Публикация «Формирование творческой личности обучающегося»

2
0
Материал опубликован 28 February 2023

Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.

Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:

развитие любознательности как основы познавательной активности;

развитие познавательных процессов;

развитие творческого воображения;

обогащение представлений об окружающем мире.

развитие креативности;

развитие коммуникативности;

развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

       Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:
1.    Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.
2.    Направлять их творческую активность.
3.    Вызывать желание экспериментировать.
4.    Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
5.    Создавать для детей ситуацию успеха — участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.

 В основе   работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит постулат  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.  

В чем проявляет себя творческая личность?
      Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
      Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
      Оригинальна, комбинирует различные находки.
       Работа приносит ей удовольствие.
      Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
      Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в конкурсах, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, внутриколлективные конкурсы и конкурсы в целом выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.  Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

Итак, конкурс – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов данного формата является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, а так же для формирования у детей коммуникативных качеств и сплочения коллектива.

 Конкурс — действенный способ побудить творческую активность ребенка.

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в коллективном творческом конкурсе и фестивале. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить.

Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с конкурсантами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами других сверстников.


Участие в внутриколлективных конкурсах дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.

Вывод.   Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит — будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной  и ведущей к успеху.   Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.