Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
Предмет Всеобщая история_________________________________________________________________________________________
Класс______5________________________________________________________
Тема урока_Государства на берегах Нила_________________________________________________________________________
Тип урока_ открытие новых знаний _______________________________________________________________________________
Цели урока:
- обучающая :создать условия для формирования представлений о первых государствах, природных условиях и их влияния на развитие государственности
- развивающая: способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации, творческих способностей, развитию навыков работы с источниками, устной речи, работать с исторической картой.____________________________________________________
-воспитательная: содействовать эмоциональному отношению к изучаемому прошлому, самовоспитанию и самоконтролю.
Планируемые результаты обучения:
- личностные :
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- метапредметные :
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- предметные :
1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
2) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
3) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта.
4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
5) воспитание уважения к историческому наследию
______________________________________________________________________________________________________________
Технологии _____информационно-коммуникационные технологии___________________________________________________________
Ресурсы (учебники, ИКТ, наглядные пособия и т.п.) _Карта «Древний Восток», мультимедийная презентация.________________
Этапы урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
|
|
|
| Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
Организационно-мотивационный | Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. | Приветствие учащихся, разделяет их на группы, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Учитель-«Здравствуйте , ребята. На доске висят стикеры в виде дерева, детям предлагается взять 1 лист с цифрой и занять номер стола согласно выбранному стикеру) .Садитесь, пожалуйста.» Посмотрите на свои руки, обратите внимание- это удивительная часть нашего тела. Руки позволяют нам по особенному выражать свои эмоции. Иногда, даже самое легкое прикосновение значит больше, чем слова. С помощью рук мы можем поприветствовать друг друга, как мы это сделаем?(дети машут), мы можем оказать друг другу поддержку( возьмитесь за руки и почувствуйте тепло дружеских рук). А как вы покажите, что вы знаете ответ? (дети поднимают руку). А как вы мне покажите, что вы все выполнили? Я предлагаю показать большой палец вверх. Как люди выражают радость? Верно, аплодисментами. Ну что. Вы готовы? Покажите мне. Посмотрите на слайд и скажите, какое слово является объединяющим?(слайд №1) Ваши предположения? Совершенно верно- путешествия( слайд 2) ! Я сегодня тоже приглашаю вас в путешествие, только виртуальное, а особенность его состоит в том , что мы будем перемещаться в пространстве и во времени не покидая стены школы и используя для этого только различные источники информации и наше воображение. Ну и для того, что бы не забыть информацию, которую мы узнаем и чтобы наше путешествие не прошло бесследно у вас у каждого есть карта памяти- сюда мы будем заносить самую важную информацию. | Приветствуют учителя, учащиеся делятся на группы, организуют свое рабочее место. Учащиеся высказывают свои предположения. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
| Актуализация ранее полученных знаний, которые помогут в построении нового знания .
| Учитель: «Итак, посмотрите на карту внимательно, сравните и скажите, как изменилась жизнь людей Древнего Востока по сравнению с первобытностью? Что появилось нового? (ответы детей). В этот период, более 5 тысяч лет назад появилось государство, оно пришло на смену племени. А что такое государство? ( предположения детей). Да, это организация жизни людей. Посмотрите на слайд(слайд №4), давайте выделим основные признаки государства. А вот страна, где возникло одно из древнейших государств Древнего Востока находится нам подскажет наш соотечественник- путешественник Федор Конюхов, но как часто бывает сообщение его зашифровано, но есть подсказка. Кто мне прочитает часть сообщения и подсказку? Слайд № 5 дети читают подсказку: «Государство на берегах реки на северо- востоке Африки» .запишем тему в центр нашей карты памяти. Что нам предстоит выяснить в ходе нашего путешествия?(Цель: какое государство располагается на берегах Нила?) Итак, мы знаем зачем мы оправляемся в путешествие. Какие источники информации помогут нам добыть необходимую информацию? (называем источники) Итак , теперь мы готовы к путешествию в путь! | На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. ( В ходе фронтальной беседы, опираясь на жизненный опыт ученики определяют местоположение Египта)
| Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление | Выдвижение и обоснование гипотез, научится применять при построении нового знания предметные действия со схемами. | Чтобы достичь нашей цели, что нам необходимо выяснить прежде всего? Как мы поступаем, когда знакомимся с новым государством, областью? Природные условия и географическое положение (наносим на карту памяти) Чтобы достичь нашей цели, что нам необходимо выяснить прежде всего? Как мы поступаем когда знакомимся с новым государством, областью? Природные условия и географическое положение (наносим на карту памяти) Какой источник информации поможет нам охарактеризовать географическое положение и природные условия? (карта) Итак, начнем с определения местоположения, мы знаем, где находится река Нил, а Египет располагался по берегам Нила, соответственно, местоположение Египта- северо-восток Африки. Запишем эту информацию в карту памяти.(слайд 9) Египет тысячи лет не знал нападений из вне, ибо на страже безопасности стояла сама природа. А вот какие природные особенности охраняли границы, мы прямо сейчас узнаем. Предлагаю воспользоваться нашей картой. Найдите Красное море, включите воображение- чувствуете свежий воздух? Мы начинаем двигаться западнее. Нам приходится подниматься выше и выше. Что мешает нашему движению? Для определения пользуйтесь условными обозначениями. (Ответы детей) . Верно, нам мешают горы. Двигаемся еще западнее, нам становится невыносимо жарко, почему? Потому что там пустыня. Так скажите мне, чем охранялись границы Египта? Запишем эту информацию в карту памяти.(слайд 11) А теперь я попрошу вас довериться мне, закройте глаза, только честно. Слышите звуки Египта? Как вы думаете, где мы?(слайд 12)(ответы детей) Сравните, пожалуйста природу местности , где расположена наша школа и природу Египта. Какие различия? А что общее? «Слава тебе Нил, приходящий»- так ласково относились египтяне к нему. А почему? Что давал Египет? Снова возвращаемся к карте: Нил начинается в центре Африки и несет свои воды на север. А что он встречает на своем пути? (ответы детей). А что такое порог? (ответы детей). Из-за чего может быть на реке это препятствие (ответы детей). Занесем эту информацию в карту памяти.(слайд 14) Мы уже знаем, чем охраняется Египет с юга. А что же охраняло Египет с севера? Что происходит при попадании Нила в Средиземное море? (ответы детей). А на какую геометрическую фигуру похожи разливы Нила?( ответы детей). А вот как называется этот треугольник , нам расскажет Теодор Сициийский- греческий историк II в. до н.э.(слайд №15). Дельта- запишем это понятие в карту памяти. (Слайд 16) Нам осталось выяснить, что находится на западе. Смотрим на карту. Движемся на запад, нам снова становится невыносимо жарко. Почему? Что охраняет Египет с запада? Что это за островок зелени? Верно, это оазис, запишем эту информацию в карту памяти.(слайд 16)
| Учащиеся работают с картой «Древний Восток», иллюстративным рядом(презентация слайды11 -19), фиксируют информацию в карту памяти. Работа с учебником | УДД Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | У меня в руках бутылка с посланием, кто хочет прочитать послание? Что это ? Это шифр: 11 2 к 7 10, предлагаю детям разгадать его с помощью задания на листе путешественника, у вас 1 минута. Можно пользоваться картой памяти. По истечении 1 минуты ребята меняются листами в паре и сверяют ответы товарища с правильными ответами на доске(сопровождаю показом), где верно ставим «+». У кого правильны все 3?(подарите себе 3 сувенира, у кого 2, то 2, 1-1), поменяйтесь тетрадями обратно и покажите мне свою готовность. Разгадываем шифр, получаем слово пакет. Давайте встанем, обратимся к высшим силам( потянем руки вверх и тянемся), кажется, что-то произошло…. Опускаем руки, начинаем искать пакет под партами и стульями. Кто нашел положите в центр своего стола( дети предварительно сидят по группам) и возьмитесь за руки, нам сейчас потребуется поддержка друг друга. В пакете очень важный источник информации. Ваша задача его изучить, и выбрать докладчика, который представит результат вашей работы в группе. Помните, что в классе работают и другие ребята, поэтому соблюдайте тишину. На работу у вас 3 минуты.
Задание №2Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа с текстом учебника Беседа по вопросам | Учащиеся разгадывают шифр и участвуют в в физкультминутке. Обсуждение в группах. Выступления групп | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
Включение в систему знаний и повторение. | Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий, организация самопроверки своих решений по эталону, создать для ребенка ситуацию успеха. Выявление и фиксация границ применимости нового знания и обучение использованию его в системе изученных ранее знаний. | Какую еще важную информацию мы не узнали? Столица Египта?( Мемфис), найдите ее на карте и запишите в карту памяти(слайд 27). Перейдем к заданию 3. Найдите ошибку в тексте: «Образование Египта произошла 3 тыс. лет назад.»( не 3, а 30)(слайд 29).Подарите себе еще 2 сувенира.
| выполняют задания, проводят взаимопроверку, выполняют задание в группе, готовят выступление, выполняют задание 2 и 3. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
| У кого 5 сувениров ? Обменяйте его на золотой сувенир. Совсем недавно путешественники возвращались с сундуками полных сокровищ, а что вы положили в сундук путешественника?( сувениры и знания, карту памяти). Теперь вы с легкостью сможете составить такую же по русскому языку или географии.Сегодня мы с вами замечательно поработали, и путешественников ждали родные и близкие, и в случае если они провели удачное путешествие – они аплодировали. У нас удачное путешествие? Давайте себе похлопаем! Спасибо за урок!
| Учащиеся выполняют задание «Лови ошибку» | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |