Формирование и развитие мотивации чтения для создания читательской компетенции
Формирование и развитие мотивации чтения для создания читательской компетенции.
Тема, затронутая в данной статье, актуальна. Информационный поток, который получают дети из ресурсов интернета, не принуждает к волевым проявлениям, она легко приходит, но очень быстро забывается, так как не касается чувств, не вызывает сопереживания. В данной работе автор уделила внимание творческому подходу обучения не столько технике чтения, сколько пониманию текста и приобщению к творчеству писателя, побуждению эмоциональной составляющей читательской компетенции, воспитанию активного читателя.
Ключевые слова: мотивация; читательский интерес; культура чтения; самопознание; потребность; творчество; компетенция; воспитание.
В данной работе мы будем рассматривать развитие и формирование читательского опыта, становление интереса к книге как источнику не только знаний, но интересному и мудрому собеседнику. Происхождение слова-термина «мотивация» идет от английского movere – двигать, поэтому формирование читательской мотивации и компетенции должно проходит в процессе творчества, действия, мышления и сопоставления, участия и сопереживания.
Уметь читать в широком смысле этого слова ^ значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл», ^ говорил великий педагог К.Д. Ушинский. Читать ^ это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное ^ вот в чём главное. Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.[54]
Для успешного обучения в школе надо овладеть основными навыками, одним из которых является чтение. От того, на каком уровне будет он (навык) выработан, зависит грамотность прочтения, способность осмысления текстов и их интерпретация, возможность использования для развития и образования.
В младшем возрасте книга для ребёнка не является предметом жизненной необходимости, мотивы обращения к книге отсутствуют. Цель обращения к книге навязывается ребёнку взрослыми, которые понимают роль книги в развитии малыша. Со временем взросления значение книги меняется: она может стать источником увлекательной детской деятельности. Мотивы появляются и должны стать осознанными. В это период, чтобы итогом общения с книгой стало рождение интереса к литературе через яркие и умные книги. Цель обращения к ним теперь уже ставится педагогом. Решающая роль в развитии или отсутствии мотивов чтения принадлежит первому и второму годам обучения в школе. Поэтому в первый год обучения важно правильно организовывать общение ребенка с книгой, чтобы подчеркнуть значимую роль ее в жизни ребёнка. Мотивацию к чтению повышается в процессе выразительного чтения учителем или чтения им текста наизусть. Такая форма помогает привить любознательность, внимание и потребность подражать своему учителю, так как в первые годы обучения учитель для ребенка – непререкаемый авторитет. Здесь и начинается воспитание вдумчивого, умного читателя. В процессе творческого чтения пробуждается интерес к книге силой увлеченности старшего и его любви к чтению. Ведь правильно утверждают, что научить можно тому, что сам любишь.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования ставит перед учителем задачу воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества: свободно ориентирующейся в потоках информации; способной творчески общаться, сотрудничать; с пользой решать учебные и познавательные конструктивные задачи в процессе обучения, а затем и профессиональной деятельности. И решение этой задачи возможно при условии наличия у учащихся сформированного читательского интереса и владения читательской культурой.
Что же такое читательский интерес? Горшкова М.Л. так определяет этот термин: « Читательский интерес ‒ это воспитанный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг...» При этом проявление умственной и эмоциональной активности формирует у читающего умение воспринимать книгу как инструмент для чтения, а текст как хранилище человеческого опыта.
В наше время трудно соединить ауди-визуальную культуру с прочтением новой книги. Информация, полученная при помощи гаджетов, снижает способность к интеллектуальной деятельности, потому что не требует волевых усилий. Значит, такую информацию по-настоящему адекватно может воспринимать тот, кто выработал культуру чтения, имеет «книжный читательский» опыт, развивающий мышление, воображение.
Культура чтения – это процесс восприятия текста, его понимание и интерпретация содержания произведения, причем уровень восприятия определяется читательским опытом ученика, его литературным развитием. Высокий уровень чтения обязательно характеризуется творческим восприятием, способностью создавать новые образы, новую реальность, способностью вступать в диалог с автором, приобретением опыта, становление которого начинается с первых услышанных сказок и разделяется на несколько этапов. И их ребенок проходит уже в начальной школе.
