12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга335
Россия, Магнитогорск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей №1» города Магнитогорска

Согласовано:

Заместитель директора по УВР Долинная И.В./______/

« » сентября 2017 г.

Согласовано:

НМС

Шогина С.В./______/

« » августа 2017 г.

Протокол

№ от « » августа 2017 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ «МЛ № 1»

г. Магнитогорска

Васильева Л.В./______________/

« » сентября 2017 г.

Приказ

№ от « » сентября 2017 г.

Рекомендовано:

Зав. кафедрой

Белая Н.В./______/

« »июня 2017 г.

Протокол

№ от « » июня 2017 г.

   

Программа (рабочая) по химии

по внеурочной деятельности

для «5» классов

на 2017-2018 учебный год

Авторы: Васильева О.А., Трошина М.С.

Учителя химии

г. Магнитогорск

2017 год

Нормативные документы

Федеральный уровень

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145-ФЗ, от 06.04.2015 г. №68-ФЗ (редакция от 19.12.2016 г.)).

Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказов от Минобрнауки России от 08.06.2015 г. №576, от 28.12.2015 г. №1529, от 26.01.2016 г. №38, от 21.04.2016 г. №459, от 29.12.2016 г. №1677)

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) (с изменениями от 25.12.2014, в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 №422н)

Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) (в ред. Приказов от Минобрнауки России от 13.12.2013 г. №1342, от 28.05.2014 г. №598, от 17.07.2015 г. №734)

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).

Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 г. № 699 (Зарегистрирован Минюстом России 04.07.2016 г. № 42729).

Региональный уровень

Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543 (ред от 28.08.2014 г.)

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. №01/3810 «Об утверждениях концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 06.07.2017 №1213/5227 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования 2017-18 учебном году»

Муниципальный уровень:

1. Учебный план лицея на 2017-2018 учебный год.

Пояснительная записка

Химия – основа естествознания. Для изучения и успешного усвоения её законов и закономерностей необходимо обзавестись некоторым определенным багажом знаний на уроках физики, биологии и других предметах. Поэтому предполагаемые объемы информации и предметных навыков, предъявляемых для эффективного восприятия предмета, становятся трудно достигаемыми без равномерно распределенной нагрузки в учебном времени. Трудности преподавания химии в школе заключаются в том, что изучение её начинается с 8 класса, тогда как интерес к процессу познания окружающего мира существенно снижается и на первое место выходит общение между подростками. Целесообразно вводить в мир химии и направлять на научную деятельность учащихся с 5-го класса. Дети 11-12 лет медленно пишут и читают, но быстро думают, фантазируют, изобретают. С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса химии выдвигать гипотезы, предлагать модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. Химические методы предполагают изучение определенных понятий: эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Опора на химический метод позволяет решать проблемы освоения языка химии как части химической теории, подобрать посильный темп, учесть психологические и возрастные особенности восприятия учащихся.

Данная программа дает возможность проявить свои знания в целостном подходе к окружающему миру и человеку в нем.

Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

Место предмета в базисном учебном плане

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан спецкурс внеурочной деятельности «Химический калейдоскоп». Данный спецкурс может быть использован как кружок, факультатив, проектная деятельность. Он ориентирован на учащихся 5-ых классов, то есть такой возрастной категории, где заинтересованность и стремление познания окружающего мира имеет наибольшее значение, чем в последующие годы развития и формирования информационного пространства, а специальных знаний еще не хватает. В современном мире человек не может игнорировать прогресс науки, в том числе и успехи химической технологии, где создаются всё новые и новые вещества, с которыми он контактирует, и вследствие этого должен уметь обращаться с ними. Данные основы компетенции закладываются на ранних этапах в учебном процессе, на что и нацелен созданный спецкурс.

Общая характеристика учебного предмета

Программа предусматривает, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о них. Чем быстрее ребята вступят на дорогу исследования и познания научной картины мира, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими и успешными специалистами. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.

Данная программа может быть использована в рамках внеурочной деятельности.

Внеучебная деятельность с учащимися начальной школы и в школе полного дня организована для обеспечения досуга, который позволит удовлетворить познавательные интересы школьников, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня.

Изучение курса природоведения (III-IV классы) несет детям элементарные знания по дисциплинам естественно-научного цикла о предметах и явлениях природы, знакомит их с реальными проблемами экологии, дефицита сырья, энергии и др.

Между курсом природоведения и курсом химии у учащихся происходит адаптация к научной деятельности, формирования принципов самостоятельной работы. Проясняется связь между предметами: биология, физическая география, физика и химия, история. В период между начальной школой и VIII классом дети сами пытаются понять и объяснить некоторые факты и явления, потому что у учащихся начальных классов и учащихся среднего звена характерным компонентом психики является познавательная потребность. У детей этого возраста наиболее высокий интерес к происходящим вокруг явлениям, к предметам и веществам, которые их окружают. Если ребенок не удовлетворяет свою потребность в учебной деятельности, он пытается восполнить этот пробел просмотром телепередач, фильмов.

Информация, которая поступает, не всегда понятна детям. Поэтому они обращаются за разъяснением к взрослым, но нет уверенности в том, что эти объяснения будут правильными и научно обоснованными. Если эти понятия объяснены неправильно, то дети приобретают опыт, который не соответствует положениям научных знаний. Такое противоречие между знаниями бытового уровня учащихся начальной школы и знаниями, полученными при изучении отдельных разделов химии, указывает на необходимость и целесообразность введения в младших классах факультативных курсов по химии.

В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых. Содержание рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.



Цели и задачи:

В соответствии с ФГОС учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить планы достижения целей, отстаивать свою точку зрения. Учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных ресурсов.

Структуру внеурочного занятия определяют образовательные, развивающие и воспитательные цели.

Образовательные цели:

Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, чистое вещество и смесь).

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)

Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).

Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.

Развивающие цели:

Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.

Развитие мышления, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Развитие творческих задатков и способностей.

Воспитательные цели:

Продолжение формирования основ экологических и социальных знаний.

Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.

Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
 

Учебно – воспитательные задачи курса:

Развитие устойчивого интереса к курсу химии;

Ознакомление с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);

Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности);

Формирование умений организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в классе, на рабочем месте.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые ребенком результаты являются не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Методы обучения

практические (лабораторные работы, демонстрационные опыты, эксперименты);

коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

сенсорное восприятие (показы учебных фильмов по химии, презентации).



Формы проведения занятий

Интерес школьников к занятиям зависит от разнообразия их форм проведения:

беседа

игра

химическое творчество

занятия-исследования

химический эксперимент

праздничные мероприятия и др.

Система оценки достижения учащихся

Основными критериями оценивания внеурочной деятельности является система самоконтроля и система самооценки, которые включают в себя следующие результаты:

-  усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

-  сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

-  развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

-  сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оцениванию не подлежат:

-  темп работы ученика;

-  личностные качества школьников;

-  своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Планируемые результаты обучения

Уровни воспитательных результатов


 

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Образовательные результаты

После изучения данного курса обучающиеся приобретают знания:

Что изучает химия?

Историю развития химии.

Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева.

Правила техники безопасности обращения с веществами.

Химическая посуда и оборудование.

Химические элементы, символику.

Признаки химических реакций.

Химические уравнения.

Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д.

Влияние человека на природу.

Круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре

Важнейшие классы веществ и области их применение: оксиды, гидроксиды, кислоты и соли.

Обучающиеся приобретают умения:

Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.

Работать с химическим оборудованием.

Планировать и проводить эксперименты.

Отличать физические явления от химических. Описывать явления.

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества; массовую долю элемента в веществе.

Расставлять коэффициенты в уравнениях реакций и определять тип реакции.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские и игровые задания, практикумы.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.


 

Основные виды деятельности обучающихся во внеучебной деятельности


 

БЕСЕДА

Знание детьми некоторых предметов и явлений окружающего мира позволяет сделать вывод об их готовности к восприятию информации подобного рода.

