12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабанцева Эльвира Ивановна322
Россия, Марий Эл респ., село Русские Шои

Формирование мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.

Обычно такие дети не хотят учиться, так как они очень рассеяны, невнимательны на уроках. У большинства из них слуховая и зрительная память на низком уровне, особенно воспроизведение. На вопросы учителя дети отвечают односложно. Они испытывают трудности при усвоении нового материала. Во время уроков часто отвлекаются: играют, смотрят в окно, задают вопросы не по существу изучаемого материала. Дети с ОВЗ стремятся действовать по образцу, ждут, когда задание выполнит кто-нибудь другой. Центральное место занимает мотив избегания, часто появляется и мотив непосильной сложности задания, когда ученик сразу, не вникнув в суть задания, спрашивает: «А как это упражнение сделать?» или говорит: «Я не могу справиться с этим заданием».

Поэтому, работая с детьми ОВЗ я задалась вопросом: как сделать занятия с детьми более эффективным?

Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечён ученик. Изменяя её формы и содержания, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать её. В своей работе я опираюсь на это и на положение о значительных возможностях детей. Систематическая коррекционно-развивающая работа, соблюдение охранительного режима, применение нетрадиционных методик, игровые приёмы, применение ИКТ, позитивная психологическая атмосфера на уроках, внеклассная работа по предметам, способствуют формированию учебной мотивации детей с ОВЗ. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающее сообщением детям новых знаний и многократным повторение учебного материала, а направленное на развитие познавательных процессов учащихся и их творческой активности. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности познавательных процессов и успешность обучения детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов, достигаемых детьми. Прежде всего это относится к качественной оценке. Поскольку обучение ведёт развитие, то основным способом коррекции и компенсации нарушений развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей с ОВЗ достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.

В деятельность учащихся я стараюсь включать такие задания, которые им интересны и которые они делают с удовольствием. Помимо учебников в этом мне помогают коррекционно-развивающие упражнения.

В уроки и в программу коррекционных занятий я включаю упражнения на развитие высших психических функций. Вот некоторые из них:

Продолжи логический ряд.

10, 2, 20, 4, 30…..

Посмотрите на последовательность расположения фигур и определите, какие фигуры пропущены.

Что общего? Какое число (слово) лишнее?

948 145 247 840

Причем здесь может быть несколько вариантов ответов. Дети должны додуматься до каждого варианта.

Который час должны показывать последние в каждом ряду часы?

(6ч, 7ч 5 мин., 8ч 10 мин.)

Дорисуйте картинки так, чтобы все они стали одинаковыми.

Нарисуйте то, что должно быть в пустом квадрате.

Внимательно посмотрите на первые три квадрата и определите, что должно быть в пустом. (Слабые дети выбирают из трёх предложенных)

На экране числа и буквы. Каждая буква соответствует определённому числу. Опираясь на данный шифр, расшифруйте слова и запишите их в тетрадь столбиком.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а и е о ы л с п т м

7 9 4 6 5 столы

6 2 7 1 лиса

7 1 10 1 Сима

6 3 7 лес

6 2 8 1 липа

-Что общего у этих слов?

-Назовите лишнее слово.

-На какие две группы можно их разделить?

- К словам-предметам надо подобрать слова действия. (На экране слова: растёт, шумит, стоят, читает, бежит)

-А теперь запишите эти слова рядом со словами предметами по памяти.

Игры «Что изменилось в рисунке?», «Запоминаем, рисуя», «Украшаем слова», «Вспомни движения», «Откуда эти слова?», «Кто больше запомнит», «Два дела одновременно», «Кто внимательней», «Исправляем ошибки», «Считаем вместе» очень оживляют детей на занятиях.

Так же детям очень нравится играть в игру «Отвечай- не зевай!» Перед детьми игровое поле из 8 ячеек.

​​​​​​​

1

2

3

4

5

6

7

8

-4 ячейки зелёного цвета, в которых находятся задания под названием «Отвечай-ка»

-4 ячейки красного цвета, в которых находятся задания под названием «Третий лишний»

Дети должны запомнить расположение этих ячеек, а затем открывать нужную им ячейку.

Примерные вопросы по теме «Отвечай-ка»

-Сколько гласных в русском языке?

-Назовите по порядку дни недели.

-Какой следующий месяц?

-Назовите меры стоимости.

Задание «Третий лишний»

(яблоко, помидор, груша) картинки на слайде

(прямоугольник, квадрат, круг) фигуры на слайде

(собака, волк, рысь) картинки на слайде

Специальная коррекционная работа оказывает существенное влияние на развитие мотивационной сферы ребёнка. У обучающихся растёт интерес к новым знаниям, им становится интересно учиться. Возрастает дисциплинированность на уроках. Становится более адекватной реакция учеников на замечания.

От формирования мотивации учебной деятельности детей с ОВЗ зависит весь учебный процесс учащихся. Поэтому важно над этим вопросом работать на протяжении всего школьного обучения.



Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Елена Николаевна, 19.11.20 в 02:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.