Первый – читающий-слушающий, при котором формируется интерес к чтению, приобретается речевое внимание, умение слушать и слышать и запоминается пример увлеченного чтения взрослым. На этом этапе развивается зрительное восприятие, устная речь, интонационная окраска прочитанного. Ребенок выступает в роли: я – слушающий.
Второй этап характеризуется формированием слуховой и речевой памяти, этап, когда закладывается потребность в громком чтении вслух для передачи эмоционального содержания текста, в запоминании того, что происходит на страницах книги. Здесь очень важно, чтобы ребенок пробовал пересказать самое интересное из услышанного или прочитанного им самим. Роль ученика: я - читающий. Здесь происходит работа над пониманием текста, и важно, чтобы ученик мог подобрать синонимы, антонимы или словосочетания к тем понятиям, о которых идет речь в произведении.
И третий этап формирует у ребенка потребность оценить героя, его поступки, поучаствовать в событиях произведения. Только пройдя через эти три этапа, школьник становится читателем.
В связи с этим развитие культуры чтения художественного текста является важной ступенью в достижении главной цели образования – саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей.
Читательская культура является более широким, разноплановым, объемным понятием, чем культура чтения. Читательская культура ‒ это процесс формирования образованного читателя, умеющего понимать и эстетически оценивать литературные произведения.
Читательская компетентность – это совокупное личностное качество ученика и уже взрослого человека, сформированное на базе интеллектуальных способностей и личностных свойств.
Культуру чтения необходимо начинать формировать в начальной школе. При этом выделяются следующие критерии развития читательской культуры детей младшего школьного возраста:
- процесс выработки у детей ценностного отношения к книге;
- умение исследовать и выбирать интересующую книгу;
- способность эмоционально реагировать на прочитанное;
- возможность эстетически воспринимать художественный текст;
- находить в прочитанном произведении ценностную и смысловую информацию;
- иметь сформированную потребность в чтении.
Отечественный социолог С.Н. Плотников выделил основные отличия в интеллектуальном развитии читающего ученика. По его мнению, активно читающие ученики способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Они способны более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью: она у них выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. [6]
Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение, грамотность, общекультурная подготовка, умение работать с текстами разных видов являются необходимыми условиями профессиональной, социальной деятельности людей, а чтение - высшей формой самопознания. И начинать формировать эти качества необходимо с самого начала обучения. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждает, что выпускники начальной школы должны быть научены самостоятельно выбирать литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознавать себя в качестве грамотных читателей, способных к творческой деятельности, понимающие важность читательских умений для духовного становления и успешного освоения других предметов как в начальной школе, так и в последующем обучении, что формируется при систематическом чтении, выработке необходимости обращения к произведениям художественной литературы. В таком случае у обучающихся будет формироваться потребность в чтении как средстве изучения мира и самого себя, как способе познания явлений жизни, своего внутреннего состояния и окружающей среды. В результате углубленной работы над произведениями дети смогут полюбить чтение, что будет способствовать расширению кругозора, выработке умения формировать собственную позицию в жизни, научатся полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное.
Для реализации указанных задач работаю по программе «Перспективная начальная школа», основная идея которой – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучающегося, то в роли создателя учебной ситуации. Остановлюсь на некоторых формах классной и внеклассной работы.
Следуя принципу непрерывного общего развития каждого ребенка, при организации работы по выработке читательской компетенции использую связь с библиотекой как школьной, так и городской. Все дети записаны в школьную и в городскую библиотеку имени А. С. Пушкина. Для того чтобы обучающиеся смогли быть в роли организаторов читательского процесса, в классе создана библиотека из книг, (которые принесены детьми из дома как любимые экземпляры), где дети сами выступают в роли библиотекарей. Кроме того о прочитанных книгах они (библиотекари) рассказывают одноклассникам, останавливаясь на самом интригующем эпизоде, чтобы вызвать интерес для последующего прочтения. Классная библиотека систематически пополняется и обновляется: заменяем прочитанные книги новыми экземплярами. Каждый ребенок имеет свою любимую книгу, с которой не хочет расставаться, поэтому книга выдается ученикам напрокат. Нужно было не просто принести такую книгу в класс, но еще и сделать ей рекламу: нарисовать плакат, подготовить открытку и рассказать о ней. Наиболее интересную книгу и хорошо представленную прочитает больше учащихся. В каждую экземпляр делается вкладыш с именами читателей. В итоге определялись номинации: «Самая читаемая книга», «Самый активный читатель». А «хозяева» таких произведений и самые читающие дети поощряются. В этом случае не только повышался интерес к книге, но дети приобретают навыки общения и узнают друг друга на уровне интересов, учатся выступать перед аудиторией. Дети бережно и ответственно относятся к чужой книге, чтобы не повредить ее. При такой форме работы мы затронули и этическую сторону, ведь умение поделиться с другими, бережно относиться к книге – это очень важные качества личности.