На занятиях достаточно подробно изучается вода. Вводятся понятия вкуса, цвета, запаха, температур кипения и замерзания воды, ее прозрачности, солености морей и океанов; объясняется образование облаков, дождя, града, туманов, росы, снега. Даются представления о глинах, песке, гальке, граните, известняке, каменном угле, о кислотных дождях и избытке углекислого газа, который вызывает изменение климата. Формируются умения наблюдать, отвечать на вопросы, выделять характерные и общие признаки, сравнивать, объяснять, делать простые выводы, доказывать, заполнять таблицы и схемы.

Многим школьникам известно о таких газах, как кислород, азот, углекислый газ, хлор, водород. Известно им и то, что водопроводная вода нуждается в фильтровании и т.д.

Результаты беседы в качестве коротких выводов ученики фиксируют в рабочих тетрадях или картах индивидуальной работы.

ИГРА

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится доминирующей, но игра, которая была основным видом деятельности до школы, не теряет своей актуальности. Усвоение новых понятий и терминов в знакомом виде деятельности, т.е. в игре, происходит легче.

Например, на занятии «Как выглядят вещества» дети повторяют три агрегатных состояния вещества. Они приводят примеры газов, жидкостей, твердых веществ, а затем строятся в классе в том порядке, которое соответствует расположению частиц в данном агрегатном состоянии. Поскольку частицы в твердом веществе расположены очень близко друг к другу, ученики становятся в тесный строй по два-три человека. Чтобы показать жидкое состояние, дети образуют хороводы по несколько человек на небольшом расстоянии друг от друга. Газообразное состояние дети показывают беспорядочной ходьбой на удаленном расстоянии друг от друга. В качестве закрепления материала ведущий называет знакомые детям вещества и предметы, а ученики изображают модель их агрегатного состояния.

В дальнейшем знания, полученные в игровой форме, дети успешно переносят на учебную деятельность.

ИССЛЕДОВАНИЕ

С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент.

Казалось бы, для работы такого курса необходима богатая материальная база химического кабинета школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.

Занятия-исследования проводятся, когда изучена тема, которой было посвящено несколько занятий. На таких занятиях ученики с помощью лабораторных опытов проводят анализ вещества, делают простые выводы. Например, на занятии «Химия съедобная и несъедобная» каждый ученик получает штатив с пробирками, в которых находятся одинаковые по внешнему виду, но разные по составу жидкости. Задача состоит в том, чтобы при помощи индикатора определить, в какой из пробирок находится раствор лимонной кислоты, а в какой – раствор питьевой соды.

Для записи результата исследования дети используют таблицы наблюдения, заполненные на предыдущих занятиях, и записывают выводы в рабочие тетради.

ХИМИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

На занятиях химического творчества ученики делают рисунки на химическую тему. Можно организовать небольшую галерею работ художников химического кружка, выпустить школьную газету по сочинениям детей.


 


 

Программное и учебно-методическое обеспечение.

Программа

УМК

для учителя (дополнительная литература)

Программа курса химии для 3-6 классов общеобразовательных учреждении/авторы курса Трошина М.С., Исмагилова Н.Н.

Программа курса химии для 5-6 классов общеобразовательных учреждений А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С. Понтак. – Дрофа. - 2011 г

1. Методическое пособие для учителя химии «Внеклассная работа по химии в начальной школе» / Трошина М.С.

2. Методическое пособие для учителя химии «Учимся играя!» / Трошина М.С.

3. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5—6 классы.

Методическое пособие.

Распределение учебного времени по темам

Наименование

тем

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

до

зачет

1.

Химия – наука о веществах.

1

1

1

1

0

2

Вещества вокруг нас

1

1

1

0

0

3

История становления химии

1

1

1

0

1

4

Химия элементов

1

1

0

1

0

5

Моделирование

1

0

0

0

1

6

Мир веществ.

1

1

1

0

0

7

Химический калейдоскоп

1

0

0

1

0

Содержание НРЭО

Содержание школьного образования по химии включает изучение национально-регионального компонента. Областным базисным планом общеобразовательных учреждений предусмотрен объем учебной нагрузки, отводимой для изучения национального компонента содержания образования. Это составляет примерно 10% учебного времени и составляет 42 мин. в 5 классе. Содержание регионального компонента составлено на основе «Методических рекомендаций по использованию национально-регионального компонента в содержании учебного курса «Химия» (Письмо Министерства и науки Челябинской области от 03.08.2009 г. №103/3431)

 

5 класс

урока

НРЭО

Тема урока

Содержание НРЭО

Количество минут

1

1

Химия – наука о веществах.

