Художественно-речевая деятельность, как первоначальная ступень речевого творчества дошкольников.

4
1
Материал опубликован 11 July

Детское художественное творчество рассматривается как действенный и активный путь освоения детьми окружающей действительности. О. С. Ушакова утверждает, что творческая деятельность способствует развитию самых разнообразных художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов.

Развитие словесного творчества включает все направления над словом- лексическое, грамматическое, фонетическое.

Современные исследования раскрывают развитие творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Считается, что творчество, как сложный вид деятельности, только зарождается в старшем дошкольном возрасте. Для его зарождения требуются определённые условия и предпосылки. Однако, речетворчество – это особый вид деятельности. Оно проявляется намного раньше. В раннем детстве ребёнок осваивает речь. Сначала выступает потребность в номинативной функции речи. Ребёнок учится обходиться знаковым обозначением окружающих предметов. По мере накопления опыта, словарного запаса, усложнения собственной деятельности, возникновения потребности выразить свои требования, пожелания, он осваивает все стороны речи одновременно. Человек, осваивая родной язык, не изобретает новых форм слов, морфем, пользуется готовыми грамматическими конструкциями. Но освоение речи происходит через экспериментирование, через «намеренные» ошибки. В ходе творческого экспериментирования ребёнок усваивает языковые нормы, развивает языковое чутьё, приобщается к культуре своего народа, усваивает духовные ценности.

Корней Иванович Чуковский, автор популярных стихов и сказок для детей, занимался исследованием детской речи. Чуковский считал, что активное освоение родного языка, и вместе с тем проявление словотворчества происходит в период дошкольного детства. В своей книге «От двух до пяти» автор обращает внимание на особенности детской речи. Так Чуковский подмечает, что в возрасте от двух лет дети активно ищут смысл слов, и все непонятные слова самостоятельно наполняют значением  (вазелин – мазелин, компресс – мокресс). В отличии от взрослых, отмечает Чуковский, детям свойственна свежесть восприятия речи. Ведь для них слова – это ещё не познанный мир. Поэтому иногда у детей возникают яркие ассоциации, иногда нелепые картинки. Представьте реакцию ребёнка на выражение: «Она собаку съела на этом деле». Речи детей свойственно отражение динамичности (часики – часикают, ёлка – обсвечкана). Ещё долгое время мы наблюдаем явление, когда слово и предмет в понимании ребёнка, неразделимы. Но это свойство в то же время помогает ребенку чувствовать ритм и эмоции содержания слова.

Итак, главной целью речевого воспитания является творческое освоение ребёнком норм и правил родного языка, умение гибко их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.

Комментарии

Не хватает списка источников...

13 July