А. «Исследовательский подход в обучении», журнал «Практика административной работы в школе» №6, 2003
Файн Т. А. «Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников», журнал «Практика административной работы в школе» №7, 2003.
6
Калягина Ирина Владимировна