Полезные ископаемые Челябинской области. Значение химии в жизни региона (продукция промышленных предприятий - экономическая мощь региона, выбросы промышленных предприятий - экологические проблемы).

5

2

2

Вещества вокруг нас

Превращения веществ, происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности человека

15

3

3

История становления химии

Основные направления развития современной химии

10

4

4

Химия элементов

Железо. Производство чугуна и стали на ОАО «ММК». Роль железа в жизнедеятельности организм.

Углерод как один из важнейших химический элементов в жизни.

Углерод как простое вещество. Запасы Челябинской области. Его применение в жизни..

10

5

5

Моделирование

Молекулы и атомы. Центры атомной промышленности области – г. Снежинск и Озерск

2

Всего

42

 

 

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Химический калейдоскоп» являются:

—развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

—воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

—формирование личностного отношения друг к другу и к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

—освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка

выводов и т. п.);

—формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса являются:

—освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

—формирование элементарных исследовательских умений;

—применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Контрольно-измерительные материалы

Форма контроля

5 класс

Тематический

контроль

Презентации по усвоенным темам:

Итоговый

контроль

Защита проектов по выбранной теме из курса

Итого

2


 


 

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

 

Виды и формы контроля

Практика

Примечание

(ЭОР)

Освоение предметных знаний

УУД

   

1

 

Химия – наука о веществах.

1

Комплексный

Определение «химия».

Отличие предмета от вещества.

Связь химии с другими науками.

Области применения химии.

Р: целеполагание, планирование и прогнозирование при выполнении ПР №1 и творческого задания «4-ый лишний»

П:

структурирование знаний

Таблица «Могут ли одни и те же предметы быть из разных материалов?»

К:беседа с учителем

ПР №1

Таблица «Могут ли одни и те же предметы быть из разных материалов?»

Стул, скульптура

ДМ «Металлы»

«Неметаллы»

ДО «Змейка»

ПР №1 «Вещества вокруг»

 

2

 

Вещества вокруг нас

1

Комплексный

Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ.

Р: целеполагание, планирование и прогнозирование при выполнении ПР №2

П:

самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний

К:беседа с учителем

ПР №2

Практическая работа №2

«Соль, сахар, лимонная кислота»

Хлорид натрия, сахароза (глюкоза), лимонная кислота

Мир химии (видео)

3

 

История становления химии

1

Комплексный

Алхимия – древнейший прообраз химии. «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимисты в России

Современные направления в химии.

Р: контроль, коррекция и оценка презентаций

П:

самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, структурирование знаний

К:беседа с учителем,

управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка его действий

Самостоятельная работа с текстом

Презентации по выбранным темам

Лабораторная работа «А помним ли?» (среда растворов)

Лимонная кислота, гидрокарбонат натрия, универсальный индикатор (лакмусная бумага)

Презентации

4

 

Химия элементов

1

Комплексный

Вклад великого ученого в развитие химии Структура ПСХЭ, история открытия. Металлы и неметаллы

Р:задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию

Творческое задание «Хим. символы и их названия»

П:знаково-символические действия при работе с ПСХЭ

К: беседа с учителем,

управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка его действий

Творческое задание «Хим. символы и их названия»

ДО «Вулкан»

Фильм ВВС «Элементы» (частичное просматривание)

Заветные мысли Дмитрия Менделеева (видео) Менделеев и периодический закон химических элементов (видео

5

 

Моделирование

1

Комплексный

Создание объемных моделей атомов и молекул.

Р:задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата

П:рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

при моделировании молекул

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Творческое задание «Кристаллическая решетка» хлорид натрия, вода, алмаз, графит

Презентация (моделирование молекул)

 

6

 

Мир веществ.

1

Комплексный

Состав и строение простых и сложных веществ.