В третьем классе ученики принесли книги со сказками «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», сборник сказок Братьев Гримм: «Хламушка», «Красная шапочка», «Столик-накройся», «Белоснежка», «Король-лягушонок», А.М. Горького «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Утро», сказку Ершова «Конёк-Горбунок» и другие. Самой читаемой оказалась книга сказок Б.Гримм, у нее были красивые иллюстрации, и детям понравилось содержание, крупный шрифт. Библиотека действует до окончания обучения в начальной школе. Выпускники дарят некоторые книги первоклассникам, которые приходят на смену им. Используя такой вид работы формируем у детей и читательскую культуру, которая со временем станет компетенцией, и нравственные качества, которые усиливают стремление учащихся к самосовершенствованию, способствуют повышению интереса к чтению.
В четвертом классе посетили мероприятия в областной библиотеке имени А. С. Пушкина: 1) «Читаем Пушкина»; 2) «Дети и война»; 3) «День космонавтики»; 4)«Сияние России», - в которых дети были активными участниками и показали себя хорошими читателями.
Формирование интереса, читательской компетенции невозможно осуществить без помощи родителей, которые стали первыми помощниками в работе с книгой. Проводились родительские собрания, посвященные читательской культуре, для участия в которых были приглашены библиотекари и психологи, которые доносили до родителей важность совместной работы по привитию читательского интереса, необходимости обращения к произведениям классики для всестороннего развития детей и их подготовки к получению дальнейшего образования, при этом реализуется один из принципов концепции программы - принцип целостности картины мира. Особенно интересными и содержательными были традиционные праздники «Мама, папа и я – читающая семья», потому что учить надо не словами и увещеваниями, а собственным примером, примером и заинтересованностью родителей.
Большое значение для понимания произведений имеет проникновение во внутреннее содержание произведения, так называемое «соучастие» (соавторство) в творчестве писателя, что помогает реализовать принцип учета индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого ребенка. А этому помогает театрализация сказок и басен, которые включают в себя несколько этапов работы: создание сценария по произведению, выбор исполнителей, макеты декораций и их изготовление, само исполнение перед зрителями. Во всех этапах подготовки ученики принимали активное участие в зависимости от своей заинтересованности, для чего вдумчиво читали и перечитывали исходные произведения. В такой ситуации важно учитывать способности обучающихся и поручить каждому такое дело, которое будет для него интересным, а главное, посильным, принимая во внимание, что ребенок в данном возрасте еще не умеет правильно переживать учебные трудности. Эта работа способствует глубокому пониманию художественного слова, выработке внимания к содержанию книги и формированию творческого воображения. С интересом дети вместе с родителями конструировали интерьер из бумаги и пластилина, создавали инсценировки по сказкам А. С. Пушкина, русским народным сказкам, басням. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, декораций.
Одним из способов пробуждения интереса и любви к чтению является использование рисования, то есть воссоздание образной канвы прочитанного текста. Рисование мною используется как устное, так художественное в форме иллюстрации. Вовлеченность в этот вид работы постепенно росла. Если в первом классе почти половина детей стремилась перерисовать уже готовые иллюстрации художников, то к третьему классу таких уже не было: стали осознавать престижность своей картины видения текста.
