Направления развития творческой личности обучающегося в организации среднего профессионального образования
Направления развития творческой личности обучающегося
в организации среднего профессионального образования
С.Г. Сафонова
ГБПОУ ВО «ВГПГК»
В современных условиях развития общества и организации деятельности экономических субъектов для каждой коммерческой организации, предприятия, фирмы имеет решающее значение комплектование высокопрофессионального персонала, способного в короткие сроки перерабатывать большой поток информации и творчески адаптировать полученные знания и умения для формирования конкурентоспособности организации. Перед образовательными организациями СПО стоит первоочередная задача подготовки специалистов, способных креативно мыслить, быстро реагировать на изменяющиеся условия, творчески подходить к решению производственных задач.
В организациях СПО в данных экономических условиях происходит организация процесса развития творческих способностей обучающихся, необходимых для формирования конкурентоспособного специалиста.
Творческая составляющая, высокий уровень развития личности молодого специалиста тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Многие ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы сознания, мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость. Это проявление зависит от личностных качеств человека: силы воли, мотивов, привычек и т.д. внимание можно тренировать и совершенствовать. Как считает Дружинин В.Н. «только творческая личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел и принимать ответственность за выполняемую деятельность».[1] Личностный рост, престижная работа, карьера во многом определяются уровнем интеллектуальных способностей, умением применять полученные знания в решении повседневных и стратегических проблем.
При развитии творческого потенциала обучающихся особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к обучению. Развитие творческого потенциала в период учебы поможет обучающимся прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности.
В настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоятельно решать практические и теоретические задачи, связанные с экономическими преобразованиями и научно-техническим процессами в профессиональной деятельности.
Творчество – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.
Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Такими специалистами, как Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. считается, что свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.[3]
Сегодня перед организациями среднего профессионального образования стоит задача воспитания высококонкурентного специалиста, развития его творческих способностей с помощью внедрения в обучение новых методик и технических средств. Модернизация образования может решить эту задачу за счет включения в систему изучаемых дисциплин предметов, ориентированных на интеграцию знаний учащихся о человеке, на развитие самосознания и коммуникации. Большую роль в подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни способны оказать психологические занятия в рамках спецкурсов, помогающие подросткам лучше понять себя и других. На основе полученных психологических знаний учащиеся осознают свои возможности и способности, свои взаимоотношения с окружающими, учатся искать пути преодоления препятствий.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое".[9] На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
-открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
-соответствие условия выбранным методам творчества;
-возможность разных способов решения;
-учет актуального уровня развития;
-учет возрастных особенностей учащихся.
А также определяются следующие показатели развития творческих способностей обучающихся:
-владение большим объемом информации;
-самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
-установление причинно-следственных связей;
-обнаружение скрытых зависимостей и связей;
-умение делать выводы;
-интегрировать и синтезировать информацию;
-по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.[8]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Развитие творческих способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам личности. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитие субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности. Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого обучающегося. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.[5]
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого педагога. Сейчас изменился контингент обучающихся, и далеко не в лучшую сторону. Обучающиеся стали более пассивными, их мало интересуют не только общеобразовательные предметы, но даже дисциплины специализации по которой они учатся. В то же время студенты живут в широком информационном пространстве. Однако то, что они получают из СМИ, не всегда полезно (хотя и очень интересно). В данной ситуации те методы обучения, которыми овладели преподаватели несколько лет назад уже не эффективны. Для формирования специалиста-профессионала «нового поколения» сегодня невозможно без внедрения новых форм и методов преподавания. Активные методы обучения – это способы усиления учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к интенсивной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.[2]
Специфика экономических дисциплин – достаточно четкие, законодательно закрепленные понятия, формы документов, порядок профессиональной деятельности, которые способствуют формированию у специалиста определенных профессиональных качеств. Поэтому творческая составляющая необходима для развития способностей к постоянным изменениям рыночной ситуации.
В работе преподавателей экономических дисциплин колледжа применяются три направления развития творческого потенциала обучающихся:
Первое – работа преподавателя на занятиях. На занятиях преобладает коллективная форма обучения, которая в основном развивает коллективную мыслительную деятельность. В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение: один обучающийся высказывает мысль, другой продолжает или отвергает её. Данная форма учит слушать выступление других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию.
Применяются другие методы побуждения к творчеству : написание эссе по спорному вопросу, что позволяет оценить степень понимания проблемы, темы каждым обучающимся, так как во время такого занятия у обучающихся складывается специфическое эмоциональное отношение к изучаемым темам, предмету, событиям, процессам.[6]
Занятия по экономическим дисциплинам проходят с использованием задач, содержащих реальную жизненную ситуацию. Это позволяет не только дать знания обучающимся, но и обеспечить формирование и развития у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Преподаватель организует поиск процесса ее решения, обеспечивает более высокую мотивацию в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов; делает обучение деятельным, так как обучающиеся должны сами принимать решения; помогает устанавливать связь теории с практикой. Роль обучающегося – принять на себя ответственность за процесс собственного обучения, готовится к обсуждению, выражать идеи, мысли, выдвигать предложения.