Р: целеполагание, планирование и прогнозирование при выполнении ПР №3 и виртуальной лаборатории

П:

структурирование знаний

Таблица «Могут ли одни и те же предметы быть из разных материалов?»

К:беседа с учителем

Знакомство с образцами простых и сложных веществ

Практическая работа №3 «А что это?»

Виртуальная лаборатория

 

7

 

Химический калейдоскоп

1

Урок-игра

Творческая мастерская

(универсальный урок)

Р: целеполагание, планирование и прогнозирование при выполнении ПР №3 и виртуальной лаборатории

П:

структурирование знаний

Таблица «Могут ли одни и те же предметы быть из разных материалов?»

К:беседа с учителем

 

Виртуальная лаборатория

 
                   

Примерные темы проектов и творческих работ

№ п/п

Тематика проектов и творческих работ

 

Алхимия: мифы и легенды (исследовательская работа)

 

Кристаллические решетки. Конструкторские решения (проектная работа)

 

Молекулярная кухня (проектная работа)

 

Гидрофобные свойства веществ. Лизун. (проектная работа)

 

Индикаторы: чудное слово или чуднОе? (исследовательская работа)

 

Вода! (исследовательская работа)

 

Батарейка. Устройство. Применение. (исследовательская работа)

 

Реакции вокруг нас (исследовательская работа)

 

Реакции внутри нас (исследовательская работа)

 

О, гелий! Почему ты стремишься вверх? (исследовательская работа)

 

Химический состав вселенной (исследовательская работа)

 

Углекислый газ (исследовательская работа)

 

Белое на черном (мел) (исследовательская работа)

 

Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева (исследовательская работа)

 

Силикатные сады (проектная работа)

 

Перекись. Установление химического состава. (исследовательская работа)


 


 


 


 

Методическое обеспечение

5 класс

Перечень демонстрационных и лабораторных опытов

Д.О. «Признак химических явлений – изменение цвета».

Д.О. «Отстаивание воды с химическими примесями (глина, песок)»

Д.О. «Изготовление фильтров, фильтрование»

Перечень практических работ

П.р. №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

П.р. №2. Знакомство с химической лабораторией.

П.р. №3. Признаки и условия химических реакций.

П.р. №4 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров.

Перечень оборудования

1. Пробирки пластиковые

2. Штативы для пробирок

3. Фарфоровая посуда: ступка с пестиком, выпаривательные чаши, тигель, стакан.

4. Пластиковая воронка

5. Стеклянная посуда: колбы, пробирки, стаканы, стеклянная палочка, мерный цилиндр.

6. Фильтр белая лента

7. Зажим для пробирок.

8. Спиртовка.

9. Лабораторный штатив.

Список учебно-методической литературы

      1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: «Дрофа». 1995.

        Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя химии 8 класс. М.: «Дрофа». 2002.

        Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 9 класс. М.: «Дрофа». 2002.

        Габриелян О.С., Остроумов И.Г. "Введение в химию вещества" 7 класс. Учебное пособие для образовательных учреждений - Москва "Сиринъ према" 2006.

        Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебин А.К."Химия. Вводный курс" 7 класс. Учебное пособие - Москва "Дрофа" 2006.

        Гара Н.Н., Зуева М.В. Школьный практикум.

        Гроссе Э., Хвайсмантель. Химия для любознательных. Л.: 1987.

        Примерные программы по учебным предметам. Химия : 8-9 классы : проект. – М. : Просвещение, 2011.

        Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия 8-11 классы. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2000.

        Столяренко Л.Д. Основы педагогики Ростов-на-Дону: «Феникс». 1999 г.

        Штремплер И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы. М.: 1993.

        Шукайло А.Д. Тематические игры по химии М.: «Сфера». 2003.

        Химия 8-9 классы М.: «Дрофа». 1999.

        Трошина М.С. Внеклассная работа по химии в начальной школе. Методическое пособие для учителя химии. М – Магнитогорск: МАОУ «Многопрофильный лицей №1», 2011 – 36 с.

        Трошина М.С. Учимся, играя!!! 7-11 класс. Методическое пособие для учителя химии. – МОУ «Многопрофильный лицей №1» Магнитогорск 2009 год. – 45стр.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.