Занятие для дошкольников на тему «Гигиена зрения»
Тема: «Гигиена зрения».
Цель: Привитие и укрепление гигиенических навыков.
Задачи: Сформировать правильное представление у детей о гигиене зрения.
Развивать у детей интерес к оздоровлению своего организма.
Методическое оснащение и оборудование: ноутбук, плакат и цитатой «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Актуализация знаний детей, почему надо беречь глаза.
Заучивание слов:
«Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!»
II. Основная часть.
Беседа «Глаз – орган зрения».
Практическая работа.
Обыгрывание ситуаций, направленных на выявление правил соблюдения гигиены зрения.
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Детям предлагается провести опыт: на сужение и расширение зрачка на яркий свет.
III. Заключительная часть.
Работа с памяткой «Правила бережного отношения к зрению».
Обобщение полученных знаний.
Материалы к занятию
Вводная часть:
-Как человек общается с окружающей средой?
(с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания – пять органов чувств)
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Заучивание слов:
«Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!».
Основная часть:
Беседа: «Глаз – орган зрения».
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (показ слайдов)
- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
- Человек не только зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Почему? (Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.)
- Каким бывает цвет глаз?
- Какие бывают по размеру глаза?
- Как глаза расположены?
- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (показ слайдов)
- Цветочное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим, чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он реагирует на количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собирается на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, что смотрит.
Глаз – орган зрения. К глазам нужно относиться бережно, так как они очень чувствительны и плохо защищены. Читать можно только сидя, при этом свет должен падать слева. Нельзя читать в темноте или при слабом освещении если слишком долго смотреть телевизор или играть в компьютерную игру (больше 30 минут), можно переутомить глаза. Они начнут болеть и слезиться.
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо - вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Игра «Полезно – вредно».
- Рассмотрите картинки и скажите, сто для глаз полезно, что вредно.
(показ слайдов)
Читать лёжа;
Смотреть на яркий свет;
Смотреть близко телевизор;
Оберегать глаза от ударов;
Промывать по утрам глаза;
Тереть глаза грязными руками;
Читать при хорошем освещении.
Опыт (дети наблюдают) Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется.
Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза? (веки, ресницы)
- Что еще оберегает глаза?
- Отгадайте загадку: «Под мостом – мостище, под соболем – соболищем два соболька разыгрались». (брови и глаза)
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- А зачем человеку слёзы? (защищают глаза от пыли)
Заключительная часть:
Памятка «Правила бережного отношения к зрению»
Умываться по утрам;
Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часов в день;
Сидеть не ближе 3 метров от телевизора;
Не читать лежа;
Не читать в транспорте;
Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов;
При чтение и письме свет должен освещать страницу слева (если вы правша);
Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30 – 35 см;
Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец);
Делать гимнастику для глаз;
Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
Обобщение полученных знаний.