Большое значение уделяется домашнему заданию: написание небольших сообщений, куда необходимо «вплести» главную информацию об изучаемом объекте или операции. При сочинении сообщения происходит развитие творческого воображения, образного видения ситуации. Получив задание, обучающиеся анализируют и синтезируют знания, накопленные ими ранее, применяют профессиональную терминологию.
Составление кроссвордов так же можно отнести к домашней работе. Для того, чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, их составление осуществляется на базе основного программного материала, а зашифрованы в них экономические понятия, явления, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяются для проверки лишь усвоения фактического материала обучающимися, а не общей эрудиции. Разумеется, преподаватели не ограничиваются кроссвордами, заимствованными из литературы или уже составленными преподавателем. Полезно привлекать к их составлению обучающихся. Кроссворды из 10-20 слов обучающимися составляются дома после прохождения темы.
Именно такими занятиями возможно формировать у обучающегося творческую фантазию. Постепенно они приобретают навыки и умения исследовательской деятельности на уроках:
-информационные – умение пользоваться библиографическими данными, умение воссоздать структуру текста, определить главную мысль, умение цитировать и др.;
-теоретические – умения теоретического анализа и синтеза, умения сравнивать и сопоставлять, умения классификации и систематизации, аналогии и обобщения, моделирования;
-методологические – умения выявить противоречия, определить проблему, сформулировать тему исследования, умения определить объект и предмет, цель и задачи, новизну и практическую значимость исследования;
-эмпирические – умение провести опрос, анкетирование, интервью, умение наблюдение и т. д.;
-речевые – умение оформить сообщение, умение использовать научно-педагогический стиль речи, умение участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.
Во –вторых – проведение нестандартных занятий, которые с одной стороны, позволяют вовлечь студентов в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого.
Нами используются различные формы нетрадиционных уроков: бизнес-игра, конкурс, а также проведение урока с привлечением специалистов организаций – партнеров в которых обучающиеся проходят производственную практику. Например, в группе обучающихся по специальности «Коммерция» проводилась бизнес-игра на тему «Защита прав потребителей», а также с обучающимися этой специальности был проведен конкурс на тему «Можешь ли ты быть предпринимателем», проведенный в форме тестирования.
В соответствии с выполнением плана кафедры экономики, а также в рамках всероссийской программы «Дни финансовой грамотности»в последние годы проводились тематические мероприятия для обучающихся отделения Экономики всех специальностей под руководством руководителя сводно-экономического отдела Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Суховой А.А., что способствовало расширению кругозора будущих специалистов.
Такие нестандартные уроки способствуют повышению любознательности и интереса к предмету, стимулированию работоспособности обучающихся.
Для обучающихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Обучающиеся, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает человека. При подборе заданий для нестандартного урока необходимо, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для большей части обучающихся.
Нестандартное обучение предполагает систему способов организации взаимодействия преподавателя и обучающегося в форме игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания студентами ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В-третьих - внеурочная деятельность, которая наиболее продуктивно способствует развитию творческих способностей каждого обучающегося умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: викторины, конкурсы, различные игры и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие обучающиеся. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.
Большое значение для развития творческих способностей личности молодого специалиста приобретает участие в различных конкурсах, организуемых на различных уровнях: международном, региональном и т.д. В качестве примера, можно привести участие обучающихся колледжа в конкурсах ВОРЛДСКИЛС. Как известно, Россия принимает активное участие в движении «Молодые профессионалы», направленное на повышение значимости и профессионализма рабочих профессий по различным компетенциям, в том числе в компетенции «Предпринимательство». С 2017 года обучающиеся экономических специальностей принимают активное участие в региональных этапах этого конкурса в качестве команд. В октябре 2019 года в региональном чемпионате принимали участие две команды, созданные из обучающихся по специальности «Коммерция» и «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и одна команда юниоров – возраст участников 14-16 лет.
Очень большое значение имеет организация конкурсов на региональном уровне для специалистов среднего профессионального образования среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – АБИЛИМПИКС, в котором в 2017 приняли участие наши ребята в компетенции «Экономика и бухгалтерский учет» и заняли третье место. Для обучающихся с ОВЗ такие мероприятия имеют огромное значение по развитию не только творческих способностей , но и дальнейшего профессионального роста и способностей быстро адаптироваться в коллективе организации, где будут работать выпускники колледжа.
К активным методам развития творческих способностей у выпускников колледжа можно отнести участие в конкурсах, проводимых на базе высших образовательных организаций. Обучающиеся специальности «Банковское дело», «Коммерция» и «Экономика и бухгалтерский учет» принимали участие в форуме « Школа предпринимательства Воронежской области» при поддержке ВГТУ и в качестве поощрения получили сертификаты участников и грамоты победителей.