Кроме того очень занимательной была такая творческая форма работы, как создание диафильмов. В первом классе по сказке «Мужик и медведь» коллективно составляли диафильм из нарисованных иллюстраций. Во втором дети работали по группам, выбирая самостоятельно произведение для сценария и выступали, озвучивая кадры. В третьем и четвертом классах фильмы создавались уже с использованием компьютера, делали озвучивание, наложение музыкального сопровождения по выбору учащихся. Каждую группу сопровождал консультант из числа родителей или старшеклассник.
Еще одна из форм работы с текстом художественного произведения, которая вырабатывает внимание к художественным деталям, требует внимательного чтения – это викторины. Были использованы уже готовые задания, представленные в большом количестве в методической литературе и на просторах интернета, но детям было интересно задавать одноклассникам и свои вопросы. Работа интересная и кропотливая: приходилось им вчитываться в текст и выискивать какие-то детали. Ведь надо было задать такой вопрос, чтоб одноклассники не сразу могли ответить, а крепко подумали. Авторы лучших вопросов получали статус умников. Ради этого стоило потрудиться, так как для детей признание их изобретательности очень важно.
Кроме того в третьем и четвертом классах создавались "художественные" группы (как мы их называли в работе), когда надо было ученикам самим стать героями и сделать выбор действия: « Как бы я поступил? Зачем я это сделал? Почему я должен помочь персонажу? А что могло произойти в данной ситуации?» Тогда детям приходилось не только вникать в текст, но еще и оценивать событие, героя, его выбор. Использовались также следующие формы: ролевая игра, диалог с героем или писателем, что воспитывает активное отношение к книге, удерживает интерес к чтению, то есть формирует читательскую мотивацию. Мы знаем, что метод «диалога с автором» позволяет читателю, понимающему позицию автора, глубже вникнуть в суть произведения, раскрыть его смысл, развивает важнейшую читательскую компетенцию - интерпретацию текста. Такое понимание очень важно для дальнейшего обучения.
Хорошим подспорьем в воспитании сознательного понимания тематики и проблематики произведения, значит, и потребности в чтении являются небольшие сочинения-размышления, которые могут состоять только из высказывания или сопровождаться рисунком. Тематика разная, например: «Какие чудеса открылись тебе в сказке, и что чудесного ты почувствовал в себе?" С интересом дети писали письма автору или выбранному ими герою. Не менее интересным было задание продолжить рассказ или сказку, так как творчество – очень сильная мотивация, в процессе которой реализуется потребность в самореализации.
Решению названной проблемы способствовали внеурочные занятия по программе «Музей в твоем классе» Р. Г. Чуракова, 2-4 класс.
Воспитанию читательской компетенции способствовало ведение с 1 по 4 класс «Читательского дневника» (Издательство «Планета»), который содержит задания, направленные на формирование у обучающихся навыков работы с текстом художественных произведений. При заполнении «Дневника» ученик-читатель развивает в себе читательскую самостоятельность. Главное заинтересовать ребенка в этой непростой для него работе, научить оформлению так, чтобы он стремился его заполнить. А для прочтения можно рекомендовать книги и дополнительно оставить право выбора произведения самому ученику. Записи могут быть разнообразными, но все они направлены на понимание текста, героев, выражение собственного мнения, на желание выбрать любимого героя, любимую книгу.(Приложение №1)
В работе были использованы следующие методические средства развития читательского интереса:
№ п/п | Название методического средства |
1 | Самостоятельный выбор книг для прочтения и запиь отзыва в Читательский дневник |
2 | Словесное и художественное рисование |
3 | Творческие работы. |
4 | Художественный пересказ |
5 | Театрализация |
6 | Викторины |
7 | Конкурсы на лучшего читателя |
8 | Диалог с писателем и с героем |
9 | Ролевое чтение |
Чтение - это диалог между человеком и книгой, который требует серьезной работы ума и души. Книги делают человека лучше, и от того, какие книги и как читает ребенок, зависит, каким человеком он станет. В процессе чтения и осмысления содержания произведения происходит воспитание и формирование нравственных качеств личности, духовного мира школьника, так как через книгу происходит передача нравственного опыта. В результате творческой работы все учащиеся класса – читатели городской библиотеки и частые гости школьной.
Помочь ребенку почувствовать необходимость чтения, испытать интерес к чтению, помочь найти лучшие книги и талантливо их прочесть — вот главная задача взрослых.
