Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории»
В рамках реформы образования на смену традиционному преподаванию приходит системно-деятельностное, составляющее основу ФГОС и предъявляющее новые требования как к учителю, так и к ученику. Новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД). Через формирование УУД происходит развитие личности, создается возможность самостоятельно овладевать знаниями и умениями и делать это успешно.
Модернизация образования затронула и историческое образование. Сегодня недостаточно дать детям знания об исторической картине мира, важно выработать у них интерес к предмету, развить историческое мышление как основу миропознания, научить работать с разными источниками информации, а также критически подходить к действительности, формировать активную гражданскую позицию.
Как в текущих реалиях наиболее грамотно выстроить процесс обучения?
В Программе развития УУД выделены четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование иных УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.
Остановлюсь на формировании познавательных УУД. К ним относятся: смысловое чтение и работа с текстом, умение строить логические рассуждения и формулировать выводы, проводить классификацию объектов по выбранным критериям, выдвигать гипотезу и обосновывать её, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
В формировании умений школьников на уроках истории есть свои особенности. Во-первых, преобладают сложные по структуре умения; во-вторых, практические умения связаны, в основном, с работой источника; в-третьих, построение учебного материала подчинено логике раскрытия знаний о прошлом; в четвертых, необходимость в использовании одного и того же познавательного умения возникает не последовательно из урока в урок, а может появляться через ряд уроков.
В ФГОС ООО определены требования к предметным результатам освоения учебного предмета «История», отражающим сформированность различных умений школьников. Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся. Разрабатывая план урока, необходимо выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий), составить вопросы и задания на отработку необходимых умений. Приведу примеры формирования некоторых из них.
1. Умение сравнивать и выделять линии сравнения. Объектом сравнения могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности. В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы.
В процессе изучения темы «Дух предпринимательства преобразует экономику» в 7 классе в качестве задания предлагаю классу рассмотреть рисунки (1, 2) и сравнить ремесленную мастерскую и мануфактуру, сформулировать вопросы для сравнения, заполнить таблицу 1».
Рис. 1 Ремесленная мастерская | Рис. 2 Мануфактура | ||
Вопросы для сравнения | Ремесленная мастерская | Мануфактура | |
Таблица 1. Ремесленная мастерская и мануфактура.
Учащиеся могут выделить следующие сравнительные признаки: размеры предприятия, количество работников, использование труда (ручного или машинного), разделение и производительность труда.
Формирование приёма сравнения у учащихся на уроках способствует развитию у детей наблюдательности, вырабатывает умение мыслить, делать выводы, ведёт к сознательному усвоению материала и подготавливает к самостоятельному обобщению знаний.
2 . Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую. С целью формирования данного умения пятиклассникам по теме «Рабство в Древнем Риме» можно предложить подписать диаграмму 1 в соответствии с фактами: «В Италии в эпоху завоеваний было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан (соотношение 1 к 2)».
Работа с диаграммой, схемой способствует развитию логического и аналитического мышления учащихся.
Диаграмма 1. |
3. Умение читать и использовать для получения информации историческую карту. Одной из важных задач учителя истории является формирование картографической грамотности обучающихся. Учащимся могут быть предложены различные учебные задания на развитие следующих умений:
поиск и анализ информации;
систематизация исторического материала в виде составления таблицы;
сравнение;
историко-картографическое моделирование;
работа с картой в составе комплекса источников. Например, прочитайте текст, соотнесите его содержание с картой, подготовьте рассказ.
Для отработки школьниками учебных действий, связанных с поиском и анализом картографической информации, учитель может придерживаться следующих этапов формирования данного умений:
1. Создание учителем мотивационной основы формирования выбранного умения.
2. Объяснение школьникам способа выполнения действий (введение памятки для учащихся).
3. Демонстрация учителем образца выполнения задания и выполнение ребятами задания для тренировки (выполняется под контролем учителя).
4. Выполнение учащимися действий с опорой на памятку при самоконтроле.
5. Применение классом умений в измененных условиях.
Приведу пример самостоятельного выполнения задания учащимися. Предлагается рассмотреть карту «Индия в древности» и охарактеризовать географическое положение и природные условия с опорой на памятку.
Карта. Индия в древности | Памятка. Прочитай название карты. Изучи легенду карты (условные знаки, которые позволят прочитать информацию, изображенную на карте). Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким, придерживайся принципа «часовой стрелки» (север-восток-юг-запад). Найди и покажи на карте требуемые объекты, словесно опиши их (географическое положение страны, природные и социальные объекты, торговые пути, военные походы и т.д.). |
Разнообразные задания по исторической карте позволяют сохранить интерес к работе с исторической картой, формируют картографические знания и умения учащихся, а в сочетании с другими видами информации развивают познавательный интерес к изучению предмета.
4. Умение работать с письменным историческим источником. Отработка данного умения может происходить на двух уровнях: репродуктивном (извлечение информации из текста) и преобразующем (анализ, сравнение, оценка источника).
Приведу задание преобразующего характера на примере урока в 7 классе «Московское государство во второй половине XV века». Ребята знакомятся с различными историческими трудами, учатся давать оценку исторической личности.
Один из исследуемых текстов представлен отрывком из научно-популярной статьи Лаушкина А., Мельникова С., Володихина Д., «Рождение Московского государства. Иван III». М., 1995 г.
«Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в которое он жил. В нём уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его расчётливым прагматизмом ясно угадывалась высокая цель жизни. Он бывал грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не проявлял бездумной жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был «до людей ласков», не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрёк. Он никогда не торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и решительно. Мудрый и осмотрительный, Иван III умел ставить перед собой ясные цели и достигать их».
Вопросы к тексту:
Кто является автором документа?
О каком правителе идет речь в источнике?
В чем, по мнению авторов, проявилась противоречивость личности Ивана III?
За что упрекают государя авторы документа? Приведите цитату из текста. Согласны ли вы с ними?
Как относится к государю его современник?
Сформулируйте свое отношение к правлению Ивана III.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, служат основой для развития познавательной активности школьников.
Таким образом, хорошо спланированная системная работа учителя по формированию УУД школьников приносит практическую пользу, а именно способствует качественному усвоению знаний, формирует активную гражданскую позицию, развивает мышление, учит работать с разными источниками информации и критически подходить к действительности,.
Список использованных источников и литературы
Проект ФГОС ООО URL: https://www.preobra.ru/fgosooo19 (дата обращения: 07.06.2022).
Кузин Д.В. Лазукова Н.Н. Учимся приобретать и осмыслять знания. Пособие для учителя и учащихся. СПб. Корона-Принт, 1998
4