В 2019 году в преддверии Всемирного дня справедливой торговли кафедра «Торгового дела и товароведения» ФГБОУ ВО ВГУИТ организовала творческий конкурс «Роль качества товаров и услуг в современном мире». Данный конкурс проводился в два этапа:
Первый этап - домашнее задание.
Второй этап – конкурс – викторина на знание основ торгового дела и товароведения.
Обучающиеся ВГПГК приняли активное участие во всех этапах проводимого мероприятия. Ими были рассмотрены вопросы инноваций в обеспечении качества товаров и услуг, современные тенденции в области товароведения и торговли, а также они приняли участие в очном этапе конкурса , проведенном на площадке ФГБОУ ВО ВГТУ.
Творческому развитию обучающихся способствует посещение выставок-ярмарок по профилю специальности, участие в днях открытых дверей организаций – работодателей, таких как Центробанк, других кредитных организаций, участие в экскурсиях на предприятия – производители различной продукции .
Особое место во внеклассной работе занимает подготовка к олимпиадам и их проведение. Таким мероприятиям предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от обучающихся знания различных разделов целого комплекса дисциплин. Эти знания обучающийся может получить как на уроках, так и на индивидуальных консультациях, а так же при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной преподавателем. Ежегодно в колледже проводятся олимпиады для различных специальностей.
В рамках освещения знаменательных событий, дат, ознакомления с судьбами знаменитых людей, выдающихся деятелей в колледже проводятся конкурсы плакатов, которые оформляют самые талантливые обучающиеся всех курсов обучения. По каждому мероприятию обязательно составляется фотоотчет и публикуется заметка на сайте колледжа.
Преобразования глобального характера, происходящие сегодня в нашей стране и в мире, обусловлены, прежде всего, гуманизацией общественной жизни, что требует переориентровать педагогическую теорию и практику на человека, его саморазвитие в процессе активной, творческой, созидательной жизнедеятельности.
Ускоряющийся темп жизни вынуждает современного человека реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он бывает не готов к ним. Чтобы адекватно реагировать на те или иные изменения, личность должна активизировать весь свой творческий потенциал, развивать в себе творческость. Такой подход становится возможным, когда образование, которое строится на принципиально иных приоритетах в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирует гармоничную, социально активную творческую личность, способную самостоятельно принимать решения, быть ответственными за их реализацию и предполагает постановку, а также решение целого комплекса новых задач:
- разработку новой парадигмы образования, имеющую в основе личностное развитие;
-осознание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности;
- признание разностороннего развития личности, понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования личности.
Решение указанных задач непосредственно связано с реализацией такой педагогически важной задачи как творческое саморазвитие личности во всех звеньях образовательной системы, в том числе в системе среднего профессионального образования.
Главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – овладения коммуникативной компетенцией.
Стремление выполнять задачи, требующие большой интеллект, воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большого интереса к предметам.
В заключении можно сделать вывод о том, что в современных условиях развития промышленности выпускник средней профессиональной организации должен гибко и нестандартно мыслить; применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому; для ускорения решения, разделить сложную проблему на составные части; профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.
Предложенные методы развития творческих навыков, а также наблюдения позволили существенным образом изменить уровень творческих умений обучающихся в сторону увеличения. Можно сделать вывод о том, что успешное формирование творческих умений происходит, если:
-обучающиеся участвуют в конкурсах профессионального мастерства: разрабатывают эскизы; анализируют результаты конкурсов, самостоятельно оценивают конкурсные модели и т. д.;
-в качестве учебного материала используются материалы медиатеки, видеотеки, тематические сайты глобальной сети INTERNET, содержащие видеоролики конкурсов профессионального мастерства;
-преподаватель организует процесс формирования творческих умений, разрабатывает индивидуальные задания, направленные на формирование творческих умений, а обучающиеся выполняют эти задания в процессе подготовки и во время конкурсов профессионального мастерства.
Творческое отношение к труду всегда было источником успеха в любом виде деятельности. Способность к творчеству, инициативность, самостоятельность можно формировать и развивать. Активное включение подростков в творческую деятельность способствует:
- расширению кругозора;
- формированию практических навыков и умений;
- развитию устойчивого интереса к приобретаемой профессии и стремления к постоянному повышению своих технических знаний;
- возрастанию творческого потенциала;
- появлению или закреплению трудолюбия и других положительных черт характера (воля, внимание, терпение, усидчивость и т.д.)
Литература
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 359 с.
Зимин Н.И. Образование через всю жизнь/Н.И. Зимин//Социальная работа 275 с.
Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.
Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, -3-е изд., – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
Туник Е.Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.2004. – 48 с.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии, 2011.
Шальнева Н.Л. Специфика процесса взаимодействия личности и коллектива в совместной деятельности // Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве – Ставрополь СГУ, 2011. – 56 с.
Сетевая электронная библиотека - Режим доступа: http// web. ido.ru
Электронная библиотека - Режим доступа: http//stratum..pstu.as.ru