Таким образом, стандарт и программа творчество учителя, заинтересованность родителей создают условия для формирования читательской компетентности, которая не может возникнуть без читательского интереса. Сформировав читательский интерес, мы можем сформировать читательскую компетенцию учащихся.
Литература
1Абакумов С.И «Творческое чтение»
2.Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. 215 с.
3.Гриценко И.И. Функции и разновидности речи. //Начальная школа. 2007. №6. С. 74-76.
4.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта, Наука, 1999. 496 с.
5.Кондранина Т.И. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения М. Издат-школа, 2009. 160 с.
6.Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его побудить? //Начальная школа. 2007. №6. С.72-74.
7.Цитаты об удивлении [Электронный ресурс]. URL: https://time365.info/aforizmi/temi/udivlenie
8. Штец А.А. Методика обучения по К.Ушинскому
Проверено на оригинальность - 76,53%, заимствование – 23,47%.
Приложение №1.
Произведения, проработанные через Читательский дневник.
1 класс
1 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
2 | Русская народная сказка «Мужик и медведь» |
3 | Агния Барто. Стихотворения |
4 | Валентина Осеева Рассказы «Синие листья», «Что легче» |
5 | Виктор Юзефович Драгунский «Сверху вниз, наискосок» |
6 | Николай Иванович Сладков. Рассказы: «Как медведь сам себя напугал?» «Толик и Катя», «Непослушные малыши». |
7 | Сергей Владимирович Михалков «Лесная академия» |
8 | Аркадий Петрович Гайдар «Поход» |
9 | Владимир Осипович Богомолов. Рассказы «Рейс «Ласточки», «Вечный огонь» |
10 | Сергей Петрович Алексеев. Рассказы «Наташка», «Папка» |
12 | Валентин Петрович Катаев «Цветик-семицветик» |
13 | Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» |
14 | Джулия Дональдсон «Если в домике тесно» |
2 класс
1 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса» |
2 | Русская народная сказка «Каша из топора» |
3 | Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек» |
4 | Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты» |
5 | Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Богач и Ерема», «Емеля-охотник» |
6 | Юрий Карлович Олеша «Три толстяка» |
7 | Андрей Сергеевич Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» |
8 | Леонид Пантелеев «Рассказы о белочке и Тамарочке» |
9 | Любовь Федоровна Воронкова «Ласковое слово», «Что сказала бы мама?» |
10 | Николай Николаевич Носов «Когда мы смеемся» |
11 | Виталий Валентинович Бианки «Оранжевое горлышко» |
12 | Евгений Иванович Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха» |
13 | Анатолий Васильевич Митяев «Землянка» |
14 | Сергей Петрович Алексеев «Рассказы о Суворове» |
15 | Вильгельм Гауф «Карлик Нос» |
16 | Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон» |
3 класс
1 | Русская народная былина «Добрыня и Змей» |
2 | «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» (в обработке Александра Николаевича Афанасьева) |
3 | Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино» |
4 | Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик» |
5 | Валентина Александровна Осеева «Волшебная иголочка» |
6 | Аркадий Петрович Гайдар «Голубая чашка» |
7 | Юрий Иосифович Коваль «Шамайка» |
8 | Сергей Петрович Алексеев «От Москвы до Берлина» |
9 | Виктор Юзефович Драгунский «Двадцать лет под кроватью» |
10 | Валерий Владимирович Медведев «Баранкин, будь человеком!» |
11 | Эдуард Николаевич Успенский «Дядя Федор, пес и кот» |
12 | Виталий Георгиевич Губарев «Королевство кривых зеркал» |
13 | Шарль Перро «Рике с хохолком» |
14 | Алан Александр Милн «Вини-Пух и Все-Все-Все» |
4 класс
1 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» |
2 | Русская народная сказка «Марья Моревна» |
3 | И. А. Крылов Басни |
4 | А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» |
5 | Н. А. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова») |
6 | А. П. Чехов «Каштанка» |
7 | П. П. Бажов «Огневушка-поскакушка» |
8 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» |
9 | Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед» |
10 | Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» |
11 | Г. Х. Андерсен «Ель» |
12 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» |