ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование представлений о безопасном поведение на дороге у детей старшего возраста с нарушением зрения в игровой деятельности
Бородкина Ева Павловна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Тишинова Юлия Андреевна
научный руководитель
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: В статье анализируются теоретические и практические аспекты формирования представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе игровой деятельности.
Ключевые слова: игровая деятельность, безопасность, дети 5-6 лет
Дети - самая незащищенная категория граждан. Ведь по статистике нам известно, что ДТП уносит больше жизней чем все эпидемии вместе взятые. Поведение ребенка зачастую непредсказуемое и необъяснимо. Это связано с психофизиологическим и возрастными особенностями. Дети дошкольного возраста не могут реально оценивать ситуацию на дороге, из-за плохой координации движения, отсутствие навыков организации в пространстве, неразвитости бокового зрения [1].
Большая Русская Энциклопедия дала такое определение основ правил безопасности. Основы безопасного поведения — это совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения [2].
В современных условиях одним из приоритетов обновлённого содержания дошкольного образования является модернизация и развитие осведомлённости дошкольников в сфере безопасного поведения на дорогах. Актуальность исследуемой темы обусловлена отсутствием знаний правил дорожного движения, а также неосторожностью и невнимательностью детей дошкольного возраста [3].
Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни. В 6-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека [4].
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладают над осторожностью [5].
основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:
1. Ребёнок – пешеход
2. Ребёнок – пассажир
3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда,
самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге [6].
Игра ─ наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной [7].
Игровой метод представлен:
дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации».
Сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».
Подвижные игры: «Светофор», «Регулировщик», «1,2,3 к знаку беги» В процессе подвижных игр формируются двигательные умения и навыки, развиваются ориентировка в пространстве, физические качества, приобретается свобода в движениях [9].
С их помощью учить детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов намного легче [8].
Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности [9].
Мной была проведена работа на тему «Формирование безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по средствам игровой деятельности». Проводя различные игры на базе МБДОУ "Детский сад № 98" в Сыктывкаре. Моё наблюдение показало, что данные игры не только формируют у детей знания по теме безопасности на дороге, но и закрепляют теоретические знания детей на практике.
Содержание данного комплекта может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении образовательной деятельности по формированию представлений у старших дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Список литературы
Профилактика в ДОУ детского дорожно-транспортного травматизма // Издательство «Молодой учёный». ─2020. URL: https://moluch.ru/archive/301/68118/ (дата обращения: 25.04.2024).
Большая российская энциклопедия // АНО БРЭ: официальный сайт. ─ Москва. ─ Обновляется в течение суток. URL: https://bigenc.ru/c/pravila-dorozhnogo-dvizheniia-390d70 (дата обращения: 28.05.2024).
Лебедева, О. В. Дошкольное воспитание/ О. В. Лебедева // Московский вестник. ─ 2023. – №1. С. 50-57.
Байбородова, Л. В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания / Байбородова Л.В., Рожков М.И.; Издательство Юрайт. ─ Москва, 2024. ─ 330 с.
Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста // Издательство «Молодой учёный». — 2020. URL: https://moluch.ru/archive/316/72083/ (дата обращения: 01.05.2024).
Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода // Издательство «Молодой учёный». ─2020. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76386/ (дата обращения: 10.03.2024).
Азимов, Э. Г. Щукин А. Н.: Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Азимов Э. Г., Щукин А. Н: Издательство, ИКАР, – Москва, 2009. – 448 с.
Педагогические технологии образовательного процесса в ознакомлении дошкольников с правилами дорожной безопасности // АНО «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» города Москва. ─ Обновляется в течение суток. URL:https://педпроект.рф/джамбинова-н-с-публикация/ (дата обращения: 12.03.2024).
Игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на дороге // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. ─ 2023. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/04/08/igra-kak-sredstvo-formirovaniya-u-starshih-doshkolnikov-predstavleniy